Виды административно-правовых норм и способы их реализации

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

  • 1. Нормы административного права по целевому назначению:
  • — Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).
  • — Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).
  • — Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).
  • — Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).
  • — Вводящие в действие другие нормы.
  • 2. По способу правового воздействия:

— Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

  1. — Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).
  2. Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений
  3. — Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)
  4. — Рекомендательные(предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).
  5. По юридическому содержанию:

— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

— Процессуальные(определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

  • Их, в свою очередь можно поделить на:
  • a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).
  • b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).
  1. c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).
  2. 4. По уровню обобщенности правила:
  3. —  Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).
  4. — Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

  • 5. По территории применения:
  • —  Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).
  • — Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).
  • — Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

— Административно-правовые нормы учреждений.

Виды административно-правовых норм и способы их реализации

  1. 6. По времени действия:
  2. — Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).
  3. — Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).
  4. 7. По кругу адресатов:
  5. — Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).
  6. — Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)
  7. Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен­тирующие:
  8. а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

  • в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;
  • г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;
  • д) административно-правовой статус общественных объедине­ний;
  • е) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные.
  • По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от­расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу­дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе­ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

  1. в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).
  2. 8. По порядку принятия:
  3. — Принятые в порядке единоначалия.

Виды административно-правовых норм — классификация административных с примерами, критерии обязывающих и материальных

Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям в области административного права.

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.

Основания

Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.

Систематизация правовых норм по предмету регулирования

Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные

Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.

Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.

Процессуальные

Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.

Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.

Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.

Предписание

Вторая распространенная типология основана на форме предписания.

Выделяются:

  • императивные
  • диспозитивные

Что означает императивность

Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.

Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.

Характеристика норм рекомендательного характера

Нормы, носящие рекомендательный характер, служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.

Виды административно-правовых норм и способы их реализацииИз данной статьи станет известно, что собой представляет понятие и виды субъектов административного права.

Что собой представляет административное право как отрасль права, можно подробно узнать прочитав данную статью.

Узнать больше про международные договоры как источник административного права РФ, можно прочитав данную статью здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/mezhdunarodnyj-dogovor-kak-istochnik-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava.html

В зависимости от предмета регулирования

Выделяют:

  • обязывающие,
  • управомочивающие
  • запрещающие,
  • стимулирующие
  • рекомендательные нормы.

Обязывающие

Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.

Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.

В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной статье.

Управомачивающие

Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.

Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.

Запретительные

Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.

Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.

Стимулирующие

Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.

По субъекту регулирования

Выделяют:

  • устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.

По подчиненности

Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.

Функции, обобщенность и пределы действия — основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.

Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.

Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.

Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.

Читайте также:  Доверенность на автомобиль (машину) - бланк 2021 - образец доверенности на авто

В зависимости от функционального назначения

Можно выделить:

  • дефиниции,
  • декларации,
  • оперативные
  • коллизионные.

Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.

Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.

Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.

Так же не мало важно знать и понимать функции административного права.

По уровню обобщения

Можно выделить:

Общие

Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.

Специальные

Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.

Видео

Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.

Возможно вам так же будет интересно узнать про административный прецедент как источник права. Вся информация находится в данной статье.

  • Так же важно понимать каково соотношение административного право и административного законодательства.
  • Что собой представляет принцип законности в административном праве, можно ознакомиться в данной статье.
  • Интересно так же будет узнать, что собой представляют общественные объединения административном праве.

Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.

Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.

Административно-правовые нормы — понятие, структура, виды

Административно-правовые нормы являются необходимым и очень важным правовым инструментом в руках государства.

Административно-правовое регулирование распространяется на широкий круг отношений, связанных с организацией управления экономикой, социально-культурной и административно-политической деятельностью.

Без регулирующей роли административно-правовых норм невозможно представить четкий и объективно правильный процесс управления.

Административно-правовая норма — это установленное государством правило поведения общего характера, целью которого является регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, и охраняемое от нарушений принудительной силой государства.

Нормы административного права, следовательно, имеют особую сферу своего применения — сферу государственного управления. В этих границах они формируют обязательные предписания должного поведения органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан.

Гипотеза указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно определенной и относительно определенной.

Абсолютно определенная гипотеза содержит конкретные фактические условия, при которых норма права реализуется (например, постановление о наложении административного штрафа не подлежит исполнению, если оно в течение трех месяцев со дня его вынесения не было обращено к исполнению).

В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована. Административно-правовые нормы чаще всего имеют относительно определенную гипотезу.

Диспозиция — правило поведения, предусматриваемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Характерная особенность административно-правовых санкций состоит, прежде всего, в том, что многие административно-правовые нормы непосредственно в своей структуре таких санкций не содержат.

В этом случае санкция помещена в другом акте, в зависимости от того, какая устанавливается ответственность (дисциплинарная, административная или уголовная).

Другая особенность административно-правовых санкций состоит в том, что их сравнительно много.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды.

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы административного права определяют права и обязанности, а также ответственность участников регулируемых отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан; порядок производства по делам о дисциплинарных, административных правонарушениях и т.д.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

По конкретному юридическому содержанию административно-правовые нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых речь идет в данной норме.

Например, обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с извещением об этом граждан; в местности, где действует паспортная система, лица, достигшие 16 — летнего возраста, обязаны иметь паспорт;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер.

Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под критерии административного нрава выдавать сведения, которые стали им известны в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан.

Милиции, таможенным органам запрещено применение огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности). Это специальный запрет;

в) уполномочивающие или дозволительные, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Регулирующая роль этих норм проявляется по-разному.

Например, органам управления (должностным лицам) предоставляются полномочия, которые они реализуют в зависимости от конкретных обстоятельств (право органов милиции по наложению штрафа).

Эти же субъекты в конкретной обстановке могут использовать полномочия различного характера (административная комиссия объявляет предупреждение, или налагает штраф, или ограничивается обсуждением вопроса, или передает дело на рассмотрение общественности по месту работы и т. п.).

Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти;

г) рекомендательные, т.е. содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований;

д) стимулирующие, т.е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов, стимулов.

Это, например, применение льготного кредитования, налоговых льгот, освобождение от налогообложения и т.д.

Записи по теме

7. Виды административно-правовых норм

  • Административно-правовая
    норма

    – это установленная государством
    правило поведения, регулирующее
    общественные отношения, которые
    возникают, изменяются и прекращаются
    в сфере государственного управления.
  • В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы подразделяются наматериальные и процессуальные.
  • а)
    материальные
    – нормы, закрепляющие права, обязанности,
    ответственность субъектов административных
    правоотношений;
  • б)
    процессуальные
    – нормы, определяющие порядок реализации
    прав, обязанностей и ответственности,
    закрепленной в нормах материального
    права;
  • по
    содержанию
    :
  • а)
    обязывающие – предписывающие субъектам
    административно-правовых отношений в
    обязательном порядке совершать
    определенные активные действия;
  • б)
    управомочивающие – нормы, предоставляющие
    субъектам административно-правовых
    отношений право совершать какие-либо
    действия либо воздержаться от них;
  • в)
    запрещающие – нормы, закрепляющие
    обязанности субъектов административно-правовых
    отношений воздержаться от определенных
    действий;
  • г)
    рекомендательные – нормы, в которых
    участникам административно-правовых
    отношений предлагается в качестве
    рекомендательной определенная модель
    поведения;
  • д)
    поощрительные – нормы, содержащие меры
    поощрения за наиболее благоприятные
    действия со стороны субъектов
    административно-правовыхотношений;
  • по
    юридической силе:
  • а)
    законодательные;
  • б)
    подзаконные;
  • по
    территориальному действию:
  • а)
    федеральные;
  • б)
    субъектов РФ;
  • в)
    муниципальные.

8. Способы реализации адм-правовых норм

  1. Реализация
    административно-правовых норм – это
    осуществление процесса практического
    претворения в жизнь субъектами
    административного права предписаний,
    выраженных в нормах.

    Различают четыре
    формы реализации административно-правовых
    норм:

  2. – соблюдение
    – добровольное подчинение запретам,
    установленным в правовой норме,
    воздержание от запрещенных деяний;
  3. – исполнение
    – активные правомерные действия по
    выполнению предписаний нормы,
    предписывающей совершение определенных
    действий;
  4. – использование
    – осуществление предоставленной нормой
    возможности по своему усмотрению
    воспользоваться предоставленным
    субъективным правом или воздержаться
    от использования;
  5. – применение
    – действие компетентного органа
    (должностного лица) по подведению
    конкретного факта (лица) под действие
    нормы административного права и принятию
    индивидуального государственного,
    властного акта (решения) о распространении
    действия нормы на данное лицо.

9.
Административно-правовые отношения:
понятие, особенности и их виды
.

Административно-правовые
отношения – это урегулированные нормами
административного права общественные
отношения, складывающиеся в сфере
государственного управления. В
административно-правовых отношениях
стороны выступают как носители взаимных
прав и обязанностей, установленных и
закрепленных административно-правовыми
нормами.

1)
Административно-правовые отношения
осуществляются на началах власти-подчинения,
в которых отсутствует юридическое
равенство сторон.

2)
В административно-правовых отношениях
непосредственно выражаются интересы
государства, поскольку они связаны с
решением задач государства. Именно
поэтому в них одной из сторон является
орган исполнительной власти.

  • 3)
    Административно-правовые отношения
    могут возникать по инициативе любой из
    сторон, и согласие другой стороны не
    требуется.
  • 4)
    Возникающие между сторонами
    административно-правовых отношений
    споры разрешаются, как правило, в
    административном (не судебном) порядке.
  • 5)
    Стороны административно-правовых
    отношений за невыполнение своих
    обязанностей несут ответственность
    перед государством в лице его органов.
  • 6)
    Административно-правовые отношения
    имеют структуру, в которую входят
    субъекты, объекты и юридические факты.
  • Административно-правовые отношения классифицируются по различным
    основаниям:
  1. В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административно-правовые отношения. Материальные – это отношения, урегулированные нормами материального административного права. Процессуальные отношения – это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права.

  2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Отношения, в которых один из участников подчинен другому, являются вертикальными правоотношениями.

    Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями должностного лица. Таким образом, вертикальные – это по существу власте-отношения между субъектом и объектом управления. Горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны.

    Например, отношения между неподчиненными органами исполнительной власти (между двумя федеральными министерствами по разработке совместного акта управления).

  3. Выделяются также внутриорганизационные и внешние административно-правовые отношения. Внутриорганизационные возникают в сфере внутренней деятельности органов управления.

    Это подбор, расстановка кадров, разработка должностных регламентов, определение форм взаимодействия между структурнымиподразделениямисоответствующего органа исполнительной власти.

    Внешние административно-правовые отношения связаны с решением задач и реализацией функций управления по отношению к управляемым объектам.

Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы их реализации

  • Под административно-правовой нормой понимают правила поведения, установленные государством в целях закрепления и развития общественных отношений в сфере государственного управления, за нарушение которых может наступать административная ответственность.
  • В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, которая проявляется в следующем:
  • — во-первых, они преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

— во-вторых, определяют тот или иной вариант должного, т. е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (губернатор города, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (граждане, общественные объединения);

  1. — в-третьих, предназначены для исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации и законов ее субъектов. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;
  2. — в-четвертых, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе управленческой деятельности;
  3. — в-пятых, в отличие от многих других отраслей российского права, имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них. Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая в административном порядке;

— в-шестых, могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника.

Так, с их помощью обеспечивается регулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; определяется порядок взимания налогов, сборов; осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства; устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т. п.

  • Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:
  • 1) они устанавливаются органами исполнительной власти и всегда вторичны по отношению к законодательным актам, поскольку законы первичны и обладают большей юридической силой;
  • 2) нормы федеральных законов не всегда имеют характер прямого действия, так как устанавливают наиболее общие правила поведения, поэтому для их реализации принимаются правовые акты федеральными органами исполнительной власти, а также нормативные акты законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации;
  • 3) административно-правовые нормы обязательны, прежде всего, для органов исполнительной, а не законодательной власти;
  • 4) административно-правовые нормы не регулируют отношения между гражданами, для этого есть гражданско-правовые, семейноправовые и другие нормы, не носящие характер властности, присущий административно-правовым нормам.

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, т. е. на те факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.).

Гипотеза выражается либо в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (получить лицензию), запретов (запрещена продажа вино-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами только с разрешения органов исполнительной власти).

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением.

  1. Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классификация по следующим основаниям:
  2. — по предмету регулирования (содержанию);
  3. — по методу воздействия на поведение субъектов административного права;
  4. — по форме предписания;
  5. — по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
  6. По предмету регулирования (содержанию) административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.

Процессуальные нормы регулируют порядок реализации, применения права, т. е. направлены на проведение в жизнь материальных норм.

  • По методу воздействия на поведение субъектов административного права нормы подразделяются на обязывающие (регистрация по месту пребывания или жительства), уполномочивающие (право на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов исполнительной власти), запретительные (переход перекрестка на красный сигнал светофора), поощрительные (стимулирующие).
  • По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.
  • Категорические нормы содержат правила строгого поведения участников административных правоотношений (указы Президента РФ о призыве на военную службу и увольнении с военной службы).

Рекомендательные нормы содержат определенные советы о целесообразности совершения субъектами административного прав тех или иных действий. Например, многие постановления Правительства РФ обращены к органам исполнительной власти субъектов Федерации в виде рекомендаций об исполнении федеральных законов или указов Президента РФ по тем или иным вопросам государственного управления.

Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы (определение руководителем органа исполнительной власти его структуры, должностных обязанностей служащих).

  1. По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
  2. Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (для органов, учреждений и граждан России). Соответственно территориальным масштабам различают нормы:
  3. — общероссийские;
  4. — действующие в пределах территорий субъектов Федерации;
  5. — межтерриториальные.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее определенным сроком действия) и бессрочные, не имеющие установленного срока действия.

Как срочные, так и бессрочные могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е.

ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями.

  • Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, общественных объединений, государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления.
  • Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения их в жизнь.
  • В теории права принято различать несколько способов реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

Использование как форма реализации административноправовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е.

в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).

Виды норм административного права

Критерии классификации норм административного права.

Виды норм административного права: а) материальные и процессуальные; б) процедурные; в) регулятивные и охранительные; г) обязывающие, запрещающие и управомочивающие; д) нормы служебной (внутренней) регуляции; е) диспозитивные; ж) обязательные и рекомендательные; з) нормы постоянного и временного действия; и) общефедеральные и региональные.

Виды правовых норм выделяют в зависимости от определенных критериев их классификации.

Используем основные из них, специально-юридические: 1) направленность норм на регламентацию материального содержания правового регулирования либо процедурно-процессуального порядка его осуществления; 2) функции права; 3) способы регулирования, характер субъективных прав и юридических обязанностей; 4) функциональная специализация норм; 5) связь нормативных предписаний с формами индивидуального регулирования; 6) характер и сила обязательности воли правотворческого органа, выраженной в норме; 7) время действия норм; 8) государственно-территориальный масштаб действия норм.

Критерий «Направленность норм на регламентацию материального содержания правового регулирования, процедурного или процессуального порядка его осуществления» позволяет выделить нормы материальные, процедурные, процессуальные.

Материальные нормы ориентированы на закрепление сфер ответственности, прав, обязанностей субъектов административного права, их правового положения. Таких норм большинство.

Процедурные нормы регламентируют порядок взаимодействия субъектов, осуществления предписанной им деятельности (порядка и процедур поступления на государственную службу, прохождения государственной службы, лицензирования видов деятельности, уплаты налогов и т.д.).

Внешнее выражение они часто находят в административных регламентах. Например, в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, определен порядок планирования и организации работы Правительства РФ [405].

Процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых споров, обусловленных производством по делам об административных правонарушениях, служебных дисциплинарных проступках, обращениях физических и юридических лиц к субъектам государственной администрации.

Критерий «Функции права» даст нам возможность вспомнить о двух функциях — регулятивной и охранительной. Соответственно названному основанию выделяют регулятивные (правоустановительные) и охранительные (защитные) административно-правовые нормы.

Регулятивные административно-правовые нормы предназначены для установления прав и обязанностей субъектов, правил нормальной их деятельности.

Охранительные нормы обеспечивают защиту, охрану норм первого вида от нарушений посредством установления мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, ответственности. В административном праве подавляющее большинство норм регулятивные.

Примером норм второго вида являются нормативные предписания, устанавливающие меры административной ответственности за административные правонарушения |45. Разд. II, гл. 5-21].

Критерий «Способы регулирования, характер субъективных прав и юридических обязанностей» позволяет классифицировать нормы па три вида: обязывающие, запрещающие, управомочивающие.

В основу их выделения положены основные способы регулирования: обязывание, запрет, дозволение. Нормы обязывающие устанавливают обязанность субъектов административного права совершать определенные положительные действия.

Пример такой нормы: «Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица» [82. Ст. 20, ч. 1].

Запрещающие административно-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий в условиях, установленных нормами данного вида. Запреты носят общий либо специальный характер.

Общим запретом является запрещение действий (бездействия), включенных законом в состав административных правонарушений. Специальный запрет касается установления каких-то особых ограничений.

Так, согласно Федеральному закону «Об оружии» граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Однако им «запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения» [200. Ст. 24, ч. 2]. Приведенная административно-правовая норма содержит специальный запрет.

Управомочивающие административно-правовые нормы устанавливают дозволение, предоставляя субъектам право на осуществление тех или иных активных действий в пределах предусмотренных этими нормами требований.

Субъекты сами по собственному усмотрению решают, воспользоваться предоставленным правом или воздержаться от каких бы то ни было действий.

Так, гражданин самостоятельно принимает решение о том, воспользоваться ему гарантированным Конституцией РФ и законом субъективным правом на обращение в государственный орган (орган исполнительной власти) или оставить свое право неиспользованным [27. Ст. 33; 124. Ст. 2].

Имеются некоторые особенности в реализации управомочивающих административно-правовых норм, если их адресатами являются органы (должностные лица), наделенные административной властью. Очень часто таким субъектам предоставляется общее право в пределах их компетенции принимать юридически властные решения, издавать правовые акты.

Следовательно, по общему правилу, руководствуясь уиравомочивающими нормами, они вправе принимать указанные решения либо воздерживаться от их принятия.

Однако существуют установленные в законодательстве условия, когда органы (должностные лица) обязаны издавать по определенным вопросам правовые акты, а в случае их непринятия несут юридическую ответственность за бездействие.

Например, при приеме гражданина на государственную гражданскую службу представитель нанимателя не вправе уклониться от заключения служебного контракта и издания соответствующего правоприменительного акта 169. Ст. 23, ч. 1, 2; ст. 26, ч. 1]. Неиспользование должностными лицами властных правомочий на принятие решений (актов), когда принятие таких решений установлено в качестве их обязанности, рассматривается в административном праве как правонарушение.

Критерий «Функциональная специализация норм» позволяет выделить нормы, которые выполняют задачи внутренней административно-правовой регламентации. Их называют нормами служебной (внутренней) регуляции.

В этой группе выделяют пять видов нормативных предписаний.

Общие (общезакрепительные) нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных позиций административного законодательства, административного права, особенностей и компонентов регулируемых административным правом общественных отношений.

В КоАП РФ содержится нормативное предписание общего характера о том, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях» [45. Ст. 1.1, ч. 1.

Дефинитивные нормы закрепляют нормативные определения (дефиниции) некоторых понятий. В законодательной практике последних лет данный вид норм получил широкое распространение.

Так, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» имеются юридически значимые нормативные определения таких понятий, как информация, информационные технологии, конфиденциальность информации, обладатель информации и т.д. 1183. Ст. 2].

Декларативные нормы (нормы-принципы) устанавливают принципы, цели, задачи административного права, его подотраслей и институтов, а также институтов и органов исполнительной власти. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит декларативные нормы о задачах законодательства об административных правонарушениях [45. Ст. 1.2].

Оперативные нормы регламентируют изменение, отмену действующих административно-правовых нормативных актов, распространяют их действие на новый круг общественных отношений либо пролонгируют на новый срок.

Нормы данного вида установили Федеральные законы «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лип»» [61; 1301.

Коллизионные нормы указывают на административно-правовые нормы (закон, нормативный правовой акт, общность норм), которые должны быть применены в тех случаях, ситуациях, когда возникают противоречия, расхождения между отдельными актами.

В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится норма, согласно которой федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования, действуют в части, не противоречащей данному Закону, и подлежат приведению в соответствие с ним. Однако эта норма не распространяется на указанные в п. 2 ст. 1 названного Закона виды деятельности, лицензирование которых осуществляется на основании иных законов (в частности, деятельность кредитных организаций и образовательная деятельность) [111. Ст. 18, ч. 1 ].

Критерий «Связь нормативных предписаний с формами индивидуального регулирования» предоставляет возможность увидеть административно-правовые нормы, ориентированные на «обслуживание» индивидуального регулирования.

В административно-правовой сфере велика роль властной правоприменительной деятельности.

Однако в административном праве существует, хотя и в ограниченных масштабах, «автономное» (диспозитивное) регулирование, осуществляемое лично участниками общественных отношений па основе предоставленной им законом свободы распоряжения своими субъективными правами.

Так, гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов [69. Ст. 14, ч. 2].

Критерий «Характер и сила воли правотворческого органа, выраженной в норме» служит основанием для разграничения норм на обязательные и рекомендательные. От субъектов административного права требуется неукоснительно следовать обязательным нормам.

Они не вправе самостоятельно отступать от установленных в них велений. За нарушение таких норм предусмотрено применение мер дисциплинарного или административного принуждения. Рекомендательные нормы не требуют от субъектов непременно придерживаться изложенных в них правил поведения, а лишь предлагают, рекомендуют следовать им.

За отступление от административно-правовых норм данного вида не предусмотрено применение мер дисциплинарного или административного принуждения.

Рекомендательная норма содержится в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов [67. Ст. 12, ч. 2.1].

Критерий «Время (период) действия норм» является основанием для классификации норм административного права на два вида: а) установленные на неопределенный срок действия; б) установленные на определенный срок действия. Первые получили название норм постоянного действия. Их подавляющее большинство.

Они сохраняют свою юридическую силу до изменения или отмены. Вторые именуют нормами временного действия. Законодатель связывает их действие со сроком (моментом) или существованием определенных условий, ситуации, для регулирования которых подобные нормы были приняты либо с наступлением одновременно обоих указанных обстоятельств (срока и условий).

Нормами временного действия вводится ограниченный по времени административно-правовой режим чрезвычайного положения.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» установил, что введение чрезвычайного положения является временной мерой, что срок его действия, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток |32. Ст. 1, ч. 2; ст. 9, ч. 1].

Критерий «Государственно-территориальный масштаб действия норм административного права» позволяет выделить два вида норм административного права. Первые называют общефедеральными. Они распространяют свое действие на территорию РФ в целом как федеративного государства и содержатся, например, в федеральных законах.

Вторые принимают для регулирования общественных отношений в субъектах РФ, т.е. в ее отдельных государственно-территориальных образованиях. Поэтому они получили наименование норм субъектов Российской Федерации или региональных и соответственно присутствуют в законах, иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Ссылка на основную публикацию