Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

  • Бесплатная консультация адвоката по уголовным делам онлайн:
  • Адреса и телефоны

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

  1. Уполномоченный по правам человека
  2. Москалькова Татьяна Николаевна
  3. Телефон приемной: (495) 607-19-22, (495) 607-34-67

Адрес: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47

  • Официальный сайт: http://ombudsmanrf.org/
  • Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге
  • Шишлов Александр Владимирович
  • Телефон приемной: (812) 374-99-39

Адрес: г. Санкт-Петербург, Щербаков переулок, д. 1-3 

  1. Официальный сайт: http://ombudsmanspb.ru/
  2. Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам ребенка
  3. Кузнецова Анна Юрьевна
  4. Телефон приемной: (495) 221-70-65

Адрес: г. Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1

Официальный сайт: http://deti.gov.ru/

  • Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по защите прав детей в Санкт-Петербурге
  • Агапитова Светлана Юрьевна
  • Телефон приемной: (812) 576-70-00

Адрес: г. Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д. 11

Официальный сайт: http://www.spbdeti.org/

  1. Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам предпринимателей (Бизнес-Омбудсмен)
  2. Титов Борис Юрьевич
  3. Телефон приемной: (495) 649-18-23

Адрес: г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, оф. 216

  • Официальный сайт: http://ombudsmanbiz.ru/
  • Уполномоченный по правам человека в Российской ФедерацииУполномоченный по правам предпринимателей в Санкт-Петербурге
  • Абросимов Александр Васильевич
  • Телефон приемной: (812) 498-02-41, (812) 498-02-42

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 21, лит. А, оф. 18Н

Официальный сайт: https://ombudsmanbiz.spb.ru/

Уполномоченный по правам — виды омбудсменов

Для обеспечения прямого президентского и парламентского надзора за исполнением Федерального Законодательства государственными службами, органами и ведомствами в начале новейшей истории России были организованы особые должностные лица — уполномоченные по правам при Президенте РФ. 

На 2018 год в РФ имеются следующие посты:

  1. Уполномоченный по правам человека;
  2. Уполномоченный по правам ребенка (детей), он же — Уполномоченный по правам несовершеннолетних;
  3. Уполномоченный по правам студентов;
  4. Уполномоченный по правам предпринимателей;
  5. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов.

В настоящее время рассматривается перспектива введения таких видов омбудсменов, как:

  • уполномоченный по правам автомобилистов;
  • уполномоченный по правам военнослужащих;
  • уполномоченный по защите прав ветеранов;
  • уполномоченный по правам женщин;
  • уполномоченный по правам заключенных;
  • уполномоченный по правам инвалидов;
  • уполномоченный по правам животных.

Федеральный Уполномоченный по правам человека России

Федеральный Уполномоченный по правам человека России

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Москалькова Татьяна Николаевна

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Москалькова Т.Н.

Назначена на должность: 22 апреля 2016 года. Переизбрана на второй срок 22 апреля 2021 года.

Дата рождения: 30 мая 1955 года

Образование: Окончила Всесоюзный юридический заочный институт в 1978 году, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, докторантуру Академии управления МВД России. Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор.

Профессиональная деятельность:

Трудовую деятельность начала в 1972 году, работала бухгалтером Инюрколлегии, делопроизводителем, старшим юрисконсультом, консультантом Отдела помилования Президиума Верховного Совета РСФСР.

Более 27 лет служит в органах внутренних дел Российской Федерации, прошла путь от рядового референта до первого заместителя Правового департамента МВД России. Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

  • С 2003 года — член Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации.
  • С 2007 по 2016 годы являлась депутатом Государственной Думы пятого и шестого созывов, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, членом Комиссии по доходам и расходам.
  • По роду своей деятельности занимается разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью.
  • Автор 4 монографий, соавтор учебников по уголовному процессу, суд и правоохранительные органы, комментариев к Конституции и Уголовно-процессуальному кодексу, более 100 научно-практических работ, сборников, статей.
  • Член Экспертных советов МВД России — по вопросам нормотворческой деятельности МВД России; Комитета по безопасности Государственной Думы; Комитета по безопасности и обороне Совета Федерации.

Неоднократно выступала в качестве международного наблюдателя выборах в государствах СНГ. Представляла Российскую Федерацию в Совете Европы и ОБСЕ. Неоднократно участвовала с российско-белорусских форумах.

  1. Награждена Орденом Почёта, именным огнестрельным оружием, почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.
  2. ______________________________
  3. Памфилова Элла Александровна

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Э.А.Памфилова

Назначена на должность: 18 марта 2014 года. Кандидатура предложена Президентом РФ.

  • Освобождена от должности досрочно, в связи с переходом в ЦИК 25 марта 2016 года
  • Место и дата рождения: 12 сентября 1953 года в Ташкенте (Узбекистан).
  • Образование:

В 1970 году окончила с золотой медалью среднюю школу. В том же году поступила в Московский энергетический институт, который окончила в 1976 году по специальности «инженер электронной техники».

  1. Профессиональная деятельность:
  2. После окончания института с 1976 по 1989 год работала на Центральном ремонтно-механическом заводе производственного объединения «Мосэнерго» мастером, инженером, технологом, председателем профсоюзного комитета завода.
  3. В 1989 году была избрана народным депутатом СССР, с 1990 года — депутат Верховного Совета СССР, работала в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.
  4. Являлась также членом Комиссии по борьбе с коррупцией, в 1990-1991 годах — секретарем Комиссии по вопросам привилегий и льгот.

С 1985 по 1990 год Элла Памфилова была членом КПСС. В 1990 году вышла из КПСС и с тех пор является беспартийной.

С ноября 1991 до февраля 1994 года работала министром социальной защиты населения Российской Федерации. В середине января 1994 года она приняла решение не входить в состав реорганизуемого правительства РФ, подала прошение об отставке, которая была принята 25 февраля 1994 года.

  • В мае 1994 года указом Президента РФ назначена председателем Совета по социальной политике при президенте РФ.
  • С июня 1993 года — председатель национального совета по подготовке и проведению IV Всемирной конференции по положению женщин
  • «Действия в интересах равенства, развития и мира», которая проводилась в Пекине в 1995 году.

С 1993 по 1999 год Элла Памфилова была депутатом Государственной Думы РФ первого и второго созывов. Работала в Комитете по социальной политике. Являлась инициатором законопроекта об ограничении депутатской неприкосновенности.

Как назначается Уполномоченный по правам человека

Кто такой Уполномоченный по правам человека в РФ?

Это должностное лицо, которое должно рассматривать жалобы граждан РФ и находящихся на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства на решения, действия или бездействие госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих и т. д. 

  • Важно: при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким‑либо государственным органам и должностным лицам.
  • Что входит в его обязанности?
  • Уполномоченный по правам человека способствует:
  • восстановлению нарушенных прав;
  • совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Кто может стать Уполномоченным?

Уполномоченным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.

Важно: человек не может быть одновременно Уполномоченным и:

  • депутатом ГД;
  • членом СФ;
  • депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
  • находиться на госслужбе;
  • заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
  1. Кроме того, Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
  2. Кто назначает Уполномоченного?
  3. В соответствии со статьей 103 Конституции РФ «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека» относится к ведению Государственной Думы.
  4. Как проходит назначение?
  5. В течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного предложения о кандидатах на должность вносятся в Государственную Думу. 
  6. Предложить кандидатов могут:
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • депутаты и депутатские объединения ГД.

Совет ГД устанавливает процедуру рассмотрения вопроса по предложению Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Определение 1

Уполномоченный по правам человека в РФ – это орган государственного управления, участвующий в осуществлении функционирования механизма, призванного обеспечивать общегражданские и общечеловеческие свободы и права, то есть охранять их, защищать, пропагандировать и оказывать квалифицированную юридическую помощь в этой сфере.

  • Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии государственной защиты гражданских свобод и прав, их уважение и соблюдение органами государственного управления, органами муниципального управления и должностными лицами.
  • Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность для достижения следующих целей: обеспечение содействия реализации свобод и прав гражданина и человека в России.
  • Уполномоченный по правам человека должен решать следующие задачи:
  • во-первых, восстанавливать нарушенные свободы и права, то есть исправлять допущенные по отношению к людям несправедливости и восстанавливать нарушенные органами государственного, муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами и свободы и права гражданина и человека;
  • во-вторых, исполнение роли посредника, состоящей в выработке удовлетворяющего решения той или иной проблемы по отношению к ее сторонам;
  • в-третьих, осуществление правотворчества, направленного на обеспечение совершенствования законодательства о гражданских и человеческих свободах и правах, обеспечение его согласования с общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • в-четвертых, осуществление воспитательно-информационной деятельности, направленной на просвещение общества в отношении свобод и прав человека, методов и форм защиты этих прав и свобод.
Читайте также:  Как подать заявление в загс: за сколько можно, документы, образец

Уполномоченный по правам человека призван осуществлять исполнение следующих функций:

функция контрольного характера, которая состоит в организации и реализации независимого контроля за соблюдением общечеловеческих и гражданских свобод и прав органами государственного и муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами;
функция консультационного характера, которая состоит в предоставлении информации органам государственного и муниципального управления относительно положения дел в сфере соблюдения и защиты гражданских свобод и прав;
функция координационного характера, состоящая в организации и обеспечении согласованности действий органов, призванных обеспечивать общечеловеческие и гражданские свободы и права на территории Российской Федерации.

На уполномоченного по правам человека возложена также функция развития в сфере международного сотрудничества. Рекомендации уполномоченного по правам человека учитываются по вопросам заключения международных договоров в пределах полномочий уполномоченного.

Полномочия и статус уполномоченного по правам человека

Учреждение рассматриваемой должности в системе государственного управления на территории Российской Федерации призвано обеспечить конституционные гарантии защиты прав свобод и прав гражданина и человека, их соблюдение и уважение со стороны органов государственного и муниципального управления и должностных лиц.

Данное должностное лицо независимо и неподотчетно ни перед какими-либо органами государственного управления или должностными лицами. В качестве основания для прекращения или приостановления деятельности данного должностного лица не может выступать введении военного или чрезвычайного положения на территории страны.

Такие действия также не приводят к ограничению компетенции уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный наделяется неприкосновенностью на весь срок своих полномочий. Он освобождается от привлечения к судебной ответственности, не может быть арестован или задержан, а также подвергнут обыску без наличия согласия нижней палаты российского Парламента.

Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного посещения органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, воинских частей, общественных объединений.

Также уполномоченным может быть запрошена и получена необходимая документация и материалы, объяснения государственных служащих и должностных лиц по вопросам защиты свобод и прав человека и гражданина.

Уполномоченный имеет право на проведение проверок деятельности органов государственного и муниципального управления, должностных лиц. Уполномоченному предоставляется возможность ознакомления с делами уголовного, гражданского и административного характера, в том числе прекращенным.

В отношении уполномоченного действует право безотлагательного приема органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами различных форм собственности, руководителями общественных объединений, администрацией пенитенциарной системы, военными начальниками.

Компетенция уполномоченного по правам человека включает в свою структуру следующие составляющие:

  • во-первых, рассмотрение жалоб населения России, а также иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, находящихся на территории российского государства;
  • во-вторых, рассмотрение жалоб на действия или решения органов государственного и муниципального управления, должностных лиц, при опротестовании заявителями решений суда, а также административных органов управления, в которых ранее осуществлялось обжалование действий или бездействия органов государственного и местного управления;
  • в-третьих, не участие в рассмотрении жалоб на решения российского Парламента и органов государственного управления регионального уровня представительного характера;
  • в-четвертых, принятие необходимых мер, направленных на защиту общечеловеческих прав в соответствии с собственной инициативой при поступлении информации относительно нарушения этих свобод и прав грубого или массового характера, или при особом общественном значение защиты интересов тех лиц, которые не способны делать это самостоятельно.

Институт уполномоченного по правам человека

  • После изучения настоящей главы студент должен:
  • знать
  • • понятие и общую характеристику института Уполномоченного но правам человека и его компетенцию, а также его правовой статус;
  • уметь
  • • оперировать юридическими категориями: «институт гражданского общества», «статус Уполномоченного по правам человека»;
  • • анализировать и толковать правовые нормы, касающиеся Уполномоченного по правам человека;

владеть

• навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися деятельности Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, компетенция

Одним из элементов гражданского общества является создание в Российской Федерации института Уполномоченного но правам человека. Его деятельность регламентируется следующими нормами.

Конституция РФ относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (п. «д» ч. 1 ст. 103).

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности определяет Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон об Уполномоченном по правам человека).

Должность Уполномоченного но правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Средствами, определенными указанным Законом, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, Законом об Уполномоченном по правам человека, другими законами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ (ст. 2 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции (ст. 4 Закона об Уполномоченном по правам человека).

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст. 6 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного (ст. 7 Закона об Уполномоченном по правам человека).

Уполномоченный по правам человека РФ: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана — согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это — орган государства, а с другой — это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека  регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Читайте также:  Как узнать наложен ли арест на автомобиль - онлайн через ГИБДД и ФССП

Уполномоченный по правам человека — это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман»:

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.
  • Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Эксперты прокомментировали Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2020 г

Как ранее писала «АГ», 1 апреля федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова представила президенту Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 г.

К Уполномоченному по правам человека стали чаще обращаться по поводу нарушений уголовно-исполнительного законодательства При этом, согласно ежегодному докладу Татьяны Москальковой, обращения по вопросам нарушений в сфере уголовно-процессуального законодательства стабильно занимают первое место

В сфере права на защиту семьи, материнства, отцовства и детства Уполномоченный указала, что пандемия новой коронавирусной инфекции обострила такие проблемы, как задержки или невыплата зарплаты либо дополнительных стимулирующих мер, рост безработицы, ограничение доступа к госорганам, трудности в дистанционном образовании, сужение сферы санаторно-курортного обеспечения и иные негативные явления. Всего поступило 2060 обращений от семей, что на 10% превышает показатели 2019 г. (1866).

По мнению адвоката АП Томской области Ольги Башковой, в докладе не хватает жизненных ситуаций, указывающих на реально оказанную помощь, а именно какими инструментами владеет Уполномоченный для разрешения вопросов, связанных со спорами о месте жительства и порядке общения с детьми.

«К сожалению, в своей практике я столкнулась с тем, что Уполномоченный реальную помощь оказать не может, поэтому ожидала, что в докладе данный вопрос найдет отражение.

Хотелось бы, чтобы федеральный омбудсмен имела инструменты реального оказания помощи гражданам, у которых отобрали детей», – подчеркнула она в комментарии «АГ».

Отмечается, что почти вдвое увеличилось число обращений к Уполномоченному по проблеме домашнего насилия в период действия ограничительных мер.

Более чем на 20% возросло количество обращений граждан, поступивших на телефон доверия ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» Департамента труда и соцзащиты г.

Москвы, по вопросам семейного (бытового) насилия (1396 обращений за январь – май 2020 г. против 1176 обращений за аналогичный период 2019 г.).

Адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев посчитал, что доклад отражает реальную картину увеличения объемов домашнего насилия в период действия ограничительных мер, и указал, что в режиме самоизоляции жертвы насилия фактически оказались «запертыми» с агрессорами.

«Ситуация с домашним насилием может измениться только в результате введения государством нулевой толерантности к этому явлению, когда каждый подтвержденный факт насилия будет заканчиваться арестом или более суровым видом наказания. Однако такого предложения доклад не содержит – только констатацию факта», – подчеркнул Антон Лебедев.

Уполномоченный также посчитала, что в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в регионах.

По мнению Антона Лебедева, особую пользу могут принести профессиональные объединения специалистов, обладающих познаниями в области правовой защиты, – ассоциации юристов и адвокатские палаты.

Например, может формироваться объединение, состоящее из юристов и адвокатов, желающих осуществлять правозащитную деятельность на условиях pro bono.

Для специалистов интерес может представлять освещение этой деятельности в СМИ, а для доверителей – возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

В докладе омбудсмена отмечается, что в 2020 г. апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 г. – 4393) и 521 оправдательный (в 2019 г. – 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 г. – 12 386).

Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены.

Причиной обращений участников уголовного процесса в апелляционные и кассационные инстанции послужило отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.

По мнению руководителя ООО «Юридическая Контора “Щит и Меч”» Андрея Коновалова, омбудсмен обратила внимание на ряд действительно важных моментов – например, чрезмерную суровость уголовно-процессуальных процедур и наказаний; необходимость принятия поправок, позволяющих приостанавливать производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом; необходимость внесения корректив в практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; предложение о необходимости отказа от стадии возбуждения уголовного дела; создание фонда выплат компенсаций жертвам нераскрытых преступлений и т.д.

Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.

По мнению Андрея Коновалова, данная проблема носит поистине массовый характер и вряд ли в России найдется хоть один практикующий юрист, который с ней никогда не сталкивался. «Нельзя не учитывать и то, что подобные действия могут свидетельствовать о нарушении судьей Кодекса судейской этики, а то и вовсе говорить о вынесении заведомо неправосудного решения», – посчитал он.

Юрист полагает, что бороться с данной проблемой можно, например, с помощью введения самостоятельного состава преступления. Однако каких-либо конструктивных предложений, кроме указания на необходимость судов следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в докладе не приводится, заметил Андрей Коновалов.

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений).

По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений.

Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

По мнению Татьяны Москальковой, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые позволят учитывать процессуальные особенности расследования уголовных дел в случае возникновения эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности человека.

Нормы могли бы устанавливать возможность приостановления производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом, которое предусматривало бы также возможность возобновления производства после окончания такого режима или до его окончания по мотивированному ходатайству участников уголовного процесса; процедуры, обеспечивающие непрерывное производство по уголовному делу с лицами, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (с применением видеосвязи, электронного документооборота и т.п.). Кроме того, омбудсмен считает необходимым расширить возможности применения видео-конференц-связи в уголовном процессе при производстве следственных действий.

Правительство указало на необходимость доработать законопроект ВС об уголовном проступкеВ отзыве правительства, в частности, отмечено, что отнесение ряда преступлений к уголовным проступкам нецелесообразно

Указывается, что в Докладе за 2019 г. Уполномоченный предлагала осуществить реформирование стадии возбуждения уголовного дела в целях обеспечения неукоснительного соблюдения прав заявителей.

В УПК были внесены изменения, касающиеся разумного срока уголовного судопроизводства, который теперь включает период со дня подачи заявления или сообщения о преступлении до дня прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора.

Читайте также:  Имеет ли право мать - одиночка встать в очередь на квартиру?

Отмечается, что принципиальное значение для развития уголовной политики России по пути гуманизма и справедливости имеет скорейшее принятие внесенного в Госдуму проекта поправок в УК и УПК РФ в связи с введением понятия уголовного проступка (законопроект № 1112019-7). Федеральный омбудсмен неоднократно указывала на своевременность принятия данной законодательной инициативы.

Управляющий партнер, адвокат МКА «РУБИКОН» Виктория Шевцова заметила, что хотя Конституцией и закреплены положения о праве потерпевших от преступлений на охрану законом, обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, но нельзя сказать, что они в полной мере реализуются на практике.

«С учетом того, что процесс расследования и рассмотрения уголовного дела занимает много времени, как правило, уже нет таких средств, которые могли бы компенсировать нарушенные права граждан.

Расследование уголовных дел по экономическим преступлениям длится до пяти лет, за это время многие граждане теряют финансы, источники доходов, их права нарушаются, и защитить их иным образом, кроме как признать данных лиц потерпевшими, нельзя», – указала адвокат.

Виктория Шевцова отметила, что в период пандемии возбуждено огромное количество уголовных дел, расследование по которым не только идет очень медленно, но и не всегда эффективно. Таким образом, нарушаются права сразу широкого круга лиц.

По мнению адвоката, председателя КА Уральского федерального округа Ильи Сливко, Уполномоченный, возможно, не всегда правильно трактует суть поступающих обращений граждан либо по каким-то причинам уклоняется от анализа работы правоохранительной системы. «Очевидно, что общество волнует не изменение процессуальных понятий, а несовершенная система правосудия», – подчеркнул он.

Адвокат указал, что согласно докладу выявляемые нарушения при применении меры пресечения в виде заключения под стражу свидетельствуют о необходимости внесения корректив в соответствующую практику.

«Данная формулировка из года год переходит в доклад Уполномоченного. При этом никакие реальные меры не принимаются.

Давно созрела необходимость в создании “арестантских домов” с более гуманными и человеческими условиями или более широкого применения меры пресечения в виде домашнего ареста», – посчитал он.

Илья Сливко заметил, что в докладе указывается на необходимость продолжения работы госорганов по гуманизации уголовной политики.

«Но смысл в том, что при введении различных форм уголовной ответственности в виде “уголовного проступка” или “судебного штрафа” не изменяется сам факт – привлечение к уголовной ответственности. Не исключаются, а, наоборот, создаются условия для незаконного привлечения к уголовной ответственности.

Проблема не в том, чтобы смягчить наказание, а в том, чтобы его, во-первых, индивидуализировать, а во-вторых, позволить лицу после осуждения вернуться к нормальной жизни.

Однако реалии таковы, что, будучи хотя бы раз привлеченным к уголовной ответственности, человек лишается многих возможностей, доступных для несудимого лица. Такая же участь постигает его детей. К сожалению, в наше время дети отвечают за грехи родителей, чего не было даже в условиях сурового 1937 г.», – отметил эксперт.

В рамках взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями к Уполномоченному поступило 11 обращений, касающихся отказов в допуске членов ОНК и адвокатов в учреждения УИС, оказания медпомощи осужденным, перевода осужденного в другое учреждение, совершенствования законодательства в части условий содержания заключенных.

Отмечается, что почти на 50% возросло число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий.

Граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников акций и митингов. По данным ГИАЦ МВД России, было задержано 2452 человека.

Многие жалобы задержанных на несанкционированных митингах были связаны с недопуском к ним адвокатов.

О поправках, укрепляющих гарантии адвокатской профессииОбсуждение поправок в УК и УПК, устанавливающих режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвоката от преступных посягательств

Согласно докладу в конце 2020 г. на общественное обсуждение был представлен разработанный Минюстом России проект поправок в УК и УПК, устанавливающий режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств.

Илья Сливко посчитал, что с учетом «обычной» скорости по внесению изменений в законодательство следует быть готовыми к тому, что реальные меры будут приняты в лучшем случае через 10 лет.

Доклад содержит предложение дополнить гл. 30 «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ нормой, закрепляющей право Уполномоченного по правам человека обжаловать в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

«Удивительно, что Уполномоченному неизвестно о том, что по состоянию на 2020 г. внесение любых изменений в КоАП было приостановлено ввиду разработки нового КоАП, – указал адвокат.

– В действующем КоАП не предусмотрена ни процедура рассмотрения административных дел, ни толком порядок их обжалования. В частности, невозможно обжаловать решение должностного лица, если пропущен 10-дневный срок обжалования.

При том размере административных штрафов, который сейчас предусматривает КоАП, такое формальное отношение к процессу является форменным издевательством».

По мнению омбудсмена, целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении России к Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 г. Ее сторонами на сегодняшний день являются 26 стран.

Источниками формирования компенсационного фонда, указано в докладе, могли бы служить средства, получаемые в результате уплаты штрафов, внесения залогов, а также конфискации имущества осужденных и имущества госслужащих, которые не могут обосновать его происхождение, и т.п.

Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.

В докладе отмечается работа Уполномоченного по принятию Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Илья Сливко указал, что федеральному омбудсмену представлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту нарушенных прав как отдельного гражданина, так и неопределенного круга лиц, а также право обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, знакомиться с материалами гражданских и административных дел, решение по которым вступило в законную силу, и т.п.

Адвокат с сожалением отметил, что при таком количестве прав отсутствуют обязанности омбудсмена – непонятно, каким образом он будет выбирать, по какой жалобе работать, а какую – игнорировать. «Надеясь на лучшее, хочется верить, что принятый закон действительно внесет новые вехи в работу системы правосудия в России», – подчеркнул он.

В докладе также отмечается, что ввиду обращения Уполномоченного в Минздрав России препарат для лечения граждан, страдающих спинальной мышечной атрофией, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 г.

«Петиция в защиту больных СМА была размещена в интернете еще в 2019 г. Для внесения изменений в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и включения туда дорогостоящих препаратов от СМА требовалось внесение изменений в Закон об основах охраны здоровья граждан.

Соответствующий проект поправок был внесен в Госдуму депутатами фракции ЛДПР Евгением Марковым, Сергеем Натаровым, Кириллом Черкасовым и Игорем Торощиным в феврале 2020 г. Препарат действительно будет включен в Перечень на 2021 г.

При этом роль Уполномоченного в данном процессе ни из СМИ, ни по информации из официальных источников не просматривается», – указал Илья Сливко.

Вице-президент ФПА РФ, член СПЧ Генри Резник заметил, что далеко не все жалобы заявителей законны и обоснованны. «Аппарат Уполномоченного изучает их. В ряде случаев привлекаются эксперты по достаточно спорным и сложным делам, где для того, чтобы разобраться, необходимо “глубокое бурение”», – рассказал он.

В заключение Генри Резник указал, что институт Уполномоченного выполняет свое предназначение и работа Татьяны Москальковой, учитывая ее высокий профессионализм, который включает, с одной стороны, теоретические познания, с другой – знание практики, обеспечила определенное приращение деятельности федерального омбудсмена.

«Есть системные проблемы, которые могут быть решены через совершенствование законодательства и судебной практики, и к ним уполномоченные постоянно привлекают внимание, а есть конкретные случаи, которые положительно разрешаются вмешательством Уполномоченного, в том числе по жалобам адвокатов.

Надеюсь, взаимодействие ФПА и Уполномоченного по правам человека и дальше будет конструктивно осуществляться и содействовать обеспечению прав граждан», – резюмировал Генри Резник.

Ссылка на основную публикацию