Закупки по 44-фз. поставка программного обеспечения — товар или услуга?

В случае предоставления материальных носителей в лицензионном договоре желательно также выделять их стоимость либо прямо указывать, что стоимость этих материальных носителей включается в лицензионное вознаграждение, поскольку они лишь обеспечивают возможность использования ПО в соответствии с лицензионным договором (см.

письмо Минфина РФ от 25 июня 2008 г. № 03-07-07/70). В случае несоблюдения указанных правил налоговая может доначислять НДС на всю сумму договора у лицензиара (если все услуги указаны в договоре как необлагаемые НДС), а у лицензиата, в свою очередь, не признать вычет по НДС, если в договоре указывается, что все услуги, в том числе предоставление лицензии, НДС облагаются.

Выводы и рекомендации по договорному оформлению импорта ПО

В связи с изложенными выше особенностями у дистрибьюторов часто возникают затруднения с вопросом о необходимости таможенного оформления приобретаемого по договору программного обеспечения.

Здесь интересно отметить разъяснения, данные в свое время Федеральной таможенной службой в Письме от 17 марта 2006 г. N 15-14/8524 «О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет».

В нем ФТС указало, что законодательство «не относит передачу информационной продукции по электронным средствам связи к международному информационному обмену, а под ввозом (вывозом) на (с) территорию(и) Российской Федерации информационной продукции определяет перемещение информации (документов) на материальном носителе…

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенный тариф Российской Федерации не содержат соответственно ни классификационных кодов, ни ставок таможенных пошлин в отношении программного обеспечения или какой-либо иной информационной продукции.

Предлагаем ознакомиться:  Образец договора право собственности после оплаты

С учетом изложенного, действующее законодательство Российской Федерации о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по электронным средствам связи.

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения - товар или услуга?

Таким образом, таможенному оформлению подлежит не информация (компьютерная программа, мобильный контент), перемещаемая в Международной сети Интернет при помощи оптико-волоконной связи или по каналам спутниковой связи, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий указанную информацию, т.е. материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т.п.)».

Указанные в данном Письме нормативные акты прекратили свое действие, тем не менее, логика современного законодательства и правоприменения сохранилась.

Так в настоящее время в Таможенном кодексе РФ под товаром прямо понимается движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации (пп.35 п.1 ст.4 ТК РФ).

Соответственно, таможенное оформление в отношении скачиваемых по сети дистрибутивов программ не выполняется. В то же время при поставке ПО на материальных носителях необходимо соблюдение всех необходимых таможенных процедур.

С точки зрения налогового права реализация права использования программ по лицензионному договору освобождается от уплаты НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в отличие от реализации программного обеспечения как товара по договору поставки, по которому на стоимость товаров начисляется НДС 18%.

В отношении импортируемых товаров НДС также уплачивается в полном объеме. Однако необходимо учитывать, что взимание НДС производится в зависимости от выбранной таможенной процедуры одновременно с уплатой таможенных пошлин. При отсутствии таможенного оформления импортируемого программного обеспечения НДС фактически не удерживается.

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения - товар или услуга?

Тем не менее, в связи с использованием конструкции договора поставки, который по определению относится к операциям с товарами, подлежащими таможенному оформлению при ввозе на территорию Российской Федерации, возникает существенный риск начисления недоимки по НДС, пени и штрафов по результатам налоговой проверки дистрибьютора.

Дистрибьюторские договоры на поставку программ с использованием сети Интернет не соответствуют фактическим отношениям сторон и требованиям российского гражданского законодательства.

Указание в качестве предмета дистрибьюторского договора обязательств по поставке программного обеспечения вводит в существенное заблуждение и приводит к невозможности легального освобождения от российского НДС выплачиваемого вознаграждения, поскольку такой договор не может быть квалифицирован в качестве лицензионного.

Помимо этого такой дистрибьюторский договор не предоставляет дистрибьютору права на использование поставляемого программного обеспечения и его сублицензирование. В связи с этим дистрибьютор лишен возможности заключать с конечными пользователями лицензионные договоры, по которым предоставляется льгота по НДС.

Кроме того, признание дистрибьюторского договора договором поставки создает трудности в применении положений соглашения об избежании двойного налогообложения в части доходов от авторских прав (роялти), поскольку здесь доходы получаются от продажи имущества, а не прав.

В дополнение к договору поставки применяются иные требования налогового и бухгалтерского учета. Для оприходования и списания товара необходимо оформление первичной документации, отличной от документации на предоставление лицензии.

  • Как следствие для подтверждения оснований проведения валютных расчетов по договору обслуживающий дистрибьютора банк может потребовать представить документы, обычно применяемые по международному договору поставки (товарные и товарно-транспортные накладные), а также подтверждение прохождения таможенной очистки.
  • В связи с этим мы рекомендуем проводить локализацию дистрибьюторских соглашений на поставку программ в соответствии с требованиями российского законодательства в зависимости от фактической схемы распространения такого программного обеспечения.
  • Оформление дистрибьюторского договора в виде лицензионного договора позволит исключить приведенные выше гражданские и налоговые риски в полном объеме, а также существенно упростит последующее заключение договоров с конечными пользователями, поскольку уменьшит розничную цену на сумму российского НДС.

Консультантплюс:форумы

Какой же из перечисленных и многих других терминов может быть признан наиболее корректным? Ответ на этот вопрос можно дать только после определения воли сторон и, следовательно, типа договора, который будет ими использован для оформления взаимоотношений. Виды правоотношений в связи с реализацией программного обеспечения Прежде всего, важно уяснить саму суть правоотношений, связанных с реализацией ПО. Согласно ст.

44-ФЗ: можно ли закупать совместно компьютерное оборудование и программное обеспечение

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения - товар или услуга?С.А. Токмина,автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Возможно закупать по 44-ФЗ автоматизированное рабочее место и ПО? И как вместе применять, 1236, 968 и 126н в этом случае?

ОТВЕТ

Федеральный закон от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ): формирование лотов осуществляется заказчиком по своему усмотрению. При этом в силу ч.

3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками конкурентных процедур путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Наиболее безопасный для заказчика вариант — закупать компьютерное оборудование (арм) и программное обеспечение (в т.ч. операционные системы) порознь. В тех случаях, когда это технически невозможно (например, если планируемые к закупке компьютеры в принципе не продаются без операционных систем), заказчику нужно быть готовым доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

ОБОСНОВАНИЕ

Верховный Суд РФ изложил свою позицию по рассматриваемому вопросу в п. 3 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017):

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки.

Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары — компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, — такое объединение соответствует требованиям ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, можно предположить, что допустимо, например, закупать компьютер с операционной системой и недопустимо — с пакетом офисных программ.

Кроме того, при закупке компьютерного оборудования необходимо обратить внимание на запреты, ограничения и условия допуска, установленные в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

Приказом Минфина России от 04.06.

2018 N 126н (далее — Приказ N 126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Что важно, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении к Приказу N 126н и не указанные в нем.

Закупки по 44-ФЗ. Поставка программного обеспечения — товар или услуга?

В ФЗ №44-ФЗ нет прямого указания на то, как применять закон в отношении интеллектуальной собственности, к которой относится ПО. Как трактовать закон и следовать ему?

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

  • — поставка товара;
  • — выполнение работы;
  • — оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
Читайте также:  Как вести себя в случае кражи или утери гос номеров автомобиля?

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжениюинтеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение, прямого указания нет.

Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, – это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг.

Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

  • — договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ;
  • — лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

  • — при подготовке заявки на тендер;
  • — при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара – дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Согласно лицензионному договору о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в установленных договором пределах.

Таким образом, лицензионный договор является договором на оказание услуг, а не договором поставки.

Таким образом, предоставление в первой части заявки конкретных показателей товара, а также информации о производителе, является нецелесообразным, поскольку по своем у смыслу заключение лицензионного договора является услугой.

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником настрану происхождения товара. Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии – дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком – предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

Выходом из этой ситуации является заключение лицензионного соглашения, которое дополнит договоренности в виде приложения к государственному контракту. Также допускается заключение так называемого договора присоединения.

Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра.

В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п.3 ст.1286 ГК РФ).

Источник: http://www.directum.ru

Закупка компьютеров и программного обеспечения

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Закон 44-ФЗ разрешает объединять связанные товары в один лот, в том случае, если это не ограничивает количество участников закупки.

Да, с точки зрения закона 44-ФЗ закупка компьютера с операционной системой (ОС), например, Windows допустима, а уже с приложением Microsoft Office – нет, поскольку этот пакет программ прямой функциональной связи с компьютером не имеют, ведь они не обязательны для его работы, а без ОC он загружаться не будет.

Впрочем, программа Microsoft Word, той или иной версии (из вышеуказанного пакета), например, установлена едва ли на всех компьютерах РФ.

Без нее компьютер работать, конечно, может, но ни одного нормального документа на нем уже не набить.

Так что, если заказчик покупает компьютеры именно для делопроизводства, то Microsoft Word можно считать необходимой программой. Так что, тут как посмотреть.

Однако, статьей 14 закона 44-ФЗ предусмотрены запреты на поставку  из зарубежных стран.

Во-первых, с 1 августа сего года действует постановление правительства №878 (далее ПП-878), которое действует взамен ПП-968. Оно позволяет делать предметом одного контракта только те виды радиоэлектронных изделий, которые включены в утвержденный перечень.

Также на днях на сайте Минпромторга был опубликован реестр радиоэлектронного оборудования российских производителей, о которому заказчик может проверить происхождение того или иного электронного изделия. Сейчас там около 800 наименований.

Поскольку перечни ПП-968 и ПП-878 не совпадают, заказчику надо быть внимательным, чтобы не осуществить закупку, руководствуясь старым перечнем.

Само собой разумеется, что никакие другие товары не могут быть предметом одного лота с компьютерной техникой.

Заказчики, пытающиеся закупать компьютеры одновременно со строительными инструментами, например, обречены на снос ФАСом своих закупок и административный штраф. Поскольку программное обеспечение не относится к радиоэлектронной продукции, то и оно закупаться одновременно с компьютерами не может.

Кроме того, действует еще ПП-1236, устанавливающее запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Закупка иностранного софта, согласно этого постановления, возможна лишь при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета.

Приказ Минфина № 126н утвердил условия допуска иностранных товаров вне зависимости от того в одном иностранном государстве или в нескольких они произведены, при закупке товаров по 44-ФЗ, на случай, если товар иностранный, но заявки не подлежат отклонению в силу того, что-то или иное ПП не применяется

Данный приказ запрещает делать предметом одного контракта, а, следовательно, и включать в один лот товары, входящие и не входящие в перечень, прилагаемый к данному Приказу.

Компьютеры относятся к коду ОКПД2 26.20.15.000. Данный код попадает под действие как ПП-878, так и Приказа №126н, а код программного продукта ОКПД2 58.29.11.000 – нет. Таким образом, коль программное обеспечение тоже является товаром, то закупить его одновременно с компьютерами, не нарушив ПП 878 и приказ Минфина, нельзя.

Что касается предустановленного программного обеспечения, то здесь картина ничем не отличается от закупки отдельных лицензий, поскольку, согласно ПП 1236, запрет действует вне зависимости от формы лицензионного договора.

Некоторые заказчики по ошибке или в силу каких-то своих соображений указывает в извещении и документации не все запрещающие постановления Правительства и приказы Минфина.

Путь это довольно скользкий, поскольку в случае жалобы ФАС выявит все нарушения сразу и уже не важно будет сколько запретов заказчик не указал – один или два. Процедуру заказчику все равно придется повторять. Разве что штраф, налагаемый на аукционную комиссию заказчика в первом случае будет меньше.

Пример аукционной документации с нарушением:

Заказчик в составе одного лота закупал операционную систему Windows 10 32-разрядную и персональные компьютеры. Одним из участников была подана жалоба в ФАС на аукционную документацию.

Комиссия ФАС признала действия заказчика неправомерными, поскольку он нарушил ПП-878, объединив в одном лоте товары, включенные в запретительный перечень и не включенные в него.

Кроме того, комиссия ФАС отметила, что заказчик не ограничил в аукционной документации поставку зарубежного программного обеспечения, которым является ОС Windows несмотря на то, что она входит в запретительный перечень ПП-1236. Заказчик был вынужден приобретать «софт» и «железо» раздельно.

Заказчику следует быть осторожным и при применении Приказа Минфина 126н, ведь если он неправомерно снизит цену контракта на 15%, участник может затаиться и заключить контракт, а потом обжаловать столь дискриминационную меру сразу в арбитражном суде.

Пример закупки компьютера с ОС:

Заказчик снизил цену контракта, который был заключен с победителем аукциона на поставку компьютеров с предустановленной операционной системой Windows 8 на 15%. Участник контракт подписал, а затем обратился в арбитражный суд. Суд признал неправомерность такого дисконта, поскольку программное обеспечение не попадало под действие приказа №126н.

Читайте также:  Увольнение по состоянию здоровья по собственному желанию. Увольнение по состоянию здоровья — основания и особенности оформления

Что же касается вопроса об указании в тендерной документации права участника предложить эквивалент программного обеспечения, вопрос тут неоднозначный

  • Российский эквивалент зарубежного ПО может наличествовать, но если в штате заказчика находятся специалисты, прошедшие курсовую подготовку, и имеющие опыт в работе только с зарубежным программным обеспечением, то их переучивание потребует времени и денег.
  • И если расходы заказчика на переквалификацию закон 44-ФЗ никак не комментирует, то есть это – проблемы самого заказчика, то факт необходимости переквалификации программистов заказчика в принципе может быть принят ФАСом во внимание.
  • Так если, например, срок поставки зарубежной операционной системы 7 дней, а краткосрочная (72-часовая) курсовая подготовка отнимет у программистов почти 3 недели (при типичной длительности курсов 4 часа в день), то он теоретически может обосновать необходимость поставки именно зарубежного программного обеспечения без указания слова «эквивалент» в документации.
  • И обосновать не в вольной форме, а в установленном порядке, c указанием причин несоответствия реестрового программного обеспечения своим требованиям (подтвердить несоответствие характеристик).

При жалобе на документацию, пожалуй, все будет зависеть от решения конкретной комиссии ФАС

Итак, наиболее приемлемый для заказчика вариант, по мнению автора, –раздельная закупка компьютерной техники и ПО (даже операционных систем), хотя это и менее удобно. Заказчику трудно будет доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Например, представить соответствующий документ от официального дилера или дистрибьютора. И здесь теоретически может быть принят во внимание аргумент экономии времени на установку программного обеспечения на компьютеры, особенно если закупается их крупная партия, а у заказчика в штате мало программистов.

Напоследок, нельзя не отметить позицию арбитражных судов по этому поводу. Так, в одном из разъяснений Верховного арбитражного суда было подчеркнуто, что любое программное обеспечение связано с компьютером, так что закупать его без «железа» нет смысла.

 Из чего следует вывод, что объединять компьютеры в одном лоте с программным обеспечением можно, если только это не противоречит закону 44-ФЗ, то есть, не ограничивает конкуренцию.

Доказать этот факт заказчик может тем, что на тендер подали заявки много участников. Поэтому если заказчик всё же решит сэкономить время и закупить компьютеры вместе с софтом, то он должен быть готов к тому что ему придется потом побегать по инстанциям, или надеяться на то что, он не затронет интересы участников, и никто из них на документацию не пожалуется.

Как закупать программное обеспечение | Контур.Закупки

В сфере закупки программного обеспечения действует национальный режим — запрет на приобретение ПО, разработанного в иностранных государствах. Рассмотрим, как правильно проводить такие закупки.

Правила национального режима по 44-ФЗ

Иностранное ПО запрещено закупать с 2015 года постановлением № 1236. Это относится к закупкам, которое проводится по закону 44-ФЗ. Заказчик имеет право закупать программное обеспечение, удовлетворяющее одному из условий:

  1. Оно входит в Единый реестр российских программ, который ведет Минкомсвязи.
  2. Оно входит в аналогичный реестр ЕАЭС. Его также должно сформировать Минкомсвязи.

Еще есть постановление № 325 от 13 марта 2017 года, которое устанавливает дополнительные требования к ПО из российского реестра.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Итак, программы иностранного производства закупать по 44-ФЗ запрещено, причем вне зависимости от способа, а именно:

  • приобретение в электронном виде либо на носителе;
  • аренда, пользование;
  • поставка компьютерной техники с установленным ПО;
  • разработка и доработка такого ПО;
  • приобретение услуг по техподдержке, сопровождению и обновлению, если это повлечет передачу прав на такое ПО заказчику.

Когда и как можно приобрести иностранное ПО

Приобрести иностранные программы или базы данных можно лишь в том случае, если ПО такого класса нет в реестрах — российском или ЕАЭС. Или же оно есть, но не отвечает требованиям заказчика по своим характеристикам. Чтобы закупить такое ПО, необходимо подготовить обоснование того, почему нельзя соблюсти установленный Правительством запрет.

Что должно быть в ТЗ такой закупки, рассмотрим на примере антивирусной программы. Итак, в техзадании нужно указать:

  • объект закупки: услуги по предоставлению неисключительных пользовательских прав на программное обеспечение (продление лицензии на антивирус);
  • ОКПД 2 58.29.50.000 — услуги по предоставлению лицензий на право использовать ПО (берется из классификатора программ для ЭВМ, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от 31.12.2015 № 621);
  • название антивируса;
  • прочие параметры — сколько компьютеров и каких (персональный либо сервер) должно быть защищено, срок продления лицензии.

Обратите внимание! Если закупка ПО производится у единственного поставщика, требования национального режима также должны быть соблюдены. В подзаконных актах не делается каких-либо оговорок насчет неприменения запрета в таких закупках.

Правила закупки по 223-ФЗ

Заказчики по 223-ФЗ могут закупать ПО иностранного происхождения, однако отечественная продукция в приоритете, равно как и ПО из ЕАЭС. Он установлен постановлением Правительства № 925 от 16 сентября 2016 года. Этот приоритет предоставляется следующим образом:

  1. Когда проводится конкурс или иной тип процедуры, где оценивается не только стоимость. Цена заявки с предложением ПО, которое входит в один из реестров, признается уменьшенной на 15%. По остальным критериям изменения нет.
  2. Когда проводится аукцион или иная процедура, в которой критерием служит исключительно цена. Если победила заявка с иностранным ПО, то контракт заключается по цене, на 15% ниже предложенной поставщиком.

Приоритет российскому и приравненному к нему ПО должен предоставляться всегда, за исключением случаев:

  1. Объявлена конкурентная процедура, но она признана несостоявшейся. Закупка произведена у единственного поставщика.
  2. Объявлена конкурентная процедура, однако не подано ни одной заявки с предложением программного обеспечения из обоих реестров.

Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году с ми

Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году.

На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС.

Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки.

Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле.

В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Обязанности закупочной комиссии

С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.

28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц.

Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч.

 1 ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

Читайте также:  Документы при продаже автомобиля физическому лицу

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер.

На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки.

В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица.

Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО.

Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными.

Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Порядок проведения малой закупи 129.1 КБ

Скачать

Закупка товаров в целях исполнения государственного (муниципального) контракта

03 июня 2021 г.

Расширение линейки дополнительных услуг на ЭТП ГПБ

Подробнее

02 июня 2021 г.

Отмена платы с победителя по заказам ПАО «Фортум»

Подробнее

02 июня 2021 г.

ЭТП Газпромбанка и CUSTIS создадут цифровые сервисы для промышленных гигантов

Подробнее

31 мая 2021 г.

Мероприятие в честь 100-летнего юбилея Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия с участием представителей ЭТП ГПБ

Подробнее

31 мая 2021 г.

Персональная страница — Торговый Портал ЭТП ГПБ помогает поставщикам стать заметнее

Подробнее

20 мая 2021 г.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков: 7 советов от эксперта

Подробнее

17 мая 2021 г.

УКЛОНЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ЗАКУПКИ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА

Подробнее

11 мая 2021 г.

ПредприниМАЙ

Подробнее

11 мая 2021 г.

Персональный список заказчиков – новая услуга для поставщиков от Торгового Портала ЭТП ГПБ

Подробнее

30 апреля 2021 г.

Восстановите бизнес после пандемии — «ПредприниМАЙ!» на ЭТП ГПБ

Подробнее

30 апреля 2021 г.

Приглашаем к участию в онлайн-семинаре по участию в закупках для МСП и самозанятых

Подробнее

29 апреля 2021 г.

Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой по ФЗ №44

Подробнее

26 апреля 2021 г.

Торговый Портал ЭТП ГПБ помогает поставщикам стать заметнее

Подробнее

26 апреля 2021 г.

Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой на действия (бездействия) заказчика по ФЗ №223

Подробнее

19 апреля 2021 г.

Региональные ИТ-специалисты прошли обучение работе с новой биллинговой платформой реализации газа и взаимодействия с абонентами

Подробнее

19 апреля 2021 г.

На электронной торговой площадке Газпромбанка появилась новая схема торгов: голландский аукцион

Подробнее

12 апреля 2021 г.

Электронный документооборот и электронная подпись: просто о сложном

Подробнее

09 апреля 2021 г.

Конференция по закупкам лекарственных средств состоялась в Оренбурге

Подробнее

09 апреля 2021 г.

Эксперты ЭТП ГПБ на семинаре в Йошкар-Оле

Подробнее

05 апреля 2021 г.

Обучающий центр ЭТП ГПБ — все самое важное в апреле 2021 года

Подробнее

05 апреля 2021 г.

НСИ для поставщиков – главное, интересное, важное. Интервью с Инной Борсовой

Подробнее

05 апреля 2021 г.

ЭДО ЭТП ГПБ на НЕФТЕГАЗСНАБ-2021

Подробнее

01 апреля 2021 г.

«Закупки с полки» — новая процедура на секции по 44-ФЗ ЭТП ГПБ

Подробнее

29 марта 2021 г.

Соглашение по развитию ЕНН с Союзом АПК «Возрождение»

Подробнее

29 марта 2021 г.

«Газпром межрегионгаз» внедрил новую биллинговую платформу для потребителей газа в Самарской области

Подробнее

24 марта 2021 г.

Партнерство Союз АПК «Возрождение» и ЭТП ГПБ в рамках технологии ЕНН

Подробнее

12 марта 2021 г.

Комитетом Госдумы одобрен законопроект по упрощению госзакупок

Подробнее

05 марта 2021 г.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по ФЗ №223

Подробнее

04 марта 2021 г.

Эксперты ЭТП ГПБ выступили на lll Пензенской конференции государственных, муниципальных и корпоративных закупок «Вакцина для закупок»

Подробнее

04 марта 2021 г.

НАПРАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА О ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ. ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЗАКУПОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Подробнее

03 марта 2021 г.

Все самое значительное в закупках — мероприятия Обучающего Центра ЭТП ГПБ в марте 2021

Подробнее

01 марта 2021 г.

Предлагают ввести дополнительные механизмы деофшоризации в госзакупках

Подробнее

18 февраля 2021 г.

Правительство подготовило новый пакет поддержки МСП

Подробнее

18 февраля 2021 г.

Правительство одобрило законопроект о требованиях к банковским гарантиям при закупках госкомпаний

Подробнее

11 февраля 2021 г.

Новый хит Обучающего центра ЭТП ГПБ — вебинар по квотированию посетило более двух тысяч человек

Подробнее

01 февраля 2021 г.

III Пензенская конференция государственных, муниципальных и корпоративных закупок «Вакцина для закупок»

Подробнее

01 февраля 2021 г.

Все, что нужно знать — обучающие мероприятия ЭТП ГПБ в феврале 2021 года

Подробнее

28 января 2021 г.

Эксперты ЭТП ГПБ провели обучение сотрудников ОК РУСАЛ

Подробнее

24 января 2021 г.

Новая услуга ЭТП ГПБ — калькулятор тарифов

Подробнее

18 января 2021 г.

Торговый портал ЭТП ГПБ – просто, удобно, функционально. Интервью с Анатолием Лаврухиным

Подробнее

18 января 2021 г.

Обучающий Центр ЭТП ГПБ — итоги 2020 года

Подробнее

14 января 2021 г.

Обучающие мероприятия ЭТП ГПБ для поддержки бизнеса в январе 2021 года

Подробнее

28 декабря 2020 г.

Постановление Правительства № 2013

Подробнее

21 декабря 2020 г.

Новые Заказчики на площадке

Подробнее

16 декабря 2020 г.

«Успеть до конца года: итоги и секретные приемы от экспертов по финансовым продуктам» – состоялась финансовая конференция ЭТП ГПБ

Подробнее

14 декабря 2020 г.

Полезные изменения на Торговом портале ЭТП ГПБ

Подробнее

14 декабря 2020 г.

Новые Заказчики на ЭТП ГПБ

Подробнее

09 декабря 2020 г.

Казначейство: Электронное актирование и оптимизация процедур 44-ФЗ – главная задача 2020. Обзор от эксперта ЭТП ГПБ

Подробнее

07 декабря 2020 г.

Новые заказчики октября-ноября на ЭТП ГПБ

Подробнее

03 декабря 2020 г.

Состоялся IX Интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»

Подробнее

02 декабря 2020 г.

Актуальные, свежие, лучшие – вебинары для поддержки бизнеса в декабре!

Подробнее

30 ноября 2020 г.

Заказчики октября 2020 года на ЭТП ГПБ

Подробнее

23 ноября 2020 г.

Ссылка на основную публикацию