Фз об антикоррупционной экспертизе: суть и общие положения закона

ФЗ об антикоррупционной экспертизе: суть и общие положения закона

ФЗ 172 об антикоррупционных системах и мерах для проверок гос. документов и указов был принят для контроля за принимаемыми актами и нормативами в гос. органах и учреждениях. Этот закон помог развить меры защиты прав и свобод граждан. Главным проверяющим органом в описываемой сфере считается Прокуратура России. Благодаря принятию этого закона улучшились процессы оформления и принятия правовых актов и нормативов в гос. учреждениях.

Описание 172 ФЗ

ФЗ об антикоррупционной системе экспертиз был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 21 октября 2013 года. ФЗ 172 содержит 5 статей.

Этот закон регламентирует права и организационные положения антикоррупционной системы проведения экспертиз, определяет и формирует нормы и акты, которые помогают сотрудникам органов выявить коррупционные факторы и устранить их.

Согласно закону, факторами коррупции считаются необоснованные исключения из правил или необоснованное применение полномочий, либо акты, создающие труднопреодолимые или невыполнимые условия для граждан или компаний.

О последних изменениях в законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2018 смотрите здесь:

Краткое содержание Федерального закона номер 172 об антикоррупционной экспертизе актов, нормативов и их проектов:

  • 1 ст. — оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона, описан предмет контроля;
  • 2 ст. — дан список основных положений, принципов и нюансов антикор. системы, описанной в законе;
  • 3 ст. — перечислены органы и должностные лица, занимающиеся описанной экспертизой, а также их функции и виды деятельности;
  • 4 ст. — оформлены требования и условия, которые предоставляет коррупционерам проверяющий прокурор;
  • 5 ст. — описаны заключительные решения прокуроров, возможности граждан в борьбе с коррупцией и другие дополнительные условия, требования и положения закона.

Читайте подробности последних изменениях Федерального закона 115 о концессионных соглашениях по ссылке:

Во второй статье перечислены следующие принципы:

  • Проведение экспертизы для осуществления антикор. мер в сфере нормативов и правовых актов;
  • Проверка осуществленной экспертизы для выявления объективности оценки и обоснованности суждений;
  • Анализ, при котором выявляется связь между разными документами и их заключением;
  • Проверка компетентности работников гос. органов, осуществляющих проверку различных категорий учреждений (формируется комиссия);
  • Развитие и формирование новых связей сотрудничества разных видов гос. органов для борьбы с коррупцией.

В третьей статье перечислены следующие органы, проводящие проверку в описываемой сфере:

  • Должностные лица, работающие в государственных структурах, органах и учреждениях;
  • Федер. органы исполн. власти в области юстиции;
  • Прокуратура и ее подразделения на территории Российской Федерации.

Также в третьей статье оформлены причины, по которым проводятся антикоррупционные экспертизы. Причины и следственные связи проведения экспертиз касаются:

ФЗ об антикоррупционной экспертизе: суть и общие положения закона

  • Соц. прав и гарантий, предоставляющихся должностным лицам, которые временно исполняют обязанности в органах или гос. учреждениях;
  • Имущества и объектов, которыми владеет гос. орган или учреждение;
  • Прав, свобод и обязанностей гражданина РФ.

В третьем пункте третьей статьи также перечислены акты, приказы и документы, в отношении которых действуют антикор. меры:

  • Федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов России;
  • Приказы Президента РФ и Правительства;
  • Официальные поправки Правительства, выпущенные для ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ.

Прокурор оформляет протокол проведенной проверки, в который вносит информация о необходимых мерах для устранения нарушений.

Эти меры также оформляются отдельным документом, который предоставляется учреждению, где были выявлены нарушения. Компания обязана выполнить все требования и условия, иначе будет нести ответственность.

Однако требования и принятые прокурором решения могут быть обжалованы подачей иска в судебный орган.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов были внесены 21 октября 2013 года, при принятии ФЗ номер 279.

Изменения произошли в статье 3, пункте 3. Была исключена информация о технических заданиях и концепциях, которые должны были быть оформлены и приняты при создании законопроекта. Информация утратила силу и при оформлении закона. Концепции больше не оформляются в документации.

В пятой статье настоящего Федерального закона оформлен процесс и порядок осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. Такой вид проверки является платным и его могут заказать как юридические, так и физические лица. Физ. и юр. лица заказывают подобную категорию проверки за счет собственных денежных средств.

Во втором пункте пятой статьи перечислены условия, требования и порядок для получения аккредитации сотрудников и специалистов в ситуациях, когда проводится независимая антикорр. экспертиза.

После проведения проверки специалист, который был ей подвержен, получает особую бумагу, в которой прокурор оформляет условия исправления нарушений.

В документе также перечисляются сами нарушения, описываются причины их возникновения, сроки исправлений и различные виды способов исправлений.

Заключение прокурора для организации, органа или учреждения носит не обязательный, а скорее консультативный и рекомендательный характер. Каждое заключение прокурора проверяется высшими органами власти.

Скачать текст закона об антикоррупционной экспертизе

Антикоррупционная система предполагает проверку не только частных организаций, но и государственных учреждений и органов. Внимание уделяется и документации, официальным приказам и актам.

Специальными комиссиями, должностными лицами и специалистами проводятся проверки всех документов, относящихся к государственным или муниципальным. Процессы проведения проверок и полномочия проверяющих определяются Федеральным законом номер 172.

Если сотрудник, гражданин или другое лицо считает, что его права и свободы были нарушены вследствие вступления в силу какого-либо гос. акта, рекомендуется ознакомиться с текстом актуального настоящего закона.

Скачать Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» можно по ссылке.

Читайте также:  Закон об ответственном обращении с животными: что разрешено и запрещено

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-ob-antikorrupcionnoj-ekspertize/

172 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов»

ФЗ об антикоррупционной экспертизе: суть и общие положения закона

ФЗ №172 был принят для урегулирования процесса осуществления анти коррупционной проверки документов и планов правового типа. Закон состоит из 5 статей. Главным проверяющим органом является Прокуратура РФ.

Под таким же номером заявлен 172 ФЗ о стратегическом планировании. Узнать больше о нем можно тут: 

Описание Федерального закона 172

Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» был издан Госдумой РФ 3 июля 2009 года. Одобрен законодательный проект был спустя 4 дня. Вступил в силу ФЗ-172 17 июля того же года. Последние изменения в ФЗ-172 вносились 1 ноября 2013 г.

ФЗ-172 устанавливает основы законного и организационного типа для анти коррупционной экспертизы для того, чтобы выявить коррупционные способы и предложить методы их устранения.

В ФЗ-172 обозначены принципы, при которых проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов:

  • проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • Проведение оценки взаимосвязей между нормативно-правовым документом с другими;
  • Сотрудничество государственных органов, федеральных органов и иных организаций с учреждениями, которые занимаются анти коррупционными проблемами;
  • Компетентность сотрудников, которые проверяют работу в различных государственных структурах;
  • Проверка антикоррупционной экспертизы на предмет объективности и обоснованности.

В 3 статье ФЗ-172 прописаны органы, которые проводят проверку:

  • должностные лица гос органов и организаций;
  • Прокуратура РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти в области юстиции.

Так же в 3 статье обозначены вопросы по которым уполномоченные органы проводят антикоррупционную экспертизу. Поставленные вопросы касаются:

  • социальных гарантий, которые предоставляются лицам, замещающим должности государственного и муниципального типа;
  • обязанностей гражданина;
  • свобод и прав человека;
  • собственности, которая находится во власти государственных или муниципальных органов.

В пункте 3 статьи 3 перечислены виды проектов в отношении которых Федеральный орган исполнительной власти осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы:

  • Федеральных законов;
  • указов Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты;
  • поправки Правительства РФ к проектам Федеральных законов;
  • постановлений Правительства;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ.

ФЗ-172 регламентирует обязательность отражения выявленных коррупционных факторов в следующем:

ФЗ об антикоррупционной экспертизе: суть и общие положения закона

  • в заявлении прокурора изменить документ правового регулирования или в ходатайстве прокурора в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
  • в заключении тип которого предусмотрен в пунктах 2 и 3 Настоящего Федерального закона.

Ознакомьтесь  Новые правила продажи доли в квартире

В требованиях прокурора должны быть обозначены выявленные несоответствия и методы их устранения. Требования, обозначенные прокурором должны быть рассмотрены в обязательном порядке государственными органами власти. Согласно ФЗ-172 требования прокурора могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Настоящий Федеральным законом.

Скачать закон об антикоррупционной экспертизе

ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит 5 статей. Каждая из них регулирует порядок действий при проведении антикоррупционной экспертизы государственных актов.

Если хотите подробнее изучить положения ФЗ-172, скачайте его по ссылке.

Изменения в ФЗ

  • В ФЗ-172  последний раз вносились поправки 1 ноября 2013 года.
  • В ходе последних изменений из 3 статьи 3 пункта была убрана фраза, суть которой заключалась в том, что технические задания и концепции должны быть приняты при разработке новых проектов федеральных законов.
  • Ниже будет рассмотрена 5 статья, которая не была отредактирована в ходе последних изменений ФЗ-172.
  • Статья 5

В ст 5 указан порядок проведения независимой экспертизы, который предусматривается настоящим Федеральным законом.

Заказать подобную экспертизу могут юридические и физические лица за счет собственных денежных средств. Дополнительно в этой статье предусмотрены условия и порядок проведения аккредитации специалистов по независимой антикоррупционной экспертизе.

При проверке эксперт получит специальный документ, в котором будут обозначены все нарушения, способы и срок их устранения.

Заключение носит рекомендательный характер и должно быть рассмотрена высшим исполнительным органом власти.

Чтобы подробнее изучить ФЗ-172, скачайте его по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-ob-antikorrupcionnoj-ekspertize/

Объект антикоррупционной экспертизы

Объект – важнейший элемент производства любого вида экспертиз. В настоящей статье рассматриваются нормативные правовые акты и их проекты как объекты антикоррупционной экспертизы.

Также делается вывод о необходимости подвергать антикоррупционной экспертизе правоприменительные акты и решения должностных лиц, конкурсную документацию при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, а также гражданско-правовые договоры, одной из сторон которых является публично-правовое образование. По мнению автора, не только в определенных законодателем нормативных правовых актах и их проектах могут содержаться коррупционно опасные нормы. Риск совершения коррупционного правонарушения заложен главным образом в правоприменительных актах, которые создаются на их основе. И выявить коррупционную составляющую возможно только уже на стадии применения закона.

На законодательном уровне никогда не давалось определение термину «объект антикоррупционной экспертизы», и долгое время в нормативных правовых актах, посвященных антикоррупционной экспертизе, менялось его содержание.

Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», в пункте 1 устанавливали, что объектами антикоррупционной экспертизы являлись разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти: проекты федеральных законов; проекты указов Президента Российской Федерации; проекты постановлений Правительства Российской Федерации. К объектам антикоррупционной экспертизы также относились:

  • проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;
  • концепции и проекты технических заданий на разработку проектов федеральных законов;
  • проекты федеральных законов, поступившие для подготовки проектов официальных отзывов и заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов;
  • проекты поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов.
Читайте также:  Эмиграция в финляндию: список профессий, стоимость, плюсы и минусы, документы и способы

Сразу обращает на себя внимание то, что в качестве объекта антикоррупционной экспертизы рассматривались только проекты соответствующих документов.

Видимо, на тот момент, законодатель исходил из того, что эффективность анализа и возможность антикоррупционной корректировки проектов нормативных правовых актов гораздо выше, чем уже существующих правовых актов.

Хотя, по нашему мнению, коррупционный риск, который несет в себе та или иная норма права становится очевидным только в процессе правоприменения. Следовательно, антикоррупционной экспертизе уже в 2009 году целесообразно было подвергать и действующие нормативные правовые акты.

Исходя из положений части 2 статьи 3 ныне действующего Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту – Закон об антикоррупционной экспертизе) объектами антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, подготовленные органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, их должностными лицами и органами местного самоуправления.

Понятие «нормативный правовой акт» в широком смысле слова объединяет все виды актов. До настоящего времени законодательного определения понятия «нормативный правовой акт» нет. И это несмотря на то, что многие годы не смолкают ученые, предлагающие принять закон о нормативных правовых актах.

Нам по-прежнему остается ориентироваться на признаки нормативного правового акта, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В пункте 9 данного постановления определено, что признаками нормативного правового акта являются: 1) издание его в установленном порядке; 2) издание его управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 3) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц; 4) указанные правила поведения рассчитаны на неоднократное применение; 5) указанные правила поведения направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Что касается определения понятия «проект нормативного правового акта», то нам более близко определение, данное Р. Р.

Газимзяновым, согласно которому «под проектом нормативного правового акта следует понимать первоначальный вариант нормативного правового акта, официально и в установленном порядке внесенного компетентным на то субъектом правотворчества в целях его предварительного обсуждения, уточнения, проведения экспертной оценки либо изменения до принятия по нему окончательного решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или их должностными лицами».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что объектом антикоррупционной экспертизы являются практически все нормативные акты за исключением нормативного правового акта высшей юридической силы – Конституции Российской Федерации, а также международных нормативных правовых актов.

Кроме указанных, по инициативе разработчиков нормативных правовых актов или по инициативе независимых экспертов антикоррупционной экспертизе могут быть подвергнуты и иные объекты.

Некоторые субъекты Российской Федерации уже пошли по этому пути, включив в перечень объектов, подлежащих антикоррупционной экспертизе акты, носящие ненормативный характер.

Например, статья 10 Закона Оренбургской области от 15 сентября 2008 года № 2369/497-IV-ОЗ «О противодействии коррупции в Оренбургской области» предусматривает, что антикоррупционная экспертиза может проводиться и по правовым актам органов исполнительной власти Оренбургской области, не носящим нормативный характер, в том числе по договорам и соглашениям, заключаемым от имени Оренбургской области. Постановлением Губернатора Московской области от 14 августа 2013 года № 193-ПГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов» также предусмотрена «специализированная антикоррупционная экспертиза» проектов соглашений (договоров), заключаемых от имени Московской области, не носящих нормативный характер.

Однако, думается, что законодатель, указав нормативные правовые акты и их проекты, а также, в отдельных случаях, акты, носящие ненормативный характер, в качестве объектов антикоррупционной экспертизы, ограничил ее распространение, не включив в объект антикоррупционной экспертизы иные документы, которые могут нести в себе коррупционный риск. Такими могут, например, являться: конкурсная документация о закупках для государственных и муниципальных нужд, договоры, заключаемые публично-правовыми образованиями, правоприменительные акты.

Так, конкурсная документация, которая готовится заказчиком перед объявлением торгов по каждому виду закупки и которая затем размещается в единой информационной сети, правовым актом не является, и потому действие Закона об антикоррупционной экспертизе на нее не распространяется. Правильно пишет В.М. Корякин, что объектом рассматриваемой антикоррупционной экспертизы является документация о закупке, в состав которой, как правило, входят: 1) извещение о конкурсе; 2) инструкция участникам конкурса; 3) формы конкурсной заявки и иных документов, представляемых претендентами на участие в конкурентных процедурах; 4) техническое задание; 5) проект государственного контракта; 6) иные документы в зависимости от формы конкурентной процедуры, используемой организатором торгов, а также от характера закупаемой продукции, работы, услуги.

Необходимость антикоррупционной экспертизы договоров, заключаемых публично-правовыми образованиями, по нашему мнению, сводится к тому, что они обеспечивают деятельность общезначимой направленности, осуществляются органами государственной или муниципальной власти и, как правило, основываются на публичной собственности (например, концессионные соглашения). При заключении таких договоров имеет место быть публичный интерес, поэтому публичная власть обязана обеспечить их исполнение в любом случае. Кроме того, исполнение таких договоров требует вовлечения бюджетных финансовых средств. Данная сфера, как известно, в значительной степени подвержена коррупции.

Полагаем, что антикоррупционной экспертизе должны также подвергаться правоприменительные акты или действия должностных лиц. А.В.

Читайте также:  Автобиография для опеки: образец заполнения 2020

Кудашкин отмечает, что «организационно-распорядительные документы (акты правоприменения), формально не подпадая под признаки нормативного правового акта (не проходят регистрационные или иные учетные процедуры), тем не менее, подчас, фактически, являясь таковыми, могут включать коррупциогенные нормы; тем самым они несут потенциальный заряд возможности последующих коррупционных проявлений. Кроме того, антикоррупционная экспертиза может касаться не только коррупциогенных норм, но и коррупционного поведения конкретных лиц. В этом случае непосредственным предметом исследования будут являться конкретные факты совершения лицом тех или иных деяний, а объектом — целевое, мотивированное поведение субъекта». При этом если антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов носит общий характер, т.е. применяется в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов, то экспертиза правоприменительных актов, а также действий и решений должностных лиц должна проводиться в отношении конкретного должностного лица.

Действующее же законодательство говорит только об экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.

Распорядительные акты органов государственной власти, хотя и не подпадают под признаки нормативного правового акта, тем не менее, могут содержать в себе коррупционные нормы, чем несут потенциальную возможность для последующих коррупционных проявлений особенно в коррупционно опасных сферах.

Опыт выявления коррупции показывает, что она возникает в тех областях, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия.

Исследованию подлежат любые фактические данные, указывающие на возможность создания условий для проявления коррупции. «Антикоррупционная экспертиза может касаться не только коррупциогенных норм, но и коррупционного поведения конкретных лиц. В этом случае предметом исследования будут являться конкретные факты совершения лицом тех или иных деяний, а объектом – целевое, мотивированное поведение субъекта».

Предполагается, что после проверки норм на антикоррупционную безопасность они не должны содержать коррупциогенных свойств.

Однако дефектность нормы права может быть выявлена только в процессе правоприменительной практики, так как даже если она не содержит коррупциогенных свойств, то недобросовестные чиновники могут обнаружить, что сочетание некоррупционных свойств образует коррупциогенный фактор, который они используют в коррупционных целях.

Полагаем, что такая экспертиза должна назначаться в рамках служебной проверки, при выявлении коррупционных проявлений, а ее основные свойства должны регулироваться законодательством по противодействию коррупции.

«Хотя в Федеральном законе «О противодействии коррупции» не используются термины «коррупционный проступок» и «коррупционное проявление» оба явления существуют в практике…

Таким образом, в случаях, когда в процессе проведения служебной проверки необходимо объективно доказать, что деяние обладает признаками коррупционного проступка или создало условия для коррупции, можно применять антикоррупционную экспертизу».

Источник: https://novainfo.ru/article/4592

Об итогах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

В 2019 году в ходе проведения антикоррупционной  экспертизы прокуратурой республики выявлен 591 нормативный правовой акт органов государственной власти и местного самоуправления, содержащий 600 коррупциогенных факторов. В целях их устранения органами прокуратуры республики внесено 580 актов реагирования, по результатам рассмотрения которых коррупциогенные факторы исключены.

Как свидетельствуют результаты надзорной деятельности, наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления республики, регулирующих вопросы оказания услуг.

Проведение экспертизы позволяет существенно снизить возможность коррупционных проявлений при правоприменении.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов предоставлено также институтам гражданского общества и гражданам.

  •  Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
  • 1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
  • 2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
  • 3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона;
  • 4) международными и иностранными организациями;
  • 5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
  • Законодателем установлено, что в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте либо в его проекте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.

По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Прокуратура Республики Адыгея готова взаимодействовать с общественными организациями и заинтересованными лицами в проведении указанной работы.

Поступившая в прокуратуру республики посредством почтовой связи либо на адрес электронной почты – proc01adg@mail.ru информация о наличии в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов будет рассмотрена и, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, по ней будут приняты меры прокурорского реагирования.

Источник: http://www.adygproc.ru/smi/news/ob-itogah-antikorrupcionnoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov

Ссылка на основную публикацию