Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

На сайте Архитектура.рф можно ознакомиться с законопроектом, разработанным в двух версиях Союзом архитекторов России и Национальным объединением изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ при поддержке Архсовета Москвы.

Платформа создана Urban Policy Institute совместно с Московской архитектурной школой. Она позволит расширенно обсудить как идеологию в целом, так и детали готовящегося документа, собрать мнения о пунктах законопроекта и при необходимости сформировать предложения на основе личного опыта работы в отрасли.

Отправить отзыв можно в течение месяца, после чего сформируют единый отчет. Его опубликуют в открытом доступе и направят в министерство строительства и ЖКХ. Также его учтет рабочая группа Минстроя по этому законопроекту.

По словам Сергей Кузнецова, вопрос полномочий архитектора неоднократно поднимался на самом высоком уровне. Сначала по поручению президента Владимира Путина в 2016 году в ряде регионов главный архитектор по сути стал вторым лицом в администрации города или региона. Но фактически это не изменило ситуацию.

В июле 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев дал указание вернуться к вопросам о статусе архитектора и защиты его авторского права. Разрабатываемый законопроект опирается на концепцию, заложенную в этих поручениях, и отвечает на основные запросы профессионального сообщества архитекторов.

«Из реальных задач, стоящих перед нашим цехом, рекомендую обратить внимание на авторское право и усиление роли архитектора в проектно-строительном процессе.

Что касается аттестации архитектора как основной задачи, описанной в законопроекте, я рассматриваю это как одно из дополнительных препятствий, которые итак работают в условиях требований по лицензированию их деятельности саморегулируемыми организациями», – отметил Кузнецов.

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

  • Напомним, Международный архитектурный фестиваль «Зодчество» – авторитетная выставка лучших российских проектов и построек, достижений российских городов и регионов в архитектурно-градостроительной области.
  • В его конкурсной программе участвуют не только творческие архитектурные коллективы, проектные институты, мастерские и бюро, но и молодые архитекторы, студенты архитектурных вузов и факультетов, детские архитектурно-художественные коллективы, а также целые города и регионы России.
  • В Гостином дворе оборудованы четыре площадки – форум, лекторий, конференц-залы № 1 и 2, где каждый может обменяться опытом, поделится мнением, пообщаться с представителями федеральных и региональных властей.
  • В деловой программе примут участие архитекторы Тотан Кузембаев, Николай Шумаков, Роберт Конечны, Юрий Виссарионов, Никита Явейн, Александр Скокан, Александра Кузьмина.
  • Организатор – Союз архитекторов России при поддержке Министерства культуры РФ, правительств Москвы и Московской области.
  • Сколько заявок прислали на выставку спецпроектов на «Зодчество»
  • В Москве открылся международный фестиваль «Зодчество»
  • На «Зодчестве» презентовали макет Новороссийска
  • При воссоздании зданий надо учитывать мнение горожан

Источник: https://stroi.mos.ru/news/mnieniia-o-zakonie-ob-arkhitiekturnoi-dieiatiel-nosti-sobierut-onlain

Закон об архитектурной деятельности: есть ли риск его «заболтать»?

Разговоры о необходимости нового закона об архитектурной деятельности идут давно. Связано это с резким падением статуса архитектора в общей системе архитектурно-градостроительной деятельности. Кроме того, давно и много говорится о неоправданном снижении роли главных архитекторов городов и муниципальных образований.

Можно ли еще исправить положение

Получается, что сегодня от архитектора мало что зависит. Он не участвует в приемке готового объекта — здесь все отдано на откуп заказчику.

Он не может повлиять на градостроительную политику города в целом — этим управляют городские власти.

Он лишен возможности строить за рубежом, потому что у нас нет международных договорных механизмов, обеспечивающих взаимное признание архитектурных квалификаций.

Буквально на днях в НОПРИЗ — Национальном объединении проектировщиков и изыскателей — на суд архитектурной общественности была представлена концепция нового закона «Об архитектурной деятельности», призванная исправить положение и, по возможности, наиболее полно ответить на современные вызовы в области архитектурного законодательства.

Большинство участников обсуждения отметили огромную работу, проделанную авторами концепции. А отзывы звучали больше «в плоскости позитива». Хотя была, конечно, и справедливая критика.

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

Утратил силу из-за многочисленных изъятий

Как известно, во Франции для возведения постройки, площадь которой превышает 150 кв. м, в обязательном порядке приглашают архитектора.

В Италии без архитектора невозможно построить здание площадью более 400 кв. м. В России нормативов на этот счет нет, а жаль.

Ведь даже в этих нормах косвенно просматривается роль архитектора в определении облика любого мало-мальски заметного населенного пункта.

В существующем у нас «Законе об архитектурной деятельности в РФ» такая роль если и видна, то очень слабо. Будучи прогрессивным 20 лет назад, этот закон сегодня утратил свою злободневность из-за многочисленных изъятий и купюр. По мнению многих, он малопригоден для решения ключевых проблем, связанных с деятельностью архитектора.

Именно поэтому архитектурная общественность решила не просто «взбодрить» старый закон, но кардинально его «реновировать». Давно пора менять, например, устаревшую практику организации проектного процесса: пока проектирование ведется, в основном, за счет комплексных государственных проектных организаций, схема работы которых была заложена еще в советское время.

Не новость и то, что сегодня происходит искусственное занижение необходимого количества стадий разработки и реализации проекта. А это напрямую ведет к снижению качества самих проектов.

Дело о статусе

Но наибольшее количество споров вызывает тема защиты титула (статуса) архитектора. Во-первых, нужно вспомнить о том, что это профессия, требующая высочайшей квалификации. Между тем законодательные механизмы ответственности архитектурного сообщества за профессиональную состоятельность его членов отсутствуют.

Член правления Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владлен Лявданский, например, считает, что к специальным условиям приобретения статуса кроме высшего профессионального образования, стажа работы, успешного прохождения квалификационного экзамена, наличия полиса страхования профессиональной ответственности и членства в профессиональном объединении нужно отнести еще и обязательную стажировку, желательно в известных зарубежных бюро. И это также требует включения в закон.

Экс-глава Союза архитекторов России Андрей Боков в своем выступлении сделал акцент на том, что новый документ должен охватывать все архитектурные специальности: архитектора-реставратора, ландшафтного архитектора, архитектора-планировщика и так далее. Пока в этом вопросе разнобой. Кроме того, в законе нужно провести грань между архитектором и архитектором-дизайнером: потому что рисовать фасады, по мнению Андрея Бокова, — это не архитектура.

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

Не превратить в «пустую бумажку»

Академик, член РААСН Александр Кудрявцев, подчеркнув, что «…документ очень хороший и практически близок к идеальному», озаботился тем, как он будет реализовываться.

Ведь не секрет, что многие хорошие законы в ходе реализации выхолащивались, превращались в «пустую бумажку». Надо сделать все, чтобы новый закон не постигла та же участь.

А вот член Союза архитекторов России Алексей Комов заметил, что блок по поводу главных архитекторов пока явно слабоват, их права в новой концепции недостаточно защищены.

Михаил МЕНЬ: В самом сообществе архитекторов нет единой точки зрения, необходим ли отдельный закон об архитектурной деятельности или можно внести изменения в уже действующее базовое законодательство, в том числе в Градкодекс. Мы готовы к любому варианту. Но пока идет дискуссия, пока единого мнения нет даже у экспертного сообщества.

Коснулись и темы денег. Не секрет, что сегодня стоимость профессиональных услуг в области архитектуры искусственно занижается. А в Германии, например, есть прейскурант на услуги архитектора. По этому прейскуранту устанавливается нижняя планка цены, меньше которой архитектору платить не имеют права.

Все участники обсуждения подчеркнули, что с изменением законодательства нужно торопиться, по возможности интенсифицировать работу — иначе основная работа над документом перенесется на 2018 год, и процедура принятия затянется.

Пока, правда, нет единого мнения по поводу того, насколько масштабными должны быть законодательные новации. Недавно высказался по этому поводу и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень:

— В самом сообществе архитекторов нет единой точки зрения, необходим ли отдельный закон об архитектурной деятельности или можно внести изменения в уже действующее базовое законодательство, в том числе в Градкодекс, — заметил министр. — Мы готовы к любому варианту. Но пока идет дискуссия, пока единого мнения нет даже у экспертного сообщества.

Между тем готовящиеся изменения, по мнению большинства, поистине революционны. В практике еще не было такой попытки всеобъемлющего решения крайне наболевших вопросов. Речь идет о защите архитектурной профессии, внедрении повсеместной конкурсной практики, встраивании в мировой архитектурный процесс. И затягивать с этими давно назревшими изменениями в законодательстве никак нельзя.

  • Ознакомиться с концепцией законопроекта «Об архитектурной деятельности» можно здесь.
  • Елена МАЦЕЙКО
  • ПРОЕКТНЫЙ ПЛАН
  • реализации Концепции проекта федерального закона «Об архитектуре»
№ п/п Наименование мероприятия Стадии реализации проекта в целом Сроки Результат Ответственность
  1 Проведение анализа предложений по актуализации законодательства, подготовка концепции законопроекта Разработка концепции законопроекта Сентябрь—декабрь 2016 г. Аналитический отчет, первая редакция концепции НОПРИЗ (договор с исполнителем)
  2 Общественно-профессиональное обсуждение концепции законопроекта, организация стратегических сессий по архитектурной политике Разработка концепции законопроекта Январь—март 2017г. Доработанная концепция, одобренная Общественным Советом при Минстрое России НОПРИЗ (договор с исполнителем)
3 Разработка материалов комплексного обоснования законопроекта в составе целевой модели рынка профессиональных услуг (работ) в области архитектуры и градостроительства, отраслевой системы видов продукции (результатов работ, услуг) и компетенций в области архитектуры и градостроительства, комплексной оценки регулирующего воздействия разрабатываемых законодательных предложений, основанной на моделировании конкретных эффектов и последствий, связанных с их реализацией. Разработка материалов обоснования проекта Январь (февраль)— июль 2016 г. Материалы комплексного обоснования используются при экспертизе, продвижении и реализации законопроекта НОПРИЗ
4 Разработка законопроекта об архитектурной деятельности Разработка законопроекта Июль 2017 г. Разработанный проект НОПРИЗ с участием САР, РААСН, НАП
5 Общественно-профессиональное обсуждение проекта Разработка законопроекта Июль — август 2017 г. Доработанный по итогам обсуждения законопроект НОПРИЗ, с участием. САР, РААСН, НАП
6 Сопровождение экспертизы законопроекта в ИЗИСП при Правительстве РФ и ИГП РАН Экспертиза законопроекта Сентябрь 2017 г. Доработанный с учетом экспертиз законопроект НОПРИЗ, исполнитель
7 Сопровождение согласования законопроекта с заинтересованными ФОИВ и иными органами власти Продвижение и принятие законопроекта Сентябрь — ноябрь 2017 г. Доработанный с учетом замечаний ФОИВ законопроект Минстрой, НОПРИЗ
8 Сопровождение внесения законопроекта Минстроем России в Правительство РФ и прохождения Комиссии по законопроектной деятельности Правительства РФ Продвижение и принятие законопроекта Ноябрь — декабрь 2017 г. Внесенный в Правительство и одобренный комиссией по законопроектной деятельности законопроект В соответствии с планом законопроектной деятельности Минстроя России
9 Сопровождение внесения законопроекта в Государственную Думу ФС РФ и рассмотрение в первом, втором и третьем чтениях Продвижение и принятие законопроекта Декабрь 2017 г. — май 2018 г. Внесенный в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона
10 Сопровождение рассмотрения закона в Совете Федерации ФС РФ и подписания Президентом РФ Продвижение и принятие законопроекта Декабрь 2017г. — май 2018 г. Принятый, одобренный и вступивший в силу закон
11 Сопровождение разработки и принятия подзаконных НПА, направленных на реализацию положений принятого закона Реализация принятого закона Май — октябрь 2018 г. Принятые НПА, реализующие положения федерального закона
Читайте также:  Медосмотр в парках москвы: как пройти, адреса

Источник: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/35384-zakon-ob-arhitekturnoy-deyatelnosti-est-li-risk-ego-zaboltat.html

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году устанавливает правила, которые позволяют возводить экологически безопасные и социально ориентированные сооружения.

Действующая редакция содержит нормы, позволяющие сохранить архитектурные традиции и развить новые течения.

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ»: официальный текст

ФЗ 169, регламентирующий правовые основы архитектурной деятельности, депутаты Госдумы одобрили в первой редакции в 1995 г.

Даже после вступления документа в силу в него продолжали вносить изменения. Большинство правок были нацелены на то, чтобы законодательный акт соответствовал прочим юридическим документам в сфере архитектуры. Также видоизменяли и дополняли некоторые определения. Последние изменения в проект внесли в 2011 г.

Официальный текст федерального закона содержит 8 глав, включающих 27 статей. Разделы регламентируют следующие понятия:

  • определены общие положения и правовые основы возведения архитектурных сооружений;
  • установлена процедура лицензирования архитектурной деятельности (глава в действующей редакции была исключена);
  • сформулированы права и обязанности разных категорий граждан, ведущих архитектурную деятельность;
  • признается авторское право на архитектурные объекты (глава утратила силу);
  • определен порядок внесения изменений в сооружения;
  • установлены полномочия градостроительных органов и творческих организаций в области архитектуры;
  • предусмотрена административная и имущественная ответственность за нарушение действующего законодательства;
  • сформулированы заключительные положения.

Главные тезисы и понятия законопроекта

Закон об архитектурной деятельности определяет правовые основы следующих тем:

  • регулирование отношений, возникающих при возведении архитектурных объектов;
  • задачи, стоящие перед законопроектом;
  • юридические основания для строительства сооружений;
  • выдача разрешения на возведение здание;
  • деятельность в сфере архитектуры для иностранных граждан и компаний, работающих на территории России;
  • рекомендации и требования для российских архитекторов, участвующих в проектировании зданий за границей.

Законодательный акт устанавливает права и обязанности физических лиц и организаций, а также государственных органов, осуществляющих надзор. Также документ ставит цели по развитию архитектуры, защите сооружений, памятников разного назначения, в том числе ландшафтных композиций.

Чтобы достигнуть поставленных целей и задач, законодательно установлены нормы, в пределах которых должны действовать архитекторы и строители.

При возведении объектов требуется неукоснительно соблюдать стандарты, изложенные в градостроительной планировке. Если при строительстве не будет изменен общий вид архитектурного комплекса и не будет нарушена сохранность зданий и коммуникационных сетей, необязательно получать разрешение на строительство.

Нюансы международного сотрудничества формируются в зависимости от заключенных договоренностей. При наличии официальных документов жители прочих государств могут осуществлять возведение объектов на тех же условиях, которые действуют для российских архитекторов.

Читать так же:  Закон об административном надзоре в 2020 году

При отсутствии контракта иностранные граждане имеют право участвовать в проектах лишь совместно со специалистами из России. Соответствующие изменения были одобрены парламентариями в 2003 г.

В то же время поправки были внесены в раздел, определяющий деятельность российских архитекторов за границей. Согласно положениям законодательства, специалисты могут быть задействованы в проектах по возведению сооружений, если деятельность проводится в рамках международного договора и в соответствии с российским законодательством.

Поправки, внесенные в ФЗ № 169

Изменения в законопроект вносили несколько лет назад. Предыдущая версия правок относится к середине 2011 г. Были дополнены следующие разделы:

  • во 2 и 3 статье фразу «санитарно-гигиенические» изменили на «санитарно-эпидемиологические»;
  • в 3 статье сократили фразу «строительных норм и правил». Теперь она звучит как «сводов правил»;
  • в 3 статью внесли еще одну корректировку, которая коснулась и 13 статьи закона. Словосочетание «государственные стандарты» было изменено на «обязательные требования».

Поправки в законопроект были незначительными и коснулись только уточнения некоторых определений. Ранее изменения в правовой документ вносили лишь в 2008 г. Правки также касались дополнения формулировок, но существенно не повлияли на смысл законодательного акта.

Скачать текст закона

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

Нормы федерального законодательства следует изучить должностным лицам, а также гражданам и организациям, осуществляющим архитектурную деятельность.

Без информации о требованиях к возведению объектов невозможно вести строительство в соответствии с принятыми правилами. Предлагаем скачать закон об архитектурной деятельности со всеми внесенными поправками по следующей ссылке.

Законопроект устанавливает основные понятия, используемые для определения архитектурной деятельности, а также регламентирует права и обязанности специалистов при возведении сооружений. Кроме того, документ определяет полномочия органов государственной власти в сфере архитектуры.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-arhitekturnoy-deyatelnosti.html

Новый закон об архитектуре могут принять в 2020 году

В России вскоре могут принять новый закон об архитектурной деятельности. Это произойдет уже в 2020 году, не исключил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.

Однако вопрос о том, какой именно документ рассмотрят в Госдуме, остается открытым: свои версии разработали как минимум САР и НОПРИЗ. Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения В России могут принять новый закон об архитектурной деятельности уже в следующем году. Об этом в кулуарах архитектурного фестиваля «Эко-Берег» заявил президент Союза Архитекторов России Николай Шумаков, пишет «Интерфакс».

«Сейчас Союз архитекторов России совместно с академией строительных наук разрабатывают этот закон. Надеемся, что на следующий год он будет принят. В конце этого года мы планируем вынести его в Госдуму на слушание», — сказал Шумаков.

По его словам, принять документ крайне необходимо в обозримые сроки. «Сейчас архитектурную политику в государстве определяют строители, что неверно в корне. Строитель заинтересован дешево построить, быстро возвести и дорого продать. Поэтому у нас так много безликих панелек, которые раньше были серые, а теперь цветные», — констатировал президент САР.

Между тем, как стало известно ранее, уже существует как минимум две предварительные версии законопроекта об архитектурной деятельности. Одну из них подготовил Союз архитекторов России, другую — Национальное объединение проектировщиков и изыскателей. Именно версию НОПРИЗ в конце июля представил замглавы Минстроя Дмитрий Волков как результат исполнения поручения премьер-министра Дмитрия Медведева, отмечается в сообщении на сайте САР.

  • В Союзе архитекторов России уже успели выступить резко против альтернативного законопроекта. В числе претензий отмечалось:
  • • цели и ключевые понятия законопроекта искажают смысл и содержание архитектурной профессии и не решают ни одну из насущных профессиональных проблем;
  • • законопроект противоречит мировому опыту правового регулирования профессиональной архитектурной деятельности и не соответствует международным соглашениям в данной области, в частности Соглашению МСА «О международных стандартах профессионализма в архитектурной практике».

В свою очередь, ранее в интервью порталу archi.ru Николай Шумаков обозначил свое видение пяти ключевых положений, необходимых в новом законопроекте. Это:

  1. • нормативное определение статуса архитектора (Это позволит заключать соглашения с другими странами о взаимном признании профессиональной квалификации в области архитектуры, пояснял президент САР.);
  2. • повышение роли главных архитекторов городов и субъектов РФ, определение ключевых показателей их эффективности на федеральном уровне, круга прав и обязанностей, принципов их общенациональной ротации с централизованным обучением и профессиональной переподготовкой;
  3. • четкое регулирование всего процесса разработки и реализации проектов;
  4. • архитектурные конкурсы как обязательный этап всех значимых проектов в сфере архитектуры, градостроительства и благоустройства, обязательное заключение с победителем контракта на реализацию;

• детальное распределение полномочий организаций, в той или иной степени задействованных в регулировании архитектурной деятельности (НОПРИЗ, РААСН, САР и др.).

Источник: https://www.proektant.ru/news/arhitektura/250517.html

Михаил Посохин выразил надежду, что закон об архитектурной деятельности будет принят в 2020 году

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин и Президент САР Николай Шумаков выступили с совестным видео-обращением к профессиональному сообществу. Поздравляя архитекторов с новогодними праздниками, руководители профессиональных объединений уделили особое внимание законопроекту «Об архитектурной деятельности» и необходимости консолидированной поддержки его скорейшего его принятия.

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополненияНиколай Шумков и Михаил Посохин

«Мы служим нашему Отечеству и делаем все возможное, чтобы 2020 год стал годом, когда выйдет закон, совместно разработанный Союзом архитекторов, Национальным объединением изыскателей и проектировщиков и Академией архитектуры.

Я думаю, что этим радостным событием и начнется 2020 год. Хотелось бы пожелать, чтобы этот закон в двадцатом же году был принят Государственной думой. Вот наши планы на будущее.

Мы приложим все усилия, чтобы это реализовалось»,- сказал Михаил Посохин.

«Безусловно, мы приложим все усилия. И очень хочется сказать, что  этот закон носит стратегический характер, — подчеркнул Николай Шумаков,- Мы должны определить роль и значение архитектора и архитектуры в обществе».

Читайте также:  Закон о валежнике: правила сборки, основные положения и текст фз

Михаил Посохин напомнил, что тесное сотрудничество Союза архитекторов России и НОПРИЗ связано с избранием Николая Шумаков на пост главы САР.

«Действительно, у нас сегодня неразделимое представление о наших перспективах.

У нас тандем, который возник благодаря адекватному пониманию деятельности, которой мы служим и всему тому, что мы можем привнести своими усилиями в дело развития нашей архитектуры, а это, естественно, делается на благо людей, — пояснил президент НОПРИЗ.

— Мы сегодня прикладываем много сил, чтобы вышел закон об архитектурной деятельности, который должен определить место и ответственность архитектора. Роль архитектора должна быть законодательно зафиксирована, и, таким образом, мы получим законодательную базу для реализации наших планов».

Варианты законопроекта «Об архитектурной деятельности» активно обсуждались профессиональным сообществом во второй половине 2019 года, и есть надежда, что поручение Правительства РФ по корректировке законодательства об архитекторе в наступившем году будет выполнено.

Источник: https://pravdaosro.ru/news/mikhail-posokhin-vyrazil-nadezhdu-chto-za/

Публикации

26/11/2019

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

Национальное объединение проектировщиков и изыскателей и Союз архитекторов России пришли к единому пониманию концепции законопроекта «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Теперь они совместно работают над одним проектом и надеются, что в скором времени закон будет принят.

Напомним, что ранее законопроект был представлен общественности в двух вариантах. Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков пояснил, что две версии одного документа появились из-за того, что команда, работавшая над законом, не сошлась в цене с НОПРИЗ, выступавшим заказчиком.

В свою очередь, новая команда изложила свою версию законопроекта, не вникнув в суть дела.

 Основное различие между двумя версиями состояло в том, что под архитектурной деятельностью НОПРИЗ предлагает понимать деятельность всего сообщества, причастного к архитектуре, что представлялось принципиально неверным членам САР.

Между тем, в подготовленном НОПРИЗ законопроекте нашли отражение задачи, связанные с пространственным развитием сферы жизнедеятельности человека. Новый закон должен создать правовые основы для формирования сбалансированной системы отношений государственных органов власти, архитектурного сообщества и иных участников процесса формирования и развития городской среды.

В предложенной НОПРИЗ редакции предусмотрена регламентация правового положения и статуса архитектора, главного архитектора субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также корректировка системы терминов и определений основных понятий в сфере архитектуры, организация регулирования профессиональной деятельности архитектора через механизм саморегулирования, установление обязательных требований, предъявляемых к архитектору, совершенствование порядка проведения авторского контроля и авторского надзора.

После масштабного обсуждения проекта федерального закона, организованного на специально созданной интернет-платформе, а также тематической конференции, прошедшей в здании правительства Москвы 14 ноября, участники профессионального сообщества договорились принять за основу текст законопроекта, разработанный НОПРИЗ, в соответствии с Концепцией законопроекта, согласованной НОПРИЗ, САР и РААСН. Для дальнейшей работы над законопроектом создана редакционная коллегия, в состав которой вошли представители Национального объединения проектировщиков и изыскателей, Союза архитекторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук, а также заинтересованные специалисты.

По мнению экспертов, законопроект «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» нуждается в доработке в связи с необходимостью уточнения и дополнения ряда статей по предложениям, поступающим от профессионального сообщества.

В частности, необходимо подробно раскрыть понятия: «Архитектура», «Архитектурная деятельность», «Архитектор», «Архитектурный проект», «Авторский надзор»; дополнить текст законопроекта разделами, определяющими правовой статус понятия «Архитектурно-градостроительный облик», а также полномочия государственных органов по его регулированию. Кроме того, в тексте документа должны появиться предложения по совершенствованию системы саморегулирования и реестра специалистов, а также новые ряд новых позиций (Архитектор, Главный архитектор проекта, Главный архитектор субъекта /территории). Предполагается, что изменения и дополнения коснутся и раздела законопроекта, касающегося авторского надзора архитектора за реализацией проекта.

Разработчики законопроекта договорились и о новом сроке представления результатов своего труда в Минстрой России. Чиновников просят перенести сроки исполнения поручения правительства и дату передачи окончательной редакции текста законопроекта на 14 февраля 2020 года (Согласно поручению Д.Медведева законопроект должны были представить в правительство до 2 сентября).

Президент НОПРИЗ Михаил Посохин подчеркнул, что профессиональное сообщество под руководством НОПРИЗ ставило цель выработать закон, по которому все представители архитектурной, проектной и изыскательской отрасли смогут достойно выполнять поставленные перед ними задачи. В свою очередь, президент САР Николай Шумаков на церемонии присвоения ему звания «народного архитектора» выразил уверенность, что закон об архитектурной деятельности вскоре будет принят.

Источник: «Правда о СРО»

Сохранить как PDF файл

Темы: закон об архитектурной деятельности, НОПРИЗ, Союз архитекторов России

Обсудить на форуме

Источник: http://sroportal.ru/publications/razrabotchiki-zakona-ob-arxitekture-prishli-k-konsensusu/

5 главных законопроектов, которые будут приняты в 2020 году в сфере саморегулирования строительной отрасли

13.01.2020

Утверждён план законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год. В документе указано 230 вопросов.

Как минимум 5 из них имеют непосредственное отношение не только к строительному комплексу, но и системе строительного саморегулирования.

1. (Пункт 24). О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О саморегулируемых организациях» — в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы.

ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (апрель – июнь).

Очевидно, речь идёт о саморегулировании в рекламной отрасли, механизмы которого начали внедрять уже не первый год. Однако законопроект может коснуться и строительных СРО.

В частности, уже давно идут разговоры о том, что пора ввести какие-то разумные ограничения на рекламу услуг по внесению специалистов в НРС.

 Все попытки урегулировать ранее заполонявшую интернет рекламу торговцев допусками так ни к чему и не привели.

2. (Пункт 25). О внесении изменений в ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — в части систематизации обязательных требований к разработке и принятию нормативно-технических документов в области проектирования и строительства.

Минстрой России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (апрель – июль).

Данный законопроект призван уточнить список документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента и обязывает участников рынка применять национальные стандарты и своды, вошедшие в перечень таких стандартов и сводов правил, утверждённый Правительством РФ, до разработки, утверждения и введения в действие строительных норм в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на обязательной основе.

3. (Пункт 38). О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации — в части систематизации обязательных требований в сферах безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства.

Минстрой России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (май – август).

Документ готовится в рамках так называемой регуляторной гильотины и призван снизить количество админбарьеров и излишних контрольно-надзорных процедур в строительстве.

С точки зрения саморегулирования, основной ожидаемой нормой станет окончательная передача вопросов техрегулирования на федеральный уровень и полное сворачивание аналогичной программы Национальных объединений. Также ожидаются изменении в порядке контрольных процедур, реализуемых СРО в отношении своих членов.

4. (Пункт 83). О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ — в части введения типового проектирования в Российской Федерации.

Минстрой России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (сентябрь – декабрь).

Документ должен упростить применение в строительном цикле типовых проектов для ускорения процессов проектирования и согласования документации. О необходимости таких норм уже неоднократно говорили в НОПРИЗ, существует и подготовленный НОПРИЗ проект закона. Возможно, именно он ляжет в основу инициативы Минстроя.

5. (Пункт 208). О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ — в части установления механизма определения стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства за пределами территории РФ и проведения госэкспертизы проектной документации таких объектов.

Минстрой России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (сентябрь – декабрь).

Здесь речь пойдёт о забуксовавшей программе перехода на ресурсный метод расчёта сметной стоимости. С высокой степенью вероятности к работе над ней будет привлечён и НОСТРОЙ, который сегодня всё чаще рассматривают как объединение, представляющее интересы крупных застройщиков.

Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

Источник: https://iossro37.ru/news/5-glavnykh-zakonoproektov-kotorye-budut-prinyaty-v-2020-godu-v-sfere-samoregulirovaniya-stroitelnoy-/

Новый проект закона об архитектурной деятельности может дать проектным и изыскательским СРО принципиальное преимущество

Как уже  сообщал ЗаНоСтрой.РФ, Союз архитекторов России завершает работу над законопроектом об архитектурной деятельности, в конце 2019 года проект будет вынесен на обсуждение парламента.

В самом благоприятном случае авторы ожидают его принятия уже в следующем году.

 

Документ затрагивает основы организации строительного процесса, декларируемые в нём нормы, напрямую коснутся не только строителей и проектировщиков, но и систему строительного саморегулирования.  

Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска. ***

Законопроект, который продвигают президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин и президент Союза московских архитекторов и Союза архитекторов России Николай Шумаков (на снимке – ред.

), может коренным образом изменить нынешнюю расстановку сил в системе саморегулирования, отдав приоритет именно проектным и изыскательским СРО. И сделав членство в них более привлекательным по сравнению со строительными Союзами и Ассоциациями.

Для того, чтобы понять, каким образом это произойдёт, давайте заглянем в текст документа.

Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является институциализация архитектурной и градостроительной деятельности в Российской Федерации с учётом сложившейся нормативно-правовой базы в сфере градостроительства и архитектуры. При разработке законопроекта был учтён опыт германской модели земельных и федеральной архитектурных палат, учтены российские федеральные стандарты профессиональной деятельности и федеральные государственные образовательные стандарты. В документе можно выделить следующие принципиальные положения.

Читайте также:  ​​льготы при покупке квартиры: какие положены и как получить

1. Единая конкурентная система квалификационной аттестации. Предлагается создание конкурентной системы аттестации региональными палатами архитекторов и градостроителей с единым центром компетенций – Федеральной палатой архитекторов.

На территории одного субъекта Российской Федерации может действовать более одной региональной палаты архитекторов и, соответственно, квалификационных комиссий. При отсутствии ресурсов для формирования региональной палаты, полномочия по регулированию профессиональной деятельности на территории субъекта осуществляет Федеральная палата архитекторов и градостроителей.

2. Развитие профессионального уровня. Во взаимодействии с Ассоциацией образовательных учреждений формируется образовательная повестка в виде требований к базовому профессиональному уровню выпускников и развитию профессиональных компетенций действующих архитекторов и градостроителей при проведении переаттестаций.

3. Развитие системы наставничества.

Архитектурная и градостроительная деятельность по своей внутренней природе поддерживает индивидуализм и поэтому без внешних стимулов профессиональный архитектор и градостроитель останавливают развитие опыта и компетенций на себе. Законопроектом вводится активное стимулирование наставнической деятельности через региональные палаты и систему аттестации.

4. Определение круга задач органов архитектуры и градостроительства. Документ определяет профессиональные требования и функции, реализуемые структурными подразделениями и предприятиями в области архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации под руководством главных архитекторов.

Здесь отдельно следует выделить вопросы авторского надзора. Ключевая концепция проекта закона – расширение полномочий архитекторов и усиление ответственности.

Сейчас эти положения регулируются Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Статья 12 «Права архитектора и юридического лица» – в самой статье добавилась формулировка «аттестованный архитектор», а её положения предложено расширить следующим образом (указаны только абзацы, в которые вносятся изменения, сами изменения выделены жирным шрифтом – авт.).

«Аттестованный архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

  • руководить созданием архитектурного проекта;
  • осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта, проверяя соответствие выполняемых работ проектной документации и (или) по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объёмом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль;
  • проводить экспертизу архитектурных проектов, консультации по вопросам инвестирования, инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов».

Итак, архитектор по новому законопроекту полностью руководит архитектурным проектом, а в дальнейшем не только осуществляет авторский надзор за качеством и объёмом работ, но и следит за тем, чтобы возводимый объект соответствовал проектной документации. Также была расширена статья 9 «Основные обязанности аттестованного архитектора и юридического лица». В ней появился важный абзац:

«Аттестованный архитектор и юридическое лицо, осуществляющее архитектурную деятельность, обязаны обеспечивать контроль за реализацией утверждённой проектной документации на всех этапах проектирования и строительства объекта, если иное не предусмотрено договором с заказчиком (застройщиком)».

То есть, контроль за соблюдением проектной документации имеет не факультативный, а обязательный характер.

А это означает, что архитектор из человека, который что-то нарисовал, сдал и отошёл от дел, превращается в первого человека на стройке, который несёт всю полноту ответственности и имеет полномочия вмешаться в ход работ, в том случае, если увидит отклонения от утверждённого проекта.

Разумеется, законопроекту предстоит ещё непростая дорога через профильные ведомства, согласования, обсуждения и думские коридоры.

Однако в нём содержится серьёзная заявка на то, чтобы радикально изменить статус инженера проектировщика, и в первую очередь – архитектора.

Вместо чисто сервисной структуры, которая исполняет все пожелания заказчика и застройщика, проектировщики претендуют на то, чтобы стать контролирующим и координирующим органом. Взяв на себя ответственность за качество строительства и получив новые полномочия.

Это, в свою очередь, будет означать и радикальную смену ролей в системе строительного саморегулирования, когда членство в проектных и изыскательских СРО станет приоритетом по сравнению со СРО строительными. А НОПРИЗ, соответственно, поглавнее, НОСТРОЙ!

Что же, как мы видим, Михаил Посохин со своей командой ведёт серьёзную работу, которая в ближайшей перспективе может принести свои плоды и внести коренные изменения в расклад сил всей системы строительного саморегулирования.

Источник: http://zanostroy.ru/news/2019/09/12/13690.html

С 1 января 2020 года должны произойти существенные изменения в процессе проведения экспертизы проектов

Еще в мае 2015 года в Программе Президента Республики Казахстан «План нации — 100 конкретных шагов», одним из таких шагов была обозначено следующее:

  1. Поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации. Передача экспертизы проектов в конкурентную среду.

По информации Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в настоящее время (июль 2019 года) около 75 процентов всех проектов проходит комплексную вневедомственную экспертизу в аккредитованных экспертных организациях, остальные 25 процентов, соответственно, в РГП «Госэкспертиза».

В настоящее время пункт 1 статьи 64-4 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» звучит так:

  • 1. К государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) для:
  • 1) строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;
  • 2) реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных к:
  • потенциально опасным;
  • технически и (или) технологически сложным.

С 1 января 2020 года должны вступить в силу изменения в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», и пункт 1 статьи 64-4 будет звучать так:

Как видно из приведенной выше информации, совсем скоро все проекты по реконструкции, расширению, модернизации, техническому перевооружению и капитальному ремонту существующих объектов независимо от источников их финансирования, технической и технологической сложности, потенциальной опасности будут проходить экспертизу в аккредитованных экспертных организациях. Также в аккредитованных экспертных организациях будут проходить экспертизу проекты новых объектов с НЕбюджетным финансированием независимо от их технической и технологической сложности, потенциальной опасности (если только они не подпадают под категорию уникальных объектов или объектов межгосударственного значения).

Вероятно, это планируемое нововведение еще больше увеличит долю экспертных работ, которые будут проводить аккредитованные экспертные организации – как мне кажется, до 90 процентов от всего объема экспертных работ, а может и более.

Естественно, это скажется на объемах работ РГП «Госэкспертиза», и может привести к сокращению количества его персонала или даже к сокращению отдельных территориальных филиалов.

Источник: сайт «Zhobalau.kz»

06.11.2019

Источник: https://cad.kz/about/news/s-1-yanvarya-2020-goda-dolzhny-proizoyti-sushchestvennye-izmeneniya/

Обязательные к исполнению нормативные документы в строительстве в 2020 году

Указывается, что в целях получения разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимые документы, указанные в Градостроительном кодексе РФ, направляются застройщиком в разрешительные органы в электронной форме.

Документы направляются в форматах, установленных нормативными правовыми актами для соответствующих документов. Кроме того, определены форматы, применяющиеся при отсутствии таких НПА.

Направляемые документы должны соответствовать установленным техническим требованиям. Они подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и могут направляться в том числе с использованием Единого портала госуслуг, региональных порталов госуслуг и официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2020 года.

В правительство рф внесены изменения в перечень стандартов, обязательных при проектировании и строительстве

Проект постановления о внесении изменений в перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных для применения при проектировании и строительстве, внесен на утверждение Правительства Российской Федерации. Документ подготовлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Проект нормативного акта предусматривает корректировку постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г.

№ 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Перечень 1521).

Проект нормативного акта разработан в связи с тем, что содержание ряда нормативных документов, включенных в перечень, изменились в результате пересмотра этих документов, а также с учетом предложений, поступавших в Минстрой России с момента опубликования постановления №1521.

«Нормативно-техническая база постоянно меняется — проводится разработка новых и актуализация действующих технических норм, что требует регулярного обновления перечня обязательных стандартов и сводов правил», — пояснил директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко.

Вместе с тем подготовка данного документа обусловлена необходимостью устранения некоторых возникающих коллизий, связанных с включением ряда норм и требований в состав обязательных. Так, проект постановления предполагает исключение из Перечня 1521 нормы, запрещающей размещать на первых этажах жилых домов предприятия и магазины с режимом функционирования после 23 часов.

Всего же, согласно проекту нормативного акта, изменения вносятся в 9 пунктов Перечня 1521. Кроме того, перечень предлагается дополнить некоторыми разделами ГОСТа 18105-2010 «Бетоны.

Правила контроля и оценки прочности» и ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы.

Правила размещения».

Минстрой: обязательное и добровольное применения стандартов и сводов правил, обеспечивающих безопасность зданий и сооружений

Минстроем России разъяснены особенности обязательного и добровольного применения документов, включенных в доказательную базу технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Источник: https://fomina-center.ru/obyazatelnye-k-ispolneniyu-normativnye-dokumenty-v-stroitelstve-v-2020-godu/

Ссылка на основную публикацию