​​фз 426 о специальной оценке условий труда: общие положения закона о соут

​​ФЗ 426 о специальной оценке условий труда: общие положения закона о СОУТ

При работе на предприятиях, использующих вредные или опасные материалы и сырьё, необходимо объективно оценивать уровень негативного воздействия производственных факторов на рабочий персонал, чтобы предпринять необходимые защитные меры. С этой целью был принят закон, предусматривающий порядок специального оценивания условий труда.

Суть федерального закона

Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” был принят Государственной Думой в третьем чтении 23 декабря 2013 года и утверждён Советом Федерации 25 декабря того же года. Закон вступил в силу после подписания президентом 28 декабря 2013 года.

Законодательство о спецоценке условий труда регламентирует отношения работодателя и работника, которые возникают во время специального оценивания условий труда, включая обеспечение нанимателем безопасных условий труда и соблюдение прав рабочих на их трудовых местах согласно государственным постановлениям об охране труда. Настоящий ФЗ определяет законные организационные основания для специальной оценки факторов труда, а также ответственность сторон за соблюдение прав и обязанностей на рабочем месте и во время проведения оценивания.

Специальная оценка условий труда производится в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации настоящего Федерального закона, а также другими нормативными актами РФ. Если международный договор Российской Федерации устанавливает другие правила, отличающиеся от настоящего законодательства, тогда применяются положения международного договора.

Под специальной оценкой условий труда подразумевается комплекс мероприятий по определению вредных и опасных факторов промышленного окружения и рабочего процесса, а также расчёт их влияния на трудящегося с учётом отклонений от установленных норм и применением средств личной и коллективной защиты работников. Специальная оценка не проводится в отношении лиц, работающих на дому или дистанционно, а также если их работодатель является физическим лицом.

​​ФЗ 426 о специальной оценке условий труда: общие положения закона о СОУТ

Результаты специального оценивания применяются в следующих целях:

  • разработка и применение коррективов для улучшения условий труда;
  • информирование работников об опасностях и рисках на рабочем месте и о необходимых мерах предосторожности;
  • предоставление работникам индивидуальных защитных средств, а также рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • мониторинг условий труда;
  • осуществление предварительного и периодического медицинского контроля работников при необходимости;
  • соблюдение гарантий и предоставление компенсаций, установленных Трудовым кодексом РФ;
  • начисление дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • начисление скидок по обязательному социальному страхованию от несчастных производственных травм и заболеваний;
  • финансирование мероприятий, которые направлены на улучшение условий труда;
  • создание статистики об условиях труда;
  • разрешение спорных ситуаций о взаимосвязи заболеваний работников и негативного воздействия на них опасных и вредных трудовых условий, в том числе расследование несчастных случаев на производстве;
  • решение споров и разногласий между работниками и работодателем относительно обеспечения безопасности на рабочих местах;
  • обеспечение медицинского обслуживания работников и санитарно-бытового ухода в необходимой, в зависимости от условий производства, мере;
  • оценка уровней профессионального риска;
  • установление ограничений для определённых категорий работников, которые предусмотрены трудовым кодексом.
  • другие цели, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами РФ.

Последние поправки

Последние изменения текущего законодательство были произведены Федеральным законом № 136-ФЗ от 01.05.2016. Существенной редакции подверглись следующие статьи:

  • Статья 11, устанавливающая порядок декларирования соответствия условий труда государственным нормативам, состоит из нижеперечисленных положений:
    • Результаты исследований, в ходе которых не были выявлены вредные и опасные факторы или условия труда являются приемлемыми в соответствии с допустимым уровнем опасности, подаются работодателем в региональный федеральный орган, ответственный за соблюдение трудового кодекса.
    • Нормы оформления декларации соответствия, а также порядок её подачи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за разработку и реализацию госполитики в сфере труда.
    • Федеральный орган, осуществляющий надзор за соблюдением трудового кодекса, ведёт реестр деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам в установленном порядке.
    • Декларация соответствия действует на протяжении 5 лет.
    • Если во время действия декларации соответствия с работником происходит несчастный случай, выявляется профессиональное заболевание из-за пагубного воздействия опасных факторов рабочей среды или обнаружение других нарушений нормативов трудового законодательства, в таком случае действие текущей декларации приостанавливается и проводится внеплановая проверка специальной оценки трудовых условий.
    • Решение о приостановлении действия декларации соответствия принимает федеральный орган, отвечающий за соблюдение трудового законодательства, о чём в течении 10 дней вносится соответствующая запись в реестр деклараций.
    • По окончанию срока действия декларации соответствия, если не найдены нарушения и несоответствия, тогда она продлевается ещё на 5 лет.
  • Статья 15, о результатах проведения специальной оценки труда, включает в себя следующие части:
    • Отчёт о проведении специальной проверки условий труда включает в себя перечисленные положения:
      • информация о проверяющей организации и документы, подтверждающие её статус;
      • список рабочих мест, которые были проверены и перечисление опасных и вредных факторов, обнаруженных на них;
      • карты с данными об установленном классе или подклассе условий труда на каждом рабочем месте;
      • протокол осмотра и измерения опасных факторов для каждого рабочего места;
      • протокол осмотра и оценивания уровня эффективности защитных мер, которые используются работниками, и которые прошли необходимую техническую сертификацию;
      • протокол, содержащий решение проверяющей комиссии об отсутствии возможности провести измерения, если такое имело место;
      • сводный отчёт о проведённых исследованиях и оценках;
      • список мер для улучшения условий труда;
      • заключение эксперта проверяющей организации.
    • Отчёт о специальной проверке должен быть подписан всеми членами контрольной комиссии и утверждён председателем комиссии. Если один из проверяющих не согласен с результатами проверки, он должен изложить своё мнение в письменной форме с соответствующими объяснениями. Это письмо будет приложено к отчёту.
    • Федеральный орган, отвечающий за реализацию государственной политики в сфере труда, утверждает форму отчёта о проведении специальной оценки труда, а также инструкцию по её заполнению.
    • Если на рабочих местах не были обнаружены опасные или вредные факторы, тогда в отчёте указывается информация по пунктам 1-4, 7 и 9.
    • Работодатель должен ознакомить работников с результатами специальной проверки условий труда в течение тридцати календарных дней с момента, когда был утверждён отчёт о проверке.
    • Работодатель должен в течении трёх рабочих дней после утверждения отчёта о специальной оценке условий труда отправить уведомление об этом в организацию, которая проводила проверку.
    • Работодатель обязан разместить на своём официальном сайте информацию о результатах специальной оценки труда и списка мер для улучшения условий и охраны труда. Сведения должны быть размещены в течении 30 дней после утверждения отчёта, при этом должно соблюдаться законодательство о персональной информации и о государственной тайне.
  • Статья 17 предусматривает следующий порядок проведения внеплановой специальной оценки условий труда:
    • Внеплановая проверка проводится в случае:
      • ввода новых рабочих мест;
      • получением работодателем извещения о внеплановой проверке в связи с выявлением нарушений текущего законодательства и других нормативных и правовых актов;
      • изменения процесса производства или замены оборудования, которое может повлиять на уровень опасных и вредных рабочих факторов;
      • изменении состава применяемого сырья или материалов, что может воздействовать на уровень опасных факторов на производстве;
      • изменении индивидуальных и коллективных средств защиты, что может повлиять на уровень опасного воздействия на производстве;
      • несчастного случая или выявлении у рабочих заболеваний, причиной которых стало вредное воздействие опасных рабочих факторов;
      • предъявления обоснованных мотивов профсоюзными организациями о проведении внеплановой проверки условий труда.
    • Внеплановая проверка проводится в течении 12 месяцев после наступления случаев, вышеперечисленных в пункте 1 и 3, и в течении 6 месяцев в случаях 2, 4 — 7.
    • Внеплановая проверка не проводится если работодатель изменяет фамилию, имя или отчество, а также при реорганизации юридического лица, при условии, что это не повлекло за собой оснований, вышеперечисленных в пунктах 3-5, вследствие которых необходимо провести экзаменацию условий труда. Решение о непроведении проверки должна принимать экзаменационная комиссия.
    • При проведении внеплановой проверки условий труда по пункту 2, до утверждения нового отчёта, не допускается на время осуществления исследования ухудшать положение работников в части компенсации за работу во вредных условиях по сравнению с их предыдущими обстоятельствами.
  • Статья 27, устанавливающая переходные положения текущего законодательства, состоит из следующих частей:
    • Организации, которые были аккредитованы до вступления настоящего законодательства в силу, могут продолжать свою деятельность по специальным проверкам условий труда до истечения имеющихся аттестатов, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.
    • Организации, аккредитованные до вступления ФЗ-426 в силу, и аттестаты их лабораторий действительны до 2014 года, имеют право продолжать свою деятельность в соответствии с имеющимися аттестатами до 31 декабря 2014 года.
    • Выполнять функции экспертов в организациях, аккредитованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, имеют право любые компетентные работники, которые работают в данных организациях по трудовому договору и имеющие соответствующий допуск к испытательным лабораториям.
    • Если специальная оценка труда была проведена до вступления настоящего закона в силу, то новая аттестация рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня утверждения отчёта о проверке, за исключением возникновения обстоятельств, которые обязуют, в соответствии с ФЗ-426, провести внеплановую проверку условий труда. Также работодатель может сам провести внеплановую проверку до истечения предыдущего заключения, согласно порядку, установленному текущим законодательством.
    • Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в ч.7 ст.9 настоящего закона, осуществляется в общем порядке, согласно текущему законодательству до постановления других особенностей уполномоченным Правительством органом.
    • Рабочие места, не указанные в ч.6 ст.10 настоящего закона, могут быть быть проэкзаменованы поэтапно, но проверка должна быть закончена не позже 31 декабря 2018 года.
Читайте также:  Закон об архитектурной деятельности в 2020 году: изменения и дополнения

При измерении уровней вредных и опасных факторов на производстве допустимо использование методов измерения, аттестованных до вступления в силу ФЗ-102 “Об обеспечении единства измерений” от 26 июня 2008 года, если данные методики были утверждены федеральными организациями. Однако данные методы должны быть аттестованы в соответствии с новым законодательством до 31 декабря 2020 года.

Скачать ФЗ 426 с последними изменениями

Для детального ознакомления с положениями Федерального закона “О специальной оценке условий труда” необходимо скачать текст документа с последними поправками по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-426

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-426-o-specocenke-uslovij-truda/

Все о законе № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда»

01 января 2014 года ознаменовалось началом действия закона № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». В этот же день закончилось существование ранее действовавшего порядка, предусматривающего аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Кого закон обязывает проводить специальную оценку условий труда?

Специальная оценка условий труда в соответствии с новым законом включена в обязанность для всех работодателей, если в штатном расписании предусмотрен хотя бы один работник, с которым подписан трудовой договор.

Исполнять закон обязаны все работодатели, невзирая на формы собственности.

Исключением не являются и работники у которых нет постоянного рабочего места на территории работодателя, например, торговые агенты или мерчендайзеры.

​​ФЗ 426 о специальной оценке условий труда: общие положения закона о СОУТ

Освобождаются от соблюдения закона только индивидуальные предприниматели, если работают полностью самостоятельно и не имеют ни одного наемного работника.

Не обязаны исполнять положения законодательства физические лица, заключившие договора на исполнение каких-либо работ со сторонними третьими лицами.

Это положение действует только в том случае, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель, использующий надомный труд, если часть сотрудников или все работают удаленно от головного предприятия, не обязан проводить процедуру для подобных рабочих мест.

Что такое специальная оценка условий труда?

Законом специальная оценка условий труда определена, как последовательность мероприятий или процедур, направленных на выявление производственных факторов, негативно отражающихся на здоровье тех, кто там работает. Факторы могут при этом связаны непосредственно с трудовой функцией, которую сотрудник исполняет.

А могут быть обоснованы общей производственной средой, в которой находится рабочее место. В трудовую функцию конкретного работника может не входить ни поднятие тяжестей, ни работа с горючими веществами.

Но, если его рабочее место по причинам, обоснованным технологией производства, находится в «горячем» цеху, то такое рабочее место сложно отнести к оптимальным или допустимым.

Оплачивать все мероприятия, связанные с проведением специальной оценки условий труда в соответствии с законом обязан только работодатель. Никакие поборы с сотрудников недопустимы.

Источник: https://otfi.ru/426-fz-o-specialnoj-ocenke-uslovij-truda/

Закон специальная оценка условий труда (ФЗ 426 от 28.12.2013 г.)

В последние года законодательство в области охраны труда претерпевает значительные изменения, больше наверно подходят слова – коренные изменения. Долго длились различные публичные обсуждения и разговоры о необходимости перемен и ужесточении ответственности за нарушение требований техники безопасности и охраны труда.

Об этом заявляли как представители профсоюзов, чиновники различных министерств и ведомств, так и первые лица государства и субъектов Российской Федерации. Причиной тому стала не радужная статистика происходящих несчастных случаев и происшествий на предприятиях и организациях различных отраслей и сфер деятельности в России.

Например, по данным Минтруда в одной только сфере строительства за 2013 год в России погибло около пятисот человек.

К тому же много слов было сказано и о том, что процедура проведения аттестации рабочих мест по условиям труда перестала быть эффективной и выполнять ту задачу, которую на неё возлагали изначально, и превратилась в формальный процесс оформления документов.

И вот, наконец, начали происходить реальные изменения. Первой ласточкой стал, наверно самый обсуждаемый на интернет форумах и различных конференциях, Закон о специальной оценке условий труда ФЗ 426 от 28.12.

2013 года, который стал неожиданным подарком для всех специалистов производящих аттестацию рабочих мест.

Также был принят Закон 421 ФЗ вносивший изменения в различные законы и подзаконные акты в связи с принятием новой процедуры, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс об Административных правонарушениях и т.п.

По своей структуре закон № 426 ФЗ состоит из четырех основных разделов, в первом из которых разъясняется предмет его регулирования, дается само понятие спецоценки и описываются основные права и обязанности основных участников этого процесса, а именно работодателя, его работника и организаций выполняющих СОУТ. А также здесь указано, для каких целей используются результаты данного процесса (статья 7).

Во втором, самом большом, разделе подробно расписана вся процедура выполнения работ по спецоценке, начиная с организации и подготовки к процессу, продолжая подробными этапами производства, заканчивая оформлением результатов и особенностями проведения работ.

Здесь также указывается (статья17), в каких случаях возникает необходимость во внеплановом выполнении процедуры.

И за организацией подрядчиком закрепляется обязанность по передаче всех результатов, в государственную информационную аналитическую систему учета, где будут аккумулироваться все результаты выполнения СОУТ.

Третий раздел устанавливает требования к организациям, которые занимаются проведением спецоценки, в том числе к квалификационным требованиям сотрудников этих лабораторий и контрольно-измерительному оборудованию, а также нормативно-методическому обеспечению измерительного процесса и сотрудников лаборатории. В спорных ситуациях предприятие заказчик имеет право провести экспертизу результатов выполненных работ, в каких случаях и за чей счет она проводится указано в статье 24 Закона.

В заключительном четвертом разделе Закона о специальной оценке условий труда ФЗ 426 от 28.12.2013 г.

даются рекомендации к действиям в случае возможных разногласий между участниками процесса выполнения СОУТ, а также информация о государственном контроле над данным процессом, переходных положениях в связи с прекращением аттестации рабочих мест и порядком вступления данных положений в законную силу.

Наш Центр полностью соответствует всем требованиям законодательства и гарантирует качество выполненных работ, за консультациями звоните по телефонам указанным в разделе контакты.

Источник: http://SOUT-Kazan.ru/zakon-specialnaya-ocenka-uslovijj-truda-fz-426-28-12-2013/

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями в 2020 году

Правила, по которым предприятия обязаны осуществлять специальную проверку условий труда на рабочих местах, установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020 года. Предлагаем разобраться в том, как применять вступившие в силу изменения в данном законодательном акте в работе компании.

Что такое специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020 года

Специальная оценка условий труда заменила собой аттестацию рабочих мест на российских предприятиях. Под спецоценкой понимается единый комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных условий производства и утверждение оценки уровня воздействия таких факторов на сотрудника с учетом отклонения фактических показателей от утвержденных нормативов.

О специальной оценке условий труда говорится в ТК РФ. Определение приводится в ст. 212 ТК РФ – здесь под СОУТ понимается обязанность нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на предприятии. Так, согласно данной норме трудового законодательства, работодатель должен обеспечить:

  1. Организацию проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке труда.
  2. Безопасность при эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, при осуществлении технологических процессов, при использовании материалов, сырья, инструментов.
  3. Недопущение к выполнению обязанностей лиц, не прошедших обучение и не выслушавших инструктаж по охране труда, не окончивших стажировку и не сдавших экзамен.
  4. Создание системы управления охраной труда.
  5. Обучение безопасным приемам и методам работ, проведение инструктажа и стажировки персонала, осуществление проверки знаний, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
  6. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.
  7. Покупку и выдачу за счет средств предприятия средств индивидуальной защиты (специальной одежды и обуви, смывающих и обеззараживающих средств, приспособлений, приборов и т.д.).
  8. Условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, на каждом рабочем месте.
  9. Режим труда и отдыха.
  10. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения сотрудниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Читайте также:  ​​программы для бухгалтерии: обзор бесплатных и платных программ

Читайте также статью ⇒ “Что такое специальная оценка условий труда“.

Изменения после введения 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020 года

После того, как был принят Закон № 426-ФЗ, Правительство РФ должно было внести изменения в нормы отдельных правовых актов, влияющих на уплату страховых взносов на ОПС и ОСС в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования соответственно. Нововведения были отражены в тексте Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ.

Важно! Если руководство компании не сообщит в Фонд социального страхования (во время отправки очередной отчетности) об итогах проведения СОУТ, юридическое лицо будет оштрафовано на 60-80 тысяч рублей, а должностное лицо и ИП – на 5-10 тысяч рублей.

По итогам СОУТ будут установлены (под)классы условий труда на рабочих местах трудящихся. От этого класса будет зависеть порядок расчета страховых взносов.

Читайте также статью ⇒ “Специальная оценка условий труда: кто и как проводит“.

Кто обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020

Специальная оценка рабочих мест является обязательной абсолютно для всех предприятий, вне зависимости от формы налогообложения, количества трудоустроенных сотрудников, формы собственности и иных факторов коммерческой деятельности.

Важно! Проведение специальной оценки условий труда становится обязательным в случае переезда в другой офис.

В целях проведения мероприятий по организации специальной оценки труда владелец фирмы обязан создать комиссию, которая будет изучать и утверждать итоги проведения проверки (комиссия утверждает график проведения спецоценки).

Сама же проверка осуществляется исключительно аккредитованными организациями, занимающимися СОУТ. С такой организацией заключается письменный договор, после чего ее сотрудникам предоставляется вся документация, касающаяся условий труда на предприятии.

Проводящая проверку организация должна отвечать перечисленным в ст. 19 Закона 426-ФЗ требованиям:

  • организация является независимым лицом по отношению к нанимающему ее предприятию;
  • в организации имеется испытательная лаборатория (центр), аккредитованный национальным органом РФ по аккредитации в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • в уставных документах организации основным видом деятельности является проведение СОУТ (или одним из видов деятельности);
  • в компании до трудовому договору трудоустроено как минимум 5 экспертов, имеющих сертификат специалиста на право проведения СОУТ (как минимум один из экспертов должен иметь диплом о высшем образовании по специальности санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда, общая гигиена);
  • организация аккредитована в порядке, описанном в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н.

Когда можно не проводить СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020

В соответствии с указаниями ст. 3 упомянутого законодательного акта, специальную оценку рабочих мест можно не проводить в отношении:

  • сотрудников, для которых наниматель является лицом, не вставшим на учет в налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя;
  • работников, выполняющих свои обязанности удаленно;
  • сотрудников, работающих на дому.

Важно! Если после последней аттестации рабочих мест прошло менее 5 лет, специальную оценку условий труда разрешается провести через 5 лет, начиная с даты проведения последней аттестации.

Какие факторы исследуются в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020

Статья 13 Закона № 426-ФЗ включает в себя перечень вредных и опасных факторов производства, на которые обращают внимание при проведении специальной оценки труда.

Факторы трудового процесса
  • Тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма трудящегося).
  • Напряженность трудового процесса (показатели сенсорной нагрузки на ЦНС и органы чувств сотрудника).
Факторы производственной среды
  • Биологические факторы (живые клетки и споры, микроорганизмы-продуценты, патогенные микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний).
  • Химические факторы (химические вещества и смеси, включая вещества биологической природы – белковые препараты, ферменты, гормоны, витамины, антибиотики).
  • Физические факторы (параметры световой среды, переменные электромагнитные поля, неионизирующие излучения, общая и локальная вибрация, ультразвук воздушный, инфразвук, шум, аэрозоли фиброгенного действия).

В условиях испытательной лаборатории (или центра) изучению подлежат:

  • Температура воздуха.
  • Биологические факторы.
  • Относительная влажность воздуха.
  • Напряженность трудового процесса сотрудников.
  • Скорость движения воздуха.
  • Тяжесть трудового процесса (количество стереотипных рабочих движений, время удержания груза, угол наклона корпуса тела сотрудника и число таких наклонов за смену, масса перемещаемых грузов, мышечное усилие, длина пути перемещения груза).
  • Интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения.
  • Массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны.
  • Напряженность переменного электрического тока промышленной частоты (50 Герц).
  • Концентрация вредных химических веществ.
  • Напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц).
  • Освещенность рабочей поверхности.
  • Напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.
  • Общая и локальная вибрация.
  • Напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля.
  • Воздушный ультразвук.
  • Интенсивность источников УФ-излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров.
  • Общий уровень звукового давления инфразвука.
  • Энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (=400 – 315 нм), УФ-В (=315 – 280 нм), УФ-С (=280 – 200 нм).
  • Уровень звука.
  • Энергетическая экспозиция лазерного излучения.
  • Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов сотрудников.
  • Мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного изучений.

Читайте также статью ⇒ “Специальная оценка условий труда в 2020 году: пошаговая инструкция“.

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель созвал комиссию в целях проведения специальной оценки условий труда. Количество членов комиссии – 10 человек с учетом председателя комиссии (самого владельца фирмы).

Комментарий: Количество членов комиссии должно быть строго нечетным, с учетом председателя комиссии.

Ошибка: В целях проведения СОУТ на фирме была собрана специальная комиссия. Ни один из членов комисси не является специалистом в области охраны труда, количество членов комиссии составляет 2 человека.

Комментарий: Минимальное число членов комиссии – 3 человека. Если на предприятии не трудоустроен специалист в сфере охраны труда, эту роль в целях проведения заседаний комиссии выполняет руководитель компании.

Ответы на распространенные вопросы на тему «426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020»

Вопрос №1: Как часто проводится специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2020 года?

Ответ: Специальная оценка труда проводится на предприятии не реже 1 раза в 5 лет. Однако, из данного правила имеются исключения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ. Срок исчисляется с даты утверждения отчета о проведении последней СОУТ.

Вопрос №2: Как быть с проведением специальной оценки труда в случае, если сотрудники, чьи рабочие места подлежат проверке, допущены к сведениям, составляющим государственную или охраняемую законом тайну?

Ответ: В таком случае проведение специальной оценки труда осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Источник: https://online-buhuchet.ru/426-fz-o-specialnoj-ocenke-uslovij-truda-s-izmeneniyami/

426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019, штрафы

В статье рассмотрим, какие последствия ожидают работодателей, которые не организовали СОУТ, согласно 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями 2019 года.

С 2019 года компаниям, которые не провели спецоценку условий труда, грозят штрафные санкции до 80 000 рублей. Минимальный штраф составляет 5000 рублей.

Подробное описание СОУТ и правила, по которым ее осуществляют, описаны в статье «Оценка условий труда на рабочем месте 2018».

Регламент спецоценки в законе 426-ФЗ описан с указанием прав, обязанностей фирм и компаний, осуществляющих оценочные действия.

Суть закона

Закон о специальной оценке условий труда регулирует отношения, образующиеся при осуществлении СОУТ. Специальная оценка — это совокупность планомерно проводимых мер по обнаружению вредных факторов производства. В процессе оценки учитывают:

  • неблагоприятные действия на работников;
  • принимают во внимание нормативы условий труда;
  • применения средств защиты трудящихся.
Читайте также:  Загранпаспорт для ребенка: документы, как оформить и сделать

В ходе специальной оценки выявляют классы условий труда.

Спецоценку не организуют для:

  • трудящихся удаленно;
  • трудящихся в религиозных образованиях;
  • у физлиц, не зарегистрированных как ИП.

СОУТ для государственных гражданских и муниципальных служащих регламентируется подзаконными актами России о государственной и муниципальной службе.

Какие нововведения произошли в 2019 году

В 2019 году спецоценку для фирм организуют аналогично пошлому году. Ее проводят, те, кто не сделал оценку в 2014 году, либо те, кто ее не делал.

Какие новшества внес закон СОУТ (426 ФЗ) в 2019 году:

  1. С 1 января 2019 года спецоценку проводят все фирмы, включая микроорганизации.
  2. В 2019 году фирмы, оценившие условия труда в 2014 году, организуют очередную оценку.
  3. С 2019 года запрещено поэтапное проведение оценки по частям.
  • Значимые корректировки в закон о СОУТ не внесены.
  • Спецоценку осуществляют фирмы, имеющие право вести оценочные действия, совершать анализы и пробы.
  • В ходе специальной оценки проверяют:
  • освещение рабочих мест;
  • присутствие загрязняющих элементов в окружающей среде;
  • показатели шума, микроклимата.

Спецоценку по плану проводят однократно в 5 лет, а вне плана — по мере надобности.

Требования для исполнителя СОУТ:

  • аккредитация Роструда;
  • оперативность оценки;
  • цены не должны превышать средние по рынку;
  • наличие оборудования для замеров, анализов.

От фирмы-подрядчика СОУТ выезжает группа лиц на объект-фирму. При проверке работу фирмы не останавливают. В 2019 году спецоценку заказывают фирмы:

  • проводившие оценку пять лет назад;
  • которые не заказывали спецоценку;
  • которым требуется спецоценка вне планов.

Причины спецоценки вне плана:

  • дополнительные рабочие зоны;
  • переезд фирмы;
  • указания проверяющих органов;
  • замена старой оснастки;
  • усовершенствование производства;
  • переход на новейшее сырье, материалы;
  • внедрение средств защиты сотрудников;
  • несчастные случаи;
  • заболевания работников, приобретенные на производстве.

Если фирма обновила процесс производства, создала рабочие площади, то она обязана в ходе одного года сделать спецоценку. Срок считают со дня пуска каждого нововведения.

Утверждение реформы пенсий и увеличение пенсионеров на рабочих местах приведет к росту качества условий труда на местах с тяжелыми условиями труда. В ходе спецоценки учитывают льготы и специфику профессий.

Штрафные санкции

По данным Роструда, оштрафуют не всех опоздавших со спецоценкой. Данные об оценке фиксируют с 2014 года, но в системе отразились не полностью данные за первый год. Информация для применения санкций фирмам, не выполнившим спецоценку, отражена в базах с 2015 г. Согласно статье 5.27.1 КоАП РФ и 426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019 штрафы не увеличены:

  • от 5000 до 10 000 руб. для ИП;
  • 60 000 до 80 000 руб. для ООО.

Автоматизированная рассылка штрафных уведомлений для фирм начнется с 2020 года.

Основание для санкций — рабочие места, образованные свыше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета (ФГИС) отсутствует информация о СОУТ. До 2020 года штрафные санкции угрожают фирмам, которые трудовая инспекция проверит в 2019 году по плану или вне планов.

С 2019 года Минтруд начнет проводить проверки автоматизированным способом, путем сравнения компаний через базы ФГИС, налоговой и ПФР. Фирмам, не сделавшим оценку, вышлют предупреждение и предоставят полгода для проведения СОУТ. При обнаружении нарушений юрлицу направляют предупреждение.

Если меры по ликвидации недостатков не приняты, проверяющие применяют карательные санкции, организуют контрольные мероприятия вне плана в предусмотренном порядке.

По завершении специальной оценки совершают такие действия:

  1. Создают допсоглашения к контрактам с работниками. В них отражают итоги спецоценки. Несоблюдение порядка заключения контрактов карается штрафом от 50 000 до 100 000 руб.
  2. Фиксируют внедрение или отмену гарантий и компенсаций с даты получения результатов спецоценки (санкции от 5% до 25% средств, израсходованных не по целевому назначению).
  3. Создают список сотрудников для прохождения медосмотров: периодических и первичных. Санкции за допуск сотрудника к труду без медосмотров – от 110 000 до 130 000 рублей.
  4. Предоставляют рабочим средства индивидуальной защиты (санкции за не предоставление СИЗ — от 130 000 до 150 000 рублей).

Суммарная величина штрафа по результатам оценки с недостатками может превосходить 350 000 руб. и влечет приостановление работы фирмы.

В 2019 году Минтруда планирует откорректировать закон для упрощения работы экспертов и фирм, выполняющих СОУТ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/426-fz-o-specialnoi-ocenke-uslovii-truda-s-izmeneniami-2019

Федеральный закон № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013

  • Специальная оценка условий труда
  • Федеральный закон
  • Нормативы

Документ устанавливает понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и область влияния, объекты, требования, предъявляемые к ее проведению, и результаты.

В тексте подробно прописаны права и обязанности работодателя, работника и организации при проведении СОУТ, указана область применения результатов оценки, изложен порядок мероприятий, обязательных при проведении. Также закон уточняет, какие организации имеют право проводить СОУТ, и каким образом осуществляется государственный контроль за этим мероприятияем.

Закон 426-ФЗ о специальной оценке условий труда представляет собой основной нормативный документ, который регламентирует порядок осуществления СОУТ в нашей стране.

Кроме того, его важной ролью является то, что он обязывает компании проходить эту процедуру с установленной регулярностью. В частности, она должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет.

При этом указанное требование является актуальным для подавляющего большинства компаний, включая те из них, в которых трудятся только офисные работники.

Согласно положениям закона № 426 о специальной оценке условий труда исключение в этом отношении может быть сделано для следующих категорий рабочих мест:

  • места специалистов, трудящихся на дому;
  • места специалистов, работающих удаленно;
  • места специалистов, осуществляющих деятельность по согласованию с работодателем, выступающим в качестве частного лица, не имея статуса ИП.

закона о спецоценке

Как и другие приказы по СОУТ, 426-ФЗ отводит особое внимание правилам реализации спецоценки условий труда.

При этом, являясь ключевым нормативным актом федерального уровня, который должен установить общие принципы взаимодействия между субъектами, он также включает в себя ряд других важных определений и алгоритмов.

Они, в свою очередь, основываются на том, что сторонами, вовлеченными в процесс реализации СОУТ, выступают работник, работодатель и специализированная организация, проводящая спецоценку.

В частности, 426-ФЗ о СОУТ описывает права и обязанности всех сторон по отношению друг к другу в рамках этой процедуры.

Кроме того, он устанавливает перечень четких требований к компании, которая имеет право предлагать услуги по реализации СОУТ, и определяет алгоритмы контроля качества ее работы.

Наконец, федеральный закон о СОУТ № 426 также фиксирует правила осуществления государственного надзора за деятельностью в данной сфере. Он также определяет порядок разрешения конфликтных ситуаций, включая необходимость их решения в судебных инстанциях.

Проблемы с применением закона № 426 о специальной оценке условий труда

ФЗ-426 о СОУТ вступил в действие только в начале 2014 года: таким образом, с момента начала его применения прошло менее четырех лет. Кроме того, с этой даты в документ неоднократно вносили серьезные изменения: например, наиболее значимыми эксперты считают обновления в ФЗ-426 о СОУТ от 24 января 2014 г.

Вместе с тем, пока еще не все участники рынка полностью адаптировались к требованиям нового законодательства и правильно применяют его.

Например, нередко встречается даже неправильное употребление названия  закона: можно столкнуться с упоминанием о 421-ФЗ о специальной оценке условий труда или другими некорректными обозначениями.

Переходные положения 426-ФЗ о специальной оценке условий труда

При этом внимательное изучение текста ФЗ-426 о СОУТ с комментариями показывает, что на практике у компаний существует легальная возможность отсрочить его вступление в силу для конкретной организации. Это может быть реализовано в случае, если в течение действия уже отмененного закона об аттестации рабочих мест эта операция была проведена на предприятии.

Согласно 426-ФЗ о специальной оценке условий труда ранее выданные свидетельства о прохождении такой аттестации будут оставаться действительными вплоть до конца декабря 2018 года. Это правило, разумеется, актуально только в течение срока действия такого свидетельства, указанного в документе.

При этом с начала 2019 года перестанут действовать даже те документы, срок применения которых формально пока не истек.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/normativnye_dokumenty/specialnaja-ocenka-uslovij-truda/426-fz/

Ссылка на основную публикацию