Протокол об административном правонарушении: правила оформления

Ежедневно совершается немало правонарушений административного характера, которые государство пресекает. И каждый нарушитель сталкивается с тем, что на него составляется протокол. Что это за документ, как он должен выглядеть, какие существуют нормы по его составлению? Эти моменты надо знать, чтобы при необходимости суметь отстоять свои права.

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении: правила оформленияПротоколом называется процессуальный документ, который составляется должностным лицом, отображающий факт нарушения закона.

Данный документ не единственный в деле, но занимает в нем основное место. Он составляется на стадии возбуждения производства и имеет силу доказательства, именно на него ориентируется суд или орган, рассматривающий дело при принятии решения по делу.

Важно: в обязанности лица, составляющего документ, входит обязанность подробно разъяснить права нарушителю.

Содержание и суть протокола регулирует КоАП РФ в ст.28.2. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Дата и место где был составлен документ.
  2. Инициалы уполномоченного лица.
  3. Данные о нарушителе.
  4. Если есть потерпевшие и свидетели, информация о них.
  5. Информация о нарушенном законе.
  6. Пояснения нарушителя.
  7. Иные сведения для всестороннего рассмотрения дела.
  8. Подписи сторон.

Если в деле нет потерпевших, то должно быть составлено два экземпляра, один из которых получает на руки нарушитель. Если же нарушитель на месте отсутствует, то закон отводит три дня на то, чтобы ему был выслан документ по почте.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.2 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

В каких случаях составляется протокол

Протокол об административном правонарушении: правила оформленияПо закону существуют некоторые случаи, когда при выявлении нарушения выносится не постановление, а составляется протокол:

  1. Рассмотрение дела о правонарушении не входит в компетенцию сотрудника. К примеру, нарушения, влекущие за собой лишение прав, могут быть рассмотрены лишь судом;
  2. Нарушителем является несовершеннолетний;
  3. Лица не согласно с фактом нарушения и отказывается подписывать постановление. Например, когда водитель не согласен с инспектором;
  4. Нарушителями являются сержант, курсант, матрос, старшина, солдат, проходящие службу по призыву до заключения с ними контракта.

Совет: в пустых полях нужно поставить букву «Z» или прочерки, это необходимо для того, чтобы сотрудник не смог внести дополнительные записи в протокол, после его подписания сторонами.

Практика показывает, что некоторые водители по каким-то своим причинам отказываются подписывать протокол. В данном случае в документ вносится соответствующая пометка, которая, в свою очередь, не делает документ недействительным, но играет против водителя.

Понятые и свидетели

Протокол об административном правонарушении: правила оформленияЕсли к делу подключают понятых, следует следить за тем, чтобы они имели право быть понятыми. Понятым может стать только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое привлекается для удостоверения факта, содержания и хода процессуальных действий. Понятых не может быть менее двух.

Совет: если эти правила нарушены, не стоит говорить о них сотруднику сразу, лучше приберечь эту информацию для обжалования протокола.

По нарушениям, предусмотренным ст. 27 и ст. 28.1.1 КоАП РФ обязательно присутствие понятых или ведение видеозаписи.

Необходимо зафиксировать факт участия понятых, а также их любые, даже незначительные замечания по делу.

Помимо понятых, в деле могут принимать участие и свидетели — люди, которые знают обстоятельства дела. Главное требование к свидетелям их дееспособность. Свидетелем может быть даже родственник нарушителя или несовершеннолетнее лицо (но только в присутствии психолога или педагога). Замечания и пояснения свидетелей также фиксируются.

Важно: свидетелем не может быть лицо, составляющее протокол. Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.1.1 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Сроки составления протокола

Протокол об административном правонарушении: правила оформленияСт. 28.5 КоАП РФ регулирует сроки составления протокола:

  • сразу после выявления правонарушения;
  • в течение двух суток, как выявлено нарушение, если существует необходимость выяснения каких-либо иных обстоятельств по делу или данных о нарушителе;
  • если есть нужда в административном расследовании, протокол должен быть составлен сразу по окончании расследования.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.5 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Оспаривание протокола

Протокол об административном правонарушении: правила оформленияНеобходимо внимательно следить за тем, как составляется документ, и какие сведения в него вносятся сотрудником. Любые, даже мелкие, на первый взгляд, нарушения могут помочь в признании протокола недействительным.

Если инспектор не объяснил права гражданину, то в соответствующей графе нужно поставить отметку «не согласен». В судебной практике немало примеров, когда этого хватает для оспаривания протокола.

Совет: все действия сотрудника лучше снимать на видеокамеру или телефон со звуком, а также фотографировать все происходящее, это поможет зафиксировать то, что может ускользнуть от внимания.

В поле для объяснения водителя, необходимо поставить отметку «не согласен» и максимально полно и подробно изложить свою точку зрения и отметить, что в наличии имеются видео, фото и аудиозаписи с места происшествия.

Грубым нарушением являются случаи, когда сотрудник не записывает показания понятых или свидетелей. А также недопустимо привлечение посторонних лиц, которых не было на месте в момент совершения правонарушения в качестве свидетелей.

Все исправления и дополнительные записи должны быть заверены дополнительными подписями сторон, особенно важна подпись задержанного. Таким образом, подтверждается законность внесенных исправлений.

Совет: для доказательства своей невиновности в суде стоит обратиться к грамотному юристу, который лучше обычного обывателя знает законы РФ.

Ходатайство о прекращении производства

Протокол об административном правонарушении: правила оформленияСогласно ч.1 ст.24.4, участник процесса может подать ходатайство в суд о прекращении дела об административном правонарушении. К участникам, которые имеют право заявить о ходатайстве относятся:

  1. Лицо, в отношении которого ведется дело.
  2. Потерпевшее лицо.
  3. Законные представители сторон.
  4. Защитники сторон.
  5. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

К ходатайству предъявляется лишь одно требование — письменная форма. К содержанию, а также оформлению нет четких требований, поэтому можно составить ходатайство, придерживаясь общих правил и структуры.

Кроме подробной информации, желательно приложить к ходатайству заверенные копии или оригиналы документов.

Важно: закон позволяет опираться не только на КоАП РФ, но и на другие законы РФ.

Представленные доказательства должны подтвердить одно или несколько оснований, по которым дело не может быть начато или должно быть прекращено, поэтому перед подачей ходатайства стоит внимательно ознакомиться со ст. 24.5 КоАП РФ.

Можно подать ходатайство на любом этапе процесса до рассмотрения дела судом по существу. Подавать ходатайство можно:

  • судье, который рассматривает дело;
  • в канцелярию суда;
  • почтовым отправлением с описью и уведомлением о получении.

Совет: лучше не отправлять ходатайство по почте, так как оно может задержаться в пути и потерять смысл. Скачать для просмотра и печати:

Статья 24.4 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 24.5 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Назначение наказания без составления протокола

Не всегда при выявлении нарушения составляется протокол. Существуют два случая, когда в нем нет необходимости:

  • штраф или предупреждение назначены на месте, а нарушитель с виной согласен;
  • нарушение зафиксировали камеры.

Видео на тему составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении: сроки и правила составления, образец 2021 года

Протоколом называется процессуальный документ, который составляется должностным лицом, отображающий факт нарушения закона.

Данный документ не единственный в деле, но занимает в нем основное место. Он составляется на стадии возбуждения производства и имеет силу доказательства, именно на него ориентируется суд или орган, рассматривающий дело при принятии решения по делу.

Важно: в обязанности лица, составляющего документ, входит обязанность подробно разъяснить права нарушителю.

Содержание и суть протокола регулирует КоАП РФ в ст.28.2. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Дата и место где был составлен документ.
  2. Инициалы уполномоченного лица.
  3. Данные о нарушителе.
  4. Если есть потерпевшие и свидетели, информация о них.
  5. Информация о нарушенном законе.
  6. Пояснения нарушителя.
  7. Иные сведения для всестороннего рассмотрения дела.
  8. Подписи сторон.

Если в деле нет потерпевших, то должно быть составлено два экземпляра, один из которых получает на руки нарушитель. Если же нарушитель на месте отсутствует, то закон отводит три дня на то, чтобы ему был выслан документ по почте.

Скачать для просмотра и печати:

В каких случаях составляется протокол

По закону существуют некоторые случаи, когда при выявлении нарушения выносится не постановление, а составляется протокол:

  1. Рассмотрение дела о правонарушении не входит в компетенцию сотрудника. К примеру, нарушения, влекущие за собой лишение прав, могут быть рассмотрены лишь судом;
  2. Нарушителем является несовершеннолетний;
  3. Лица не согласно с фактом нарушения и отказывается подписывать постановление. Например, когда водитель не согласен с инспектором;
  4. Нарушителями являются сержант, курсант, матрос, старшина, солдат, проходящие службу по призыву до заключения с ними контракта.
Читайте также:  Что такое существенный недостаток технически сложного товара?

Совет: в пустых полях нужно поставить букву «Z» или прочерки, это необходимо для того, чтобы сотрудник не смог внести дополнительные записи в протокол, после его подписания сторонами.

Практика показывает, что некоторые водители по каким-то своим причинам отказываются подписывать протокол. В данном случае в документ вносится соответствующая пометка, которая, в свою очередь, не делает документ недействительным, но играет против водителя.

Понятые и свидетели

Если к делу подключают понятых, следует следить за тем, чтобы они имели право быть понятыми. Понятым может стать только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое привлекается для удостоверения факта, содержания и хода процессуальных действий. Понятых не может быть менее двух.

Совет: если эти правила нарушены, не стоит говорить о них сотруднику сразу, лучше приберечь эту информацию для обжалования протокола.

Необходимо зафиксировать факт участия понятых, а также их любые, даже незначительные замечания по делу.

Помимо понятых, в деле могут принимать участие и свидетели — люди, которые знают обстоятельства дела. Главное требование к свидетелям их дееспособность. Свидетелем может быть даже родственник нарушителя или несовершеннолетнее лицо (но только в присутствии психолога или педагога). Замечания и пояснения свидетелей также фиксируются.

Важно: свидетелем не может быть лицо, составляющее протокол. Скачать для просмотра и печати:

Сроки составления протокола

Ст. 28.5 КоАП РФ регулирует сроки составления протокола:

  • сразу после выявления правонарушения;
  • в течение двух суток, как выявлено нарушение, если существует необходимость выяснения каких-либо иных обстоятельств по делу или данных о нарушителе;
  • если есть нужда в административном расследовании, протокол должен быть составлен сразу по окончании расследования.

Скачать для просмотра и печати:

Оспаривание протокола

Необходимо внимательно следить за тем, как составляется документ, и какие сведения в него вносятся сотрудником. Любые, даже мелкие, на первый взгляд, нарушения могут помочь в признании протокола недействительным.

Если инспектор не объяснил права гражданину, то в соответствующей графе нужно поставить отметку «не согласен». В судебной практике немало примеров, когда этого хватает для оспаривания протокола.

Совет: все действия сотрудника лучше снимать на видеокамеру или телефон со звуком, а также фотографировать все происходящее, это поможет зафиксировать то, что может ускользнуть от внимания.

В поле для объяснения водителя, необходимо поставить отметку «не согласен» и максимально полно и подробно изложить свою точку зрения и отметить, что в наличии имеются видео, фото и аудиозаписи с места происшествия.

Грубым нарушением являются случаи, когда сотрудник не записывает показания понятых или свидетелей. А также недопустимо привлечение посторонних лиц, которых не было на месте в момент совершения правонарушения в качестве свидетелей.

Все исправления и дополнительные записи должны быть заверены дополнительными подписями сторон, особенно важна подпись задержанного. Таким образом, подтверждается законность внесенных исправлений.

Совет: для доказательства своей невиновности в суде стоит обратиться к грамотному юристу, который лучше обычного обывателя знает законы РФ.

Ходатайство о прекращении производства

Согласно ч.1 ст.24.4, участник процесса может подать ходатайство в суд о прекращении дела об административном правонарушении. К участникам, которые имеют право заявить о ходатайстве относятся:

  1. Лицо, в отношении которого ведется дело.
  2. Потерпевшее лицо.
  3. Законные представители сторон.
  4. Защитники сторон.
  5. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

К ходатайству предъявляется лишь одно требование — письменная форма. К содержанию, а также оформлению нет четких требований, поэтому можно составить ходатайство, придерживаясь общих правил и структуры.

Кроме подробной информации, желательно приложить к ходатайству заверенные копии или оригиналы документов.

Важно: закон позволяет опираться не только на КоАП РФ, но и на другие законы РФ.

Представленные доказательства должны подтвердить одно или несколько оснований, по которым дело не может быть начато или должно быть прекращено, поэтому перед подачей ходатайства стоит внимательно ознакомиться со ст. 24.5 КоАП РФ.

Можно подать ходатайство на любом этапе процесса до рассмотрения дела судом по существу. Подавать ходатайство можно:

  • судье, который рассматривает дело;
  • в канцелярию суда;
  • почтовым отправлением с описью и уведомлением о получении.

Совет: лучше не отправлять ходатайство по почте, так как оно может задержаться в пути и потерять смысл. Скачать для просмотра и печати:

Назначение наказания без составления протокола

Не всегда при выявлении нарушения составляется протокол. Существуют два случая, когда в нем нет необходимости:

  • штраф или предупреждение назначены на месте, а нарушитель с виной согласен;
  • нарушение зафиксировали камеры.

Составление протокола об административном правонарушении – основная обязанность сотрудника госоргана, выявившего соответствующий факт. Законом установлен ряд требований, предъявляемых к документу. Их нарушение может стать причиной для отказа в привлечении к ответственности.

Порядок составления

Протокол один из первых документов по административному делу. Изложенные в нем факты являются для судьи существенной информацией при принятии решения. С составления протокола происходит возбуждение административного дела.

Требования к протоколу отражены в статье 28.2 КоАП РФ. В документе указываются следующие данные:

  1. Дата и место составления.
  2. Должность, фамилия и инициалы сотрудника, оформившего протокол.
  3. Идентифицирующие сведения о гражданине или организации, в отношении которых возбуждено АП. Для физического лица указываются ФИО, место проживания, паспорт. В отношении компании прописываются юридический адрес, данные о руководителе.
  4. Информация о свидетелях и потерпевших, если они есть. Фамилии и инициалы, адрес, паспортные данные, контакты.
  5. В тексте описываются обстоятельства нарушения, его место.
  6. Делается ссылка на закон, который был нарушен.
  7. Пояснения лица привлекаемого по делу.
  8. Прочие сведения, относящиеся к нарушению и призванные помочь в его разрешении.
  9. Подписывается сотрудником госоргана и нарушителем. При отказе последнего поставить подпись, об этом делается запись.

Устанавливая требования к содержанию, закон не определяет общей формы документа. Каждое ведомство, привлекающее к административной ответственности, имеет свою форму.

Образец протокола ГИБДД

При составлении документа должностное лицо разъясняет гражданину или представителю организации их права. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Лицам по административному делу обязательно предоставляется возможность, ознакомится с протоколом. Они вправе давать объяснения в письменном виде, которые приобщаются к материалам дела.

Протокол составляется в 2 экземплярах. Один вручается гражданину или представителю организации. Виновное лицо расписывается в получении копии. Количество экземпляров может быть больше, если есть потерпевшие.

Сроки подготовки документа

В зависимости от ситуации выделяют несколько сроков для составления:

  1. В момент выявления нарушения. Выдается в случае установления всех обстоятельства случившегося.
  2. В период до 2 дней. Допускается при необходимости провести уточняющие мероприятия.
  3. После окончания административного расследования. Оно необходимо, когда требуется проведение экспертиз или иных процессуальных действий. Срок расследования не должен превышать 1 месяц. В исключительных случаях допускается его продление до 6 месяцев.

Если документ не оформляется на месте нарушения, он обязательно высылается виновному лицу почтой.

Протокол не составляется:

  1. Возбуждение АП прокурором.
  2. Назначение наказания без протокола. Допускается в случаях наложения санкций в виде предупреждения или штрафа на месте правонарушения. Такое право используется сотрудниками ГИБДД при нарушении ПДД. Гражданин должен быть согласен с нарушением и мерой наказания.
  3. При фиксации нарушения фото- или видеосъемкой.
  4. Происшествие не несет повышенную опасность и не повлекло причинение значительного вреда.
Читайте также:  Кому переходят долги после смерти должника?

Кто составляет

Административный кодекс содержит перечень должностных лиц, имеющих право на составление протокола. При формировании документа лицом, не уполномоченным на это, протокол признается незаконным

Производством по административным нарушениям занимаются лица, назначенные по приказу вышестоящего начальника. Законом предусмотрено, что такими лицами являются сотрудники структур исполнительной власти в соответствии с возложенными на них задачами.

В КоАП РФ перечислены госорганы, уполномоченные привлекать к ответственности по определенным нарушениям:

  1. Органы внутренних дел;
  2. Налоговые инспекции;
  3. Структуры, выполняющие функции надзора за некоммерческими организациями;
  4. Ведомства по контролю в финансово-бюджетной области;
  5. Таможни;
  6. Пограничные органы;
  7. В области санитарно-эпидемиологического надзора и пр.

Жалоба на протокол

Если нарушитель не согласен с протоколом, его можно отменить до вынесения постановления. Такой документ не оспаривается по существу обстоятельств дела.

Заявителю необходимо доказать нарушение процессуальных правил при его составлении. Жалоба направляется в суд или уполномоченному должностному лицу, в зависимости от того, кем будет рассматриваться дело.

Заявление об отмене протокола вправе подать:

  • Лицо, привлекаемое к административной ответственности;
  • Потерпевший;
  • Законный представитель физического или юридического лица;
  • Представитель по доверенности;
  • Прокурор;
  • Уполномоченный по защите прав ИП.

При несоблюдении требований к содержанию документа или отсутствие в нем существенных обстоятельств, протокол признается недопустимым доказательством по делу. Обычно это выясняется на этапе подготовки дела к рассмотрению. Судья обязан вернуть материалы дела на доработку в госорган. Часто такое процессуальное действие помогает виновному лицу избежать наказания, ввиду истечения срока давности.

Ошибки, допущенные в протоколе можно разделить на существенные и несущественные. К существенным нарушениям, приводящим к отказу суда принять процессуальный документ, относятся:

  • Документ составлен без нарушителя и отсутствуют достоверные доказательства о информировании его о правах и обязанностях;
  • Нет подписей;
  • Не поставлена дата составления и пр.

К несущественным недочетам относятся:

  • Недостаток информации, который легко устраняется при рассмотрении дела;
  • Орфографические ошибки, исключая неправильное написание ФИО гражданина;
  • Неявка лица на составление документа без уважительной причины.

​Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется в течение первых минут или часов после выявления проступка, т.е. немедленно.

В исключительных случаях допускается провести дополнительную проверку, что увеличивает разрешенный срок оформления протокола до 2-х суток. Оформление протокола по истечении этого времени является нарушением КоАП РФ.

Особенности составления административных протоколов

Оформление процессуальных протоколов предусмотрено КоАП РФ для фиксации всех обстоятельств проступка. По этому документу наказание не назначается, так как протокол будет рассматриваться по существу.

Для отдельных видов нарушений допускается составление постановлений одновременно с протоколом, либо вместо этого документа (например, за нарушение ПДД, выявленного камерами фотофиксации, вместо протокола сразу оформляется постановление).

Выделим ключевые особенности, по которым проходит составление протокола об административном правонарушении:

  • полномочиями по оформлению протоколов наделяются должностные лица или органы, указанные в КоАП РФ (например, сотрудники ГИБДД, Роспотребнадзор, налоговый орган и т.д.);
  • протокол должен оформляться незамедлительно после выявления проступка (например, сразу после выявления нарушения ПДД инспектор ГИБДД должен приступить к составлению документа);
  • ст. 28.5 КоАП РФ позволяет продлить срок составления бланка до 2-х суток, если нужно установить данные о нарушителе (например, если виновный водитель скрылся с места нарушения ПДД).

В содержании протокола будут отражены все обстоятельства проступка. Естественно, для каждого состава, указанного в КоАП РФ, перечень таких обстоятельств будет разным.

В составлении протокола будут принимать участие:

  1. непосредственно должностное лицо или орган, наделенные полномочиями по КоАП РФ;
  2. нарушитель (гражданин, должностное лицо, предприятие или ИП);
  3. понятые, если их участие обязательно при выявлении и закреплении нарушения;
  4. свидетели, чьи показания будут впоследствии использоваться для рассмотрения дела по существу.

От правильности заполнения бланка зависит, будет ли нарушитель привлечен к административной ответственности, либо сможет избежать наказания.

Следующая

Правила оформления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании. Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания. Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

В данной статье разберём порядок составления административного протокола, а если быть точнее — вопрос о том, законно ли составление сотрудником гибдд и последующее вынесение им же постановления по делу об правонарушении? Так, согласно ч.1 ст.28.

3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа.

ПОДРОБНЕЕ:  Первичные признаки наркотического опьянения

Сколько времени отводится для оформления протокола

Важным моментом является срок написания протокола фиксирующего обстоятельства, возникшие при административном правонарушении, а также предваряющие его.

В частности:

  • если должностному лицу известны все факты по определенному делу – протокол составляется им без проволочек;
  • при отсутствии данных, касающихся отдельных моментов, или информации о конкретном гражданине либо организации, уличенных в административном правонарушении, если таковые возможно получить ранее чем через 48 часов, документ оформляется на протяжении двух суток;
  • когда нет информации о всех обстоятельствах, лице, в отношении которого возбуждают дело, свидетелях, и при условии, что на сбор ее необходимо больше 2-х дней, составление протокола откладывается до завершения следственных действий.
Читайте также:  Если в договоре аренды не установлен срок действия такого договора

Мы (участники дорожного движения) в свою очередь имеем право рассчитывать, что сотрудник будет исполнять требования данного регламента надлежащим образом.

Требования регламента к порядку составления В пункте 109 регламента указано, что основанием для оформления протокола может являться мнение сотрудника ДПС, что водителем было совершено нарушение Правил дорожного движения. в котором фиксируется правонарушение.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст 28.2 КоАП РФ Статья 28.2.

Протокол об административном правонарушении 1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2.

В об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Меры процессуального пресечения (доставление нарушителя, задержание, привод) 2. Меры, направленные на получение доказательств (проверка до­кументов, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и до­кументов, освидетельствование на состояние опьянения) 3.

Процессуальные меры исполнения административных взыска­ний (принудительное взыскание наложенного в административ­ном порядке штрафа; изъятие документа, предоставляющего спе­циальное право гражданину и т д )

2. В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. как по уголов­но-процессуальному, так и по адми-нистративно-деликтному законода­тельству на территории Российской Федерации законными признаются следственные действия с участием не менее двух понятых.

Если с вменяемым нарушением вы не согласны, и даже если согласны, но у инспектора нет доказательств вашей вины, то действовать нужно так: — в машину ДПС для оформления протокола садиться не следует.

Нет у вас такой обязанности. Переместив себя в патрульную машину ДПС, вы никак не смягчите ваше наказание.

— при составлении протокола можете назвать только свое место жительства, на все остальные вопросы мол «где работаете?», «сколько получаете?» отвечать так: «данную информацию я предоставлю только следователю под протокол допроса» — пока инспектор заполняет протокол вам нужно сфотографировать место «нарушения» можно даже на мобильный телефон.

Протокол, об правонарушении является одним из основных процессуальных документов .

без которых невозможно производство по делу об административном правонарушении (кроме случаев, указанных в статье 28.6. КоАП РФ). Недостатки протокола об административном правонарушении (указанные в части 3 статьи 28.8. КоАП РФ), подлежат устранению должностным лицом, составившим его.

— имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; — достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; Обстоятельствами, при которых возможен самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица согласно ст. 29.3 КРФоАП могут быть: Причем при отводе обязанность доказывания заинтересованности судьи, члена коллегиального органа, должностного лица лежит на заявителе т.

У кого есть полномочия составлять протокол о правонарушении административного характера

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.
  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

ПОДРОБНЕЕ:  Как пользоваться принтером Canon

Таким правом обладают, в частности, представители:

  • компетентного органа исполнительной власти как федерального уровня, так и подчиненных ему ведомств;
  • госучреждения, занимающиеся лицензированием той или иной деятельности;
  • Центрального банка России;
  • Счетной палаты;
  • избиркомов;
  • комиссий, учрежденных на муниципальном уровне и занимающихся делами несовершеннолетних и защитой прав детей.

Таким образом, составление протокола разрешается должностным лицам, но исключительно в границах полномочий органа, который они представляют. В то же время следует помнить, что КоАП РФ четко указывает – чиновник, ранее составивший документ об административном правонарушении, не имеет права заниматься рассмотрением этого дела.

Оформленный протокол направляется тому должностному лицу, в чьей компетенции находятся данные вопросы. Оно, в свою очередь, обязано изучить полученный документ на предмет правильности составления. Также выясняется, не были ли нарушены права гражданина, привлекаемого к ответственности в административном порядке.

Порядок уведомления лиц причастных к делу о правонарушении.

Извещать граждан, имеющих отношение к административному делу, разрешено:

  • заказным письмом;
  • повесткой под расписку;
  • по телефону;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • другими способами, позволяющими удостоверить факт получения.

Физические лица (к их числу в данном случае относят и индивидуальных предпринимателей) получают уведомление по месту жительства. В частности, таковым для ИП является указанное в ЕГРИП.

Юридические лица извещаются по официальному адресу, имеющемуся в ЕГРЮЛ. В том случае если организацию представляет уполномоченное лицо, то повестка направляется и ему.

Обязательные сведения

В тексте протокола, на основании которого возбуждается в административном порядке дело, обязательно нужно указать:

  • место составления;
  • дату;
  • должность составителя;
  • его Ф. И. О.;
  • информацию о гражданине виновном в правонарушении;
  • имена и адреса очевидцев;
  • данные потерпевших;
  • место происшествия;
  • суть противоправного деяния;
  • статью КоАП РФ.

Помимо того, в нем также приводятся объяснения нарушителя и прочие сведения, имеющие отношение к конкретному случаю.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Ссылка на основную публикацию