У кого могут отобрать ребенка?

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Отобрание ребенка

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

Содержание

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие.

Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Основания для отобрание ребенка из семьи

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи.

Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей.

Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка.

Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент.

В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей.

По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Передача детей органам опеки

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Читайте также:  Когда отключают свет за неуплату по закону РФ?

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угроза
ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,
создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены
на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания
ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции
органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых
находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможности
наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его
физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,
идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим
потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокая
степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение
длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо
оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень
опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом
возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроекту
орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.
И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все
необходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,
родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов
и т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения
ребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальный
подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, что
сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов
опеки.

Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных
продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие
отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда
малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим
органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими
самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто
и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основания
часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе
этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры
по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение
возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если
смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести
отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет
присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время
вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.
Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под
собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны
с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной
ситуации.

Риск
смерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под
«несколько часов»?

Законопроектом
предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой
конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности
всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезное
физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени
находящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как
родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?
Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет
о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются
такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка
рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,
прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или
ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет
рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им
может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –
немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки
процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов
совершения преступления.

Почему
суд закрытый?

Разбирательство
в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,
сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы
присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно
сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была
травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь
разглашение информации о частной жизни.

Как
можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть
обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке
надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.

1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Жалоба
подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Поскольку
судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить
решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,
вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым
причинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное
ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства
и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства
самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения
родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных
лиц.

Если
заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)была
установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения
родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —
орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном
отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожую
процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение
опеки.

Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может
производиться только при участии
прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть
ребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление может
привести к неминуемой гибели ребенка.

Как
будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные
«превышения» и злоупотребления
полномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновники
нарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,
предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,
причиненный незаконными действиями, т.

 е. к ним будут применены меры гражданско-правовой
ответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результате
незаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишение
свободы до пяти лет.

У кого могут отобрать ребенка?

На каких основания органами опеки производится отобрание ребенка, в каком порядке принимаются меры по отобранию, об особенностях рассмотрения в суде дел, связанных с отобранием.

Что понимается под «отобранием ребёнка»?

Непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка является основанием для отобрания ребенка органами опеки у родителей или у других лиц (ст. 77 СК РФ).

Наряду с лишением или ограничением родительских прав отобрание ребенка является одним из видов семейно-правовой ответственности, которую родители могут понести за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Тем самым, с целью защиты интересов ребенка ограничивается его право на совместное проживание с родителями.

Отобрание при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представляет собой меру чрезвычайного и временного характера, проведение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Под непосредственной угрозой следует понимать такое стечение обстоятельств, при которых реально может быть причинен вред его здоровью в случае невмешательства посторонних людей, в том числе и в случае оставления несовершеннолетних детей без присмотра в опасной для них ситуации (см. Решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 29 марта 2016 года по делу 2-3-2016).

В чем заключается процедура отобрания ребенка?

Решение об отобрании ребенка принимается органом опеки и попечительства при администрации муниципального образования по результатам рассмотрения сообщения об угрозе причинения вреда ребенку. Поскольку федеральным законодательством не определена форма, в которой оно выносится, она должна быть утверждена на уровне субъекта РФ (обычно постановление или распоряжение).

Наличие обстоятельств, при которых ребенку может быть причинен вред, устанавливается и отражается в соответствующем акте органа опеки путем обследования жилищно-бытовых условий проживания ребенка, бесед с родителями, иными лицами, с которыми проживает ребенок, а также с ребенком. Важным фактором при оценке угрозы является возраст ребенка.

После принятия акта (постановления, распоряжения) об отобрании ребенка орган опеки должен уведомить об этом прокурора. Ребенок временно направляется к родственникам, а в их отсутствие — в специализированное учреждение. В течение 7 дней орган опеки обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ) либо отмене усыновления.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело в отношении родителей (иных лиц), совершивших общественно опасное деяние, или принести протест на акт, нарушающий права ребенка, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд. Также действия органа опеки могут быть обжалованы в суд родителями ребенка.

Читайте также:  Отказ в отмене судебного приказа

В случае отобрания ребенка у опекуна он отстраняется от выполнения обязанностей во внесудебном порядке.

Как рассматриваются дела об отобрании в суде?

Часто родители или лица, их заменяющие, препятствуют отобранию ребенка. В таких случаях суд принимает решение об отобрании, которое исполняется принудительно в порядке ст.105 Закона «Об исполнительном производстве» и ст.79 СК РФ. Кроме того, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ.

Принудительное отобрание осуществляется только при участи совершеннолетнего дееспособного лица, которому передается ребенок, поэтому орган опеки представляет акт обследования его жилищных условий. При отсутствии такого лица суд направляет ребенка в специализированное учреждение.

Если родители скрывают место нахождения ребенка, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске ребенка. При этом на них возлагаются расходы по совершению исполнительных действий (ч. 5 ст. 65 Закона «Об исполнительном производстве») и обязанность уплатить исполнительский сбор.

В случае создания препятствий судебному приставу необходимо участие представителя органов внутренних дел (п. 2 ст.79 СК РФ, п.4 ст.65 Закона «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, в судебной практике в связи с применением ст. 77 СК РФ имеются дела следующих категорий:

— связанные с оспариванием обоснованности отобрания ребенка, требованиями о компенсации морального вреда и возмещении иного ущерба (см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 29.07.2015 по делу N 33-7221/15);

— связанные с оспариванием назначения предварительной опеки (см. Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 03 ноября 2015 года по делу № 2а-739/2015);

— о привлечении к административной ответственности должностных лиц органов опеки по ст.5.37 КоАП РФ за незаконные действия по передаче ребенка под опеку (попечительство)(см. Постановление Мирового судьи судебного участка № 4 Шахтинского судебного района Ростовской области от 10.11. 2015 года по делу № 5-7-363/15);

— о привлечении к ответственности по ст.293 УК РФ должностных лиц органов опеки и инспекторов отделов полиции за халатность, которая выражается в неисполнении своих обязанностей по своевременному отобранию ребенка и непринятии мер по защите его прав (см. Приговор по делу № 1 – 51/2015 г Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 15 сентября 2015 года).

Версия для печати

В каких случаях органы опеки могут забрать ребенка из семьи

При ненадлежащем уходе за несовершеннолетним или наличии некоторых других причин, может встать вопрос об изъятии ребенка из семьи органами опеки. Этот процесс считается крайне болезненным для всех участников.

Именно поэтому обязательно необходимо наличие существенных обстоятельств, достаточных для применения таких мер. Действия органами опеки производятся в исключительных случаях и должны соответствовать определенным правилам.

Кто отбирает детей у родителей?

Все действия, связанные с определением судьбы несовершеннолетнего, устанавливаются с участием органов опеки и попечительства.

При изъятии могут присутствовать судебные приставы, как орган, исполняющий решение суда. Однако присутствие и участие сотрудников опеки обязательно. Именно они отвечают за соблюдение интересов несовершеннолетнего.

При каких обстоятельствах могут забрать ребенка?

Для возникновения вопросов у органов опеки к семье, обязательно потребуется наличие определенных обстоятельств. В благополучных семьях, где родители занимаются воспитанием и обеспечением собственных детей, такая ситуация вряд ли возникнет.

  • отсутствие родителей, длительное оставление малыша без присмотра;
  • недостаток продуктов питания, содержание несовершеннолетнего в ненадлежащих условиях, отсутствие одежды, игрушек и т.д.;
  • проживание несовершеннолетнего совместно с родителями-алкоголиками, наркоманами;
  • следы побоев у несовершеннолетнего, нарушение его половой неприкосновенности;
  • наличие очевидной угрозы жизни и здоровью малыша.

При каких условиях могут забрать ребенка-инвалида?

При невыполнении законными представителями своих обязанностей по содержанию ребенка-инвалида, существует возможность его изъятия из семьи. Эта процедура осуществляется в стандартном порядке с учетом особенностей развития и здоровья несовершеннолетнего.

Причины для применения подобных мер органами попечительства такие же, как в остальных случаях.

Главной особенностью действий представителей органов опеки является необходимость принимать во внимание состояние здоровья несовершеннолетнего.

Основания для изъятия из приемной семьи

После появления несовершеннолетнего в приемной семье, органы попечительства держат ячейку общества на контроле. Их задача проверять наличие всего необходимого для ребенка и предоставления приемными родителями своих обязанностей.

Изъятие происходит по одной из причин:

  • угроза жизни малыша, применение физической силы;
  • отсутствие продуктов питания;
  • проживание и содержание ребенка в условиях, несоответствующих санитарным требованиям;
  • насилие над ребенком в семье;
  • ограничение в предоставлении образования;
  • злоупотребление приемными родителями алкоголем, наркотиками.

Все причины изъятия из приемной семьи соответствуют стандартным. Однако за приемными родителями наблюдение гораздо более серьезное, чем за биологическими.

Могут ли забрать без решения суда?

В стандартном случае изъятие из семьи происходит при наличии решения суда. Однако возможно временное изъятие несовершеннолетнего, если это соответствует его интересам.

Например, когда ему угрожает опасность и пребывание с родителями наносит вред здоровью и жизни несовершеннолетнего. В этом случае его забирают временно до вынесения решения судом и помещают в специализированное государственное учреждение.

Порядок отобрания ребенка без лишения родительских прав

При выполнении процедуры изъятия несовершеннолетнего из семьи, обычно предусматривается несколько этапов:

  1. получение жалобы от лиц, которые стали свидетелями ненадлежащего обращения с ребенком или имеют соответствующие подозрения;
  2. проверка имеющихся данных;
  3. явка с проверкой по факту качества жизни ребенка, соответствие условий на санитарные и иные нормы;
  4. в зависимости от результатов проверки происходит изъятие или выносится предупреждение;
  5. объясняются родителям, при возможности, результаты действий органов опеки и причины изъятия;
  6. несовершеннолетний помещается в специальное учреждение временно до момента выяснения всех обстоятельств;
  7. судебные разбирательства по поводу окончательного изъятия, лишение родительских прав и т.д.

Прохождение всех этапов зависит от конкретной ситуации, так как каждый случай индивидуален. Необязательно в результате осмотра жилища произойдет изъятие ребенка.

Как вернуть ребенка?

У родителей, еще не лишенных прав на несовершеннолетнего, больше шансов на возвращение его домой. Для этого необходимо добиться соответствующего решения суда.

В качестве доказательств ошибочного изъятия могут служить:

  • показания свидетелей. Например, если в момент визита сотрудников опеки родители находились в нетрезвом виде, то можно доказать, что это единичный случай;
  • характеристики с места работы и учебы ребенка;
  • справки о доходах, как подтверждение финансовой состоятельности и т.д.

Если же родители лишены прав на несовершеннолетнего, то они могут попытаться восстановить их.

Совершенного сценария не существует, так как в зависимости от того, что послужило причиной лишения, необходимо доказать изменения поведения и отношения к чаду. В результате, изъятие несовершеннолетнего из семьи или у приемных родителей осуществляется по определенным причинам.

Органы опеки обычно приходят в семью после заявления свидетелей неадекватного отношения к ребенку и т.д. При вынесении судом решения о лишении прав, у родителя есть возможность восстановить их, но при условии изменения поведения.

+7 (499) 288-73-46

, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 —>

По каким причинам органы опеки могут забрать ребенка

Если органы опеки забирают ребенка – что делать?

Например, если беременная не наблюдалась в женской консультации, родила дома, а потом не стала торопиться с регистрацией ребенка – это может равновероятно означать как то, что она придерживается теории естественного родительства, так и то, что женщина пропустила сроки для аборта и желает избавиться от ребенка после его рождения. «Молчаливый» может свидетельствовать не об осознанной позиции, а о банальном разгильдяйстве. Поэтому правило номер один: не давайте органам опеки лишних поводов приходить в ваш дом.

Если Ваш ребенок занимается в секции карате или бокса – это должны знать школьные учителя; если Вы пользуетесь услугами платного педиатра – поставьте об этом в известность заведующего детской поликлиникой.

Читайте так же:  Льготная пенсия учителям

Если же все же визит произошел, его, опять же, не следует воспринимать его в штыки, как вмешательство в частную жизнь. Но не стоит и вести себя безропотно, если по отношению к вам опека ведет себя не совсем корректно и предубежденно.

Доброе утро

Существует несколько причин, которые дают право инспектору по делам несовершеннолетних забрать ребенка из семьи. Прежде всего, это семьи алкоголиков и наркоманов, в которых дети остаются без должного ухода и присмотра.

После этого у родителей есть два варианта развития событий — либо суд и лишение прав, либо борьба за возвращение ребенка в семью. Семилетнего Вадима трижды забирали из семьи.

Причина всегда одна.

«Родители в состоянии алкогольного опьянения, продукты питания отсутствовали, одежды не было, ребенок напуган»

, — объяснила начальник отделения по делам несовершеннолетних Дмитровского района Инна Теплова.

Три месяца назад родители выиграли суд. Сейчас ребенок снова дома. Каждый месяц семью проверяют полицейские.С семьями алкоголиков или наркоманов все более или менее понятно. Но оказывается это далеко не единственная причина, по которой ребенка могут забрать из семьи.

Еще одна — если семью признали неблагополучной.

Вот только по новому закону об основах социального обслуживания граждан этот ярлык можно повесить едва ли не на любых родителей.

Например, от соседей или из школы. И проверить, в каких условиях живут дети.

И здесь, по словам юристов, бывают откровенные ошибки и перегибы. Например, Витя Воротынцев. Мама говорит, что ребенка забрали, когда у него резались зубы.

Причина — ребенок часто плакал. В доме малютки у малыша развился бронхит, отит и острая кишечная инфекция…Другая шокирующая история из Новороссийска. Чиновники решили, что в семье Тонких родители не могут обеспечить детям нормальные условия для жизни.

В каких случаях органы опеки могут забрать ребенка: порядок изъятия ребенка, правовые последствия

В качестве таковой устанавливается:

  1. Явная угроза жизни несовершеннолетнего.
  2. Серьезная угроза здоровью.
Читайте также:  Эмиграция в германию: способы и список профессий, условия, пошаговая инструкция

Рассмотрим, что подразумевают правоведы под непосредственной угрозой жизни:

  1. Не предоставление ребенку одежды.
  2. Не предоставление достаточного количества пищи. Расчет осуществляется на основании возраста ребенка.
  3. Оставления ребенка без присмотра.
  4. Физическое и/или психическое воздействие на несовершеннолетнего ребенка, которое требует немедленного устранения угрозы, чтобы спасти лицо.

Отнятие ребенка по ст.

77 может быть осуществлено не только в отношении родных родителей, но и прочих лиц, выполняющих функции . Мера наказания носит административный характер. Решение о ее осуществлении принимают сотрудники органов опеки и попечительства.

При осуществлении обязательно составление административного акта. При отнятии ребенка обязательно письменное уведомление Прокурора.

За что и при каких условиях органы опеки могут забрать детей у матери

Это могут сделать в процессе развода, когда будет определяться место жительство ребёнка; из-за постоянного плача малыша, скорее, из мести соседи добродушного характера могут вызвать полицию, ссылаясь на то, что плачь ребёнка слишком частый и его могут избивать.

Этот факт обязательно проверят, но дальнейшая судьба будет определяться из косвенных причин, которые могут «найти» внутри квартиры.

Основной «абсурдной» ситуацией может стать невозможность обеспечения ребёнку получения высшего образования согласно ст. 43 Конституции РФ. Но речь идёт о запрете, а не трудном финансовом положении, когда ребёнка заставляют работать, а не учиться в надежде на материальную помощь. Это граничит с привлечением иждивенца к детскому рабскому труду.

Изъятие детей органами опеки: в каких случаях могут забрать из семьи ребенка и как его вернуть?

Чтобы вернуть ребенка, родителям придется доказывать в суде свою добросовестность и способность удовлетворять потребности несовершеннолетнего и обеспечивать его защиту.

На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда. Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью». Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело.

 Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.

То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.

Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

 Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах.

 И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом. Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона. Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать.

Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки. Сам сдал — сам забрал.

Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.

Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав. И никаких других действий им не приписывается.

А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.

Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет. В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.

Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы. А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией.

Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью».

О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день. Но бывает, что не предупреждают. Например, если у них нет контактов семьи. Или просто не посчитали нужным. Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас. Тогда выходят, конечно, с полицией.

Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты.

С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка. И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени.

 Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.

Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом.

При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.

Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой.

Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы. В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет.

Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. 

Ссылка на основную публикацию