Фз о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Здравствуйте, уважаемые читатели. Переход отечественной экономики от госплана к рынку стал основой для внедрения многих, до этого не известных стране хозяйственных институтов. Появилась потребность в нормах, регулирующих товарно-денежные отношения при свободной торговле и частной собственности.

Одним из неотъемлемых элементов новой системы хозяйствования стал рынок ценных бумаг (РЦБ).

Принятие в 1996 г. ФЗ о рынке ценных бумаг ознаменовало наступление нового периода не только в экономике, но и в жизни каждого гражданина страны. Рассмотрю основные положения данного закона и наиболее важные, вступившие в силу изменения.

Коротко о законе

ФЗ «О рынке ценных бумаг» или 39 ФЗ был принят 22 апреля 1996 г. Это первая в истории современной России норма права, содержащая понятия основных видов ценных бумаг, а также определяющая правила их эмиссии и обращения.

Кроме этого, именно здесь вводятся понятия профессионального участника рынка ценных бумаг, финансового консультанта, брокерской организации и дилингового центра. Особое внимание в тексте нормы уделено характеристике общественных отношений, возникающих на этом рынке, субъектов этих отношений и их ответственности за неправомерные деяния.

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Важными являются запреты, устанавливаемые законом на безлицензионную деятельность на рынке ценных бумаг, нарушения самого нормативного акта, создание/оборот суррогатов ценных бумаг, использование служебных возможностей с целью собственной выгоды.

В целом данный акт стал гарантом порядка и стабильности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.

Последние изменения в Федеральном Законе

С начальной редакции закона прошло более 20 лет. За это время вышло более 27 новых редакционных версий, основанных на принятии более чем 70 норм, в той или иной мере затрагивающих и изменяющих правоотношения на рынке ценных бумаг.

Рассмотрю последние вступившие в силу изменения.

21 декабря 2018 г. были введены в действие принятые ранее в 397 ФЗ от 20.12.2017 г. изменения в ФЗ «О РЦБ», касающиеся главным образом профессиональных участников. Теперь к данной категории также отнесены и инвестиционные советники (консультанты).

Под инвестиционным консультированием законодатель понимает сервис в виде индивидуальных консультации и рекомендаций по заключению сделок купли/продажи ценных бумаг. Такая деятельность теперь производится на основании заключения договора.

Статус инвестиционного советника смогут приобрести юр. лица и ИП ― члены саморегулируемой организации. Банком России будет вестись единый реестр данных субъектов.

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

На законодательном уровне теперь четко определена форма оказания такой услуги. Клиент, заключивший с советником договор, получает в результате индивидуальную инвестиционную рекомендацию.

Она имеет строго установленную Банком РФ форму и может предоставляться как в письменной форме, так и посредством компьютерных программ, через интернет и аналоги.

Программы для передачи таких рекомендаций также должны быть аккредитованы Банком России.

Изменения от 21.12.2018 г. вводят определенные требования и к поведению клиента советника. Так, он должен перед использованием услуги сформировать свой персональный инвестиционный профиль, состоящий из следующей информации:

  • желаемая доходность от операций на РЦБ;
  • предполагаемый инвестиционный период;
  • размер допустимых для клиента убытков, при проведении операций.

В случае предоставления клиентом недостоверных данных советник освобождается от ответственности за предоставление некачественной услуги.

Если же клиент вовсе отказался предоставлять инвестиционному советнику такие данные, последний не вправе оказывать услугу.

Краткий обзор основных изменений в части эмиссии ценных бумаг

Как выше было сказано, в 2018 г. были приняты значительные изменения ФЗ «О РЦБ» в части эмиссии ценных бумаг и сопутствующих этой процессов.

Рассмотрю кратко основные новеллы, вносимые в законодательство изменениями от 24.01.2018 г.

Ключевые вопросы, затронутые законопроектом

Прежде всего, следует обратить внимание, что законодатель решил передать частично полномочия Банка России специализированным участникам РЦБ. В частности — теперь регистрацией будут заниматься депозитарии, регистраторы и сами биржи.

В нововведениях также предпринята попытка упростить эмиссию. В частности — для отдельных видов активов отменены частично корпоративные процедуры, увеличены полномочия, касающиеся выпуска различных категорий облигаций, введен электронный документооборот, обозначена возможность подписать эмиссионные документы на праве представительства и доверенности.

Впервые в современной российской действительности реализована возможность выпустить бессрочные облигации юр. лицам без исключений.

Также претерпели изменение основные подходы раскрытия информации.

Теперь речь идет о принципе пропорционального регулирования для эмитентов.

Теоретически это должно облегчить и удешевить процедуру предоставления данных малыми компаниями, сделать более прозрачными крупные корпорации.

В итоге изменения позволили существенно сократить число случаев, когда перед выпуском необходима регистрация проспекта.

Общие вопросы

Среди общих вопросов, затронутых изменениями, следует выделить устранение разделения ЦБ на документарные/бездокументарные, именные/на предъявителя.

Поэтому из ФЗ было изъято понятие сертификата, который свидетельствовал о праве владения эмиссионными ценными бумагами. Теперь данное право владения будет закрепляться записями на лицевых счетах в реестре, по счетам депо у депозитариев.

Изменениями предполагается введение в употребление термина «регистрирующей организации» и исключение оборота «присвоение выпуску идентификационного номера». Так, процесс регистрации выпуска Банком РФ будет именоваться «государственной регистрацией», а иным регистратором — «регистрация».

К особенностям регистрации на рынке ценных бумаг «по-новому» следует отнести:

  • регистрация будет осуществляться на основании заключения соответствующего соглашения с регистратором;
  • регистратор наделен правом создавать иные документы и регистрационные формы, вводить дополнительные основания отказа в регистрации;
  • регистратор наделяется правом отказывать в регистрации без объявления причин;
  • если отказано в регистрации регистратором эмитент вправе обратиться в гос. органы для регистрации.

Эмиссия акций

Преобразования в данной отрасли регулирования затронули не только ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., но и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.

Регистратора наделили правом производить регистрацию выпуска, ранее этим занимался сам Банк России. Это происходит на основании решения об учреждении АО либо договора о создании АО (если учредитель не один). Данное решение приобретает законную силу после фиксации в ЕГРЮЛ факта регистрации АО.

Эмиссия облигаций

  • Что же касается облигаций, законодателем устраняется обязанность утвердить решение о выпуске, остается только обязанность подписания.
  • Устранен дубль в условиях эмиссии, что присутствовали в решениях по выпуску и в проспекте.
  • ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Также отменено требование к предельным срокам по размещению, которые ранее составляли 12 месяцев с момента регистрации выпуска. Однако если по размещению таких облигаций имеется проспект, то осуществить выпуск необходимо в период до 1 года со дня регистрации проспекта, в ином случае придется регистрировать новый проспект.

  1. ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила
  2. Как уже было отмечено, в 2018 году стал возможным для всех компаний без исключения выпуск облигаций, не имеющих срока погашения.
  3. ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила
  4. Для повышения безопасности их оборота вводятся в действие нижеприведенные условия работы:
  • данный вид облигаций неконвертируемый;
  • их выпуск подлежит исключительно государственной регистрации;
  • владельцы подобных облигаций не имеют права требовать досрочного погашения;
  • при банкротстве требования владельцев бессрочных облигаций подлежат удовлетворению в последнюю очередь;
  • к эмитенту данных облигаций предъявляются более строгие требования надежности.

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Раскрытие информации

Изменения по вопросам предоставления информационных данных коснулись и ст. 30 ФЗ «О РЦБ», а именно пересмотрен сам порядок их раскрытия информации. Вводится несколько требований к форме раскрытия информации:

  • проспект ценных бумаг;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчет эмитента;
  • сообщения о существенных фактах.

При этом нововведения освободили ипотечных агентов и специализированные общества от обязанности предоставления информации в виде финансовой отчетности.

Проспект ценных бумаг

Новеллы коснулись и части пунктов проспекта ценных бумаг. Из содержания исключена информация об алгоритме размещения ценных бумаг. Обновились в большую сторону условия, когда существует возможность выпуска вообще создания проспекта.

Снято ограничение в пятьсот участников подписки, увеличены лимиты средств, что привлекаются эмитентом при размещении, расширены объемы фондов, которые имеет возможность привлечь эмитент, занимаясь размещением на рынке ценных бумаг.

Сообщения о существенных фактах

В связи со справедливо приведенной законодателем статистикой, что вся раскрываемая эмитентом информация о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, это всего 1% от всех событий, было принято решение об исключении перечня фактов, которые необходимо отражать как существенные.

Вместо утратившего легитимность перечня, характер такой информации теперь будет устанавливаться Банком России.

Вступление в силу

Несмотря на принятие 27 декабря 2018 г. закона, вносящего рассмотренные изменения, большинство его положений приобретут свою законную силу только 1 января 2020 г.

У участников рынка ценных бумаг будет время для приведения своей деятельности и документации в соответствие новым требованиям.

Где можно посмотреть актуальную версию

Достаточно старым, но проверенным источником, где всегда будет размещена последняя редакция любого закона (и о рынке ценных бумаг — в том числе), являются государственные издания «Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Парламентская газета».

В то же время современные технологии могут значительно облегчить поиск любого актуального законодательства. Сегодня очень популярны справочно-правовые системы (СПС).

При наличии подключения к интернету с помощью СПС можно за секунды отыскать любое актуальное законодательство со сведениями о внесенных изменениях и с предстоящим принятием поправок в ФЗ о рынке ценных бумаг.

Самыми крупными правовыми базами в русскоязычной сети являются:

Используя ниже размещенную ссылку, возможно ознакомиться с действующей версией ФЗ-39 «О РЦБ» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/).

Заключение

В последнее время можно отметить повышенную активность законодателя в направлении регулирования рынка ценных бумаг.

С одной стороны, частые изменения правил размещения ценных бумаг на рынке усложняют работу всех участников. С другой — нельзя не отметить характер последних вносимых поправок. В перспективе они упростят работу субъектам рыночных отношений в данной отрасли, а также обеспечат нормализацию бизнес-процессов в условиях наложения на эмитентов зарубежных санкций.

Читайте также:  Налог на выигрыш в лотерею: с какой суммы и как платить

Источник: https://greedisgood.one/fz-o-rynke-tsennyh-bumag

Закон о рынке ценных бумаг: основные положения

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Правоотношения на финансовом рынке регламентирует целый спектр законов, к числу которых относится и Федеральный закон о рынке ценных бумаг. Закон регулирует правоотношения в области выпуска и купли-продажи ценных бумаг, а также вопросы формирования элементов институциональной структуры финансового рынка.

Рынок финансовых инструментов появился в России сравнительно недавно и, тем не менее, в перспективе может войти в число наиболее развитых рынков.

Для реализации этой цели необходимо:

  • увеличить число финансовых инструментов, торгуемых на бирже;
  • привести нормативно-правовую базу в соответствие с мировыми стандартами;
  • сформировать реальную систему контроля за деятельностью участников финансового рынка;
  • вести реальную работу по предотвращению инсайдерских сделок;
  • повысить эффективность саморегулируемой организации.

Правительство предпринимает  большие усилия для реализации поставленных целей, но, к сожалению, внешние условия, связанные с введением экономических санкций, не позволяют пока двигаться  ускоренными темпами.   Не получила пока развитие и идея по формированию в Москве мирового финансового центра, но работа по совершенствованию законодательства тем не менее продолжает вестись.

Законодательство в области финансового рынка

Нормативно-правовая база деятельности на финансовых рынках базируется на нескольких основных законах, связанных  с  деятельностью на рынке финансовых инструментов.

Отдельным законодательным актом, регламентирующим оборот ипотечных ценных бумаг, является  закон «об ипотечных ценных бумагах» 152 ФЗ.

Большую роль в регулировании финансового рынка играют подзаконные акты, издаваемые Банком России и министерствами финансово-экономического блока Правительства.

Формирование российской законодательной базы  во многом базировалось на законах США «О ценных бумагах». Финансовый рынок Соединенных Штатов является самым развитым  в мире. Практически любой гражданин США является владельцем портфеля ценных бумаг и активным участником биржевых торгов.

Этот фактор оказал позитивное влияние на общую разработанность законодательства в этой сфере не только в США, но и в других развитых странах. В результате, за рубежом нормативно-правовая база  детально рассматривает любую проблему финансового рынка.

Совет! В российском законодательстве существует большое число отсылочных норм, что делает его сложным для восприятия и заставляет искать дополнительную информацию в других нормативно-правовых актах.

Не стоит лениться  это делать, так как очень часто дополнительная информация в корне меняет общее понимание путей решения проблемы.

Не менее важно учитывать проходящую интеграцию законодательства стран ЕАЭС, итогом которой могут стать значительные изменения в законодательстве о финансовом рынке.

Рассмотрим основные положения закона  более подробно, так как знание законодательства значительно облегчает принятие решения в области управления инвестиционным портфелем.

Какие виды деятельности на финансовом рынке разрешены законодательно

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правилаО рынке ценных бумаг закон

О рынке ценных бумаг федеральный закон говорит как об организованном рынке, действующем на основе определенных законодательно установленных правил. Закон о ценных бумагах РФ является одним из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка. Документ состоит из 6 разделов и 13 глав.

В целом документ регламентирует вопросы:

  • эмиссии;
  • обращения;
  • требований к профучастникам рынка;
  • информационного сопровождения финансового рынка;
  • роль банка России и др.

Совет! Недостатком является постоянное редактирование закона, поэтому необходимо периодически просматривать вводимые изменения, чтобы правильно организовать управление инвестиционным портфелем.

Первый раздел состоит из глав, определяющих общие положения закона, включая:

  • предмет регулирования;
  • основные используемые термины.

Закон РФ о ценных бумагах в главе 2 устанавливает, что на этом рынке профессиональную деятельность могут осуществлять:

  • брокеры;
  • дилеры;
  • управляющие ценными бумагами;
  • депозитарии
  • держатели реестров.

Брокеры

Брокеры (см. Брокер и брокерская компания: основные функции) предоставляют участникам финансового рынка услуги по исполнению различных поручений, связанных с куплей и продажей финансовых инструментов. Брокер имеет право  выдавать клиентам займы и получать проценты за предоставленные финансовые средства или ценные бумаги.

Совет! Выбор брокера — это одно из наиболее важных решений для инвестора. Именно благодаря правильному выбору этого институционального участника торгов инвестор получает возможность легко и оперативно управлять деньгами или, наоборот,  будет постоянно испытывать трудности при осуществлении купли-продажи ценных бумаг.

Дилеры

Законодательство определяет, что дилером может быть только юридическое лицо, представляющее коммерческую организацию, которое может самостоятельно осуществлять сделки по купле и продаже ценных бумаг. К числу дилеров закон 39 ФЗ о рынке ценных бумаг относит и форекс-дилеров, деятельность которых регламентируется статьей 4.1.

Собственные средства такого юридического лица должны составлять сумму не менее 100 млн. рублей. В обязанности форекс-дилеров входит учет всех договоров, заключаемых с его участием, а также любых других операций, которые совершаются в целях исполнения этих договоров.

Форекс-дилер не имеет права:

  • заключать рамочные договоры, если текст такого договора не зарегистрирован в саморегулируемой организации форекс-дилеров;
  • самостоятельно, без заявки физического лица, заключать договоры, при этом физическое лицо не должно являться индивидуальным предпринимателем;
  • заключать с контрагентами в один и тот же период времени договоры на разных условиях при аналогичных параметрах сделок;
  • в одностороннем порядке изменять условия договора после его заключения;
  • расторгать договор в одностороннем порядке;
  • нарушать зависимость между котировками на покупку и продажу;
  • кредитовать не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц.

Совет! Законодательство о дилерах может быть интересно лишь в том случае, если инвестор планирует осуществлять операции по купле-продаже валюты.  В этом случае на первый план выходит оценка «порядочности» валютного дилера. Инвестору стоит внимательно изучить отзывы и обратить особенно большое внимание на легкость возврата вложенных финансовых средств.

Управляющие ценными бумагами

Под управлением ценными бумагами законодательство о рынке ценных бумаг определяет доверительное управление финансовыми инструментами, к которым относятся:

  • ценные бумаги;
  • финансовые средства, предназначенные для работы на рынке.

В обязанности управляющего входит ведение учета ценных бумаг по каждому договору отдельно.

Совет! Мнение многих инвесторов подтверждает опыт, свидетельствующий о том, что лучше всего самостоятельно управлять собственными финансовыми средствами.

Помните, что независимо от  результатов управления средствами инвестора, управляющему придется заплатить деньги за управление.

Управлять чужими финансовыми средствами легко и решения в этом случае принимаются быстро, так же, как и уменьшаются средства на счете. Лучше всего своими средствами управлять самостоятельно, получив необходимые знания.

Организация депозитарной деятельности

Под депозитарной деятельностью федеральный закон о ценных бумагах признает предоставление услуг, связанных с:

  • хранением сертификатов финансовых инструментов;
  • учетом и переходом прав на финансовые инструменты.

Предоставление услуг депозитарной деятельности возможно только на основе заключения в письменной форме депозитарного договора.

Договор в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • точное, не подлежащее двойному толкованию определение предмета договора;
  • порядок передачи депонентом распоряжений депозитарию;
  • период действия договора;
  • величину вознаграждения и порядок его получения депозитарием;
  • периодичность и форму отчета, предоставляемого депозитарием депоненту;
  • обязанности депозитария перед депонентом.

В обязанности депозитария входит:

  • обязательная регистрация факта обременения ценных бумаг депонента;
  • ведение счетов депо по каждому депоненту с указанием точной даты и основания проведенной по счету операции;
  • ознакомление депонента со всей имеющейся у депозитария информацией, полученной от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Совет! Депозитарная деятельность осуществляется специально образованными юридическими лицами и обычно инвестору не приходится сталкиваться с этим органом, поэтому изучать законодательство, касающееся работы депозитария, не имеет особого смысла.

Реестр ценных бумаг

Федеральный закон «о рынке ценных бумаг» определяет деятельность по ведению реестра ценных бумаг как выполнение следующих действий по работе с данными, входящими в реестр владельцев ценных бумаг:

  • сбор ценных бумаг;
  • фиксация стоимости ценных бумаг;
  • обработка данных о покупках ценных бумаг;
  • хранение информации о ценных бумагах;
  • предоставление информации из реестра.

Ведение реестра разрешается только юридическим лицам.

В обязанности держателя реестра входит право:

  • открывать в реестре лицевые и иные счета;
  • проводить в реестре операции, но только по распоряжению зарегистрированных лиц;
  • предоставлять зарегистрированному лицу информацию, разрешенную законодательством;
  • информировать зарегистрированных владельцев ценных бумаг о правах и порядке их осуществления, закрепленных за бумагами;
  • формировать списки лиц, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять права по ценным бумагам.

Условием получения информации об именах зарегистрированных лиц и о количестве имеющихся на счетах зарегистрированных акций является учет на лицевом счете более 1% голосующих акций эмитента.

Совет! Нормы закона в части ведения реестра также не являются важной информацией для простого инвестора и тщательно изучать их совсем не обязательно.

Выпуск и обращение ценных бумаг

Главы 3-6 закона посвящены вопросам эмиссии и обращения эмиссионных бумаг. Закон «о рынке ценных бумаг» регулирует правоотношения в области выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги в Российской Федерации могут быть именными и на предъявителя. Именные ценные бумаги выпускаются только в бездокументарной форме, а на предъявителя только в документарной.

Четвертый раздел закона посвящен вопросам информационного обеспечения финансового рынка, а пятый раздел рассматривает вопросы государственного регулирования в области функционирования рынка ценных бумаг.

Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» регламентирует следующий порядок государственного регулирования рынка ценных бумаг:

  • разработка стандартов и требований к деятельности профучастников финансового рынка;
  • государственная регистрация выпускаемых ценных бумаг;
  • осуществление контроля за условиями и обязательствами, указанными в проспектах финансовых инструментов;
  • лицензирование деятельности профучастников финансового рынка;
  • организация системы защиты и контроля прав владельцев ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением запрета на осуществление предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг в отсутствии лицензии.

Большое внимание в законе уделено наказанию за инсайдерскую торговлю, а также общему информационному обеспечению торговли ценными бумагами. В законе рассмотрена и все более усиливающаяся роль Центрального банка, призванного осуществлять контроль за финансовыми рынками.

Читайте также:  Норма температуры в помещении: оптимальная температура в отопительный сезон в квартире и на рабочем месте

Саморегулируемая организация участников финансового рынка

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» предусмотрены основные положения функционирования саморегулируемой организацией профучастников финансового рынка. В соответствии с законодательством, организация основывается  инициативно для реализации следующих целей:

  • обеспечения условий для осуществления деятельности участников финансового рынка;
  • соблюдения совместно принятых стандартов профессиональной этики;
  • защиты интересов членов организации, которые являются владельцами ценных бумаг, и других клиентов финансового рынка;
  • выполнения всех принятых правил и стандартов.

Саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает:

  • правила, регламентирующие работу на финансовом рынке;
  • стандарты, на основе которыхпроводятся операции с финансовыми инструментами;
  • контрольные мероприятия за соблюдением правил и стандартов.

Все принимаемые решения обязательны к исполнению для всех членов саморегулируемой организации.

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правилаФедеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Совет! Инвестор, являющийся профучастником финансового рынка, обязан знать и соблюдать все стандарты и правила. Но и непрофессиональные участники должны знать стандарты, так как благодаря этому получают дополнительный шанс на быстрое и эффективное решение возможных проблем на финансовом рынке.

Источник: http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/313-zakon-o-ryinke-tsennyih-bumag.html

Закон «О рынке ценных бумаг»

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Рынок ценных бумаг — это экономический оборот акций и финансовые отношения между их владельцами. Другими словами, это финансовая часть рынка, на котором используются биржевые инструменты. Ценные бумаги — это один из видов финансовых инструментов.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ценная бумага — это документ стандартной формы и данных, который определяет имущественные права владельца. Передать или осуществить эти права можно, если иметь при себе хотя бы одну акцию. Статья 128 Гражданского кодекса гласит о том, что ценная бумага определяет гражданские права на движимое имущество.

Описание закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают при обращении ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также учитываются особенности обращения других акций, которые предусматриваются профессиональными участниками рынка.

Кроме того, настоящий Федеральный закон определяет правила, согласно которым организуются торги. Ценные бумаги допускаются к торгам в случае их учета. Учет производится на основании действующего Федерального закона. Биржа учитывает листинг после включения их в котировальные списки. Учет в подобных списках означает, что владельцев допускают к торгам.

Учет ценных бумаг осуществляется лишь после заключения договора с эмитентом.

Исключением являются случаи, в которых:

  • В соответствии с законом учет осуществляется федеральными государственными органами власти или Банком России;
  • Учет производится самим торговцем, если владельцем ценных бумаг является он сам;
  • Они не включаются в котировальные списки, если бумаги были зарегистрированы на ином торговом мероприятии;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года, а одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Последние изменения были внесены при последней редакции от 30 июня 2017 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Описывает отношения, которые определяются настоящим Федеральным законом;
  • Глава 2 — Перечисляет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • Глава 3 — Описывает допуск акций к торгам;
  • Глава 4 — Определяет основные положения об эмиссионных ценных бумагах;
  • Глава 5 — Определяет основное понятие эмиссии ;
  • Глава 6 — Описывает обращение ценных бумаг;
  • Глава 7 — Раскрывает информацию на рынке;
  • Глава 8 — Описывает, в каких целях можно использовать служебную информацию;
  • Глава 9 — Описывает правила рекламы на рынке, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • Глава 10 — Перечисляет основы регулирования рынка;
  • Глава 11 — Регулирует деятельность профессиональных участников на рынке;
  • Глава 12 — Перечисляет функции и полномочия банка России;
  • Глава 13 — Описывает саморегулирующую организацию в области финансового рынка.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, дата внесения изменений в законе при последней редакции 30 июня 2017 года. Были внесены поправки в двух статьях: статья 14 и статья 17.2.

  • Статья 14
  • В подпункте 1 статьи 14 настоящего закона было дополнено предложение «осуществление листинга федеральных государственных ценных бумаг или облигаций Банка России».
  • Статья 17.2

Ст 17.2 настоящего закона была дополнена пунктом 7. В нем говорится о том, что положения и правила действующей статьи не относятся к процедуре приобретения Банком России ценных бумаг по договорам репо.

Ознакомьтесь  21 статья ФЗ «О полиции»

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения при последней редакции не вносились. Тем не менее, в них содержится важная информация.

Статья 1

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

В ст 1 ФЗ «О Фондовом рынке» определяется предмет регулирования настоящего Федерального закона. Это отношения, которые возникают в случае обращения и эмиссии ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также в статье описывается, что могут участвовать другие акции, которые предусмотрены Федеральным законом.

  1. Статья 2
  2. Ст 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» описывает основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе.
  3. Например:
  4. Эмиссионная ценная бумага — это любая акция, которая характеризуется в следующих аспектах:
  • Учитывает имущественные и не имущественные права;
  • Имеет одинаковые сроки и объем для осуществления права. Время приобретения акции большой роли не играет;
  • Публикуется выпусками.

Акция — эмиссионная ценная бумага, которая имеет одного владельца, он же акционер.

Облигация — эмиссионная акция. Согласно закону, ее владелец имеет право получить ее номинальную стоимость в любой момент. В некоторых случаях владелец может получить фиксированный процент от номинальной стоимости или другие имущественные права. Доход от облигации эквивалентен процентам от прибыли.

Эмитент — это юридическое лицо, орган местного самоуправления, исполнительный орган государственной власти или другой организатор мероприятия. Он несет ответственность перед владельцем ценных бумаг или перед собой. Иными словами, он следит за тем, чтобы права, закрепленные за этими акциями, не нарушались.

  • Статья 8
  • В статье 8 ФЗ «О РЦБ» описывается работа по ведению учета собственников ценных бумаг.
  • В ходе проведения подобной работы вовлекаются несколько процессов:
  • Учет;
  • Контроль информации;
  • Хранение сведений.

Подобные работы должны проводиться исключительно юридическими лицами. Если лицо изъявляет желание заняться ведением реестра, оно переименовывается как держатель реестра.

По просьбе эмитента держателем реестра может стать участник рынка ценных бумаг. Основное условие — иметь при себе лицензию, действие которой позволяет вести реестр.

Возможны и другие случаи, предусмотренные федеральными законами.

Статья 30

Ст 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет понятие «раскрытие информации». Иными словами, термин раскрытие информации означает доступность информации для всех заинтересованных лиц.

Другими словами, в соответствии с законом раскрытая информация не требует привилегий для получения доступа.

Если регистрируется проспект акций или российские депозитарные расписки, допуск к информации осуществляется на рынке.

Скачать Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» включает в себя 13 глав и 53 статьи. Он определяет владельцев акций на финансовом рынке.

Перечисляет особенности и права конкретных лиц, которые могут участвовать на торгах.

Чтобы подробнее проанализировать основные аспекты, ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками законодательных положений, скачайте 39-ФЗ по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/fz-o-rynke-cennyx-bumag/

Закон о рынке ценных бумаг в Российской Федерации

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.
Читайте также:  Эмиграция в сша: способы и причины, лучшие штаты, программы, профессии

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом по ссылке:

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.

1, предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6, который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

ФЗ о рынке ценных бумаг: основные положения закона, правила

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-39

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/fz-o-rynke-cennyx-bumag/

Рынок ценных бумаг: правила меняются — новости Право.ру

Нововведения из этого документа можно поделить на две группы: те, которые вступили в силу с 28 декабря 2018 года и те, которые заработают только с 1 января 2020 года.

Что уже заработало

К первой группе поправок относится сокращение числа случаев, когда необходима регистрация проспекта.

Раньше она не требовалась, когда при размещении ценных бумаг количество квалифицированных инвесторов с преимущественным правом на их приобретение не превышало 500, говорит старший юрист Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Семейное/Наследственное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ группа Транспортное право группа Цифровая экономика 1 место По выручке 1 место По количеству юристов 1 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании
Олег Ушаков. Теперь регистрация проспекта не нужна, если ценные бумаги предлагают только квалифицированным инвесторам и лицам с преимущественным правом на покупку акций или бумаг, конвертируемых в них. Аналогичные изменения предусмотрены и для тех ситуаций, когда ценные бумаги размещают лишь среди акционеров эмитента. Кроме того, выросли денежные пороги, до достижения которых можно не регистрировать проспект, отмечает Ушаков: «Они увеличились с 200 млн до 1 млрд руб.». Речь идет о ситуации, когда эмитент привлекает средства, размещая облигации в течение одного года. 

Незначительно меняется и регулирование досрочного погашения облигаций. О нем можно просить, если существенно нарушены условия исполнения обязательств по таким бумагам. Сам перечень таких нарушений не изменился, поясняет эксперт. Зато новеллы дают дополнительные возможности эмитентам.

В решении о выпуске облигаций с обеспечением можно предусмотреть: если гарантия исчезнет или ее условия серьезно ухудшатся, то это не обязательно надо расценивать как существенное нарушение.

Кроме того, добавляется новое основание для досрочного погашения облигаций – их исчезновение с биржи (делистинг) из-за нарушений правил раскрытия информации.

Еще одно нововведение – гарантию в качестве обеспечения по облигациям сможет предоставлять не только банк, но и другая коммерческая организация. Правда, чистые активы этой фирмы должны быть не меньше суммы предоставляемой гарантии.

Новые возможности появляются у некоторых корпоративных эмитентов. Они получают право выпускать облигации без срока погашения («вечные»).

Но такие эмитенты должны соответствовать двум главным условиям: иметь наивысший кредитный рейтинг по национальной шкале, а их облигации находиться в обращении не менее 5 лет.

Причем, за этот период не выявлялись факты существенных нарушений исполнения обязательств по таким ценным бумагам. Ранее выпускать вечные облигации могли только банки. 

Виктор Иванов из Федеральный рейтинг группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании
считает, что эта инициатива похожа на следующий шаг в долгосрочном планировании: «Звучит странно в наших условиях, но некоторые существующие выпуски доказывают, что можно планировать на 10 и 20 лет вперёд. Особенно по проектам ГЧП». А партнер Федеральный рейтинг группа Рынки капиталов группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Налоговое консультирование группа Уголовное право
Вадим Конюшкевич добавляет, что это нововведение соответствует лучшим мировым практикам: «Бессрочные облигации, по сути, являются не столько долговым обязательством, сколько инструментом капитализации компании. Их преимуществом является возможность эмитента самостоятельно досрочно их погашать, регулируя так будущие денежные потоки». Покупать бессрочные облигации смогут только квалифицированные инвесторы, которым теперь доступен еще один новый вид ценных бумаг – субординированные облигации. Они будут стоит не меньше 10 млн руб. за одну штуку.

Еще один вид акций и антисанкционная повестка

Источник: https://pravo.ru/story/208776/

Ссылка на основную публикацию