149 фз об информации: основные положения, суть и принципы закона

Информационную безопасность считают сферой деятельности, где изучают, составляют, оформляют и осуществляют различные мероприятия по защите конфиденциальной информации. Сотрудники федеральных органов РФ ликвидируют утечки засекреченных сведений и предотвращают киберпреступления.

В целях защиты личных конкретных данных граждан РФ в интернете был принят ФЗ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. об информационных разнообразных технологиях и о защите конфиденциальной информации.

Законодательство РФ об обеспечении информационной безопасности

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

Перечень основных вопросов и проводимых мероприятий по обеспечению должной информационной безопасности приведен в федеральном законе № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. об информационных разнообразных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации. Однако эту область регулируют и иные законы РФ.

Обеспечение надежной информационной защиты регулируют и такие законы:

  • ФЗ № 152 от 27 июля 2006 г. По этому закону регулируют правовое взаимодействие между госслужащими и физлицами или юрлицами, когда сотрудники контролирующих госорганов проверяют любую документацию, материалы или компьютеры граждан РФ. По закону, в этих ситуациях каждый гражданин РФ защищает свои личные данные
  • ФЗ № 184 от 27 декабря 2002 г. В этом документе отражены особенности технического регулирования в отношении продукции, услуг, работ, которые используют в целях защиты секретных сведений (гостайны)
  • ФЗ № 63 от 6 апреля 2011 г. По этому закону регулируют правовое взаимодействие между 2 и более участниками сделки по предоставлению разнообразных услуг. Это касается обеспечения бесперебойной работы госучреждений и выполнении иных аналогичных действий с применением электронных цифровых подписей
  • ФЗ № 99 от 4 мая 2011 г. По этому документу регулируют правовые отношения между сотрудниками разнообразных госорганов и юрлицами, ИП, которые возникают при лицензировании конкретных категорий деятельности.

Во всех вышеприведенных законах РФ есть статьи и положения, при применении которых осуществляют защиту личных цифровых данных онлайн пользователей.

Краткое содержание ФЗ № 149

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года об информационных разнообразных технологиях и о защите конфиденциальной информации состоит из следующих 18 статей:

  • 1 — про сферу регулирования законом. ФЗ регулирует защиту информационных различных технологий и гарантирует безопасность цифровой информации
  • 2 — основные понятия и терминология
  • 3 —приведен список конкретных законных принципов
  • 4 — основные нормативные документы и акты
  • 5 — об информации как отдельном объекте права
  • 6 — об обладателе различных данных
  • 7 — про общедоступную информацию
  • 8 — о праве на доступ к конкретным сведениям
  • 9 — про ограничение свободного доступа к данным
  • 10 — о предоставлении необходимых сведений
  • 11 — о проведении документирования
  • 12 — про методы государственного контроля
  • 13 — что собой представляет информационная система РФ
  • 14 — про информационные системы РФ
  • 15 — про применение телекоммуникационных сетей
  • 16 — о защите конфиденциальных сведений
  • 17 — ответственность, основные виды наказания за правонарушения в интернете
  • 18 — перечень положений, которые утратили юридическую силу.

Текст ФЗ 149

В ФЗ № 149 от 27 июля 2006 г. установлена политика государства, которая заключается в формировании и обеспечении защиты граждан РФ.

Основные принципы обеспечения надежной защиты информации

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

В ст. 3 закона № 149-ФЗ об информационных разнообразных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации перечислены основные принципы обеспечения цифровой безопасности в сети. В этой статье говорится о следующих 8 принципах:

  1. Свободном распространении и поиске конкретных сведений законным путем
  2. Установлении различных ограничений абонентского доступа к запрещенной Роскомнадзором информации
  3. Гласности и открытости различных сведений о ежедневной деятельности госорганов, кроме ситуаций, установленных отдельными законами РФ
  4. Равноправии различных языков РФ, которые используют при создании сайтов и их использовании
  5. Обеспечении должного уровня госбезопасности РФ при создании новых веб-ресурсов, их применении и защите конфиденциальных сведений
  6. Достоверности конкретных данных
  7. Неразглашении личной, семейной тайны без согласия на этого самого гражданина РФ
  8. Запрете незаконного установления привилегий в использовании одних информационных конкретных технологий перед аналогичными иными.

Обязанности и права лиц, владеющих сведениями

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

В законе № 149-ФЗ об информационных конкретных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации перечислены основные права, которыми обладает физлицо или юрлицо-владелец онлайн веб-ресурса (например, руководитель соцсети или мессенджера). К таковым относят следующие правовые основания:

  • право на обеспечение или ограничение свободного доступа к конкретным персональным сведениям
  • право на передачу личных данных онлайн-пользователей третьим лицам после заключения необходимого договора
  • право на применение, передачу конкретных данных по своему желанию ее владельца.

Таковыми гражданами считают владельцев мессенджеров (WhatsApp, Viber, Skype, Telegram), соцсетей (ВК, Твиттер) и др.

Помимо прав, в ст. 10.1 ФЗ № 149 приведены и основные обязанности владельца определенной информации. Например, руководитель соцсети выполняет такие действия:

  • проводит идентификацию онлайн-пользователей, которые обмениваются между собой электронными сообщениями
  • на протяжении суток с даты получения официального требования от Роскомнадзора ограничивает доступ пользователя к мессенджеру или иному аналогичному онлайн-сервису
  • избавляет юзеров от получения спама
  • обеспечивает полную конфиденциальность отправленных и принятых онлайн-сообщений
  • отсылает информацию из мессенджера в соответствующие органы по их запросу
  • не допускает передачу онлайн-сообщений посторонним лицам в ситуациях, которые устанавливает Правительство РФ.

На своем сайте владелец указывает такие данные:

  • свое Ф. И. О.
  • личный email
  • место прописки.

Такие сведения о конкретном владельце сайта нужны не только конкретным физлицам и юрлицам, но и сотрудникам различных госорганов. При ограничении свободного доступа или при наличии иных вопросов к правообладателю сайта Роскомнадзор высылает ему соответствующее письмо.

Последние поправки

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

Законом № 87-ФЗ от 1 мая 2017 г. в закон № 149-ФЗ об информационных разнообразных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации был введен такой новый термин — владелец аудиовизуального сервиса. Таковыми считают правообладателей сайта с аудиовизуальными записями, доступ к которым получают за определенную плату при просмотре контекстной рекламы, обеспечивающей привлечение большого количества онлайн-пользователей.

Ниже перечислены основные нововведения ФЗ № 149:

  1. В ФЗ № 149 были обновлены статьи 2, 7, 8, 13 и 15. В ст. 2 последние поправки внесены 29 июня 2015 г. В п. 20 этой статьи добавили понятие поисковой системы
  2. В 2013 г. введено несколько поправок в ст. 7 (4, 5, 6 пункт) ФЗ № 149. Согласно таким нововведениям, теперь размещение информационных материалов в интернете разрешено только в конкретном формате, допускающим проведение автоматизированной обработки цифровых данных
  3. В п. 5 ст. 7 были введены определенные мероприятия по нераспространению секретных сведений, которые являются гостайной. По требованию Роскомнадзора, публикацию открытых цифровых данных (например, о доходах чиновников) приостанавливают или прекращают вовсе
  4. В п. 5 ст. 8 ФЗ № 149 27 июля 2010 г. были внесены некоторые поправки. Теперь госорганы обеспечивают свободный доступ к конкретным сведениям о собственной ежедневной деятельности не только в реальной жизни, но и в интернете
  5. В ст. 13 закона РФ № 149-ФЗ об информационных конкретных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации новые поправки были введены 31 декабря 2014 г. Согласно этим нововведениям, техсредства, которые используют госорганы или государственные компании, должны быть зарегистрированы в РФ. Контроль за соблюдением такой нормы регламентирует Правительство РФ.

Законом № 276-ФЗ от 29 июля 2017 г. были внесены следующие поправки в ФЗ № 149:

  • ст. 9 дополнена ч. 21. Теперь порядок идентификации владельцев различных веб-ресурсов и применения конкретных мер по ограничению свободного доступа к запрещенным сайтам определяет Роскомнадзор
  • ст. 102 утратила силу
  • в ст. 15 добавили сведения о новых полномочиях Роскомнадзора.

Теперь сотрудник этого надзорного органа РФ выполняет такие действия:

  1. Создает и пользуется электронной системой ФГИС, которая содержит перечень запрещенных сайтов
  2. На основании конкретного обращения из полиции или иного правоохранительного органа определяет владельца сайта с запрещенной информацией
  3. Отправляет хостинг-провайдеру электронное уведомление о незамедлительном предоставлении сведений, которые идентифицируют владельца запрещенного сайта
  4. В ФГИС указывает дату и время отправления уведомления.

Далее, на протяжении 3 рабочих дней с даты получения письменного уведомления от Роскомнадзора хостинговая компания предоставляет контролирующему госоргану нужную информацию.

На протяжении 3 дней с даты получения от интернет-хостинга необходимых данных Федеральная служба по надзору в сфере связи направляет конкретному владельцу веб-ресурса требование о необходимости срочного подключения к ФГИС, на протяжении 30 рабочих дней.

Заключение

Любую информацию, которая разрешена для применения и рассылки, в интернете предоставляют в свободном доступе. Определенные ограничения к 1 или нескольким сайтам устанавливают только в особых случаях, которые перечислены в ФЗ N 149 от 27 июля 2006 г.

Источник: https://potta.ru/vash-jurist/149-fz-ob-informacii-osnovnye-polozhenija-sut-i

Закон об информации и информационной безопасности

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

Информационная безопасность — это сфера деятельности, где изучаются, составляются, оформляются и применяются меры безопасности и защиты личной информации, а также открытость и доступность общедоступной информации. Специальные сотрудники федер. органов проверяют все каналы и потоки сведений для обнаружения и ликвидации утечки засекреченных данных, а также для предотвращения преступлений. Для гарантий прав граждан на использование и распространение данных был принят соответствующий закон.

Список законов РФ об информационной безопасности

Основные вопросы, процессы и меры информационных систем безопасности регулируются Федеральным законом 149 об инф. технологиях и безопасности. Однако эту область контролируют и положения других законов.

Контроль над этой сферой деятельности осуществляется при помощи следующих законов:

  • ФЗ номер 152 о личных данных. Этот закон регулирует правоотношения между сотрудниками органов и гражданами, работниками учреждений, когда при проведении проверок сотрудники органов обладают полномочиями проверять любые материалы, документы и компьютеры. В таких случаях каждый человек может защищать свои персональные данные и материалы, относящиеся к его личной жизни;
  • ФЗ номер 184 о тех. регулировании. Этот закон регулирует правоотношения между работниками, сотрудниками, участниками осуществления проектирования, строительства, исполнения условий и требований по отношению к продукции и товарам и т. д. Также он определяет права, полномочия и обязанности перечисленных лиц;
  • ФЗ номер 63 об электронной подписи. Этот закон регулирует правоотношения между участниками сделок купли-продажи, при выполнении услуг для обеспечения нужд муниц. и гос. учреждений, при исполнении гос. функций и других юр. действий, когда используются электронные подписи;
  • ФЗ номер 99 о предоставлении лицензии на отдельные категории деятельности. Этот закон регулирует правоотношения, возникающие между сотрудниками различных гос. органов и юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, возникающие при предоставлении лицензии на перечисленные в законе категории деятельности.
Читайте также:  ​​права ребенка в россии: основные права и обязанности по семейному кодексу

Во всех перечисленных законах оформлены статьи и положения, контролирующие сферу информационной безопасности и защиты личных данных.

Общие положения 149 ФЗ

Закон об информ. безопасности 149 был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Последние изменения в него были внесены 25 ноября 2017 года. ФЗ 149 содержит 18 статей.

Он касается правоотношений, возникающих при проведении деятельности по поиску, предоставлении, производстве или передаче материалов или информации, при использовании системы и развитии мер защиты информации, при использовании или применении полученных сведений.

Краткое содержание Федерального закона номер 149 об информации, инф. технологиях и защите информации:

  • 1 ст. — сфера, которую регулирует закон;
  • 2 ст. — термины и понятия;
  • 3 ст. — список законных принципов регулирования в данной сфере;
  • 4 ст. — акты и нормативы, контролирующие настоящую область;
  • 5 ст. — информация — это объект правоотношений;
  • 6 ст. — лица, обладающие сведениями;
  • 7 ст. — информация, доступная населению, открытая и публичная;
  • 8 ст. — перечислены лица, имеющие права на доступ к сведениям;
  • 9 ст. — ограничения и запреты;
  • 10 ст. — распространение и предоставление сведений третьим лицам;
  • 11 ст. — документирование и учет;
  • 12 ст. — способы регулирования и контроля над настоящей сферой;
  • 13 ст. — системы и программы;
  • 14 ст. — гос. системы, содержащие важную информацию;
  • 15 ст. — применение телевизионно-коммуникационных сетей в описываемой области деятельности;
  • 16 ст. — защита и меры безопасности сведений;
  • 17 ст. — ответственность, наказания и виды преступлений;
  • 18 ст. — перечисление утративших силу положений.

Настоящий Федеральный закон обладает основными принципами, используемыми для определения информационной безопасности и для мер защиты:

  • Любое лицо, проживающее на территории России имеет право на поиск публичной и общедоступной информации, использование найденных сведений для распространения и передачи любыми известными способами;
  • Граждане имеют право применять, распространять или передавать только общедоступные сведения, запрещено запрашивать какие-либо данные, относящиеся к секретным или частным;
  • Ограничения или запрет на доступ к информации может быть осуществлен только в связи с определенными положениями законодательства Российской Федерации;
  • Сведения распространяются и передаются лицам только в случае их запроса на эту информацию;
  • Любая организация, фирма или компания с коммерческой программой обязуется предоставить подробные сведения о собственной деятельности и с описанием характеристик компании в публичном доступе. Исключения могут быть использованы только если они соответствуют условиям и требованиям настоящего ФЗ;
  • Информационная система контролируется и защищается государственными учреждениями;
  • Все системы, эксплуатация информации и данные, оформленные на официальных сайтах или в официальных документах обязаны быть на русском языке.

Не только граждане (физ. лица), но и юридические лица обладают правами на наличие информации. У физ. и юр. лиц различные полномочия в этой области и права, обязанности и полномочия определяются законодательством, а именно нормативными актами РФ и описываемым Федеральным законом.

В ФЗ 149 перечислены права, которым обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Права на разрешение или ограничение доступа к принадлежащей владельцу информации;
  • Право на передачу данных или сведений третьим лицам в связи с оформлением и заключением договора;
  • Право на использование, распространение сведений по собственному усмотрению так, как желает владелец.

В ФЗ 149 перечислены обязанности, которыми обладает лицо, владеющее сведениями:

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

  • Соблюдение прав, обязанностей и полномочий других граждан, к которым сведения могут относиться;
  • Применение запрета или ограничения на доступ к данным, если эти данные должны быть изъяты из доступа согласно положениям нормативов, актов и законов России;
  • Применение мер и методов для обеспечения защиты и безопасности информации, которая принадлежит этому лицу.

Любая информация, сведения и данные, разрешенные для распространения и применения должна быть открытой и предоставляться в свободном порядке.

Шифровки возможны только в исключительных случаях, оформленных в настоящем законе.

В случае если при передаче или при распространении информации деятельность происходит без участия СМИ (подробнее здесь:), проводится контроль, чтобы данные были достоверными и имели идентификацию опубликовавшей личности.

Владелец сайта в сети Интернет или любого другого ресурса, где распространяется информация обязан в специальной колонке или рубрике поместить собственные данные:

  • Имя, фамилия, отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Адрес проживания.

Такие данные о владельце сайта могут понадобиться не только гражданам, заходящим на сайт, но и сотрудникам органов. Любое лицо, имеющее осложнения с доступом к информации или имеющее вопросы к владельцу, имеет право выслать письмо. Письмо также высылается владельцу в случае, если были обнаружены какие-либо нарушения в интернет — ресурсе.

Согласно законодательству РФ, запрещена также любая пропаганда. Среди запретов перечислена пропаганда войны и насилия, пропаганда религиозной или расовой ненависти, пропаганда самоубийства (псих. влияние) и т. д. За перечисленные виды открытой или закрытой пропаганды автор текста будет нести уголовную или административную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Секретные, тайные или важные материалы, документация, сведения должны быть задокументированы. Оформление таких бумаг и способы их хранения оформлены в Федеральном законе об исполн. власти.

Владелец информации или каких-либо материалов при просмотре интернет — страниц может обнаружить использование собственной информации без разрешения. В таком случае, владелец имеет право подать иск о нарушении авторских прав на владельца сайта. При подаче иска составляется доверенность, обязательно заверяющаяся у нотариуса.

Скачать закон об информационных технологиях и защите информации

Граждане, сотрудники или должностные лица, нарушившие установленные положения, требования и условия закона будут нести ответственность. В случае, если гражданин обнаружил нарушение собственных прав в описанной выше области, он имеет право подать иск в судебные органы для получения компенсации и возмещения убытков, в зависимости от ситуации:

  • В случае, если лицу был причинен моральный ущерб;
  • Нанесение ущерба чести и деловой репутации;
  • Защита чести и достоинства.

Владелец интернет-ресурса, страницы или сайта имеет право купить информацию у лица. Часто случается, что третьи лица продают материалы без ведома автора. В таких случаях иск о нарушении авторских прав будет проигнорирован. Эти условия и требования действуют не только на продажу сведений, но и на получении лицензии на использование авторских прав.

В случаях, когда нарушения закона были обнаружены неоднократно на одних и тех же сайтах и ресурсах, сотрудники органов контроля имеют право ограничить к ним доступ. На официальных сайтах Федеральных органов можно найти документ с полным списком сайтов и ресурсов, доступ к которым был ограничен или вовсе запрещен.

Скачать Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-informacii-i-informacionnoj-bezopasnosti/

Федеральный закон «Об информации»

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

Федеральный закон об информационной безопасности от 27. 07.2006 г., относится к разделу законодательства о государственной тайне.

Государственная тайна — охраняемый государством материал в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Распространение соответствующей информации может нанести серьезный ущерб безопасности России.

Описание закона

Федеральный закон о защите информации был принят членами Государственной Думы 8 июля 2006 г. и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года.

Содержание постановления несколько отличается от других правовых актов Российской Федерации.

149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включает в себя только статьи, на отдельные главы закон не подразделяется.

Закон об информации содержит в себе 18 статей:

  • Ст 1. Область действия Федерального закона;
  • Ст 2. Главные понятия ФЗ;
  • Ст 3. Нормы правового регулирования взаимоотношений;
  • Ст 4. Законодательство РФ относительно информации, информационных технологиях и о защите информации;
  • Ст 5. Сведения как объект правовых взаимоотношений;
  • Ст 6. Обладатель сведений;
  • Ст 7. Общедоступные сведения;
  • Ст 8. Право на доступ к информации;
  • Ст 9. Ограничения относительно доступа к определенным сведениям;
  • Ст 10. Предоставление материала или его распространение;
  • Ст 11. Документирование материала;
  • Ст 12. Общегосударственное регламентирование в области применения информационных технологий;
  • Ст 13. Информационные системы;
  • Ст 14. Государственные информационные системы;
  • Ст 15. Применение информационно-телекомуникационных сетей;
  • Ст 16. Правовая защита сведений;
  • Ст 17. Ответственность за правонарушения;
  • Ст 18. О признании утратившими силу отдельных правовых актов РФ.

Последние изменения в закон об информационной безопасности РФ вносились 01 мая 2017 года. Закон №149-ФЗ регулирует отношения, которые возникают при реализации прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение сведений. А также при применении информационных технологий и обеспечении защиты сведений.

Читайте так же 282 ФЗ о статистическом учете. Последняя редакция тут: 

Текст ФЗ 149

149 Федеральный закон об информационных технологиях и защите информации определяет политику государства в области формирования справочных ресурсов и их направлений. Скачать Федеральный закон 149 в последней редакции можно тут.

Стоит отметить, что граждане, служба государственной власти, служба местного самоуправления, учреждения и общественные объединения обязаны предоставлять подтвержденную документами информацию лицам, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Читайте также:  Гараж в наследство: переходит ли право по наследству, как вступить и оформить

Последние изменения, внесенные в закон об информации

В Федеральном законе №149-ФЗ было одобрено введение понятия «владелец аудиовизуального сервиса». Были ужесточены сроки запрета на применение аудиовизуального сервиса в целях реализации уголовно наказуемых преступлений. Нововведения касались не всех статей 149-ФЗ.

Ознакомьтесь  ФЗ «О занятости населения в РФ»

В Федеральном законе 149, следует выделить следующие статьи:

Статья 2

Последние изменения, утвержденные РФ, были внесены 29.06.2015 г. Дополнился пункт 20 относительно поисковой системы, которая осуществляет поиск информации определенного содержания в сети Интернет. Применяется для осуществления государственных и городских функций, и других публичных полномочий, установленных Федеральным законом.

149 ФЗ об информации: основные положения, суть и принципы закона

Статья 3

Описываются основные принципы правого регулирования отношений. Никаких нововведений ст 3 не претерпевала, актуальными являются все те же принципы, которые были в первоначальной публикации документа.

Статья 4

Законодательство РФ, как и ранее, основывается на Конституции Российской Федерации. Правовое регулирование взаимоотношений реализовывается в соответствии с нормативными документами о средствах массовой информации. А порядок хранения регламентируется законодательством об архивном деле. Поправки и дополнения в новую редакцию не вносились.

Статья 7

В середине 2013 года были одобрены последние изменения в 4, 5, 6 частях статьи 7. Допускается размещение материала в сеть в определенном формате, допускающим автоматизированную обработку.

В части 5 были ужесточены меры относительно распространения сведений, которые относятся к государственным тайнам. По требованию соответствующего органа по защите прав субъектов персональных данных, публикация сведений в форме открытых данных должна будет приостановлена или прекращена вовсе.

Статья 8

Последние нововведения закона были утверждены 27 июля 2010 года. Был изменен 5 пункт в настоящем ФЗ 149-ФЗ об информации, служба государственного управления обязана обеспечить доступ к материалу о своей деятельности, в том числе с применением информационно-телекаммуникационных сетей.

Статья 13

Новая редакция ст 13 подготовлена на основе новых изменений, которые были одобрены 31.12.2014 года. Для свободного использования технических средств информационных систем, муниципальные предприятия должны размещаться на территории России. Согласно новым дополнениям, порядок осуществления контроля за соблюдением норм регламентируется Правительством РФ.

Статья 15

В июле нынешнего года были одобрены последние изменения, касательно статьи 15 части 14. Согласно новой редакции закона, Федеральная служба исполнительной власти обязана уведомлять по системе взаимодействия о нововведениях федеральную службу исполнительной власти внутренних дел.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/federalnyj-zakon-ob-informacii/

"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный) (Ковалева Н.Н., Холодная Е.В.)

Итак,
информационные отношения возникают,
изменяются и прекращаются в информационной
сфере и регулируются
информационно-правовыми нормами. Являясь
разновидностью правовых отношений, они
выражают все основные признаки правового
отношения , а именно: ———————————

Правоотношение —
это вид общественных отношений, в которых
реализуются урегулированные правом
взаимодействия двух и более субъектов (см.:
Бачило И.Л. Информационное право: основы
практической информатики. Учебное пособие.
М., 2003. С. 178).

— первичность
информационно-правовых норм; —
идеологический (мировоззренческий)
характер, т.к. возникновение, изменение и
прекращение информационных отношений
проходит через сознание людей, прежде всего
такую его сферу, как правосознание; —
волевой характер, т.к.

информационные
отношения всегда являются результатом
волеизъявления его сторон или одной из
сторон; — двусторонний или
многосторонний характер, т.е.

это всегда
связь между его участниками через их
субъективные права и юридические
обязанности; — взаимосвязанный,
корреспондирующий характер отношений
сторон, т.е.

эти отношения выражаются во
взаимных правах, обязанностях и
юридической ответственности; — наличие
информационной правосубъектности сторон в
информационных отношениях; —
регулирующая роль, заключающаяся в том, что
информационные отношения определяют
конкретное поведение сторон и вносят
элемент урегулированности и порядка в
общественную практику, формируя или
определяя общественную волю.

Что же
касается особенностей информационных
отношений, то, как полагает В.А. Копылов ,
они сводятся к тому, что эти отношения: ———————————

Копылов В.А.
Информационное право: Учебник. 2-е изд.,
перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 98.


возникают, развиваются и прекращаются в
информационной сфере при обращении
информации; — опосредуют
государственную политику признания,
соблюдения и защиты информационных прав и
свобод человека и гражданина в
информационной сфере; — отражают
особенности применения публично-правовых и
гражданско-правовых методов правового
регулирования при осуществлении
информационных прав и свобод с учетом
специфических особенностей и юридических
свойств информации и информационных
объектов. Структура информационного
правоотношения представляет собой
совокупность следующих элементов. Субъекты: физические лица; юридические лица всех форм
собственности; органы государственной
власти; должностные лица; общественные организации; другие
субъекты, признаваемые субъектами права. Информационное право призвано обеспечить
достаточность правового регулирования с
учетом специфики субъектов, которые
участвуют в правоотношении (например,
использование блокиратора на телевидении
от детей).

Объект правоотношений — это те
явления (предметы) окружающего мира, на
которые направлены субъективные
юридические права и обязанности. Объектами
правоотношений выступают явления
(предметы) материального и духовного мира,
т.е., иными словами, разнообразные
материальные и нематериальные блага,
способные удовлетворять потребности
субъектов . ———————————

См.: Алексеев С.С. Указ. соч. Т. 2. С.
154.Объекты информационного права — это
все те материальные, духовные и иные
социальные блага, явления и процессы, по
поводу которых субъекты информационного
права вступают в информационно-правовые
отношения и что является предметом их
интересов, прав и обязанностей . ———————————

См.: Рассолов М.М.
Информационное право. М., 1999. С. 47.

Если
говорить более определенно, то объектом
информационных правоотношений является
сама информация в ее многочисленных и
многообразных формах, таких, например, как
документированная информация: документ,
информационные ресурсы, средства
обеспечения автоматизированных
информационных систем, различные виды
конфиденциальной информации. В
информационных правоотношениях основными
объектами являются разнообразные
информационные ресурсы: печатные издания,
газеты, журналы, книги, аудио- и
аудиовизуальные материалы, рекламная
продукция, компьютерные программы, базы и
банки данных, информационные сети и
системы, средства связи и т.п. Именно они
наиболее часто попадают в поле зрения
информационных споров, сделок,
договоров. Поведение субъектов права,
их поступки и действия в информационных
отношениях также могут быть объектом права.
Это может быть, если норма информационного
права, регулирующая определенные
отношения, закрепляет какие-либо действия.
Например, Федеральные закон «О библиотечном
деле» запрещает соответствующим
государственным органам и должностным
лицам принимать решения, ущемляющие
законные интересы библиотек и их
пользователей под угрозой обращения в суд
(ст. 15).

К особой группе объектов
информационного права относят
нематериальные блага, т.е. не имеющие
экономического содержания и неотделимые от
личности их носителя блага и свободы,
признанные действующим законодательством
.

Проявление нематериальных благ в
качестве информации возможно в тех случая,
когда необходимо защищать честь,
достоинство и личную репутацию гражданина,
т.е. об информации, которая искажена и не
соответствует личностным качествам
данного человека.

Нематериальные блага
характеризуются двумя признаками:
отсутствием материального содержания и
неразрывной связью с личностью носителя. ———————————

См.: Снытников А.А.,
Туманова Л.В. Указ. соч. С. 129 — 130.Таким
образом, основным объектом правоотношений
в информационной сфере является информация
в ее многочисленных и многообразных
материализованных формах, т.е.

информация,
находящаяся в гражданском,
административном или ином общественном
обороте и в зависимости от которой
возникают общественные отношения,
подлежащие правовому регулированию. Предмет — само произведение, документ, т.е.
информационный продукт (информационная
технология).

Но в некоторых случаях в
качестве предмета выступают права и
обязанности.

Юридический факт (событие
или действие). Чтобы факт (совершившееся
действие, событие) превратился в факт
юридический, должны быть определенные
условия, и важнейшее из них связано с
состоянием нормативно-правовой системы
национальной, корпоративной или
международной.

Факты, которые не попадают в
правовое поле действующего
законодательства, остаются таковыми,
существуют, но не превращаются в
юридические факты.

Например, если нет
закона, устанавливающего правовой режим
программ для электронно-вычислительных
машин, то факт создания таких программ, их
использования будет неюридическим до тех
пор, пока законом не будет легитимировано
существование такого предмета отношений. В
РФ Закон РФ от 23 сентября 1992 г.

N 3523-1 «О
правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных» был
принят в 1992 году, но это не означает, что
такие предметы ранее не производились и не
потреблялись. Однако строить
правоотношения в данной области было
сложнее, чем при наличии специального
нормативно-правового акта по этому
поводу. ———————————

Ведомость СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325; СЗ РФ.
2002. N 52 (часть I). Ст. 5133; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 6. Ст.
636.Следовательно, для возникновения и
реализации правоотношений в т.ч.

в области
информационной сферы необходимо в качестве
объективных условий, во-первых, наличие
реальных фактов, связанных с интересами
различных субъектов общества, и, во-вторых,
наличие нормативно-правовой основы,
соответствующих правовых норм, позволяющих
ввести отношения по конкретному факту в
систему юридических фактов и правовых
отношений.

Например, ряд ситуаций,
возникающих в сетях и системах Интернета,
нуждается в правовом регулировании.
Отсутствие каких-либо общих международных
норм в этой области осложняет дело.

Один
юридический факт может породить множество
правоотношений (уголовно-правовые
отношения, административные,
межгосударственные правоотношения), и
наоборот: множество правоотношений — один
юридический факт (регистрация рождения
ребенка — данные о браке, о родителях,
медицинские документы). Содержание
правоотношения — это совокупность прав и
обязанностей субъектов.

Они зависят от
вида информационных правоотношений. Так,
например, при производстве такой
информации у субъектов — ее производителей
возникают следующие права и обязанности
: ———————————

Перечисленные здесь и ниже перечни прав,
обязанностей и ответственности являются
приблизительными и могут дополняться и
развиваться в реальных условиях.

— право
на создание произведений науки и
литературы, иной подобного рода
информации; — право интеллектуальной
собственности на результаты творческой
деятельности и право вещной собственности
на документированную информацию,
отражающую эти результаты (право передачи
исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности); —
ограничение права на создание
документированной информации
ограниченного доступа; — ограничение
права на создание вредной, опасной для
общества информации; — обязанность по
созданию информационных ресурсов в
соответствии с установленной компетенцией
и предоставления информации из них
потребителям информации; — обязанность
исполнения условий авторских договоров; — ответственность за непредставление
информации; — ответственность за
недостоверность создаваемой информации,
недоброкачественную и ложную информацию и
дезинформацию; — ответственность за
качество информационных ресурсов,
информационных продуктов, предоставления
информационных услуг; — ответственность
за создание и распространение
контрафактных экземпляров. При
производстве массовой информации
возникают следующие права и обязанности
участников информационных отношений: —
право на создание массовой информации
(журналист, редакция); — право на защиту
чести и достоинства (любой член
общества); — право интеллектуальной
собственности на распространяемые СМИ
результаты творческой деятельности (автор
распространяемой информации); —
обязанность по достоверному, оперативному,
полному информированию населения
(пользователей Интернета) (редакции и
журналисты); — обязанность по
обеспечению гарантий свободы слова
(государство); — ограничение права на
распространение информации ограниченного
доступа (все участники производства и
распространения массовой информации); —
ограничение права на распространение
вредной, опасной для общества информации
(все участники производства и
распространения массовой информации); —
ответственность за недостоверность
создаваемой информации, за
недоброкачественную и ложную информацию и
дезинформацию, за введение цензуры (все
участники производства и распространения
массовой информации). В процессе
производства, передачи и распространения
такой информации возникают следующие права
и обязанности у участников таких
правоотношений: — обязанность по
производству и распространению (или
обеспечению распространения) нормативных
правовых актов в соответствии с
установленной компетенцией; —
обязанность за предоставление информации
из таких документов; — ответственность
за создание официальных документов
неудовлетворительного качества. В
информационных процессах по обращению
информации с ограниченным доступом
возникают следующие права и обязанности: — обязанность по установлению состава
информации ограниченного доступа; —
обязанность по установлению информации,
которая не может относиться к категории
ограниченного доступа; — ограничение
имущественных прав при отнесении созданной
автором информации к государственной
тайне; — обязанность лицензирования
деятельности по обработке информации
ограниченного доступа; — обязанность по
установлению ограничений по доступу к
информации ограниченного доступа; —
обязанность по обеспечению защиты
информации и информационных ресурсов,
содержащих такую информацию, от
несанкционированного доступа; —
ответственность за нарушение условий
ограниченного доступа, за разглашение
информации ограниченного доступа. Информационные отношения, возникающие при
создании и применении информационных
систем, их сетей, средств обеспечения,
основываются на следующих правах и
обязанностях их участников: — право на
создание и применение информационных
систем, их сетей, средств их обеспечения
(все участники этих процессов);

  • — право
    интеллектуальной
Читайте также:  Льготы ветеранам труда: какие положены и какими можно пользоваться

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/850

Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Основополагающим среди российских
законов, посвященных вопросам
информационной безопасности, следует
считать закон «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» от 27 июля 2006 года номер
149-ФЗ (принят Государственной Думой 8
июля 2006 года). В нем даются основные
определения, намечаются направления,
в которых должно развиваться
законодательство в данной области,
регулируются отношения, возникающие
при:

  1. осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

  2. применении информационных технологий;

  3. обеспечении защиты информации.

Процитируем основные определения:

  1. информация— сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

  2. информационные технологии— процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

  3. информационная система— совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

  4. информационно-телекоммуникационная сеть— технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

  5. обладатель информации— лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

  6. доступ к информации— возможность получения информации и ее использования;

  7. конфиденциальность информации— обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

  8. предоставление информации— действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

  9. распространение информации— действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

  10. электронное сообщение— информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

  11. документированная информация— зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

  12. оператор информационной системы— гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Мы, разумеется, не будем обсуждать
качество данных в Законе определений.
Обратим лишь внимание на нетрадиционность
определения конфиденциальности
информации, приравнивающего
конфиденциальность к неразглашению.

В статье 3 Закона сформулированы принципы
правового регулирования отношений в
сфере информации, информационных
технологий и защиты информации:

  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;

  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Отметим, что в этих принципах явным
образом фигурируют целостность
(достоверность) и доступность
(своевременность предоставления)
информации.

В статье 9 Закона содержатся следующие
положения:

  1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

  3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

  4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в этой статье упор делается
на конфиденциальность информации.

Статья 11 «Документирование информации»
содержит следующие важные положения:

3.

Электронное сообщение, подписанное
электронной цифровой подписью или иным
аналогом собственноручной подписи,
признается электронным документом,
равнозначным документу, подписанному
собственноручной подписью, в случаях,
если федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами не
устанавливается или не подразумевается
требование о составлении такого документа
на бумажном носителе.

4.

В целях заключения гражданско-правовых
договоров или оформления иных
правоотношений, в которых участвуют
лица, обменивающиеся электронными
сообщениями, обмен электронными
сообщениями, каждое из которых подписано
электронной цифровой подписью или иным
аналогом собственноручной подписи
отправителя такого сообщения, в порядке,
установленном федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами
или соглашением сторон, рассматривается
как обмен документами.

Статья 16 целиком посвящена вопросам
защиты информации. Процитируем ее
полностью.

  1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

    1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

    2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

    3. реализацию права на доступ к информации.

  2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

  3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

  4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

    1. предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

    2. своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

    3. предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

    4. недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

    5. возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

    6. постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

  5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

  6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

В процитированной статье Закона
фигурируют все три основных аспекта
информационной безопасности: доступность,
целостность и конфиденциальность. Кроме
того, обязательным является отслеживание
нарушений безопасности и постоянный
контроль за обеспечением уровня
защищенности информации.

Явным образом не упомянуты такие меры,
как аккредитация, сертификация и
лицензирование, но в пунктах 5 и 6 они,
конечно, подразумеваются.

Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения
Закона «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации».
На следующей странице будут рассмотрены
другие законы РФ в области информационной
безопасности.

Источник: https://studfile.net/preview/5373000/page:2/

Ссылка на основную публикацию