Введение, законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в российской федерации

  • Сроки
    и
    стоимость оказания аудиторских услуг
    определяются с учетом объема и сложности
  • работ конъюнктуры рынка таких услуг.
  • Объем
    аудита
    определяется еще на стадий предварительного
    планирования, в процессе ознакомления
    аудиторов с финансово-хозяйственной
  • деятельностью клиента.

Аудитор
должен
получить более полное представление о
всех сторонах финансово-хозяйственной
деятельности объекта проверки, организации
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля на предприятии, чтобы адекватно
спланировать проверку и получить данные,
достаточные для составлений объективного

аудиторского заключения.

  1. Для
    качественного выполнения проверки в
    установленными
    сроки
    аудиторской организации необходимо
  2. составить план предстоящих работ.
  3. Планирование
    аудита
  4. осуществляется с целью:
  • установления объема проверяемой информации, времени проведения проверки, величины и составагрупп аудиторов;
  • определения перечня аудиторских процедур;
  • определения состава информации, которую аудируемое лицо должно предоставить для установления возможности применениявыборочных методов контроля.
  • Планирование
    аудита
    предполагает разработку общей стратегии
    и детального подхода к ожидаемому
    характеру, срокам проведения и объему
  • аудиторских процедур.
  • Планировать
    проведение
    аудита следует на основе предварительного
    анализа проверяемой организации, оценки
    масштаба предстоящих работ и применяемого
  • внутреннего контроля.
  • Необходимо
    определить
    процедуры, которые следует
    использовать в процессе проверки, а
    также установить, нужно ли привлекать
    к работе других аудиторов, экспертов
    и
    вспомогательный персонал, спланировать
    их деятельность,
    получив согласие
  • клиента.
  • Использование
    работы других специалистов не снимает
    с аудитора ответственности за аудиторское
  • заключение.
  • Результатом
    планирования является программа
    аудита, представляющая
    собой перечень действий с указанием
  • сро­ков и исполнителей.
  • Программа
    включает следующие этапы:
  • составление обзора деятельности аудируемого лица;
  • разработка стратегии аудита, связанной со спецификойаудируемого лица;
  • непосредственное выполнение аудита;
  • формирование аудиторского мнения на основе собран­ныхдоказательств.
  1. Порядок
    составления и оформления общего плана
    и программы проверки аудиторская
  2. организация определяет самостоятельно.
  3. Полученные
    в ходе аудита доказательства следует
    отра­жать в рабочих документах
  4. аудитора.
  5. Под
    термином «документация» понимаются
    рабочие до­кументы и материалы,
    подготавливаемые аудитором и для
    аудитора либо получаемые и хранимые
  6. аудитором в связи с проведением аудита.
  7. Рабочие
    документы могут быть представлены в
    виде дан­ных; зафиксированных на
    бумаге, фотопленке, в электрон­ном
  8. виде или в другой форме.
  9. К
    рабочей документации аудита относятся:
    планы и про­граммы, материалы изучения
    и оценки систем бухгалтерско­го учета,
    записи о характере и объеме проведенных
    бухгал­терских процедур и их результатов,
    заклюй экспертов и рекомендации
  10. аудиторской организации идр.
  11. Рабочие
    документы должны быть составлены и
    система­тизированы таким образом,
    чтобы отвечать обстоятельствам каждой
    конкретной аудиторской проверки и
    потребностям аудитора в ходе ее
  12. проведения.
  13. Аудиторская
    документация является собственностью
    ауди­тора, а информация, содержащаяся
    в ней, конфиденциальна и не подлежит
    использованию и (или) разглашению без
  14. со­гласия клиента.
  15. Аудиторское
    заключение является официальным
    доку­ментом, предназначенным для
    пользователей финансовой (бухгалтерской)
    отчетности аудируемых лиц, составленным
    в соответствии с настоящим правилом и
    содержащим вы­раженное в установленной
    форме мнение аудиторской орга­низации
    или индивидуального аудитора о
    достоверности финансовой (бухгалтерской)
    отчетности аудируемого лица и соответствии
    порядка ведения им бухгалтерского учета

  16. законодательству Российской Федерации.
  17. Под
    достоверностью
    понимается
    степень точности дан­ных финансовой
    (бухгалтерской) отчетности, которая
    позво­ляет пользователям этой
    отчетности делать правильные вы­воды
    о результатах хозяйственной деятельности,
    финансовом и имущественном положении
    аудируемых лиц и принимать базирующиеся
  18. на этих выводах обоснованные решения.
  19. Для оценки степени соответствия
    финансовой (бухгалтерской) от­четности
    законодательству Российской Федерации
    аудитор должен установить максимально
    допустимые размеры откло­нений путем
    определения в целях проводимого аудита
    существенности показателей бухгалтерского
    зачета и финансовой
    (бухгалтерской)
  20. отчетности.
  21. Аудиторское
    заключение должно состоять из трех
    частей:
    вводной, аналитической и
  22. итоговой.

Вводная
часть представляет
собой общие сведения об ауди­торской
организации (наименование документа,
сведения об аудиторе, сведения об

аудируемом лице).

  • Аналитическая
    часть — отчет
    аудиторской организации аудируемому
    лицу об общих результатах проверки
    состояния внутреннего контроля,
    бухгалтерского учета и отчетности
    ауди­руемого лица, а также соблюдения
    субъектом законодатель­ства при
    совершении финансово-хозяйственных
  • операций.
  • Итоговая
    часть представляет
    собой мнение о достовер­ности
    бухгалтерской отчетности аудируемого
    лица. Итого­вая часть должна быть
    адресована учредителям аудируемо­го
    лица, если иное не предусмотрено договором
  • на проведе­ние аудита.

Заключение
должно быть подписано руководителем
аудиторской фирмы (уполномоченным
руководителем ли­цом) и лицом,
проводившим аудит (лицом, возглавлявшим
проверку), с указанием номера и срока
действия его квалификационного аттестата.
Эти подписи должны быть скреплены
печатью. Если аудит осуществлялся
индивиду­альным аудитором, аудиторское
заключение может быть подписано только


им.

К
аудиторскому заключению прилагается
отчетность, в отношении, которой
выражается мнение. Она должна быть
оформлена в соответствии с требованиями
законодатель­ства РФ. Аудиторское
заключение и подтверждаемая отчет­ность
должны быть сброшюрованы, пронумерованы,
прошну­рованы, опечатаны печатью
аудитора с указанием общего ко­личества

  1. листов.
  2. Аудиторское
    заключение может содержать безоговороч­но
    положительное мнение аудитора, мнение
    с оговоркой, от­рицательное мнение
  3. или отказ от выражения мнения.
  4. Безоговорочно
    положительное мнение должно
    быть вы­ражено в случае, если финансовая
    (бухгалтерская) отчетность по мнению
    аудитора дает достоверное представление
    о фи­нансовом положении и результатах
    финансово-хозяйственной деятельности
    аудируемого лица в соответствии с
    установлен­ными требованиями ведения
    бухгалтерского учета и подго­товки
    финансовой (бухгалтерской) отчетности
  5. в Российской Федерации.

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Мнение
с оговоркой аудиторы
выражают в случае, если выявленные
ошибки и искажения не столь существенны,
что­бы выразить отрицательное мнение

или отказаться от его выражения.

  • Отрицательное
    мнение следует
    выражать только тогда, когда влияние
    какого-либо разногласия с руководством
    на­столько существенно для финансовой
    (бухгалтерской) отчет­ности, что
    аудитор приходит к выводу, что несение
    оговорки в аудиторское заключение не
    является адекватным для того, чтобы
    раскрыть вводящий в заблуждение или
    неполный ха­рактер финансовой
  • (бухгалтерской) отчетности.
  • Отказ
    от выражения мнения имеет
    место в тех случаях, когда ограничение
    объема аудита настолько существенно и
    глубоко, что аудитор не может получить
    достаточные доказа­тельства и,
    следовательно, не в состоянии выразить
    мнение о достоверности финансовой
  • (бухгалтерской) отчетности.
  • Если
    аудитор выражает мнение, отличное от
    безоговорочно
    положительного, он
    должен четко описать причины этого
    в
    аудиторском заключения и по возможности
    дать количественную оценку их влияния
  • на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Предлагаем ознакомиться:  Акт о пролитии квартиры образец

  1. В
    Федеральном законе «Об аудиторской
    деятельности» приводится понятие
    заведомо
  2. ложное аудиторское заклю­чение.
  3. Им
    является аудиторское заключение,
    составленное без проведения аудиторской
    проверки или составленное по резуль­татам
    такой проверки, но явно противоречащее
    содержанию документов, представленных
    для аудиторской проверки и рас­смотренных
    аудиторской организацией в ходе
    аудиторской проверки. Заведомо ложное
    аудиторское заключение призна­ется

  4. таковым только по решению суда.
  5. Составление
    заведо­мо ложного аудиторского
    заключения влечет ответственность в
    виде аннулирования у аудитора лицензии,
    а для лица, под­писавшего такое
    заключение, — аннулирование
    квалифика­ционного аттестата аудитора
    и привлечение к уголовной от­ветственности
    в соответствии с законодательством
  6. Российс­кой Федерации.

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

В
конечном счете аудиторская проверка
правильности учета
и отчетности
проводится в интересах собственников,
государства и так называемых третьих
лиц (бирж,

банков, страховых организаций и т.д.).

При
положительном заключении о результатах
успешной деятельности она удостоверяет,
что эти результаты подсчи­таны полно
и правильно, а следовательно, дивиденды
реаль­ны к получению, вложенные в
данное предприятие средства окупаются,
акции достаточно ликвидны, кредиты
имеют на­дежное обеспечение и были

Читайте также:  Нужно ли отработать 2 недели при увольнении по собственному желанию: обязательно ли, с какого дня и как надо считать, а также порядок ухода с должности

оправданны.

Для потенциальных инвесторов,
новых поставщиков сырья, материалов,
обору­дования и других товарно-материальных
ценностей, новых заказчиков — покупателей
продукции это свидетельствует об
инвестиционной привлекательности
вложений в развитие дан­ного предприятия,
его платежеспособности, надежности в

качестве делового партнера.

Даже
если аудиторская проверка подтверждает
реальность невысоких результатов
хозяйствования в данном отчетном
периоде, но удостоверяет законность
финансовых операций, реальность наличия
и оценки активов предприятия, его дол­гов
и других обязательств, доверие прежних
партнеров к та­кому экономическому

субъекту сохраняется.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Аудиторская
организация до начала проведения аудита
должна получить достаточные знания о
системах бухгалтер­ского учета и
внутреннего контроля аудируемого лица,
а так­же аудиторском риске, состоящем

из совокупности следую­щих показателей:

  • неотъемлемый риск;
  • риск системы контроля;
  • риск необнаружения.
  • Аудитору
    необходимо дать оценку систем
    бухгалтерского учета и внутреннего
    контроля, принятых в проверяемой
    орга­низации, чтобы определить
    вероятность возникновения оши­бок
    влияющих на достоверность финансовой
    отчетности. На основе такой оценки
    определяют содержание, масштаб и
  • ко­личество аудиторских процедур.
  • Так, например, данное подразделение Минфина ведет:
  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д. 

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России.

Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита.

Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях. 

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Введение, Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

Сегодня аудиторская деятельность в России организована с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но, в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования все еще находится в стадии своего развития.

[3]

Первый уровень составляет Федеральный закон №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», пришедший на смену Закону «119-ФЗ», он является одним из основных законодательных актов, определяющим основные аспекты организации аудиторской деятельности в России, регулируя ее правовые основы. Данный документ содержит 23 статьи, в которых отражены основные аспекты аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг. В законе определены понятия аудитора и аудиторской организации, закреплены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц [3]. Также даются определение обязательного аудита и критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.

Особое место в законе занимает статья, посвященная независимости аудиторов, рассматриваемая в контексте основополагающих принципов аудиторской деятельности, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, декларируемых в Кодексе этики профессиональных аудиторов. Также определены вопросы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы их аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.

Отдельные статьи Федерального закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, условий их формирования и ротации.

В отличие от утратившего силу ФЗ №119, действующий Закон вводит понятие «саморегулируемой организации аудиторов», определяет порядок их создания и приобретения статуса, а также требования к ее составу, порядку членства в ней и правил осуществления внешнего контроля качества работы ее членов на основе принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов.

Отдельно в Законе отражается порядок ответственности за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с Федеральным законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.

Второй уровень включает законодательные и подзаконные нормативные акты и федеральные стандарты аудиторской деятельности.

Данные документы определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности и являются обязательными для исполнения субъектами рынка.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
  • 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • 2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
  • 3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Важнейшим документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

[2]

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Основное их назначение — определение требований к аудиторским процедурам, дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов [3].

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. В этой области разработаны стандарты по проведению аудита коммерческих банков, методические указания по аудиту материально-производственных запасов, налога на прибыль, также министерствами был принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе действующих стандартов и существующей практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой каждой аудиторской компании, они определяют престиж и качество ее работы.

Требования стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемой аудиторской организации, членами которого они являются.

Внутренние стандарты носят обязательный характер, что подтверждается требованиями системы внешнего контроля аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Виды и наиме­нования норма­тивных доку­ментов

Область регули­рования и ис­пользования

Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельно­сти» от 30.12.2008 № 307-ФЗ

  1. Определяет ме­сто, цель и задачи аудита в финан­сово-экономиче­ской системе
  2. Федеральные правила (стан­дарты) аудитор­ской деятельно­сти
  3. Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обя­зательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг
Читайте также:  Как расторгнуть договор с МТС

Федеральные стандарты (раз­работано и утвер­ждено 33 правила (стандарта). Намечено разра­ботать 6—8 феде­ральных стан­дартов в течение 2009-2010 г.

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Разработаны в соответствии с федеральным законодательст­вом нормативные документы в об­ласти аттестации и лицензирования аудиторской дея­тельности и др.

Читайте так же:  Каким документом оформляется передача недвижимого имущества

  • Внутренние пра­вила (стандарты) саморегулиру­емых аудитор­ских организа­ций
  • Регулирование специфических вопросов ауди­торской деятель­ности на уровне саморегулируе­мых аудиторских организаций
  • Разрабатываются саморегулируе­мыми аудитор­скими организа­циями
  • Нормативные документы министерств и федеральных
  • Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страхо­вой, инвестици­онных институ­тов, банковский
  • Министерствами и федеральными службами принят и разрабатыва­ется ряд доку­ментов по видам аудита
  • Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)
  • При проведении обязательного
  • аудита и сопут­ствующих аудиту и прочих услуг
  • Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами

Уровень I включает в себя Федеральный закон от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, который является одним из основ­ных законодательных актов и определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие Закона позволяет считать, что станов­ление аудита в России состоялось.

К документам уровня II, регулирующим аудиторскую дея­тельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской дея­тельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются и федеральные стандарты. В настоящее время разработано и утверждено 33 федеральных стандарта.

Уровень III системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стан­дартами саморегулируемых аудиторских организаций.

Основное назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

К уровню III относятся нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бух­галтерского учета, хозяйственного права и др.

Уровень IV включает в себя внутренние (внутрифир­менные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельно­сти, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

5.Нормативно — правовое регулирование аудиторской деятельности в россии

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам.

Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

• К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

Стандарты и правила аудита

Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности.

Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг.

В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.

На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита.

Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.

В настоящее время на территории Российской Федерации обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются:

9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (утверждены приказами Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н , от 20 мая 2010 г. № 46н , от 17 августа 2010 г. № 90н и от 16 августа 2011 г. № 99н);

29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, с последующими изменениями).

  • Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
  • Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.
  • Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации
№стан-дарта Наименование стандарта Нормативный правовойакт Дата введения в действие
ФСАД 1/2010 Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н 17 августа 2010 г.
ФСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н 17 августа 2010 г.
ФСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н 17 августа 2010 г.
ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н 9 июля 2010 г.
ФСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 8 февраля 2011 г.
ФСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита Приказ Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н 8 февраля 2011 г.
ФСАД 7/2011 Аудиторские доказательства Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н 10 января 2012 г.
ФСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н 30 октября 2011 г.
ФСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н 30 октября 2011 г.
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
2 Документирование аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
3 Планирование аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
4 Существенность в аудите Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 8 октября 2002 г.
7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
9 Связанные стороны Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
10 События после отчетной даты Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 22 июля 2003 г.
11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 22 июля 2003 г.
12 Согласование условий проведения аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 26 октября 2004 г.
16 Аудиторская выборка Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 26 октября 2004 г.
17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
19 Особенности первой проверки аудируемого лица Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
20 Аналитические процедуры Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
21 Особенности аудита оценочных значений Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 16 декабря 2008 г.
23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 3 мая 2005 г.
24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
26 Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
28 Использование результатов работы другого аудитора Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
29 Рассмотрение работы внутреннего аудита Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
31 Компиляция финансовой информации Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 21 сентября 2006 г.
32 Использование аудитором результатов работы эксперта Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 12 августа 2008 г.
33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 12 августа 2008 г.
34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 12 августа 2008 г.
б/н Проверка прогнозной финансовой информации Протокол заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 20 августа 1999 г. № 5 20 августа 1999 г.
б/н Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций Протокол заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 20 октября 1999 г. № 6 20 октября 1999 г.
Читайте также:  Доверенность на автомобиль от физического лица физическому лицу — образец бланка

Документы по теме: Стандарты и правила аудита

Нормативные документы об аудиторской деятельности

На сегодняшний день основным нормативным актом регулирующим деятельность, как частных аудиторов, так и компаний предоставляющих аудиторские услуги в России, является Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) вступивший в силу 1 января 2009 года.

В этом Федеральном законе дано развернутое понятие аудита и аудиторских услуг, а также определены права, обязанности и ответственность аудируемых лиц и организаций предоставляющих аудиторские услуги.

Помимо этого в законе раскрыты требования по аттестации, лицензированию, а также определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

К органам, на которые возложены обязанности по осуществлению контроля над аудиторской деятельностью на территории РФ, относятся уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определенный Правительством РФ и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на Министерство финансов России, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, возложены следующие обязанности:

  • Издание нормативных актов, а также разработка и представление на утверждение Правительству РФ стандартов аудиторской деятельности;
  • Разработка системы аттестации, обучения, а также повышения квалификации и лицензирования существующих аудиторских компаний и частных аудиторов;
  • Ведение реестра аудиторов и фирм предоставляющих аудиторские услуги;
  • Определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности и финансовой отчетности;
  • Аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Так же согласно одной из статей Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности, необходимость создания которого заключается  в учете мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности.

Помимо Закона N 307-ФЗ разработана обширная нормативная база аудита включающая в себя:

  • Модифицированное мнение в аудиторском заключении;
  • Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности;
  • Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля;
  • Аудиторские доказательства;
  • Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам;
  • Дополнительную информацию об аудиторском заключении и многое другое.

ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» вот уже на протяжении более 20 лет предоставляет услуги по проведению любых видов аудиторских проверок на основании правовых основ и существующих нормативных документов об аудиторской деятельности. Все наши специалисты  имеют квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты).

Мы осуществим весь комплекс услуг  на основании нормативных документов аудита необходимых для проведения качественной аудиторской проверки. Сотрудничая с нами Вы будете точно знать о реальном положении дел на Вашем предприятии, что в дальнейшем поможет Вам эффективно и успешно заниматься предпринимательской деятельностью.

Ссылка на основную публикацию