Батарея в квартире: чья собственность в МКД и кто обязан следить за ее состоянием

Батарея в квартире: чья собственность в МКД и кто обязан следить за ее состоянием

Большинство горожан живут в многоквартирных домах (МКД), многие из которых построены достаточно давно. Система центрального отопления в них включает стояки для подачи теплоносителя. Со временем они стареют, обнаруживаются протечки и потери тепла, а порой возникает риск аварии. Естественно, возникает вопрос, кто должен менять стояки отопления в квартире. Он заслуживает особого рассмотрения для различных ситуаций.

Чьей собственностью являются трубы и стояки в многоквартирных домах?

Законы достаточно четко регламентируют права и обязанности собственников общего имущества. Основополагающими документами считаются Жилищный кодекс (ст.155) и Гражданский кодекс (ст.290) РФ.

Кто и когда должен их менять/ремонтировать?

  1. К первому типу относятся работы по устранению небольших проблем, не требующих значительных затрат. Проводятся они по заявлению жильцов, по мере необходимости.
  2. Капитальный ремонт предусматривает общедомовые мероприятия для обеспечения работоспособности и безопасности всей системы.

    Порядок его проведения оговаривается гл.15 ЖК РФ. Замена отопительных стояков относится к этому типу ремонта. Проводится он по графику с учетом нормативных сроков, при возникновении аварийной ситуации или для модернизации системы.

За проведение планового капитального и текущего ремонта отвечает управляющая компания. Она, конечно, проводит его не сама, а с привлечением специализированной организации. Внеплановые мероприятия такого типа проводятся по решению общего собрания жильцов.

Далее, заявление подается в управляющую компанию, которая и обеспечивает их осуществление.

Больше о разновидностях и стоимости капитального и других видов ремонта систем отопления в многоквартирном доме читайте тут.

Сколько составляет срок службы тепловых коммуникаций по ГОСТу?

Обустройство отопительной системы в МКД осуществляется с учетом требования ГОСТ 32415-2013. Ее стояки могут изготавливаться из разных материалов, но должны обеспечивать высокую надежность и долговечность.

Всякий материал имеет определенный срок службы, когда гарантирована работоспособность труб, изготовленных из него.

Исходя из этого показателя, составляется график проведения капитального ремонта системы центрального отопления МКД.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Данный параметр устанавливается Ведомственными строительными нормами (ВСН).

Для стояков отопления из черного металла согласно ВСН 58-88 гарантированный срок службы составляет 20 лет (приложение 2 ВСН). При использовании оцинкованных труб он может увеличиваться до 25 лет.

В реальной жизни капитальный ремонт проводится через 25-30 лет.

За чей счет производят ремонт и обновление?

Все работы, связанные с обслуживанием отопительной системы, оплачиваются собственником имущества, т.е. жильцами МКД.

Однако они ежемесячно вносят плату на содержание и ремонт дома, причем норматив рассчитывается с учетом занимаемой площади каждым владельцем квартиры.

Эти платежи должны создавать соответствующий фонд, из которого и планируется капитальный ремонт отопительной системы (как формируется плата за отопление?).

Таким образом, жильцы заранее оплачивают замену стояков, и когда приходит срок проведения работ, дополнительные оплаты не производятся. Требования управляющей компании на оплату ремонта незаконны. Данное положение закреплено ст. 290 ГК РФ, а также и ст.155 ЖК РФ.

Только в исключительных случаях, когда предлагается модернизация системы с целью повышения ее эффективности, управляющая компания может обратиться о дополнительном взносе. Решение об этом принимает общее собрание жильцов, которое имеет право отказаться от новых платежей.

Важно учитывать одно обстоятельство. Если ремонтные работы приходится проводить по вине кого-либо из жильцов, когда он совершил действие, повреждающее стояк, или не принял меры по устранению мелких дефектов внутри своей квартиры, приведших к выходу из строя всего стояка, то виновнику придется оплачивать ремонт полностью.

Как это сделать бесплатно через УК или ЖЭК?

Проблема замены стояка отопления может возникнуть по многим техническим причинам. В этом случае необходим текущий ремонт.

Этот вопрос регулируется такими документами:

[2]

  • правила содержания МКД, принятого на общем собрании жильцов;
  • нормы и правила технической эксплуатации жилого фонда (СНиП и ВСН);
  • методические рекомендации МДК 2-04.2004.

Если согласно указанным документам стояк отопления не удовлетворяет предъявляемым требованиям и создает массу проблем, то собственники жилья имеют право требовать бесплатную замену (в счет ежемесячных платежей).

Для этого существует определенных порядок действий. Прежде всего, собирается общее собрание жильцов, на котором принимается решение о необходимости мероприятия.

Если созвать собрание не удается, то пишется коллективное обращение.

Куда обращаться?

Если МКД находится в собственности жильцов, то вопрос капитального или текущего ремонта находится в зоне ответственности управляющей компании, куда и подается соответствующее заявление. В случае сохранения муниципальной собственности, ответственность за проведение ремонт несет местная, исполнительная власть. Обращаться следует в ЖЭК, в ведении которого находится данный дом.

Необходимые документы

К заявлению на проведение ремонта прикладываются необходимые документы:

  1. Акт осмотра стояка. Для его составления вызывается специалист-сантехник, который определяет вид и степень повреждения.
  2. Справка, подтверждающая отсутствие задолженостей по платежам на содержание дома и оплате других коммунальных услуг.
  3. Технический паспорт дома.

Работы по замене стояка затронут интересы жильцов, через квартиры которых он проходит. Именно поэтому надо согласие всех заинтересованных жильцов (при коллективном обращении). Если есть решение общего собрания, то отдельное согласие не требуется.

Читайте так же:  Сосед ходит по моему участку что делать

Составление заявления

После выявления дефектов и освидетельствования поврежденных элементов, подается заявление на имя руководителя управляющей компании (ЖЭКа). Оно пишется в свободной форме, но должно содержать такие основные пункты:

  • информация о собственникеимущества;
  • причины обращения, описание повреждений и подтверждение неремонтоспособности;
  • суть просьбы (ремонт или замена, объем работ).

Заявление составляется в 2-х экземплярах. Один из них направляется управляющей компании. На экземпляре заявителя делается отметка с датой и подписью, подтверждающей получение.

Сроки процедуры

Срок рассмотрения заявления регламентируется п 40 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491, управляющей компании отводится на это 5 дней. Она имеет право направить своих представителей для проведения собственного осмотра.

Для этого, обычно, привлекаются опытные специалисты, дающее экспертное заключение о степени повреждения, причинах и виновнике его появления. После этого, согласовывается срок проведения работ, который удовлетворяет обе стороны.

Для проведения работ управляющая компания заключает договор со специализированной организацией. С собственником жилья согласовывается смета расходов на ремонт, в т.ч.

на закупку материалов, демонтаж, монтаж и испытания. Со своей стороны собственник должен обеспечить свободный подход к рабочей зоне и нормальные условия для работы.

Контроль исполнения остается за управляющей компанией.

Когда могут отказать, и как заставить ЖКХ выполнять свои обязанности?

Управляющая компания имеет право отказать в бесплатной замене отопительного стояка в следующих случаях:

[3]

  • повреждение конструкции произошло по вине жильцов;
  • отопительная система подверглась самостоятельному вмешательству без внесения соответствующих изменений в техпаспорт;
  • допущены серьезные нарушения в эксплуатации системы отопления со стороны собственника;
  • наличие задолженности по оплате эксплуатационных расходов;
  • необоснованность претензии к работоспособности, подтвержденная независимым экспертом;
  • желание собственника провести коренную реконструкцию системы.

Если собственник желает заменить стояк без должных на то оснований, а только с целью модернизации, то управляющая компания может потребовать дополнительную оплату более дорогих материалов и приборов. Компания также по результатам собственного осмотра может вместо замены стояка ограничиться его полноценным ремонтом, если это решает проблему.

Необоснованный отказ в бесплатной замене собственник может оспорить. Он может обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию или в судебные инстанции.

Совершенно недопустим отказ со ссылкой на нахождение поврежденных элементов системы центрального отопления внутри квартиры.

Незаконно требование дополнительной оплаты на удорожание материалов и услуг, если она заранее не согласована с собственником.

Какие сложности с законом могут возникнуть, если проводить работы самостоятельно?

Законодательство РФ не запрещает жильцам квартиры менять стояки, находящиеся в их помещениях. Однако согласно статьям 44 и 46 ЖК они считаются общим имуществом, а любые изменения без согласования признается нарушением прав собственности. На практике, проблем не будет, если обеспечивается надежная работа системы и претензий ни у кого нет.

Все изменяется, когда выявляется дефект на установленной трубе. Далее, появятся серьезные проблемы и наказания:

[1]

  • управляющая компания откажется ремонтировать систему с самовольным изменением;
  • при затоплении соседей вина полностью ляжет на гражданина, допустившего самовольное действие.

Ответственность в случае наступления аварийной ситуации

  • остановка теплоснабжения;
  • потоп;
  • повреждение конструктивных элементов дома.

За ремонт ответственность перед жильцами несет управляющая компания, которой и предъявляется счет на компенсацию ущерба. Она, в свою очередь, должна предъявить претензии организации-исполнителю работ.

Вначале, осуществляется досудебное разбирательство, а если виновник не соглашается на возмещение убытков, то подается судебный иск.

Стояки отопления в квартире МКД считаются общей собственностью. За их содержание и ремонт отвечает управляющая компания. Жильцы заранее оплачивают капитальный ремонт, производя ежемесячный, эксплуатационный платеж. Сама замена стояков обеспечивается без дополнительного взимания денег с жильцов.

Радиатор отопления в квартире – общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме — КС Цитадель

Не редко у собственников квартир при прорыве радиатора отопления в квартире и причинения материального ущерба как себе, так и собственникам нижерасположенных квартир при их залитии водой, возникает вопрос: А кто же все таки отвечает за надлежащее содержание и ремонт этих радиаторов – сам собственник или управляющая организация (ТСЖ, Кооператив или иное лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества МКД)? На ком лежит обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного залитием квартир?

Ответ на данный вопрос прост: если на ответвлениях от стояков отопления до радиатора отопления установлены отключающие устройства (запорная арматура, перекрывающий кран) то такой радиатор отопления является собственностью собственника жилого помещения и за его надлежащее содержание и своевременный ремонт отвечает собственник. Если такого отключающего устройства на ответвлениях от стояка отопления до радиатора нет, то радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, за исправность которого отвечает управляющая организация.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.

№ 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Читайте также:  Статистический талон для регистрации по месту жительства - в 2021 году

В письме Минстроя России от 1 апреля 2016 г.

№ 9506-АЧ/04 «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» указано, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Разъяснения о таком применении п. 6 Правил и об отнесении радиаторов, расположенных внутри квартир, к общему имуществу многоквартирного дома дано, в частности, в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007 года № 16273-СК/07 «О составе общего имущества в многоквартирном доме».

  • Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г.

по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

  1. При отнесении обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.
  3. При отсутствии отключающих устройств перед радиаторами отопления в квартире ответственность за материальный ущерб и моральный вред, причиненный собственникам помещения залитием квартир несет управляющая организация, в силу следующего.
  4. Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Решение Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725

Постановление Верховного суда РФ от 06.06.2016 г. по делу № 91-АД16-1

Какое имущество в квартире считается общим?

30.06.2014г. Какое имущество в квартире считается общим? За чем обязана следить и что ремонтировать управляющая компания, и в каких случаях именно ей, а не собственнику жилья, придётся возмещать ущерб от аварии?

В соответствии с Жилищным кодексом, за содержание общего имущества в многоквартирном доме отвечает управляющая организация. Это касается затрат как на текущий ремонт, так и на устранение последствий от аварий, в том числе ущерба. Данная ответственность распространяется и на содержание того общего имущества, которое находится в конкретной квартире.

Что же должно содержаться и ремонтироваться в квартире за счёт управляющей организации, поскольку относится к общему имуществу?

Стены

К общему имуществу относятся несущие стены и перекрытия, включая балконные плиты. А также все ненесущие стены, если они не расположены целиком в пределах одной квартиры (см. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, п. 2, п/п «в», «г»).

Текущий ремонт таких стен относится к обязанностям управляющей организации. Разумеется, речь не идёт о косметическом ремонте (шпаклёвка, облицовка, покраска и (или) поклейка обоев и т. п.).

Однако, скажем, ремонт швов на межпанельных стыках в панельных домах или заделка крупных трещин в межквартирных стенах – прямая обязанность управляющей организации. Впрочем, подобная необходимость возникает крайне редко.

Инженерные системы

По общему правилу, трубы горячего и холодного водоснабжения, газа относятся к общему имуществу вплоть до перекрывающих вентилей на вводе в квартиру (см. пост. № 491, п. 5).

Таким образом, если соседей снизу зальёт от аварии непосредственно на стояке (например, лопнет труба горячего водоснабжения), возмещать ущерб и проводить ремонт должна будет управляющая организация за свой счёт.

Если же, например, сорвёт кран над раковиной, то отвечать придётся хозяину жилья. Впрочем, у этого правила есть исключения.

Канализационные трубы относятся к общему имуществу вплоть до первого стыкового соединения с унитазом или трубой слива раковины (см. пост. № 491, п. 5).

Тем самым, если в водоотводящем стояке случится засор, и одну из квартир зальёт, ущерб пострадавшим должна возмещать управляющая организация.

Если, конечно, не сможет доказать, что засор случился из-за умышленных действий третьих лиц или форс-мажорных обстоятельств (что, чаще всего, сделать крайне сложно).

Стояки и радиаторы отопления

Наиболее неоднозначна ситуация с системой отопления. Стояки, безусловно, считаются общим имуществом. Но сами батареи в 2009 году Верховный суд РФ признал собственностью владельцев жилья (см. решение № ГКПИ09-725).

В частности, как сказано в решении, «в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т. п.».

По мнению судей, это следует из уже упомянутого постановления Правительства РФ № 491.

Однако, как утверждают очень многие эксперты (в частности, ведущий юрисконсульт направления «городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев), подобная трактовка данного нормативного документа совершенно не верна. А общим имуществом необходимо считать всю систему отопления в многоквартирном доме.

Потому, например, вопрос о том, кто же будет отвечать за ущерб соседям снизу, если «прорвёт» батарею в квартире, до конца решённым считать пока нельзя. Однако в случае возможных разбирательств в суде шансов избежать возмещения ущерба у собственников квартиры с лопнувшей батареей явно меньше, чем у управляющих компаний.

Обязанности УК многоквартирных домов по ЖК РФ в 2021 году

Своевременное и полное исполнение своих обязанностей управляющими компаниями обеспечивает комфортное проживание граждан в многоквартирных домах. Но далеко не всегда мы знаем, что входит в перечень обязанностей УК по содержанию и ремонту домов, соблюдаются ли наши права в сфере ЖКХ. Ответы найдем в Жилищном кодексе.

Законодательством определено несколько форм управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК):

  • непосредственно собственниками дома (если количество квартир в нем не превышает тридцати);
  • товариществом собственников жилья либо кооперативом (жилищным или иным специализированным);
  • управляющей компанией.

Управляющая компания является коммерческой коммунальной организацией, выполняющей функции по содержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Общим собранием собственников помещений в доме определяется способ управления МКД и, в случае выбора УК, с ней заключается договор управления. В самом договоре прописываются обязанности управляющей компании в соответствии со ст. 161 и 162 ЖК:

Читайте также:  Закон об ограничении доступа в соцсети 2020 года: изменения и штрафы

Выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением домом:

  • прием, хранение и предоставление необходимой технической документации на многоквартирный дом;
  • сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии реестра владельцев помещений в доме, предоставление информации о них в определенных случаях по запросу;
  • планирование мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества МКД и согласование их с жильцами на общем собрании;
  • подготовка документации для проведения общего собрания собственников;
  • организационные мероприятия по выполнению работ и оказанию услуг, согласованных с жильцами дома;
  • организация расчетов за коммунальные услуги и ремонт общего имущества с оформлением квитанций, их рассылкой собственникам, а также информирование об изменении тарифов платы за коммунальные ресурсы и жилое помещение.

Выполнение работ с целью поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, осуществление ремонтных работ общего имущества МКД:

  • периодический осмотр видимых частей конструкций дома;
  • проверка кровли, ее своевременный ремонт, очистка от снега и наледи;
  • работы, направленные на содержание в надлежащем виде фасада, лестниц, внутренней отделки, окон, дверей, полов (периодическая проверка, своевременный ремонт, проведение уборки);
  • проверка исправности и своевременная замена неисправных общедомовых приборов учета ресурсов, техническое обслуживание инженерных сетей, ремонт общего имущества МКД;
  • проверка и проведение работ по устранению неисправностей в вентиляционных системах дома;
  • работы по содержанию придомовой территории, мест накопления твердых бытовых отходов;
  • обустройство доступности входа в МКД для маломобильных групп населения.

Постоянное и качественное предоставление коммунальных услуг собственникам или пользователям помещений, расположенных в доме, а также содержание инженерных сетей в готовности предоставить коммунальные услуги:

  • поставляемый потребителям коммунальный ресурс должен соответствовать необходимому объему и качеству;
  • обязанность заключать с организациями-поставщиками ресурсов договора на их приобретение;
  • снимать ежемесячно показания с общедомового прибора учета (при его наличии) и по требованию предоставлять информацию потребителю;
  • если на общем собрании владельцев помещений в доме принято решение об установке общедомового прибора учета, то УК должно в трехмесячный срок обеспечить его установку и ввод в эксплуатацию.

Информирование собственников помещений о своей деятельности:

  • путем размещения в ГИС ЖКХ;
  • ответом на запрос граждан;
  • в форме ежегодного отчета перед собственниками в течение первого квартала текущего года за предыдущий календарный год.

А так же иная деятельность по управлению МКД.

Права управляющей компании

Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:

  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку необходимых ресурсов от имени собственников помещений (в соответствии с правами, предоставленными в рамках договора на управление домом);
  • требовать от собственников помещений своевременной и полной оплаты потребленных ресурсов, а также оказанных услуг;
  • проверять корректность передаваемых сведений по индивидуальным приборам учета с периодичностью раз в полгода;
  • получать доступ в жилое помещение для проведения плановых по осмотру и проверке коммуникаций, ремонтных работ с обязательным предварительным оповещением жильцов;
  • для проведения срочных ремонтов воспользоваться средствами, находящимися в резерве для этих целей;
  • ограничивать потребителей в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с законодательством;
  • взыскивать убытки, возникшие по вине исполнителей работ или самих жильцов.

Основные функции УК

На основании вышеперечисленного функциональные задачи управляющей компании следующие:

  • посреднические – между собственниками жилья и поставщиками ресурсов, ремонтными организациями и т.д.;
  • обслуживающие – содержание и управление домом в целом, поддержание его состояния в нормативных значениях, проведение необходимых ремонтных работ;
  • исполнительские – управляющая компания предоставляет коммунальные услуги владельцам помещений все и в одном лице.

Что не относится к обязанностям УК?

Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:

  • по обустройству газонов и клумб, обрезке деревьев и украшению придомовой территории;
  • по проведению ремонтных работ во внеочередном порядке, когда в них нет потребности;
  • по установке систем видеонаблюдения на придомовой территории и в местах общего пользования МКД;
  • по обеспечению охраны парковки и услуг консьержа;
  • по ремонту и обслуживанию домофона.

Что делать, если управляющая компания МКД не выполняет свои обязанности?

Управляющая компания обязана нести ответственность за надлежащее исполнение своих функций в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ. Если же имеются основания для определения действий УК, как невыполнение условий договора управления домом, то собственники квартир вправе обратиться с жалобой:

  • в надзорные органы: государственного, муниципального или общественного жилищного надзора. В жалобе необходимо изложить суть обращения, а также записать свои контактные данные (ФИО, почтовый адрес, телефон). Если имеются подтверждающие материалы, то их приобщают — образец жалобы.
  • в Роспотребнадзор. Обычная процедура заключается в передаче претензии сначала в управляющую компанию. При неудовлетворительном ответе составляется жалоба в Роспотребнадзор. Это может быть обычное письменное обращение или заполнение электронной формы на сайте ведомства.

На рассмотрение поступившего обращения надзорному органу отводится 30 дней. В течение этого срока может быть назначена проверка с целью уточнения обстоятельств дела. По итогам проверки принимается решение об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.

  • в прокуратуру, если в результате ненадлежащего исполнения УК своих полномочий были нарушены права граждан или требования законодательства. При многократных случаях административных наказаний, наложенных на УК судом, такая компания будет лишена права управлять домом — образец жалобы.
  • серьезные нарушения со стороны управляющей компании могут стать причиной искового заявления жильцов в суд. Они вправе просить суд принудить УК к устранению недостатков по обслуживанию дома и возмещению ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения обязанностей.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.
Читайте также:  Взыскание дебиторской задолженности — алгоритм взыскания долга

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Ссылка на основную публикацию