Договор с режиссером постановщиком

Договор с режиссером постановщиком

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Режиссер постановщик — это уникальная в своем роде и востребованная профессия современного общества. Ни одна сфера жизнедеятельности не обходится без объектов творческой визуализации.

При этом, авторы зачастую сотрудничают, создавая произведения, которые пользуются популярностью и приносят огромный доход.

В статье рассмотрим все тонкости оформления договора с режиссером постановщиком.

Предмет и стороны договора

Профессия режиссера постановщика относится к ряду творческой деятельности. Суть работы заключается в руководстве над процессом создания уникального произведения — кинофильма, театрального спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и др.

Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания объекта искусства. Остальным занимается продюсер, руководитель театра и другие люди, ответственные за бюджет. При этом работа режиссера постановщика не ограничивается идеей создания.

В обязанности деятеля входит:

  • составление текста (речи);
  • создание декорации, дизайна интерьера;
  • подбор актеров, исполнителей, сценаристов, операторов и др.;
  • сочинение сюжета и действий;
  • преобразование идеи в конечный результат.

Работа представителя искусства достаточно разнообразна, вследствие чего предполагает высокой оплаты. При сотрудничестве с режиссером постановщиком требуется оформлять договор, в котором прописывается размер вознаграждения, общие требования к произведению, срок создания и другие исключительные особенности труда. По структуре соглашение должно включать в себя:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

  • техническое задание или авторский заказ;
  • условие отчуждения исключительного права или пользование произведением, сохраняя права за автором (с условием выплаты дивидендов);
  • сотрудничество (на основании официального трудоустройства).

Так как творческий порыв зачастую бывает необузданным, в договоре подробно описываются требования к итоговому произведению. Автор обязан совершить заказ в соответствии с условиями сделки.

Предмет договора — создание объекта интеллектуальной творческой деятельности. Сделка по договору с режиссером постановщиком подразумевает взаимовыгодные отношения, поэтому соглашение составляется на возмездной основе.

Сторонниками сделки могут быть как физические, так и юридические лица. Результатом должно стать некое совместное произведение.

Оформление

Договор с режиссером постановщиком оформляется по типу соглашения о подряде. При этом, существенным условием является отчуждение авторского права. Деятель искусства является собственником аудиовизуального произведения, которое включает в себя:

  • режиссерский сценарий;
  • постановочный проект;
  • экспликация произведения;
  • речевое озвучивание.

Производные режиссерской деятельности могут обладать совместным или общим авторским правом, например, в театральной постановке могут быть использованы чужие песни, что подразумевает собой сотрудничество с продюсерским центром. Таким образом, договор является многогранным и обладает рядом особенностей, которые необходимо соблюсти при оформлении сделки.

Правила составления договора с режиссером постановщиком:

  • составляется в двух экземплярах в присутствии ответственных сторон;
  • в произвольной форме стороны должны описать существенные условия совершения сделки (оплату и описание конечного произведения, нюансы рабочей деятельности);
  • заказчик должен компенсировать все расходы, которые потребуются для создания произведения;
  • договор не требуется заверять нотариально если оплата услуги не превышает в 10-кратном размере минимальную оплату труда;
  • договор должен состоять из трех частей (технического задания, условий оплаты труда и передачи права собственности).

Одним из главных условий договоренности является конфиденциальность. Идея и концепция произведения, если не сохраняются за режиссером постановщиком, являются коммерческой тайной. Право собственности, в данном случае, присваивается заказчику.

В договоре требуется прописать условия отчуждения произведения, а также фактический срок сдачи работы. На практике, исключительное право собственности сохраняется за автором даже в том случае, если работа создается по заказу.

В соглашении необходимо указать:

  • условия пользования объектом режиссерской деятельности;
  • возможность использования в коммерческих целях;
  • передача произведения третьим лицам;
  • срок использования.

В соответствии с договором, режиссеру постановщику ежемесячно перечисляются дивиденды за применение аудиовизуального объекта интеллектуальной деятельности.

Образец договора

Договор с режиссером постановщиком является самостоятельным документом, который обладает юридической силой и может привлекать сторон к административной ответственности. Чтобы не нарваться на мошенников, требуется внимательно ознакомиться с текстом.

Скачать образец типового договора с режиссером постановщиком по ссылке.

Содержание договора с режиссером постановщиком:

  • наименование документа, порядковый номер;
  • ФИО ответственных сторон, подробные реквизиты предприятия: название ООО, адрес лицевого счета в банке, ИНН, контактные данные, должностные лица (для юридических лиц);
  • предмет соглашения;
  • описание постановки;
  • требования;
  • оплата работы;
  • возможность заключения договора о привлечении третьих лиц для осуществления деятельности режиссера;
  • условия труда;
  • оплата;
  • срок сдачи произведения;
  • порядок использования произведения;
  • передача права собственности;
  • ответственность сторон;
  • компенсация в случае нарушений условий сделки;
  • подпись и другие существенные условия.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности сторон соглашения регламентируются статьей №1240 ГК РФ. Заказчик вправе использовать произведение только на основании договора об отчуждении исключительного права.

В соответствии с документом, автор обязуется предоставить законченный творческий материал в строго оговоренный срок. Второй стороне требуется оплатить заказ. Таким образом соглашение считается совершенным по всем требованиям.

Однако, в некоторых ситуациях стороны могут уклоняться от ответственности.

После создания аудиовизуального произведения, режиссер обладает неотчуждаемыми авторскими и личными правами, а именно:

  • сохранить за произведением название;
  • быть исключительным автором;
  • обнародовать произведение.

Права и обязанности заказчика по договору с режиссером постановщиком:

  • публиковать произведение, дублировать и сдавать в прокат;
  • ежемесячно выплачивать автору дивиденды в соответствии с соглашением.

Какие передаются права?

После создания аудиовизуального произведения, режиссер постановщик должен зарегистрировать за собой авторское право. Для правомерного использования произведения сторонам требуется составить договор, где режиссер дает согласие на дальнейшее использование объекта:

  • дублирование;
  • выпуск в тираж;
  • передача во временное пользование третьим лицам;
  • воспроизведение в любом виде, сохраняя функциональное назначение и т.д.

Договор с режиссером постановщиком обладает юридической силой. После подписания стороны обязаны соблюдать конфиденциальность коммерческой тайны. В случае неправомерного использования объекта интеллектуальной творческой деятельности, нарушитель привлекается к ответственности в судебном порядке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

—>

Авторские права в театральных постановках

Договор с режиссером постановщиком

Создание театрального представления – процесс сложный, длительный и коллективный.

Без сомнения, при создании спектакля каждый участник процесса вносит в него свой собственный авторский вклад. А, как известно, если есть авторский вклад, то есть и результат интеллектуальной деятельности, и права на такой результат подлежат охране.

Театрально-зрелищные представления в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) отнесены к категории сложных объектов.

Сложным объектом, согласно ст.1240 ГК РФ, называют объект, включающий в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

  • Наряду с театральными постановками к таким объектам также относятся фильмы, мультимедийные продукты и базы данных.
  • При этом законодательство предусматривает, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования других охраняемых результатов в составе своего сложного объекта на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
  • Согласитесь, достаточно сложная и «увесистая» формулировка, но мы все же постараемся разобраться.

Как уже было сказано, в спектакле используется множество различных охраняемых объектов. Это и музыка, и декорации, и дизайны костюмов, а также другие объекты. Указанная выше норма говорит нам о том, что на все такие объекты у лица, организовавшего создание сложного объекта, должны быть заключены договоры с правообладателями.

https://www.youtube.com/watch?v=FIcJqNYJivQ

Но кого же считать лицом, организовавшим создание сложного объекта? В законодательстве этот вопрос не урегулирован, поэтому пробел пришлось восполнять Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ. В своем совместном Постановлении №5 и №29 от 26 марта 2009 года высшие судебные инстанции указали, что

«под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.)».

При этом стоит обратить внимание, что не обязательно это должно быть физическое лицо. Лицом, организовавшим создание сложного объекта, может выступать и продюсерский центр, и театр, и простая коммерческая организация, а также любое физическое лицо – режиссер, продюсер, художественный руководитель, инвестор и т.д.

Стоит отметить, что в законодательстве такой объект как постановка охраняется посредством механизма смежных прав.

Этот механизм несколько отличается от охраны исключительного права на объекты авторских прав. Связано это с особенностями самих объектов смежных прав, которые перечислены в ст.

1304 ГК РФ, и с тем, что деятельность театрального режиссера не может быть закреплена в какой-либо материальной форме, позволяющей идентичное воспроизведение постановки; поэтому законодатель и закрепил за режиссером лишь права, смежные с авторскими.

Так права режиссеров-постановщиков охраняются по аналогии с правами на исполнения, и сам режиссер приравнивается в ст.1313 ГК РФ к исполнителю.

Однако, на мой взгляд, режиссеры-постановщики могут приравниваться к исполнителям весьма условно.

Такие исполнители как артисты и музыканты и называются исполнителями, потому что лично участвуют в представлении, в то время как функция режиссера-постановщика именно в создании спектакля.

При этом в документации часто возникает путаница, если один человек выступает и лицом, организовавшим создание сложного объекта, и режиссером.

Читайте также:  Договор подряда с физическим лицом: оплата и особенности заключения

Итак, режиссер приравнивается к исполнителю и обладает исключительным правом на объект смежных прав – театральную постановку, которая в свою очередь приравнивается к исполнению.

При этом в законодательстве установлено, что при создании постановки должны соблюдаться права лиц, чьи охраняемые объекты (исполнения актеров, музыка, объекты дизайна и т.п.) вошли в состав постановки.

На этом моменте я предлагаю подробно остановиться и рассмотреть, какие договоры следует заключать, чтобы с юридической точки зрения постановка была полностью соответствующей требованиям действующего законодательства.

Для начала следует определить, кто именно будет правообладателем. Зачастую бывает так, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, и режиссер – это разные субъекты. Как уже отмечалось, в качестве первого может выступать и организация и физическое лицо.

В этой связи видится разумным заключение договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (театральную постановку) продюсеру.

Также возможен и вариант заключения лицензионного договора или договора авторского заказа – это зависит от договоренности сторон.

Заключение такого договора позволит сторонам в будущем избежать конфликтов, связанных с использованием постановки. Нередки случаи перехода режиссеров и целых трупп в другие театры. Имея на руках такой договор с четко определенными правами и обязанностями продюсера и режиссера, многих споров и разногласий удастся избежать.

Следующим важным моментом при оформлении спектакля с юридической точки зрения является заключение договоров со всеми лицами, чьи объекты авторских и смежных прав используются в постановке. В первую очередь это, конечно, артисты.

Необходимо подготовить и заключить договоры об отчуждении исключительного права на исполнения (объекты смежных прав), либо лицензионные договоры о предоставлении лицу, организовавшему создание сложного объекта, права их использования.

Такие договоры подчиняются общим правилах о договорах об отчуждении исключительного права и о лицензионных договорах.

Аналогичные договоры следует заключить и с авторами музыки, и с декораторами, со сценаристом, с художниками, костюмерами и другими лицами, создающими или предоставляющими для спектакля свои результаты интеллектуальной деятельности.

Стоит отметить, что для продюсера (или любого другого субъекта, выступающего в роли лица, организовавшего создание сложного объекта) удобнее и выгоднее заключение договоров об отчуждении исключительного права на все перечисленные объекты.

Обычно такие договоры предусматривают выплату разового авторского вознаграждения и возможность в дальнейшем распоряжаться объектами по своему усмотрению.

При этом в дальнейшем с актерами, например, заключаются именно договоры, предполагающие оплату их труда, но не подразумевающие выплату каких-либо авторских отчислений.

Ну и наконец, не стоит забывать и про личные неимущественные права авторов. Но стоит обратить внимание, что если авторы аудиовизуальных произведений (которые тоже являются сложными объектами) прямо обозначены в ст.1263 ГК РФ, то авторы театрально-зрелищного представления законодателем оставлены без внимания.

Но это не говорит об отсутствии у них личных неимущественных авторских прав. Например, права авторства.

На мой взгляд, в отсутствие должного законодательного урегулирования, при решении вопроса о том, чьи же имена указывать на афишах следует исходить из принципа, «чем больше тем лучше» и постараться отразить имена всех лиц, с кем заключены договоры при создании постановки.

Как видно, правильное юридическое оформление и документальное отражение создания театрально-зрелищного мероприятия процесс достаточно сложный.

Авторские права пересекаются со смежными правами, правовой статус режиссера-постановщика может смешиваться со статусом продюсера и т.д.

Чтобы совершенно не запутаться во всех этих тонкостях, рекомендуется уже на стадии подготовки к проекту привлекать к работе юриста.

#смежныеправа #авторскиеправа #авторскоеправо #театр #сложноепроизведение

У театральных режиссёров перестанут красть постановки

Договор с режиссером постановщиком

Фото РИА Новости

Труд театральных режиссёров будет под защитой законодательства. Сейчас постановщики не имеют интеллектуальных прав на свои спектакли, а их идеи зачастую незаметно «утекают», получая иногда чужое авторство.

«Живое» исполнение — главное для сохранности

Ежегодно из театральных институтов России выпускаются тысячи молодых режиссёров. Училища не только двух столиц, но и таких городов, как Казань, Уфа, Смоленск, Ярославль, Иркутск, Хабаровск, готовят профессионалов театрального дела. Пока плоды их труда никак не защищены законом в отличие от работ их коллег -кинематографистов.

Исправить положение взялся глава думского Комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников. Он разработал и внёс на рассмотрение Госдумы поправки в 71-ю главу 4-й части Гражданского кодекса «Права, смежные с авторскими», предложив  считать момент первого публичного исполнения спектакля началом охраны исключительных прав  театрального режиссёра-постановщика.

На практике нередки ситуации, когда актёры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки.

В данном случае речь идёт о праве на имя и неприкосновенность постановки. Но главное, что защита не ограничивается только использованием постановки в записи и в эфире, а распространяется на «живое» исполнение.

«На практике нередки ситуации, когда сценические постановки режиссёров активно используются коллегами без их согласия, или актёры, отправляясь на заработки, «прихватывают» с собой целые театральные постановки или сцены из таковых, не заключая договоров с режиссёром-постановщиком и, конечно, не выплачивая вознаграждения», — объяснил Крашенинников.

Депутат уверен, что принятие законопроекта повысит профессиональный статус режиссёра-постановщика и будет содействовать развитию театрального искусства в целом. Ведь в современном театре режиссёр-постановщик является организатором, объединяющим благодаря своему творческому труду все элементы сценического действия: пьесу, актёрское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение.

Когда решался вопрос о том, как лучше прописать  защиту творческих идей в документе, было предложено два варианта. Первый заключался в признании авторских прав режиссёра на постановку конкретного спектакля, а второй — в укреплении его смежных прав.

Конечно, признание авторских прав за режиссёром-постановщиком, видимо, более полно защитило бы его интеллектуальные права. Но в этом случае существуют труднопреодолимые препятствия в виде международных договоров, например Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором такие права не предусмотрены.

А потому было принято решение защитить интеллектуальные права режиссёра-постановщика, как одного из исполнителей постановки, то есть обладателя смежного права.

Столичным режиссёрам живётся лучше

Впервые масштабно проблему обсудили ещё год назад в Госдуме на «круглом столе», посвящённом защите прав режиссёров.

Тогда председатель Гильдии театральных режиссёров, худрук Александринского театра Валерий Фокин отметил, что чаще всего нарушаются права тех режиссёров, которые работали по контракту, по завершении которого с постановкой делают что хотят. Фокин  считает,  что объектом права в данном случае должна становиться режиссёрская партитура.

Режиссёр — человек, который собственным интеллектом и фантазией формирует новую реальность.

По мнению худрука театра Ленком Марка Захарова, профессия режиссёра сегодня — не просто организаторская работа, это театральное созидание. «Режиссёр — человек, который собственным интеллектом и фантазией формирует новую реальность.

Это редкий дар, а потому его нужно защищать на государственном уровне. Пока же мы фактически бесправны», — сказал Захаров «Парламентской газете».

Он напомнил о том, что в столице режиссёры более обеспеченные,  у них есть дополнительные заработки, а потому все авторские отчисления, которые им положены, они не всегда контролируют. А вот в регионах зарплаты маленькие и любая прибавка к ним ощутима.

«Закон о защите интеллектуальных прав театральных постановщиков был бы исключительно полезен для режиссёрского корпуса  Российской Федерации», — уверен руководитель Ленкома.

Режиссёр, что дворник: подмёл и вышел вон!

Статьи об охране смежных авторских прав на интеллектуальную собственность появились в Гражданском кодексе в 90-е годы, когда на рынке авторских прав царила полная неразбериха и без разбору похищались эстрадные песни, мультфильмы и даже цирковые номера.

Само понятие смежного права было скопировано из европейского законодательства по защите интеллектуальной собственности. В Европе права режиссёров на «живую» постановку при этом не защищают и авторское право возникает у сценариста, автора музыки и балетмейстера. Так что Россия в этом вопросе неуникальна.

Например, во Франции режиссёр может доказать своё авторство лишь через суд. Специальная комиссия анализирует произведение на наличие в нём именно режиссёрских авторских элементов. У нас же пока нет даже такой процедуры. Иными словами, спектакль есть, но как полноценный объект авторского права он не существует.

Искренне обрадовался возможным законодательным изменениям художественный руководитель собственной лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Дмитрий Крымов.

«Надо накрывать столы и разливать вино! Я испытываю давно забытое ощущение нахлынувшего счастья.

То, что режиссёр не является автором в законодательном отношении и к нему театр относится, как к дворнику, — это точно: подмёл и пошёл вон! А нам хочется отношения, как к художнику, который создаёт некое произведение и которое без его ведома нельзя трогать», — объяснил Крымов «Парламентской газете».

Он уверен, что должны быть обязательные авторские отчисления с каждого показа. Такие же, как получают авторы пьес, композиторы, сценографы и художники. «Получается, что режиссёр — одноразовый подёнщик, нанятый на работу. Это сквозит и в договорах, и в сути происходящего. И возможное воровство здесь — лишь следствие такого унизительного отношения», —  констатировал постановщик.

Читайте также:  Льготы на квартиру многодетным семьям: какие бывают жилищные или материальные льготы для семей с тремя и более детьми, ка получить и оформить льготы на квартиру

Защита интеллектуальных прав в России

С 1 января 2008 года вступила в силу 4-я часть Гражданского кодекса. Её раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.

  • Согласно Гражданскому кодексу РФ интеллектуальной собственностью являются:
  • — произведения науки, литературы и искусства;
  • — программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • — базы данных;
  • — исполнения;
  • — фонограммы;
  • — сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • — изобретения;
  • — полезные модели;
  • — промышленные образцы;
  • — селекционные достижения;
  • — топологии интегральных микросхем;
  • — секреты производства (ноу-хау);
  • — фирменные наименования;
  • — товарные знаки и знаки обслуживания;
  • — наименования мест происхождения товаров;
  • — коммерческие обозначения.
  • Одним из научных учреждений в России, занимающимся вопросами интеллектуальной собственности, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности», а главным учебным заведением в этой области является Российская государственная академия интеллектуальной собственности.

Возникает ли неосновательное обогащение у режиссера при отказе продюсера от договора о съемке фильма?

15 апреля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 305-ЭС20-22942 по делу № А40-79825/2019 о взыскании неосновательного обогащения с режиссера игрового фильма в связи с расторжением с ним договора.

С режиссера взыскали плату за работу над фильмом, который не был закончен

В июле 2017 г. ООО «КиноПроГрупп» в качестве продюсера заключило с индивидуальным предпринимателем Светозаром Головлевым договор о постановке фильма сроком до конца декабря 2019 г.

По условиям договора ИП обязался оказать режиссерские услуги по созданию аудиовизуального произведения – игрового полнометражного фильма под рабочим названием «Зимняя поездка к деду» в соответствии с утвержденным продюсером литературным сценарием, автором которого являлась гражданка И.

, и передать обществу исключительные права на использование фильма и иных объектов интеллектуальных прав, созданных в результате оказания таких услуг. Вознаграждение режиссеру составляло 3,5 млн руб. и выплачивалось поэтапно.

При заключении договора режиссер и продюсер также утвердили календарно-постановочный план, являющийся приложением к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на производство фильма. Согласно документу срок подготовительного периода был установлен с 1 сентября 2017 г.

по 24 декабря 2018 г., срок сдачи постановочного плана – 26 декабря 2018 г.

, далее были согласованы сроки для съемочного, монтажно-тонировочного периодов, сдачи в Министерство культуры первой копии фильма для просмотра и совершения иных действий, со сроком завершения производства – декабрь 2019 г.

При этом 20 марта 2018 г. продюсер издал приказ, который устанавливал новые сроки: запуск в подготовительный период – 2 апреля 2018 г., сдача режиссерского сценария – 23 июля 2018 г.

Впоследствии договор с режиссером был расторгнут в одностороннем порядке. После этого «КиноПроГрупп» обратилось в суд с иском о взыскании со Светозара Головлева 2 млн руб. в качестве неосновательного обогащения и 34 тыс. руб.

в виде процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением процентов по день фактической уплаты суммы неосновательного обогащения.

В обоснование своих требований компания указала, что ответчик не представил режиссерский сценарий к установленной дате, что привело к изменению всех сроков производства фильма и принятию решения о расторжении договора.

Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск, признав правомерным односторонний отказ общества от исполнения договора, а договор – расторгнутым с 28 декабря 2018 г. Суд, опираясь на приказ от 20 марта 2018 г., пришел к выводу, что к указанному в нем сроку режиссерский сценарий продюсеру не был представлен, в связи с чем изменились последующие сроки производства фильма.

Суд отметил, что целью договора являлось создание игрового полнометражного фильма, в связи с чем только физические действия ответчика без получения их результата, оказание какой-либо единичной услуги без оказания остальных услуг и без передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности не имеют потребительской ценности для истца. Таким образом, был сделан вывод об отсутствии доказательств создания ответчиком режиссерского сценария и направления его продюсеру, оказания режиссерских услуг по договору на внесенную сумму аванса либо предоставления равноценного встречного обеспечения. Апелляция и кассация поддержали решение первой инстанции.

ВС разобрался в правовой природе спорного договора

В кассационной жалобе в Верховный Суд Светозар Головлев отмечал, что на момент заключения договора литературный сценарий не был утвержден продюсером, его разработку осуществлял сам режиссер с привлечением утвержденного продюсером соавтора.

Он также указал, что представлял судам доказательства, свидетельствующие о работе над фильмом: об осуществлении подбора актерского состава, о проведении фотопроб и видеопроб актеров, о выборе мест для проведения натурных съемок, об участии в формировании творческого состава съемочной группы и об оказании других услуг, которым не была дана оценка.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС заключила, что нижестоящие суды не проанализировали должным образом по правилам ст. 431 ГК РФ условия договора в их системной взаимосвязи и не исследовали в полной мере обстоятельства, связанные с основаниями возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.

Сам спорный договор, отметил Суд, является смешанным: к отношениям сторон в части раздела «Оказание режиссерских услуг» применяются нормы ГК РФ, регламентирующие отношения, вытекающие из договора возмездного оказания услуг, а к отношениям в части раздела «Исключительные права, авторские и иные права.

Ответственность сторон» – нормы этого же Кодекса, регулирующие права на результаты интеллектуальной деятельности.

Со ссылкой на п. 3.1 Постановления Конституционного Суда от 23 января 2007 г.

№ 1-П ВС напомнил, что, заключая договор возмездного оказания услуг, стороны, свободные в определении его существенных условий, вместе с тем не вправе изменять императивное требование закона о предмете данного договора.

В рассматриваемом случае стороны, признав договор смешанным, согласовали в нем условия о совершении режиссером определенных действий и об оказании режиссерских услуг, направленных на создание обусловленного договором РИД.

Как указал Верховный Суд, АС г. Москвы не учел, что в п. 2.2 спорного договора стороны отнесли к существенным условиям соблюдение режиссером календарно-постановочного плана, а по условиям п. 2.

9 договора продюсер обязался обеспечить проведение необходимых для постановки фильма действий и работ в объеме и сроки, предусмотренные постановочным проектом фильма. В силу п. 14.

2 договора дополнения, приложения к нему действительны и являются неотъемлемой его частью, когда они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями обеих сторон и содержат прямую ссылку на договор. Однако изданный продюсером в одностороннем порядке приказ от 20 марта 2018 г. не соответствует п. 14.

2 спорного договора, поскольку не содержит ссылки на договор и подписи режиссера. Сведений об ознакомлении режиссера с этим приказом либо о внесении изменений в договор в части сроков в связи с изданием продюсером приказа, как и указаний на то, что этот документ является неотъемлемой частью договора, не имеется, заметил ВС.

«Суд первой инстанции не исследовал и не оценил обстоятельства существенного изменения сроков и установления даты сдачи режиссерского сценария в одностороннем порядке продюсером, тогда как исследование данных обстоятельств являлось юридически значимым, поскольку календарно-постановочным планом не был определен конкретный срок сдачи режиссерского сценария, а установленный данным планом срок окончания подготовительного периода на момент отказа продюсера от исполнения договора не наступил. При этом суд также не учел, что п. 1.1, 2.1 договора предусмотрено обязательство режиссера по разработке режиссерского сценария на основе утвержденного продюсером литературного сценария, созданного автором И.», – отмечено в определении.

Со ссылкой на электронную переписку сторон ВС отметил, что они неоднократно меняли сюжет фильма, места и объекты съемок, версию истории, изменили время года с зимы на лето и название фильма на «Поездка к деду», при этом в этой переписке автором сценария, сценаристом значился З.

«Обстоятельства исполнения продюсером обязанности по представлению режиссеру утвержденного литературного сценария, возможности разработки режиссерского сценария при ситуации доработки и переработки литературного сценария в ходе исполнения договора в отсутствие сведений о внесении изменений в предмет договора судом не исследовались, тогда как лишь сам факт заключения договора не свидетельствует о передаче утвержденного литературного сценария режиссеру», – подчеркнул Суд. Он добавил, что, таким образом, вывод о правомерном расторжении продюсером договора в одностороннем порядке в связи с неисполнением ответчиком обязанностей по договору ввиду очевидной невозможности представления режиссерского сценария и оказания режиссерских услуг в установленные сроки является преждевременным, противоречащим условиям договора.

ВС также заметил, что в спорном договоре не поясняется, какие конкретные действия следовало совершить режиссеру для получения первой суммы (800 тыс. руб.) из вознаграждения в 3,5 млн руб.

Договором также не предусматривалось авансирование оказываемых услуг, а вышеупомянутое вознаграждение подлежало выплате режиссеру за все оказываемые последним услуги с даты начала подготовительного периода до даты подписания акта о сдаче комплекта исходных материалов фильма, при этом стоимость передаваемых продюсеру исключительных прав из общей цены договора не выделялась.

Читайте также:  Приостановка регистрации права собственности: причины и сроки, образец заявления

Верховный Суд перечислил недочеты, допущенные нижестоящими инстанциями

АС г. Москвы, как пояснил ВС, не учел, что режиссер уведомлением от 16 октября 2018 г. выразил намерение отказаться от исполнения договора, стороны направили друг другу уведомления о расторжении договора спустя месяц – до окончания подготовительного периода, в связи с чем к этому моменту обусловленный договором результат не мог быть достигнут.

Подготовительный период в силу п.

3 договора включает в себя разработку режиссером режиссерского сценария, участие в формировании творческого состава съемочной группы, создание экспликации музыкального оформления фильма, определение изобразительной трактовки фильма, количественного состава исполнителей эпизодических ролей, участников массовых сцен, осуществление подбора актерского состава, фотопроб и видеопроб актеров, выбор мест для проведения натурных съемок, приемку эскизов по декорациям и костюмам и т.д. Из анализа же п. 2.1 и 3 договора следует, что перечень услуг ответчика предусматривает как деятельность, в результате которой непосредственно создается РИД, так и деятельность, связанную с административными функциями ответчика.

Верховный Суд также не согласился с выводом первой инстанции о том, что ответчик никак не доказал выполнение каких-либо работ или несение каких-либо затрат по договору, а также сдачу истцу результатов работ (услуг) в установленные договором сроки либо направление продюсеру соответствующих актов и документов для подписания. «Однако из условий договора не усматривается согласование сторонами оформления промежуточных документов, составления актов приемки-передачи в подтверждение оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период (о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и т.д.), поэтому отсутствие подписанных документов и актов не может служить самостоятельным основанием, опровергающим факт оказания услуг, и ограничивать ответчика в праве на подтверждение их оказания иными доказательствами», – заключил ВС.

Суд также указал, что представители истца в судебном заседании Судебной коллегии не отрицали факт оказания режиссером определенных услуг, в то же время ссылаясь на невозможность определения их стоимости ввиду того, что расторжение договора было вызвано очевидной невозможностью создания режиссерского сценария.

Кроме того, заметил ВС, АС г. Москвы признал договор расторгнутым с 28 декабря 2018 г.

, однако из материалов дела усматривается, что за три дня до этого истец сдал в Департамент кинематографии Минкультуры постановочный проект игрового фильма с названием «Поездка к деду», который содержит литературный и режиссерский сценарии, фото с утвержденным кастингом и с объектами натурных съемок, копии договоров с другими режиссером, авторами сценария и актерами главных ролей. Это, по мнению Суда, свидетельствует о параллельном ведении обществом работ по созданию фильма с таким же названием с другим режиссером задолго до расторжения договора со Светозаром Головлевым.

Ссылаясь на завершение подготовительного периода с участием иного режиссера, суд не исследовал вопрос о наличии потребительской ценности результата оказанных Головлевым услуг для исполнения другого договора, а также оставил без внимания тот факт, что в представленном в департамент кинематографии постановочном проекте среди актеров главных ролей значится актер, отобранный им при кастинге, что также указывает на преждевременность выводов суда о расторжении договора продюсером по вине режиссера, заключил ВС.

Верховный Суд добавил, что нижестоящие инстанции не проанализировали и не сопоставили условия договора, регулирующие оказание режиссерских услуг и их оплату, в их системной взаимосвязи и совокупности с условиями о расчете денежного вознаграждения и о выплате денежных сумм, причитающихся режиссеру в случае досрочного прекращения действия договора.

Так, согласно п. 6.3 договора расчет вознаграждения, причитающегося режиссеру на момент, предшествующий досрочному, не зависящему от продюсера прекращению действия договора, производится исходя из фактически отработанных режиссером дней. В свою очередь, п. 13.

1 договора также предусмотрена денежная выплата режиссеру за период выполнения им обязательств в случае расторжения договора продюсером в одностороннем порядке вследствие неисполнения обязательств со стороны режиссера.

При этом договор не содержит условий об освобождении продюсера от обязательства по выплате причитающихся режиссеру денежных сумм при досрочном прекращении действия договора.

В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и вернул дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Партнер юридической компании Law&Commerce Offer Виктория Соловьёва отметила, что договор о создании аудиовизуального произведения с режиссером-постановщиком обладает определенной спецификой, обусловленной самим характером его деятельности.

«Режиссер является центральной фигурой всего процесса производства фильма, он вовлечен во все этапы, включая не только такую творческую составляющую, как работа со сценарием, но и занимается административно-технологической реализацией поставленной задачи (подбор помещений для осуществления съемок, определение количества необходимых камер, подбор актеров и т.д.).

Поэтому позиция нижестоящих судов о применении к заключенному договору только норм ГК о договоре авторского заказа представляется необоснованной», – полагает она.

По словам эксперта, ввиду специфики деятельности режиссера договор о создании аудиовизуального произведения с ним является смешанным, что уже подтверждалось судебной практикой, – в нем содержатся элементы как договора возмездного оказания услуг, так и договора авторского заказа, где предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано режиссером-постановщиком исходя из ст. 1234 ГК РФ (Определение ВАС РФ от 18 апреля 2011 г. № ВАС-16839/10 по делу № А40-83388/09-110-482). «Учитывая, что суд первой инстанции, принимая решение, не оценил и не исследовал вопросы, связанные с оказанием режиссерских услуг, которые имеют ценность и при этом могут не иметь овеществленного результата, то, безусловно, дело требует нового рассмотрения, как верно указал ВС РФ», – подытожила Виктория Соловьёва.

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен обратил внимание на то, что Верховный Суд подробно разобрал ошибки нижестоящих судов, которые, по мнению эксперта, были несколько предвзяты к ответчику.

«В частности, суд первой инстанции счел, что совершение ответчиком каких-либо физических действий не свидетельствует о фактическом оказании услуг по договору.

А о чем же тогда, по мнению суда, свидетельствует совершение ответчиком таких действий? Суд кассационной инстанции вообще пришел к выводу, что доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являются позицией ответчика по спору, повторяют доводы, приводимые истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Тем не менее довод о том, что “заключенный между сторонами договор является смешанным и в части раздела “Оказание режиссерских услуг” к правоотношениям сторон должны применяться нормы, регламентирующие отношения возмездного оказания услуг”, был прямо указан в кассационной жалобе ответчика и как раз-таки и должен был стать предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции», – отметил он.

По словам адвоката, рассматриваемое дело является закономерным результатом странной экономической модели существования финансируемого государством кинематографа, где деньги зарабатываются не на прокате фильма, а на его производстве за счет выделяемых государством бюджетных средств.

«Так, фильм, производство которого стало предметом обсуждаемого дела, все-таки вышел в феврале этого года в прокат под названием “На скорости” и собрал при бюджете в 60 млн руб. (из них 30 млн – государственных денег) провальную “кассу” в 377 тыс. (!) руб.

Глядя на это фиаско, нельзя не прийти к выводу о том, что продюсеру, возможно, стоило бы все же продолжить сотрудничество с режиссером-ответчиком – хуже точно не было бы», – полагает Матвей Цзен.

Ссылка на основную публикацию