Причины отказа заключения договора

Письмо об отказе в заключении договора – образец данного документа читатель найдет в тексте статьи. Кроме того, образец можно скачать по ссылке в конце публикации. Письмо составляется, когда у одного из участников возможной сделки нет желания ее заключать. Дополнительно читатель узнает, как составить документ по всем правилам, предусмотренным актуальным законодательством.

Основания для отказа в подписании соглашения

В силу требований ст. 421 ГК РФ, в России действует принцип свободы договора. Это означает, что стороны правоотношений имеют право не заключать сделки, если это противоречит их желаниям, могут выбирать условия соглашений, если они не противоречат законодательству.

По общему правилу контрагент, которому предложено заключить соглашение, не обязан отвечать на оферту. Можно просто ее проигнорировать, в частности, в ситуации, когда заключение предложенного договора не интересно, не выгодно, по иным причинам нецелесообразно.

Но из данного правила есть изъятия, когда ответить на предложение о заключении сделки необходимо:

  1. В случае, когда организация несет обязанность по заключению соглашения, которое носит публичный характер с любым из обратившихся с таким предложением лицом, в силу требований п. 3 ст. 426 ГК РФ.
  2. По договору поставки, в силу п. 2 ст. 507 ГК РФ.
  3. При заключении госконтракта, либо муниципального контракта, в силу требований ч. 12 ст. 95 ФЗ «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44.

Каково содержание письма с отказом от заключения договора?

Если сторона будущего соглашения, направила оферту с целью оформить договор, в случаях, когда направление ответа является обязательным (они изложены выше), требуется дать ответ. Допускается отправлять ответное письмо и тогда, когда реакция на оферту не обязательна.

Причины отказа заключения договора

В письме отражаются сведения о том, по какой причине соглашение не может быть подписано. Какого-либо законодательного порядка по составлению такого рода документов не предусмотрено. В связи с этим необходимо исходить из общих традиций и правил документооборота, правил, предусмотренных в организации (при их наличии).

Мы рекомендуем отразить в письме следующие сведения:

  1. О лице, направившем оферту, в частности, его Ф.И.О., контактные данные, адрес места регистрации. Если заключение соглашения предложило юридическое лицо, в ответе можно указать наименование организации, ее ОГРН, ИНН, адрес места нахождения, сведения о лице, действующем от имени компании без доверенности.
  2. Номер письма, если он присваивается. Указывать номер целесообразно, чтобы не потеряться в большом количестве корреспонденции (если ее действительно много).
  3. Название ответа (письмо, либо ответ на предложение о заключении сделки).
  4. Причины, послужившие основанием отказаться от предложенных условий.
  5. Информация о лице, которое подписывает письмо, его должность, подпись.

На письме ставится печать организации (если имеется).

Как составляется образец отказа от подписания договора (пример)

Ниже мы приведем письмо-отказ от подписания договора, который можно видоизменить под конкретную ситуацию.

Директору ООО «Варашон»

Иванову Ивану Ивановичу,

101000, г. Москва, ул. Сиреневая, 12-56,

  • Телефон: 123-1231
  • От директора ООО «Кираприм»
  • Петрова Петра Петровича,

101000, г. Москва, ул. Правонская, 12-12,

  1. Телефон 321-3211
  2. Исходящий № 123-П
  3. 18 марта 2018 года
  4. Уважаемый Иван Иванович!
  5. Сообщаю, что Ваше предложение о заключении соглашения об оказании услуг в области программного обеспечения для нашей организации, поступившее в адрес ООО «Кираприм» 17 марта 2018 года было рассмотрено.

Сообщаю, что в ООО «Кираприм» действует отдел информатизации, который осуществляет все необходимые действия, направленные на установку и поддержание программного обеспечения в организации. В связи с этим, необходимости заключения дополнительных соглашений в настоящее время нет. В случае возникновения такой потребности мы незамедлительно уведомим Вас об этом.

С уважением,

Петров П.П., директор ООО «Кираприм»

Аналогичным образом составляется уведомление об отказе в заключении агентского договора.

Отказ в подписании контракта при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

Заказчик товара имеет право отказаться от подписания контракта с лицом, победившем торги. Основания для этого приведены в п.п. 9 и 10 ст. 31 ФЗ № 44.

В частности, право отказа предусмотрено, если:

  1. Участник закупочных мероприятий не проходит требования, которые предъявляются к таким лицам.
  2. Участником была предоставлена информация, которая не соответствует действительности, и фактически он не соответствует установленным требованиям.
  3. Имеются обстоятельства, предусмотренные п. 10 ст. 31 ФЗ № 44, который относится к закупке лекарств.

В остальных случаях отказаться заказчик права не имеет.

Порядок отказа (при наличии оснований для этого) следующий. В день обнаружения основания для отказа, либо на следующий день, заказчик публикует в Интернете протокол отказа, и в течение 2 дней направляет его участнику.

В документе содержатся различные данные, в том числе:

  • о том, где и когда он оформлен;
  • о реквизитах исполнителя;
  • о реквизитах контракта;
  • о причине отказа.

В случае, если участник закупки отказывается от контракта, то обеспечительный платеж удерживается.

Возможен ли отказ от заключения публичного договора?

Публичный договор должен быть заключен с любым желающим, однако может возникнуть ситуация, когда заключение соглашения нецелесообразно, и возникает желание от него отказаться.

Сделать это возможно только в случаях, предусмотренных законом, а именно – п. 3 ст. 426, п. 5 ст. 786 ГК РФ, и некоторыми другими нормативными актами.

В частности, отказ возможен, если:

  1. Нет возможности обеспечить перевозку железнодорожным транспортом.
  2. Нет возможности подключить заказчика к водопроводным сетям и на это не выделяют инвестиции муниципальные власти.
  3. Если Банк, обязанный заключать договоры вклада со всеми желающими, подозревает, что возможно отмывание денег и легализация доходов, полученных преступным путем.
  4. Если посетитель заведения находится в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Если авиаперевозчик установил, что пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена.

Таким образом, письмо об отказе в заключении сделки можно составить в произвольном виде, поскольку законодательных требований к его содержанию не предъявляется. Ознакомиться с образцом письма можно по тексту выше, а скачать его можно по ссылке ниже.

Документы для скачивания

Причины отказа заключения договора

Скачать образец письма об отказе от сделки

Отказ от заключения договора по инициативе заказчика

Ситуация, когда заказчик разыгрывает закупочную процедуру, но уже после вскрытия конвертов обнаруживает, что его потребность в закупке несколько изменилась, либо потребность эта в принципе пропала — не редкость. Однако, если заказчик отказывается от проведения закупочной процедуры, отказывается от заключения договора, он очень сильно рискует

В Законе № 223-ФЗ нет отдельных положений, касающихся одностороннего расторжения контракта. В данном случае единственным правовым регулирующим документом является ГК РФ. Но сама возможность расторжения является спорной, так как основная цель закупки — это все-таки заключение договора. Поэтому, в силу п. 5 ст.

448 ГК РФ, «в случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения».

То есть, действия заказчика могут быть обжалованы и практика Московского УФАС говорит о тех неприятных последствиях, которые могут наступить. 

Причины отказа заключения договораКомментирует Оксана Шипунова, эксперт по торгам, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

ОАО «Корпорация «Комета» по результатам проведения запроса предложений выбрала победителя закупки, но отказалось заключать с ним договор. Московский УФАС вынес решение, по которому заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание о завершении процедуры.

Под завершением процедуры понимается заключение контракта с тем победителем, который отобран в рамках конкурентной борьбы. Позиция Московского УФАС подтверждается судебными решениями и Арбитражный суд г. Москвы признал мнение Московского УФАС абсолютно обоснованным.

 В данном случае ситуация закончилась тем, что заказчик был вынужден заключить договор с победителем закупки, но иногда последствия могут быть более печальными.

Например, материалы в отношении данного заказчика могут быть переданы в правоохранительные органы для обнаружения сговоров и согласованных действий между участниками закупки, либо между самим заказчиком и участником закупочной процедуры.

Во избежание подобных ситуаций заказчик обязан грамотно и корректно написать процедуру отказа от проведения закупочной процедуры после вскрытия конвертов, дабы минимизировать риски привлечения к ответственности в части нарушения процедуры проведения закупки. Риски в части подозрений по коррупционным составляющим в любом случае останутся, но по крайней мере процедура у вас будет максимально чистая и прозрачная.

Комментирует Оксана Шипунова: 

Интересен пример из практики, который удивляет позицией контролирующего органа. Один из заказчиков работает по гособоронзаказу.

В период проведения закупки, до определения победителя, но уже после вскрытия и рассмотрения заявок, были внесены изменения в законодательство об оборонном заказе, связанные с введением отдельных счетов. Проект договора заказчика не содержал обязанности применять отдельный счёт.

Заказчик принял решение отказаться от закупочной процедуры из-за необходимости привести в соответствие свою документацию и проект договора с новыми требованиями законодательства. Действия заказчика были обжалованы в центральный аппарат ФАС России.

Антимонопольный орган вынес решение о не обоснованных действиях заказчика, так как отказ от закупочной процедуры был произведён с нарушением положения о закупке, уже после вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Заказчика заставили вернуть закупочную процедуру на ту стадию, где было принято решение отказаться от заключения договора с победителем.

Читайте также:  Ответственность учредителя и директора ООО по долгам общества

В данной ситуации заказчика спасла незначительная ошибка контролирующего органа, который в своём предписании не подробно и не полно описал действия, которые обязан совершить заказчик. Контролирующие органы не обязали заказчика дать право участникам представить новое обеспечение заявок.

Пока рассматривалась жалоба, пока заказчик медленно, но верно, приступал к исполнению предписаний, которые он получил, обеспечение заявок истекло. Закупку реанимировали, но на момент подведения итогов не было ни одной заявки, в отношении которой было действующее обеспечение.

Заказчик закрыл данную закупочную процедуру в связи с тем, что ни один из участников не соответствовал требованиям закупочной документации. Если бы антимонопольный орган прописал подробно все действия, который обязан совершить заказчик, получилась бы нелепая ситуация.

С одной стороны, заказчик исполняет предписания антимонопольного органа, с другой стороны, договор, который был бы заключен по итогам данной закупки, нарушал требования Закона 275-ФЗ об оборонном заказе. 

Основания и сроки отказа стоит четко зафиксировать в положении о закупке, а в извещении, документации каждый раз указывать на право отказаться от проведения закупки, либо заключения договора, после определения победителя закупочных процедур. В этом случае шансов у заказчика отстоять свою позицию при возникновении спорной ситуации гораздо больше. 

А вот у госорганов в ситуации, если заказчик отказывается от заключения договора с победителем закупки, целых 4 позиции: 

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

  • Позиция 1. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если закупка осуществлялась не путем проведения торгов и возможность отказа предусмотрена положением и (или) документацией о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
  • Позиция 2. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен, если порядок проведения процедуры закупки отвечает признакам торгов (Решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
  • Позиция 3. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если сделка является для заказчика крупной и не получено согласие собственника на ее совершение (Решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
  • Позиция 4. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен (Решение Московского УФАС России от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15).

Как отказаться от подписания договора

При нежелании заключать соглашение важно установить, можно ли отказаться от заключения договора в данном случае, затем сформулировать причины для ответа и выбрать требуемую форму для соответствующего письма (уведомления).

Выбор, соглашаться на сотрудничество или нет, в большинстве случаев является правом субъекта гражданских правоотношений, что согласуется с принципом свободы договорных отношений (ст.

421 Гражданского кодекса РФ), и предоставляет возможность незаинтересованному в совместной деятельности лицу отклонить предлагаемую сделку.

Например, возможность отказа в заключении договора на оказание услуг, в которых нет необходимости либо не устраивает предложенная цена. Как правило, это касается публичной оферты.

  • Иногда заключение соглашения является обязательным для стороны, например:
  • Часто лицу, которому направлена оферта (предложение с целью дальнейшего сотрудничества), достаточно ее просто проигнорировать при отсутствии заинтересованности в сделке.
  • Но в ряде случаев законом предусмотрено требование прямо выразить волеизъявление при нежелании заключать сделку. Например:

Основания отказаться от подписания государственного или муниципального контракта

Правоотношения по государственным и муниципальным заказам регламентируются законодательством РФ в сфере закупок. Закон предусматривает основания для заказчика на отказ от заключения договора по результатам торгов (пп. 9, 10 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе…»). Эта возможность возникает у заказчика при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • к участникам торгов установлены требования, которым не соответствует рассматриваемый участник закупки;
  • предоставление участником закупки недостоверной информации с целью соответствия требованиям к участникам торгов;
  • в случаях, установленных п. 10 ст. 31, при закупке определенных лекарственных препаратов.

В иных случаях уклонение заказчика от подписания контракта с победителем торгов неправомерно.

Указанным выше законом предусмотрена ответственность за отказ от заключения договора (контракта) победителем торгов, а именно: ему не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, дополнительно он несет риск взыскания с него убытков свыше суммы, не покрытой таким обеспечением.

Как написать письмо-отказ

Действующим законодательством не установлена форма для подобного письма. Таким образом то, как написать отказ от подписания договора, зависит от конкретных обстоятельств. В любом случае в таком письме следует указать:

  1. Реквизиты адресата и отправителя.
  2. Номер и дату документа.
  3. Название документа.
  4. Ссылку на поступившее предложение, при необходимости указать условия предложения.
  5. Причины отказа от заключения договора, а при необходимости ссылки на правовые нормы, предоставляющие возможность отказаться от сделки.
  6. Ф.И.О. и подпись уполномоченного лица на подписание документа.

Образец письма-отказа от заключения договора

Также следует позаботиться о юридических нюансах, связанных с доставкой такого письма. Для минимизации рисков в дальнейшем рекомендуется отправлять документ об отказе от заключения сделки заказным письмом с уведомлением, в отдельных случаях законом прямо предусмотрен иной способ, например, размещение протокола при осуществлении госзаказов.

Директору ООО «РОСТ»
Иванову Ивану Ивановичу
123456, г. Москва, ул. Яблоневая, 78, оф. 9
Исх. № 123 от 15.09.2020
Уведомление об отказе от заключения договора
Уважаемый Иван Иванович!

Уклонение от заключения контракта – практика ФАС, судебная практика, законодательное регулирование

По итогам проведенной закупки  победитель закупки и заказчик должны подписать контракт на условиях, которые определены закупочной документацией и заявкой такого участника, не нарушая при этом нормы действующего законодательства.

            Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

            При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии со ст. 83.

2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

и (или)

— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

            В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий.

При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал  в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика.

На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП.

(Решение УФАС по Челябинской области по делу  № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск.

На основании этого неблагоприятные последствия  недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта)  участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

Читайте также:  Данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния

             В антимонопольный орган обратился организатор процедуры с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заправке и восстановлению картриджей для принтеров.

Комиссия УФАС установила, что после направления победителю закупки проекта  контракта, последний разместил к нему  на ЭТП протокол разногласий. Однако, победитель закупки в установленный срок не подписал доработанный проект контракта и не предоставил его обеспечение .

Победитель процедуры пояснил, что по не независящим от него обстоятельств его заявка на получение банковской гарантии была временно приостановлена, в связи с чем не представлялось возможным получить обеспечение контракта в регламентированный срок.

Комиссия УФАС  в своем решении о включении данного участника в РНП на 2 года указала, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий  (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019 г)

  • Протокол разногласий к контракту

            Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.

Согласно ст. 83.

2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС  проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный  протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.              

  • При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:
  • — не соответствующим документации и (или) извещению о закупке
  • — своей заявке на участие в электронной процедуре
  •  — с указанием соответствующих положений данных документов (к примеру, неверное указание расчетного счета в банке )[2].

В дальнейшем, организатор закупки публикует в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. В течение следующих трех рабочих дней победитель процедуры должен подписать окончательный вариант проекта контракта .

[2] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

            По результатам проведения аукциона на поставку запасных частей победителем признан участник, предложивший цену, которая ниже НМЦК  более чем на 25%.

После получения проекта контракта, поставщик направил в адрес заказчика  протокол разногласий, в котором указал на необходимость изменения реквизитов счета организатора процедуры в связи с невозможностью перечислить обеспечение исполнения контракта.

  Исправив необходимые данные, заказчик повторно направил проект контракта победителю, который перечислил денежные средства в размере 57 498,69 руб.

в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, однако оператором ЭТП  адрес заказчика направлено уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта, а денежные средства возвращены победителю. В дальнейшем организатор процедуры подписал контракт  с иным участником аукциона.

Не согласившись с решением заказчика, победитель обратился с жалобой в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной, поскольку  решение о признании участника  уклонившимся от заключения контракта принято с нарушением требований ч. 2 ст. 37 N 44-ФЗ.

Оспаривая данное решение, заказчик направил заявление о незаконности принятого акта в арбитражный суд, который поддержал антимонопольный орган.  В дальнейшем апелляционная инстанция признала решение нижестоящего суда и антимонопольной службы незаконными, посчитав, что обеспечение исполнения контракта представляется заказчику до заключения контракта (победитель закупки не представил своевременно заказчику платежное поручение о перечислении денежных средств), а включение в проект контракта одного способа обеспечения исполнения контракта не нарушают прав участника закупки  и не противоречат положениям части 2 статьи 37 N 44-ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17)

            Многие заказчики при формировании закупочной документации  прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3].

Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст.

104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка»  по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания  контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность  его подписание.

  1.             Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].
  2. [3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  3. * Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

            В УФАС от организатора закупки  поступили материалы, свидетельствующие о признании участника электронного аукциона, уклонившемся от заключения контракта  на содержание дорог общего пользования.

Комиссия УФАС установила, что победителем процедуры  в регламентированный  срок не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контакта, также не был направлен протокол разногласий.

  Данный участник закупки пояснил, что у него не было умысла уклониться от подписания контракта, который не был подписан  в связи с поломкой компьютера. Также победитель закупки представил документы, подтверждающие проведение ремонта ноутбука и оформление БГ.

Однако, комиссия УФАС установила несоответствие такого обеспечения нормам 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение о включении сведений об участнике в РНП сроком на 2 года. (Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019)

            РНП служит механизмом защиты не только  для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки  согласно ФЗ № 223[5].

            1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением  от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов .

Читайте также:  Перенос отпуска на следующий год

Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи  с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске.

По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении  и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче  заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)

            2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования.

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено.

Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе.

В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

Когда отказ в заключении договора незаконен?

Анна Тюрина

Каждый предприниматель хотя бы раз сталкивался с тем, что ему отказывали в заключении договора. Особенно это неприятно, когда других поставщиков товаров или исполнителей услуг нет. Вправе ли так поступать доминирующая на рынке организация и можно ли бороться с диктаторами? Разберемся в этих вопросах.

Один из основополагающих принципов гражданского законодательства – свобода договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Но эта свобода не может быть безграничной, особенно в условиях несовершенной конкуренции, когда организации, занимающие доминирующее положение на рынке, отказывают в заключении договора или навязывают невыгодные условия более слабым в экономическом смысле контрагентам.

Действующее законодательство предусматривает несколько ограничений свободы. Например, запрет злоупотребления граждан­скими правами (ст. 10 ГК РФ), недопустимость заключения сдел­ки на кабальных условиях (ст.

179 ГК РФ), недопустимость злоупотребления доминирующим положением на рынке в виде экономически или технологиче­ски необоснованного отказа либо уклонения от заключения до­говора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативно-правовыми актами (часть 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон № 135-ФЗ).

Грань, разделяющая законные действия доминирующего субъекта, отказывающего заключить договор, от нарушения определяется в нормативно-правовых актах. Отказ в заключении договора правомерен, только если он прописан нормотворцами.

Доминирующее положение

Доминирующим положением согласно ст.

5 Закона № 135-ФЗ признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответ­ствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяй­ствующим субъектам. Доминирующее положение, например, занимают субъекты естественной монополии. Напомним, сферами их деятельности исходя из ст. 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» являются:

    • транспортировка нефти и неф­тепродуктов по магистральным трубопроводам;
    • транспортировка газа по трубопроводам;
    • железнодорожные перевозки;
    • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    • услуги по передаче электриче­ской энергии;
    • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    • услуги по передаче тепловой энергии;
    • услуги по использованию инфра­структуры внутренних водных путей.

Приведенный список вовсе не указывает на ограниченный перечень сфер, действуя в которых организация может быть признана занимающей доминирующее положение.

Такое положение возникает совершенно в любой области, если субъект соответ­ствует определению доминирующего. Доминирующее положение определяется антимонопольным органом[1].

Как правило, доля на рынке определенного товара такого субъекта превышает 50%.

 Кара за деяния

За отказ в заключении договора доминирующий субъект может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ, если совершенные деяния не содержат признаки уголовного преступления по ст. 178 УК РФ.

Признак, по которому разграничивается уголовная и административная ответственность, состоит в размере причиненного отвергнутому лицу ущерба. Так, если ущерб составит 1 млн руб.

и более, то деяние признается уголовным преступлением, наказание за которое состоит в большем по сравнению с КоАП РФ штрафом, максимальный размер которого достигает 1 млн руб. вплоть до лишения свободы на пять лет лица, ответственного за нарушение.

Следует отметить, что ско­­ро уголовная ответственность уже­сточится. Законопроект  167805-5, обновляющий ст. 178 УК РФ, принят Госдумой в первом чтении 22 мая этого года.

Согласно поправкам в качестве альтернативного признака преступления вводится извлечение в результате этих деяний дохода в крупном размере – в сумме, превышающей 5 млн руб.

Одним из условий наступления уголовной ответственности считается «неоднократное злоупотребление доминирующим положением – совершение лицом более двух таких действий в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности».

Административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ, предусматривает наложение штрафа не только на должностное лицо, уличенное в незаконном уклонении от заключения до­говора (от 15 тыс. до 25 тыс. руб.), но и на организацию. Штраф для юридического лица может составить 1/50 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).

 Административно-судебная практика

Привлечь к административной ответственности вправе Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. Именно в этот орган следует обращаться, если доминирующий субъект отказывает в заключении договора.

Антимонопольный орган чутко реагирует на заявления обиженных потенциальных контрагентов. Административная практика этого госоргана, представленная на официальном сайте ФАС России (www.fas.gov.ru), указывает на распространенность подобных нарушений среди доминирующих субъектов.

Например, не так давно к администра­тивной ответ­ственнос­ти была привлечена одна электросбытовая компания за отказ в заключении догово­ров купли-продажи электрической энергии в Белгородской области. В результате на нарушителя был наложен штраф, составляющий более 150 млн руб.

Другой пример. Энергосбытовая компания отказала ТСЖ в заключении договора энергоснабжения на том основании, что у ТСЖ отсутствовали документы, подтверждающие передачу сетей и приборов учета электрической энергии.

Президиум ВАС РФ, до которого добрался ТСЖ, признал энергосбытовую компанию доминирующим субъектом, нарушившим часть 5 п. 1 ст. 10 Закона № 135‑ФЗ, и обязал заключить договор энергоснабжения (Определение ВАС РФ от 29.12.

2008 № 16414/08 по делу № А50-14115/2007-Г-16).

В апреле этого года антимонопольным органом уличен в злоупотреблении доминирующим положением ижевский производитель гражданского оружия, организовавший дилерскую сеть из одной организации, в договоре с которой установлен запрет реализовывать продукцию иначе, чем через этого единственного дилера.

В результате лица, желающие приобрести оружейную продукцию непосредственно у производителя, лишены такой возможности. В указанных дей­ствиях антимонопольный орган усмотрел нарушение конкуренции.

Отметим, что отказ от заключения договора от оружейного производителя еще не последовал, но такой отказ мог иметь место.

Таким образом, потенциальная угроза в отказе заключения договора также является поводом для беспокойства. Обратившись в антимонопольный орган, можно добиться разрыва договорных взаимоотношений доминирующего субъекта с иными им избранными, если такое соглашение может привести к нарушению конкуренции.

Еще один пример последствий отказа в заключении договоров. Автомобильный производитель стал игнорировать заявки его же дилеров на поставку автомобилей собственного производства.

Дело в том, что единственный дистрибьютор автопроизводителя на собственное усмотрение отбирал одних дилеров и игнорировал заявки других на поставку, невзирая на действующие дилерские соглашения.

Такое поведение было признано нарушением Закона № 135-ФЗ, выразившимся в уклонении от заключения договоров поставки при отсутствии обоснованности отказа (Определение ВАС РФ от 20.08.2008 № 8038/08 по делу № А65-12416/2007-СА1-37).

* * *

Примеров подобных судебных разбирательств много[2]. Мы привели лишь наиболее яркие из них. Судебная практика показывает, что действующее материальное и процессуальное законодательство имеет действенные инструменты защиты лиц, отвергнутых доминирующими субъектами. С ними можно бороться, и результат, как правило, достигает поставленной цели: диктатора заставляют заключить отклоненный договор.

_______________________

[1] См. также Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденные приказом ГКАП России от 03.06.94 № 67, действующие в части, не противоречащей Закону № 135-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию