Закон о бухгалтерском учете в 2020 году: изменения и основные положения

Закон о бухгалтерском учете в 2020 году: изменения и основные положения

Из этой статьи вы узнаете, какие нововведения и изменения предусмотрены в законодательстве в отношении бухгалтерской отчетности в 2020 году. Сразу скажем, что изменений довольно много и они носят основополагающий характер.

Новые формы отчетности

Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н внёс многочисленные изменения в приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н (далее — приказ № 66н), которым утверждены сами формы бухгалтерской отчетности организаций.

Поправки связаны с внесением изменений в:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ФЗ о бухучете (с 2020 г. ФНС формирует и ведет единый госреестр бухотчетности).

Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.

Изменения, общие для всех форм

Поправки есть в заголовочной части всех форм отчетности.

Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.

Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).

Последний показатель исключен из форм.

Изменения в отчете о финрезультатах

Строка 2410 получила новое название — «Налог на прибыль», где убрали слово «текущий».

Из формы исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Одновременно появились новые строки:

  • налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
  • 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
  • 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).

Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)

  • РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
  • РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
  • НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

То есть, это строки 2400 2510 2520 2530.

Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).

Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.

Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.

Что изменилось в упрощенном отчете о финрезультатах

В строку «Налоги на прибыль (доходы)» теперь необходимо включать текущий налог на прибыль и отложенный налог.

Это изменение в отчете о финансовых итогах необходимо применять с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение использовать его и раньше.

ФНС России рекомендовала следующие машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности:

  • форма КНД 0710099 — кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 — кто отчитывается по упрощенным формам.

Кроме того, под шапкой баланса добавлена строка для отметки об обязательном аудите годовой отчетности. Этот блок выглядит так:

Закон о бухгалтерском учете в 2020 году: изменения и основные положения

Если аудит обязателен, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Поскольку аудит касается только годовой отчетности, в промежуточной отчетности в 2020 году нужно всегда ставить отметку рядом с «НЕТ».

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. С отчетности за 2019 год он вправе подписать электронную бухотчетность при помощи ЭЦП. Такое изменение в Закон о бухучете (уточненная редакция ч. 8 ст. 13) внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. Теперь у главы компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

Отметим, что ранее бухотчетность признавали составленной только после того, как руководитель подписал ее именно на бумаге.

Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Уточнения относительно составления бухотчетности

Статья 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухотчетность организации может быть составлена:

  1. на бумажном носителе;
  2. в виде электронного документа;
  3. на бумажном носителе и в виде электронного документа.
  1. При этом независимо от того, в каком виде она составлена, она признается официальной отчетностью организации.
  2. Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.
  3. Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Главный бухгалтер требует

Cреди названных изменений ключевым, возможно, станет то, которое внесено в ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Сделана попытка конкретизировать ответственность определенных лиц за правильное оформление и составление первичных документов.

Сказано, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Например, в Постановлении АС МО от 24.05.

2017 № Ф05-6421/2017 по делу № А40-154032/16-140-1348 судьи трактовали это положение следующим образом: своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы, то есть руководитель, главный бухгалтер или уполномоченные ими лица.

В части 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ указано также, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

На главного бухгалтера, например, такое освобождение не распространяется, что можно понять как его обязанность все-таки контролировать наличие названного соответствия и нести ответственность, если несоответствие допущено. Хотя не стоит ждать от судей формального следования этому правилу, ведь очевидно, что у главных бухгалтеров довольно ограниченные возможности, чтобы указанное соответствие контролировать в полной мере.

Видимо, чтобы расширить эти возможности, Федеральным законом № 247-ФЗ в ч. 3 ст.

9 Федерального закона № 402-ФЗ и внесено изменение, согласно которому главный бухгалтер вправе устанавливать требования (оформляя их письменно), обязательные для иных работников экономического субъекта.

Такие требования могут касаться соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухучета.

Не вполне понятен практический смысл новой нормы.

Что будет, если работник не выполнил письменное требование главного бухгалтера? Будет ли последний освобожден от ответственности в случае, например, того же несоответствия первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни?

Должен ли главный бухгалтер сообщить о невыполнении его требований руководству экономического субъекта? Обязано ли оно принять некие меры по исправлению ситуацию? Что мешало всем этим должностным лицам аналогично поступать и ранее?

Как вообще указанные требования будут доводиться до работников – при поступлении на работу, под подпись?

Все эти вопросы не находят ответа и каждый экономический субъект должен будет решать их самостоятельно.

Вносить исправления в утвержденную отчетность нельзя

Частью 9 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, правом собственника имущества унитарного предприятия является утверждение бухгалтерской отчетности этого предприятия (пп. 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Источник: https://buhuchet-info.ru/buhgalterskiy-uchet/3047-chto-izmenitsa-v-buhotchetnosti-v-2020.html

Требования к бухгалтерскому учету в 2020 году

15.05.2018

Все организации, вне зависимости от того, являются они коммерческими или государственными, обязаны вести бухгалтерский учет.

Специалисты контролируют все приходно-расходные операции в конкретной компании. Все нюансы их деятельности устанавливает закон о бухгалтерском учете в 2020 году.

Федеральный закон «О бухучете» в 2020 году: официальный текст и изменения

ФЗ 402 был принят федеральным парламентом в 2011 голу. Действующий законопроект определяет, что такое бухгалтерский учет и отчетность, а также устанавливает, какие требования должны предъявляться к финансовой деятельности организаций. В правовом документе используются и рассматриваются следующие понятия:

  • бухгалтерская отчетность определяется, как сведения о финансовом состоянии конкретной компании;
  • стандарт бухгалтерского учета – это документ, регламентирующий правила ведения финансовой отчетности;
  • отчетный период представляет собой срок, в течение которого должна быть оформлена отчетность;
  • государственные ведомства определяются, как муниципальные структуры, которые оказывают воздействие на финансовую деятельность.

Последние изменения в федеральный законопроект были внесены в 2017 г. Некоторые разделы правового документа были дополнены новыми формулировками, а также видоизменены.

Поправки, внесенные в законодательство

Депутаты Государственной Думы не один раз вносили поправки в действующее законодательство. Правовой акт, определяющий требования к ведению бухгалтерской отчетности, также постоянно дополняется и изменяется. Действующая редакция законопроект была принята в 2017 году. Тогда парламентарии внесли некоторые изменения в документ. В значительной мере они коснулись 21 статьи.

Одобрили следующие правки:

  • в 1 часть внесли новый пункт. К официальному перечню документации, которая относится к бухгалтерской отчетности, добавили нормативные документы Центрального Банка России;
  • 5 пункт изложили в новой редакции. Согласно принятым нормам, применение государственных стандартов теперь не предусмотрено для планов счетов бухгалтерского учета и некредитных банков (в предыдущей редакции условие действовало только для кредитных);
  • внесли изменения в 6 часть. Теперь нормативные акты Центробанка управляют планами счетов бухгалтерского учета, а также процедурой их использования, группировкой, способами предоставления сведений;
  • 15 часть дополнили некоторыми ссылками на 6 часть той же статьи. При этом указано, что они не должны входить в противоречие со стандартами Центрального Банка России. Нормы действуют и в отношении рекомендаций, которые касаются бухгалтерской отчетности и прочих правил для финансовых организаций.
Читайте также:  Отказ от наследства: как правильно отказаться, образец заявления, право

Дополнение в ФЗ о бухучете № 402

Также в последнюю редакцию внесли дополнения в 1 пункт 1 раздела 23 статьи. В нем установлена ссылка на 6 часть 21 статьи, наделяющей Центробанк обширными полномочиями. Другие поправки касаются 30 статьи. В ней содержится положение, согласно которому требования к бухучету, одобренные Министерством финансов, становятся государственными нормативами.

Читать так же:  Обязательная сертификация

Скачать официальный текст федерального закона о бухгалтерском учете

Закон о бухгалтерском учете в 2020 году: изменения и основные положения

Многочисленные поправки в действующее законодательство привели правовой акт в соответствие с остальными юридическими документами. Лицам, работающим в финансовой сфере, следует более подробно изучить положения законопроекта. Для этого предлагаем скачать закон о бухучете по следующей ссылке.

В законодательстве установлены требования к бухгалтерской отчетности, которые надлежит соблюдать всем компаниям. Правила ведения бухучета и сроки его оформления также предусмотрены в действующей редакции закона.

Источник: https://zakonoved.su/trebovaniya-k-buhgalterskomu-uchetu.html

Изменения в бухгалтерском учете

Закон о бухгалтерском учете в 2020 году: изменения и основные положения

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

№ 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, СГС “Концептуальные основы”. С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”.

Рассмотрим наиболее интересные его положения.

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Пунктом 9 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности.

Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п.

27 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Согласно СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом “Красное сторно” и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

Бухгалтерская отчетность

Источник: https://kinogirls.ru/izmeneniya-bukhgalterskom-uchete/

Что нового в бухучете с 2020 года

Изменения, которые ждут бухгалтеров в 2020 году, связаны с двумя основными направлениями. Это изменение форм бухгалтерской отчетности и изменения стандартов бухгалтерского учета.

Итак, обо всем по порядку.

Изменения форм бухгалтерской отчетности

С 01.01.2020 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и хорошая новость заключается в том, что большинству организаций бухгалтерскую отчетность больше не придется сдавать в статистику.

Наконец-то заработает принцип «одного окна» и этим окном станет ФНС, которая будет собирать отчетность. Исключением данного порядка сдачи бухгалтерской отчетности станут организации, имеющие в своей отчетности сведения, отнесенные к гостайне и некоторые другие организации в случаях, установленных Правительством РФ.

При этом сроки сдачи отчетности не изменятся.

На основании собранной бухотчетности ФСН сформирует информационный ресурс, к которому будет предоставлен доступ заинтересованным лицам. Предоставление информации будет платным, за исключением гос. органов, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ.

Еще одно существенное изменение касается самих форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Здесь внесены изменения, касающиеся как заголовочной части форм отчетности, так и непосредственно самих форм.

В частности, в заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» слово ОКВЭД заменено на ОКВЭД.2 — фактически применяемый классификатор видов экономической деятельности.

Исключена возможность использовать в качестве единицы измерения миллион. Теперь вся отчетность будет составляться в тысячах.

Это сделано для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей отчетности от периода к периоду и привести к единообразию отчетность всех предприятий.

Обратите внимание, что в форму бухгалтерского баланса добавлена новая строка:

«Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту [ДА/ НЕТ]».

Здесь нужно будет раскрывать наименование аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора, ИНН и ОГРН или ОГРНИП аудитора, если на момент сдачи отчетности аудит уже проведен и выдано аудиторское заключение. Это значит, что теперь на этапе составления отчетности появится некий маркер, на основании которого будет фильтроваться отчетность, подлежащая обязательному аудиту.

Напомним, что аудиторское заключение представляется вместе отчетностью или в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5. ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В Отчете о финансовых результатах заменены строки:

Текущий налог на прибыль ( ) ( )
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
Изменение отложенных налоговых обязательств
Изменение отложенных налоговых активов

на:

Налог на прибыль
в т.ч.текущий налог на прибыль ( ) ( )
отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

В отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств и отчете о целевом использовании средств изменились коды по ОКУД:

Форма бухгалтерской отчетности Старая форма по ОКУД Новая форма по ОКУД
Отчет о целевом использовании средств 0710006 0710003
Отчет об изменениях капитала 0710003 0710004
0710023 0710004
Отчет о движении денежных средств 0710004 0710005
0710004 0710005

Изменения положений по бухгалтерскому учету

Кроме форм отчетности вступают в силу и начинают действовать с отчетности за 2020 год Приказы Минфина России от 20.11.2018 N 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02», от 04.12.

2018 N 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000» и от 02.07.

2002 N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02», но организации могут принять решение и применять стандарты уже сейчас.

Изменение ПБУ 18/02

  • Конечная цель изменений российских стандартов бухгалтерского учета — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО, в данном случае МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
  • Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учета расчета налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.
  • Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учете в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчете налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Ранее ПБУ 18/02 указывало на то, что налогооблагаемые и вычитаемые разницы имели каждые свою природу образования. Теперь же природа возникновения временных разниц единая, и только результат к которому она приводит говорит о том какая это разница: налогооблагаемая или вычитаемая.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчетный период формирует отложенный налог на прибыль.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль.

Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода.

Он складывается из текущего и отложенного налога на прибыль. В связи с данными изменениями ПБУ 18/02 и внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, о чем мы писали выше.

  1. Особое внимание в новой редакции ПБУ 18/02 обращено на порядок раскрытия информации об учете налога на прибыль в бухгалтерской отчётности и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
  2. Так участник консолидированной группы должен отдельно отражать в отчете о финансовых результатах разницу между текущим налогом на прибыль и суммой денежных средств, причитающейся ему исходя из условий договора о создании консолидированной группы и обозначать как ее перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы.
  3. Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчете чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.
  4. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывается порядок формирования отложенного налога на прибыль, в разрезе влияния на этот показатель временных разниц, изменений правил налогообложения или налоговых ставок и признания (списание) отложенных налоговых активов.
  5. Также в обязательном порядке раскрываются величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения, такие как: применяемые налоговые ставки; условный расход (условный доход) по налогу на прибыль; постоянный налоговый расход (доход), а также иная информация, необходимая пользователям отчетности для понимания ее содержания в части расчетов налога на прибыль.
Читайте также:  Покупка машины с рук: порядок действий покупателя, оформление

Изменения ПБУ 13/2000

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Важным изменением в ПБУ 13/2000 стал момент признания государственной помощи к бухучету, теперь ее можно признавать к учету в момент фактического получения денег.

В части учета бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Такие затраты, понесенные за счет бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.

Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.

Конечно же изменения коснулись и порядка раскрытия бюджетных средств в бухгалтерской отчетности. По новым правилам отдельно раскрываются:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
  • б) дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
  • в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
  • г) доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.

Изменение ПБУ 16/02

Изменения, коснувшиеся ПБУ 16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия «долгосрочный актив для продажи».

Долгосрочный актив для продажи, это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи.

Если решение о продаже принято или заключен договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.

Соответствующие изменения внесены в раздел III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

В части учета долгосрочных активов к продаже в пояснениях нужно описать сами долгосрочные активы к продаже, обстоятельства продажи или только намерения, финансовый результат от продажи актива и статью отражения этого результата в отчете о финансовых результатах, а также отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

И напоследок..

6 января 2019 года вступил в силу и начал действовать Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

По общему правилу обязательным новый стандарт станет с отчетности за 2022 год.

Но организация может начать применять стандарт и ранее, предусмотрев это в своей учетной политике и раскрыв такое решение в своей бухгалтерской отчетности.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/490420/

Шпаргалка для бухгалтера в преддверии 2020 года

Конец и начало года – сложный период для каждого бухгалтера: многое предстоит предусмотреть, чтобы сдать отчётность без ошибок. В традиционной новогодней шпаргалке наш главный эксперт Елена Антаненкова рассказала об основных действиях, которые должен предпринять каждый бухгалтер, провожая 2019 год и встречая 2020-й.

В конце года дел, которые должен осуществить бухгалтер для закрытия текущего года и грамотного перехода в новый год, достаточно много. Надо:

  • изучить изменения в бухгалтерских стандартах и Налоговом кодексе РФ и в случае необходимости внести изменения в учётную политику организации на следующий год;
  • провести инвентаризацию активов и обязательств;
  • осуществить переход на более выгодную систему налогообложения, если есть такая возможность;
  • улучшить документооборот и системы внутреннего аудита и многое другое.

Что сделать обязательно всем бухгалтерам в целях бухгалтерского учёта?

Формирование бухгалтерской и налоговой отчётности за 2019 г. в большинстве случаев завершится уже в новом году. Однако в конце текущего года бухгалтерия должна провести ряд важных подготовительных мероприятий.

  1. Изучить изменения в правилах ведения бухгалтерского учёта (ПБУ), которые начнут действовать в 2020 году.

Реформы бухучёта продолжаются. Конечная цель изменений российских стандартов — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО.

С отчётности за 2020 год начнут действовать изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», в ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» и в ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи».

Их необходимо учесть в учётной политике компании на следующий год. Расскажем о каждом подробнее.

ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»

Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учёта расчёта налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.

Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учёте в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчёте налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток). То есть, по новым правилам, природа возникновения временных разниц стала единой, и только результат, к которому она приводит, будет определять, какой она станет: налогооблагаемой или вычитаемой.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчётный период сформирует отложенный налог на прибыль.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточнено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчёте о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчётного периода.

Он складывается из текущего и отложенного налогов на прибыль. Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчёте чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.

В связи с данными изменениями в ПБУ 18/02 внесены изменения в форму бухгалтерской отчётности «Отчёт о финансовых результатах».

В «Отчёте офинансовых результатах» заменены строки:

Текущий налог на прибыль
в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
Изменение отложенных налоговых обязательств
Изменение отложенных налоговых активов

на:

Налог на прибыль
в т.ч.
текущий налог на прибыль
отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

Новая форма начнёт представляться при составлении отчётности за 2020 год.

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Изменения, коснувшиеся ПБУ16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность». Они внесены Приказом Минфина России от 05.04.2019 №  54н.

Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия «долгосрочный актив для продажи».

Долгосрочный актив для продажи — это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи.

Если решение о продаже принято или заключён договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного (на счета 10 или 41) и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20191209103419-shpargalka-dlya-bukhgaltera-v-preddverii-2020-goda

Должен знать каждый бухгалтер: что изменится в стандартах бухучета в 2020 году

31.01.2020

К изменениям по двум направлениям следует готовиться бухгалтерам и людям, чья профессия связана с управлением финансами. Новшества бухучета в 2020 году коснутся международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ).

Теперь обо всем подробнее.

7 главных изменений в РСБУ и МСФО

Принятый либо измененный документ Суть изменения
1 Федеральный закон от 28 ноября 2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» От необходимости сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику избавят большинство компаний. Эти обязанности возьмет на себя ФНС. Она выступит в роли «единого окна»: соберет всю отчетность и предоставит доступ к ней заинтересованным пользователям.
2 Приказ Минфина России от 19 апреля 2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 1. В заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» классификатор ОКВЭД поменяют на ОКВЭД.2. 2. Будут упразднены миллионные значения в отчетности. Все измерения будут составляться в тысячах. 3. Новая строка появится в форме бухгалтерского баланса: «Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту [Да/Нет]», а в отчете о финансовых результатах заменят строки.4. Претерпят изменения коды по ОКУД в отчетах о движениях в капитале, движении денежных средств и целевом использовании средств.
3 Приказ Минфина России от 20 ноября 2018 № 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 Отложенные налоги будут рассчитываться балансовым методом, а «Налоги на прибыль» приведут в соответствие с МСФО (IAS)12.
4 Приказ Минфина России от 4 декабря 2018 № 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000» В соответствие с МСФО (IAS) 20 приведут «Учет государственной помощи». Изменения коснутся части момента признания государственной помощи и части бюджетных средств на капитальные затраты.
5 Приказ Минфина России от 5 апреля 2019 № 54н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02». «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» приведут в соответствие с МСФО (IFRS 5). Появится новый вид актива — долгосрочные активы для продажи.
6 Поправка в МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов». Определение бизнеса уточнят и добавят иллюстративные примеры.
7 Поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Изменения затронут определения существенной информации.
Читайте также:  ​​права коллекторов по новому закону 2020: могут ли звонить и приезжать домой

Планируется и ряд других изменений. Так, с 1 января 2021 года МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» заменят новым МСФО (IFRS) 17. А начиная с отчетности за 2022 год, вступит в силу разработанный на основе МСФО (IFRS) 16 «Аренда», новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина России от 16 октября 2018 года № 208н.

Не исключено, что нововведения применят значительно раньше.

Меры по реформированию призваны максимально приблизить российские системы бухгалтерского учета РСБУ к МСФО. За последние 20 лет в этом направлении велась огромная работа, однако различия остаются. Их можно разделить на концептуальные и различия на уровне стандартов. Остановимся на концептуальных различиях подробнее, поскольку они наиболее значимые.

Концептуальные отличия РСБУ и МСФО

Критерий сравнения РСБУ МСФО
1 Функции финансовой отчетности Информационная функция и контроль Функция прогнозирования финансовых показателей, деятельности компании и ее стоимости
2 Критерий достоверной отчетности Следование правилам, установленным в нормативных документах по бухгалтерскому учету Применение общепризнанных принципов формирования и раскрытия информации
3 Основной критерий признания активов Юридическое право владения Концепция контроля
4 Оценка активов и обязательств Первоначальная (историческая) стоимость Справедливая стоимость

Международные стандарты финансовой отчетности призваны наиболее корректно отразить экономическую суть операций.

Она предоставляет больше вариантностей и свободы при отражении финансового результата, дает больший набор решений по тем или иным операциям, позволяет выбрать одну из концепций развития. В этой разносторонности и основная сложность работы с ней.

Практика применения МСФО зависит от характера бизнеса и стратегии развития. Смотрите образец финансовой отчетности МСФО на примере ПАО «НК «Роснефть».

А вот пример отчетности по РСБУ той же компании. Обратите внимание, она составлена строже. В РСБУ присутствует свод обязательных правил для построения отчетов. Они утверждены Минфином РФ.

В России действует модель законодательного признания МСФО. Она характерная для европейских стран. Такую модель применяют, когда необходимо составить консолидированную финансовую отчетность по МСФО, а для составления индивидуальной бухгалтерской, в основном, используют РСБУ.

Работать по МСФО некоторые российские компании обязывает закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 № 208-ФЗ (редакция от 26.07.2019).

Он распространяется на организации, занятые в сферах кредитования и страхования.

Заполнять финансовую отчетность по МСФО также должны компании, ценные бумаги которых допустили к организованным торгам, включив в котировальный список и ряд других организаций, подходящих под определение закона.

На международную систему можно перейти и добровольно. Многие компании используют МСФО для консолидированной, индивидуальной и даже для целей управленческой отчетности.

Это особенно удобно, если компания ставит своей целью получить займ или кредит, привлечь иностранные инвестиции, получить внешнее финансирование в форме выпуска акций или облигаций.

Внедрение МСФО может сопровождаться рядом сложностей. Одна из них – первая отчетность. При ее составлении можно воспользоваться руководством МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», а также прибегнуть к небольшому алгоритму.

  1. Во-первых, нужно определиться с датой перехода на систему МСФО, а также сроком составления первого отчетного периода. Допустим, отчетный период в вашей компании заканчивается 31 декабря 2019 года. Значит, датой перехода на МСФО будет 1 января 2018 года.
  2. Во-вторых, определяемся со стандартами. Их нужно применить до отчетной даты. К примеру, если в 2018 году компания использовала аренду, а в 2019 — нет.
  3. В-третьих, нужна учетная политика. Ее нужно подготовить для всех периодов, отраженных в МСФО – отчетности, включая начальный отчет.
  4. В-четвертых, определитесь с подходами по ведению учета МСФО. Выявите основные различия между МСФО и РСБУ, выберите метод учета: параллельный или трансформации (для такого метода потребуется разработать трансформационные корректировки), разработайте консолидационные корректировки.
  5. В-пятых, разработайте классификацию элементов отчетности, проведите оценку активов и обязательств. Признайте те из них, которые соответствуют критериям МСФО (например, обязательства перед подрядчиками, аренду), несоответствующие МСФО активы и обязательства исключите. На основании сведений составьте отчет о финансовом положении (в нашем примере на 01 января 2018).
  6. В-шестых, подготовьте комплект для первой отчетности. Он состоит из нескольких документов:
    • двух отчетов об убытках, прибыли и иных совокупных доходах;
    • двух отчетов о движении финансов;
    • двух документов об изменении собственного капитала;
    • трёх балансов (данные должны быть выполнены на дату перехода, начало сравнительного и конец отчетного периодов);
    • примечаниях и сравнительной информации, выполненных в соответствии со стандартами в отношении раскрытия информации.

Переход на международный стандарт финансовой отчетности — процесс не из дешевых, он также требует значительных трудовых затрат от сотрудников.

Организации нужно выбрать и внедрить информационную систему для учета по МСФО, подобрать квалифицированный персонал для подготовки МСФО-отчетности, выстроить функциональные связи между МСФО-подразделением и другими отделами финансового блока, обучить сотрудников изменениям, а также нести расходы на внешнего аудитора. Поэтому предварительно необходимо провести анализ соотношения «выгоды-затраты» от внедрения системы МСФО, а при необходимости привлечь экспертов.

Источник: https://www.fcaudit.ru/blog/chto-izmenitsya-v-standartakh-bukhucheta-v-2020-godu/

Зачем дополнили баланс и что изменится в бухучете в 2020 году

О новой форме балансе и изменениях в бухучете рассказал директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман. 

Зачем в форму баланса ввели строку для обязательного аудита?

В заголовочную часть формы бухгалтерского баланса добавили два реквизита, связанные с аудитом отчетности. Первый — указание на то, что отчетность организации подлежит аудиту. Второй — основные сведения об аудиторской организации.

Появление этих реквизитов обусловлено тем, что изменился порядок представления бухгалтерской отчетности.
С годовой отчетности за 2019 год единственным государственным адресом ее представления будет ФНС.

С 1 января 2020 года ФНС вместо Росстата будет вести государственный ресурс бухгалтерской отчетности организаций. В этом публичном ресурсе сосредотачивается годовая бухгалтерская отчетность практически всех хозяйствующих субъектов.

Причем в случае обязательности аудита отчетности в ресурс включается и аудиторское заключение о ее достоверности. Чтобы организовать сбор аудиторских заключений в государственный ресурс, в баланс ввели указанные реквизиты.

Аудиторское заключение компания вправе сдать в ИФНС до 31 декабря года, следующего за отчетным. Возможно, что на момент сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС компании еще не известен аудитор, которой будет подтверждать отчетность. Как в этом случае заполнить новые строки баланса об аудите?

О том, подлежит ли бухгалтерская отчетность обязательному аудиту, организация знает независимо от назначения аудитора. Поэтому с заполнением этого реквизита трудности отсутствуют.

Что касается сведений о конкретном аудиторе, то в вашем примере данный реквизит останется незаполненным.

После того, как организация определится с аудитором, необходимо будет скорректировать отчетность, представленную в государственный информационный ресурс.

Допустим, организация решила учитывать аренду по новому федеральному стандарту с отчетности за 2019 год. Можно ли применять новые правила перспективно без пересмотра показателей бухгалтерской отчетности за прошлые годы либо нужно произвести ретроспективный пересчет?

Организации обязаны применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. При этом организация вправе принять решение досрочно применять этот стандарт, в том числе с отчетности за 2019 год.

Последствия изменения учетной политики в связи с началом применения стандарта отражаются ретроспективно. То есть как если бы этот стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни.

Однако для ряда случаев в ФСБУ 25/2018 предусмотрены исключения из этого порядка, облегчающие переход на новый порядок учета. Например, организация решила применять стандарт с 2019 года. Она вправе не применять его в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает в 2019 году.

Кроме того, арендатор вправе признать по каждому договору единовременно на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется ФСБУ 25/2018, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

При этом арендатор не признает влияние данного факта на другие объекты учета и не пересчитывает данные сравнительного периода (предшествующего отчетному года).
Обратите внимание, что названные исключения не являются обязательными: организация вправе следовать в своей учетной политике общему ретроспективному порядку.

Информация, связанная с долгосрочными активами к продаже, раскрывается в разных составляющих бухгалтерской отчетности. Величина этих активов отражается в бухгалтерском балансе. В зависимости от существенности информация в балансе представляется в виде отдельной статьи либо в составе прочих активов.

И в первом, и во втором случае речь идет о разделе «Оборотные активы».
Финансовые результаты операций с долгосрочными активами к продаже, то есть прибыль или убыток от продажи этих активов, величина созданного в отчетном периоде резерва под их обесценение, изменения этого резерва организация показывает в отчете о финансовых результатах.

При существенности эти результаты также формируют отдельную статью отчета. Если результат несущественен, то его приводят в отчете в составе соответствующего агрегированного показателя, например, «Прочие расходы» или «Прочие доходы».

В этом случае в пояснениях организация должна указать наименование статьи отчета о финансовых результатах, в которую включен результат, связанный с долгосрочным активом к продаже.

В пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах нужно также включить описание долгосрочных активов к продаже,  фактов и обстоятельств продажи, связанную с этими активами прибыль или убыток, статью отчета о финансовых результатах, в которую ее включили (за исключением случая, когда ее обособленно отразили в отчете).

Источник: https://etoprostobuh.ru/buhgalterskij-uchet/zachem-dopolnili-balans-i-chto-izmenitsya-v-buhuchete-v-2020-godu.html

Ссылка на основную публикацию