Перевод земли из одной категории в другую: закон, порядок и правила

Законодательство предусматривает разделение земель на категории, в соответствии с которыми разрешается их использовать.

Осуществление деятельности на участке земли для нее не предназначенной, является нарушением требований закона.

Однако нередко возникают ситуации, когда собственнику земля необходима для определенных нужд и встает вопрос о смене целевого назначения земли. Для чего разделяются земли и как перевести землю из одной категории в другую?

Для чего нужен перевод земель из одной категории в другую?

Любой участок земли подлежит обязательной классификации и владелец должен использовать его в соответствии с его предназначением.

Выделяют несколько основных групп – земли запаса, с/х назначения, населенных пунктов, специального назначения (промышленности, энергетики и пр.), а также лесной и водный фонд, особо охраняемые территории. Такое разделение необходимо для защиты участков от незаконного использования.

На одних землях можно построить многоэтажные дома, а на других разрешено лишь вести сельскохозяйственную деятельность и самой серьезной постройкой, которую можно возвести станет амбар.

Но что делать, если собственнику необходимо осуществлять на участке ту деятельность, которой нет в перечне видов разрешенного использования конкретно для его земли. Для этого потребуется перевод земель из одной категории в другую.

Как узнать обременение земельного участка и что для этого необходимо, вы можете прочесть в нашей новой публикации по ссылке.

Перевод земли из одной категории в другую: закон, порядок и правила

Схема: Категории земель в РФ.

Порядок перевода земель из одной категории в другую

В случае смены категории земли у собственника появятся и новые варианты ее возможного использования, что позволит ему задействовать участок для своих целей, не нарушая закон. Для изменения категории своего земельного участка понадобится:

  • оформить ходатайство;
  • собрать необходимые документы;
  • направить заявление и документы в соответствующие органы.

Порядок принятия решения о переводе участка земли из своей категории в другую занимает около двух месяцев в случае, если рассмотрением вопроса занимаются органы местного самоуправления, и на 30 дней дольше, если ходатайство было направлено в Правительство РФ.

Образец ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, вы можете скачать по этой ссылке.

Пакет необходимых документов и правила их оформления

Для перевода земли из одной категории в другую потребуется подготовить:

  • выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество;
  • документы, подтверждающие личность владельца;
  • выписку из кадастра или кадастровый паспорт;
  • экспертное мнение специалиста о целесообразности процедуры или заключение экологической экспертизы (если требуется в данном конкретном случае).

Как оформить гараж в собственность в гаражном кооперативе и какие документы для этого необходимы? Ответ содержится по ссылке.

Если владелец – физическое лицо, для подтверждения личности достаточно предъявить копию паспорта, а если юридическое лицо или ИП, тогда понадобится выписка из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

Если заявление подает не собственник земельного участка, обязательно следует приложить согласие настоящего владельца на смену категории земли.

Перевод земли из одной категории в другую: закон, порядок и правила

Образец приказа о комиссии по рассмотрению ходатайства по переводу земли из одной категории в другую.

К пакету документов нужно приложить ходатайство, в котором понадобится указать:

  • права на участок земли;
  • обоснование изменения категории участка;
  • категорию, в которую планируется перевести участок и его нынешнюю категорию;
  • кадастровый номер участка земли.

Что такое право постоянного бессрочного пользования землей и кто владеет такой правомочностью, вы можете прочесть здесь.

Куда обращаться с ходатайством?

Для того, чтобы перевести землю из одной категории в другую, нужно обратиться:

  • в органы исполнительной власти субъектов РФ, если земли с/х, водного и лесного фонда;
  • в орган местного самоуправления, в случае если земля в частной или муниципальной собственности;
  • в специально назначенный федеральный орган или Правительство РФ, если владелец земли – государство.

Как перевести земли сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда в иную категорию?

Некоторые категории земель могут быть переведены в иные категории, только при соблюдении определенных условий. К таким относятся земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые земли, водного и лесного фонда, специального назначения.

Порядок перевода земель сельхозназначения в другую категорию

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию возможен лишь в некоторых случаях, связанных:

  • с целью добычи полезных ископаемых при условии, что проект уже утвержден;
  • с прокладыванием дорог, оборудованием линий электропередач и т.д.;
  • перевод земель сельхозназначения с консервацией земель;
  • с целью обеспечения безопасности власти и обороны страны.

Как изменить вид разрешенного использования и целевое назначение земельного участка, вы можете прочесть в этой статье.

Перевод земли из одной категории в другую: закон, порядок и правила

Схема: Основные категории земель и их назначение.

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляетсятолько в том случае, если использование по целевому назначению невозможно, и имеется положительное решение экологической экспертизы.

Как изменить категорию земель водного фонда?

Земли водного фонда можно перевести в иную категорию, если:

  • появилась необходимость в создании особо охраняемых территорий;
  • водный объект перестал существовать;
  • произошли изменения в населенных пунктах;
  • потребовалось разместить объекты муниципального или государственного значения.

Каким должно быть расстояние от дома до границы участка, а также расстояние между частными домами при строительстве — узнайте тут.

Порядок перевода земель специального назначения

При переводе земель специального назначения (промышленности и прочее) потребуется:

  • восстановить земли, если на них осуществлялась деятельность, в результате которой был нарушен почвенный слой;
  • подготовить проект рекультивации земель, если те были загрязнены, застроены или нарушены.

Перевод земли в другую категорию должен быть не только обоснован, но и безопасен для окружающей среды, а также целесообразен. Не получится просто взять и вырубить все деревья, и построить ферму, заселив ее скотом на участке, который, к примеру, считается лесным фондом. Для положительного решения ответственных органов должна иметься существенная причина.

Как правильно выбрать категорию земли при покупке земельного участка, вы можете узнать в следующем видео-уроке:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/zemlya/kak-perevesti-zemlyu-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu-3-klyuchevy-h-e-tapa.html

Порядок перевода земель из одной категории в другую

Перевод земли из одной категории в другую: закон, порядок и правила

В законодательстве РФ прописаны правила обязательного разделения земельных участков по категориям, указывающим на цели использования земли и принадлежность участка к определенной территориальной единице.

Например, на промышленных участках будут впоследствии возводиться производственные объекты и здания, а сельхоз земли будут применяться аграриями в растениеводстве или животноводстве. Если возникает необходимость изменить специализацию того или иного участка, необходимо будет внести соответствующие правки в документацию на участок.

Ситуации, когда участок нужно применить не в целевом назначении и сменить его категорию использования, возникают достаточно часто. Процессу изменения специализации неизбежно сопутствует смена правового режима и коррекция цены в ту или иную сторону.

Правила перевода у каждой категории отличаются, а сам список категорий целевого назначения выглядит следующим образом:

  • Сельскохозяйственные земли;
  • Участки, отведенные для поселений;
  • Земли, предназначенные для промышленного использования, включая транспортную, энергетическую и другие отрасли. Также к ним относятся земли со специальным статусом и функциональным назначением (безопасность, оборона и т. п.);
  • Лесной и водный фонды;
  • Объекты, находящиеся под государственной охраной;
  • Земли запаса.

Отдельный участок подлежит переходу в другую категорию в тех случаях, если:

  • собственником земли является Правительство РФ;
  • собственниками являются субъекты РФ;
  • владелец участка – частное лицо;
  • сельхоз земли, собственником которых является местный орган самоуправления;
  • земли, для которых определена иная целевая задача, владельцами которых являются органы самоуправления.

Порядок смены целевой специализации земли полностью определяется действующим законодательством. Его нормы призваны регламентировать использование земли и распределение имеющихся в наличии земельных богатств, справедливо считающихся национальным достоянием страны, ввиду своей особой социально-экономической важности.

На фоне проводимых в Российской Федерации общественно-экономических преобразований, возникла необходимость создать более совершенную систему управления земельными ресурсами, отвечающую современным требованиям.

Начиная с 05.01.2005 г. начала действовать усовершенствованная версия закона, регламентирующего смену категории назначения земли.

В ней более четко прописан механизм перевода земель (включая случаи, когда потребовалось решение суда), предоставлены примеры ходатайств о смене специализации, а также указаны сроки изучения ходатайств и принятия решений по ним.

В законе также перечислены возможные причины отказа в переводе с обоснованием подобных решений.

Смена специализации земельного участка не может быть произведена, если действующее законодательство напрямую запрещает ее проведение. Поводом для отказа может служить отрицательное заключение, выданное в результате экологической экспертизы или после выявления несоответствий нового назначения участка утвержденной ранее схеме территориального планирования.

  • Чтобы инициировать процесс смены категории, необходимо подать ходатайство в муниципальные органы или исполнительный общегосударственный орган, наделенные соответствующими полномочиями.
  • Ходатайство может касаться как непосредственной смены категории земли, так и вывода отдельного участка из перечня земель определенной категории с целью дальнейшего изменения его категории.
  • Если речь идет о переводе земли из состава участков, имеющих сельхоз назначения, то в ходатайстве следует указать следующую информацию:
  • назначенный данному участку номер в кадастре;
  • определить текущую категорию земли и категорию, в состав которой запланирован ее будущий перевод;
  • процесс перевода требует соответствующего обоснования;
  • предоставляется документальное свидетельство на право владения или распоряжения земельным участком.

Непосредственно с ходатайством необходимо подать следующий пакет документов:

  • проект землеустройства, в котором прописаны обоснования смены категории земельного назначения для участка;
  • полученная из земельного кадастра выписка, в которой изложены полные сведения о переводимом участке;
    для подтверждения личности заявителя предоставляется копия паспорта (для физ. лиц), сведения из ЕГРЮЛ для ИП или юр. лиц;
  • для подтверждения права собственности на участок, который в будущем будет выполнять другую функцию, необходимо предъявить информацию, полученную из единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним;
  • в ряде случаев законодательство требует предварительно провести экологическую экспертизу перевода, заключение прилагается к ходатайству;
  • документально подтвержденная согласованность с обладателем прав на землю, если в законодательстве указано, что такое согласование не является обязательным, то подтверждение не нужно предоставлять (образец оформления согласия на перевод земли из одной категории в другую, можно скачать здесь);
  • согласование процесса смены специализации земельного участка с исполнительным органом местной власти.

Среди перечисленных документов от заявителя ходатайства в обязательном порядке требуются лишь копии документов, подтверждающих личность, и подтверждение от правообладателя. Остальная документация может быть получена органом исполнительной власти самостоятельно через межведомственный обмен.

Отказ в переводе земельного участка

После рассмотрения поданного прошения в виде ходатайства, уполномоченный действующими законами орган обязуется утвердить решение о переводе участка в новую категорию или отказать в данном действии. Чтобы не получить отказ, заявителю необходимо тщательно изучить возможные причины отказа в переводе.

Наиболее частыми основаниями, которыми обосновывается отказ, являются:

  • неполный состав, некорректное содержание или форма документации, приложенной к ходатайству;
  • ходатайство было подано ненадлежащим лицом.

Если причиной отказу послужили именно эти причины, в 30-дневный срок заявителю будет возвращено ходатайство с подробным указанием того, какие недостатки следует исправить, чтобы оно было принято в делопроизводство.

Ниже перечислены условия, при которых смена категории участка не может быть произведена в принципе:

  • Федеральное законодательство напрямую ограничивает или запрещает смену категории для определенного перечня земель;
  • После обязательной экологической экспертизы было выдано отрицательное заключение по переводу;
  • Если обнаружен факт несоответствия между будущим целевым назначением земли и принятым планом территориального развития, планами по землеустройству, иным документам, связанным с территориальным планированием.
  1. Заявитель ходатайства вправе обратиться в судебную инстанцию для обжалования отказа в смене назначения участка.
  2. Смена земельной категории без согласия правообладателя
  3. Органы исполнительной власти, а также местные муниципалитеты вправе подать ходатайство о переходе земли в новую целевую категорию, не согласовывая его с лицами и организациями, владеющими правами на участок. Законодательно предусмотрены два условия, когда исполнительным органам власти предоставляется подобная возможность
  • если после перевода со старой категории земля будет включена в природоохранные территории, сохраняясь при этом в собственности текущего владельца;
  • если было принято постановление о смене старой или установлении новой черты города.
Читайте также:  Закон о персональных данных: требования и ответственность 152 фз

Принятое с подобными обоснованиями ходатайство может быть обжаловано правообладателем земли в суде.

Перевод земли из одной категории в другую: закон, порядок и правила

Сроки рассмотрения ходатайств

Положительные и отрицательные решения по ходатайствам должны быть рассмотрены и приняты в установленные сроки:

  • решение о смене назначения земельного участка должно быть принято Правительством РФ за 3 месяца, если иной срок специально не оговаривается правовыми актами РФ;
  • если ходатайство направлено в исполнительный орган местной власти или муниципалитет, на рассмотрение отводится 2 месяца;
  • принятое решение, в том числе акт об отказе, должно быть отправлено заявителю в течение двух недель после рассмотрения;
  • выданная резолюция в виде акта о переводе земли является бессрочной.

Перевод земель из одной категории в другую особенности

Особенности, характерные для ряда отдельных категорий участков, и процедура смены специализации участков из одной группы в другую описаны во второй главе ФЗ «О переводе земель».

В частности, касаемо сельскохозяйственных участков, закон предусматривает возможность смены их специализации при таких условиях:

  • будет проводиться консервация земли;
  • участок включается в природоохранную территорию;
  • проводится перенос черты города;
  • на участках, признанных непригодными для ведения сельхоз деятельности, будут возводиться промышленные здания или они будут использованы в других нуждах, не связанных с ведением сельского хозяйства;
  • непригодные для ведения сельхоз деятельности участки впоследствии будут отнесены к лесному фонду, землям запаса или водному фонду;
  • если на отводимых участках планируется строительство дорожных магистралей, ЛЭП, линий связи (включая сооружения линейно-кабельные), трубопроводы различного назначения, железнодорожные полотна и прочие линейные объекты. Условие действительно в том случае, когда стоимость участков с сельхоз угодьями, согласно кадастру, более чем на 30% ниже среднего по району показателя, а запланированные линейные объекты будут возводиться в непосредственной близости от дорог и крайней черты полей севооборота;
  • в связи с необходимостью выполнения обязательств РФ международного характера, для поддержания обороноспособности и обеспечения гарантий безопасности государства;
    в связи с возможностью добычи из недр полезных ископаемых (ископаемые общераспространенного типа являются исключением);
  • в целях сохранения памятников исторического и культурного наследия, строительства разноплановых объектов социального, культурного, образовательного и иного назначения.

Закон ограничивает целевой перевод участков из сельскохозяйственной категории в какую-либо иную в том случае, если в их составе находятся ценные угодья, обладающие повышенной сельскохозяйственной продуктивностью. Также при рассмотрении ходатайства проводится сравнительная оценка текущей кадастровой стоимости земельных участков, при которой в качестве ориентира берется средняя по району стоимость.

При переводе земель, ранее используемых промышленными предприятиями, энергетической и транспортной отраслью, были задействованы в телекоммуникационной, радиовещательной, космической отрасли, а также находились в распоряжении Министерства обороны, нет существенных ограничений, кроме нескольких особенностей:

  • при переводе земельных участков из промышленного или иного типа назначения, учитывается фактор загрязнения почвы, наличия строений и зданий, определенных под снос. Перед сменой категории в данном случае необходимо разработать и утвердить проект, нацеленный на рекультивацию земель;
  • если на земельных участках, относившихся ранее к промышленной категории или к категории спецназначения, деятельность, негативно повлиявшая на состав и качество почвенного слоя, требуется проведения ряда мероприятий по восстановлению почвы, согласно утвержденному плану рекультивации.
  • Если ходатайство о переводе земли из промышленной категории было подано исполнительными органами власти или местными муниципалитетами, предварительная рекультивация не является обязательным условием перевода.
  • Для земельных участков, включенных в природоохранную категорию, перевод осуществляется после предварительной экологической экспертизы, проводимой государством, а также других экспертиз, проведение которых обусловлено действующими федеральными законами, связанными с защитой окружающей среды.

Если в результате проверок окажется, что смена целевого назначения приведет к утрате природоохранного, культурно-исторического, рекреационного, научного, оздоровительного или иного критического значения, то в переводе участка на запрошенную категорию заявителю ходатайства будет отказано.

Находящиеся в распоряжении лесного фонда участки земель могут быть также определены в другую категорию назначения при соблюдении следующих обязательных условий:

  • будущие изменения, связанные со сменой целевого назначения, согласуются с уже разработанной документацией по лесоустройству и территориальному планированию. Учитываются существующие на день подачи ходатайства схемы для отведения участков под строительство объектов социального назначения, объекты здравоохранения, жилищно-коммунальные, культурные и иные объекты, а также прокладка автодорог и строительство линейных объектов;
  • при смене расположения городской черты;

Если ни одно из перечисленных условий не подходит, земли, находящиеся в ведении лесного фонда, могут быть определены в другую категорию исключительно после завершения экспертизы по экологическому соответствию и получения в результате положительного заключения. Экспертиза заказывается исходя из имеющейся в наличии документации по лесоустройству.

Причиной ее проведения может быть:

  • невозможность использования переводимых участков в лесном фонде по назначению;
  • данное лесное хозяйство прекращает свою деятельность;
  • требования по обеспечению обороноспособности государства, поддержания его безопасности, а также обеспечение нужд таких отраслей как сельское хозяйство, добывающая промышленность, энергетика и пр.
    обеспечение содержания культурно-исторических памятников РФ.

Переводу земельных участков, зачисленных ранее к водному фонду, могут послужить одни из следующих причин

  • участки будут причислены к действующим природоохранным территориям или на их основе создадут новые рекреационные объекты;
  • близлежащим поселениям требуется территория для изменения городской черты;
  • объекты, обладающие муниципальным или общегосударственным значением, не могут быть размещены в другом месте, кроме как на участках, находящихся в водном фонде;
  • водные объекты будут вскоре ликвидированы или их границы перенесут на другие участки. При изменении местоположения таких объектов, в частности при изменении русел рек, обязательно проводится экологическая экспертиза.

Переведение земли из категории земель запаса требует предварительного формирования участка, согласно действующим правилам проведения подобных мероприятий. В результате формирования участка составляется акт о переводе данной земли из запаса в другую категорию.

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/registraciya-zemlya/poryadok-perevoda-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu.html

Порядок перевода земель из одной категории в другую

Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ,  а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе  земель или земельных участков из одной категории в другую».

По целевому назначению земли в Российской Федерации разделены на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фона;
  • земли запаса.

Согласно положению п. 1 ст. 8 ЗК РФ, отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении:

  • земель, находящихся в федеральной собственности  — Правительством Российской Федерации;
  • земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
  • земель, находящихся в частной собственности:
  • — земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • — земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Непосредственный порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе  земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель).

  1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
  2. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в должны быть указаны:
  3. 1) кадастровый номер земельного участка;
  4. 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  5. 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  6. 4) права на земельный участок.
  7. При этом к ходатайству в соответствии с Законом о переводе земель должны быть приложены:
  8. 1) выписка из государственного кадастра недвижимости   относительно  сведений  о  земельном участке,  перевод  которого  из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  9. 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  10. 3) выписка из Единого государственного  реестра  прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  11. 4) заключение   государственной   экологической   экспертизы   в  случае,  если  ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  12. 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

Следует учитывать, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям, установленным Законом о переводе земель. В этом случае оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

  • По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую  в следующие сроки:
  • 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
  • 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вышеуказанный акт не может быть принят на какой-либо определенный срок.

После принятия  акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суде.

  1. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
  2. 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  3. 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  4. 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
  5. Особенности перевода земель из одной категории в другую регулируются главой II Закона о переводе земель, в которой подробно описаны особенности, свойственные каждой отдельной категории земель.
  6. Так, например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях, связанных:
  7. 1) с консервацией земель;
  8. 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  9. 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
  10. 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  11. 5) с включением непригодных для осуществления      сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель  водного фонда или земель запаса;
  12. 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства указанных объектов;
  13. 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  14. 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  15. 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
  16. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, но имеет некоторые особенности:
  17. — при переводе земель промышленности и иного специального назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу в другую категорию необходим утвержденный проект рекультивации земель;
  18. — при переводе земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность в другую категорию необходимо сначала произвести восстановление нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
  19. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
  20. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
  21. 1) организации особо охраняемых природных территорий;
  22. 2) установления или изменения черты поселения;
  23. 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
  24. В иных случаях перевод земель лесного фонда и в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:
  25. 1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;
  26. 2) прекращением нужд лесного хозяйства;
  27. 3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия народов РФ.
  28. Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях:
  29. 1) создания особо охраняемых природных территорий;
  30. 2) установления или изменения населенных пунктов;
  31. 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  32. 4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  33. Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Читайте также:  Передача дел при увольнении: образец акта и плана, порядок действий

При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается.

Источник: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/guide/startbusines/bisplace/building/m,f,4571/?print

Порядок и особенности перевода земельных участков из одной категории в другую

Инвестор-собственник земельного участка не может его использовать без учета статуса земли. Например, для того, чтобы построить базу отдыха на землях сельскохозяйственного назначения, требуется перевести земли в другую категорию.

  • С учетом того, что в настоящее время вопрос перевода земельных участков из одной категории в другую является актуальным, мы предлагаем пользователям нашего сайта некоторые разъяснения по данной теме.
  • Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ, все земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения 2) земли населенных пунктов 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 4) земли особо охраняемых территорий и объектов 5) земли лесного фонда 6) земли водного фонда 7) земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ; 2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ; земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления. В Нижегородской области решение о возможности перевода земельного участка из одной категории в другую принимается инвестиционным советом при Губернаторе Нижегородской области. Для этого инвестору требуется обратиться с соответствующим ходатайством в «одно окно» (с формой ходатайства и перечнем прилагаемых к нему документов можно ознакомиться на официальном сайте Правительства Нижегородской области по ссылке: http://www.government.nnov.ru/?id=69204). Если документы по форме и содержанию соответствуют действующему законодательству, они в течение одного дня регистрируются и направляются в министерство инвестиционной политики Нижегородской области. Министерство в течение 14 дней со дня поступления ходатайства собирает заключения о возможности перевода земельного участка из одной категории в другую от задействованных органов исполнительной власти и организаций, в том числе мингосимущества Нижегородской области, департамента градостроительного развития территории Нижегородской области, министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, органа местного самоуправления муниципального района, управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области, управления Роспотребнадзора и т.д., а также мнение органов местного самоуправления о переводе земельного участка из одной категории в другую. По истечении 14 дней министерство вносит ходатайство на рассмотрение очередного инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области и одновременно осуществляет подготовку проектов решений инвестиционного совета. По результатам рассмотрения ходатайства и приложенных к нему документов, а также заключений задействованных органов инвестиционный совет принимает решение о возможности перевода земельного участка из одной категории в другую в соответствии с действующим законодательством.

В переводе земельного участка из одной категории в другую может быть отказано в случаях:

  • установления в соответствии с федеральным законодательством ограничения перевода земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Подготовка проекта распорядительного акта о переводе земельного участка из одной категории в другую либо отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую осуществляется мингосимущества Нижегородской области в течение 10 дней с момента представления министерством необходимых документов.

В течение 14 дней со дня принятия акта Правительства Нижегородской области о переводе земельных участков либо об отказе в переводе данный акт направляется заинтересованному лицу.

Перевод земель считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется. Срок с момента подачи ходатайства до перевода земель, согласно федеральному законодательству, не должен превышать 2 месяцев.

Если перевод осуществляет Правительство РФ – 3 месяца. Разумеется, далеко не в любом случае перевод земель возможен, поскольку федеральным законодательством четко определены ограничения по изменению отдельных категорий земель. В этой связи для того, чтобы иметь четкое представление о перспективах изменения категории земельного участка еще до его приобретения, рекомендуем вам ознакомиться с нижеприведенными материалами.

Возможности и ограничения перевода земель различных категорий в соответствии с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ от 21.12.2004.

  1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
  2. 1) с консервацией земель; 2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий; 5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  3. 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
  4. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий (в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования) в другую категорию не допускается, за исключением случаев 3, 6, 7 и 8.
Читайте также:  ​​льготы ветеранам вов: законы, какие положены и как получить
Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев: 1) Если земли нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), их перевод допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.2) Если на землях осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, их перевод допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
  • Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
  • Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:
  • 1) создания особо охраняемых территорий; 2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;
  • 3) в иных установленных Земельным кодексом РФ и другими ФЗ случаях.
  1. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
  2. 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения черты поселения; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  3. 4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
  • Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:
  • 1) создания особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границ населенных пунктов; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • 4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных федеральными законами, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  • Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:
  • 1) если земли заняты водными объектами; 2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
  • 3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Источник: https://www.GiperNN.ru/zhurnal/nalogi-i-zakony/stati/poryadok-i-osobennosti-perevoda-zemelnyh-uchastkov-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu

Перевод земли в другую категорию в 2019 году: порядок, стоимость, сроки, процедура перевода земель сельхозназначения, лесного фонда, населенных пунктов, список документов | Земельный эксперт

12689

статьи:

Основные положения

Вся площадь России поделена на отдельные местности и входящие в них участки по различным типам. Такое разграничение происходит в зависимости от состава рассматриваемой площади и цели ее использования. Законодательством различаются следующие категории:

  • ЗНП (земли населенных пунктов).
  • Земли сельхозназначения.
  • Местности спец. использования (под промышленные, военные и иные стратегические объекты).
  • Особоохраняемые участки, а также наделы лесного и водного фондов.
  • Резервные местности, входящие в состав запаса.

Разграничение определенных наделов на подклассы нужно для оптимального распределения земельных ресурсов России в совокупности с сохранением ее природных богатств.

Большинство земель страны не подлежит непосредственному использованию отдельными компаниями и гражданами, а предоставляется компетентному органу одного из субъектов РФ для отнесения рассматриваемого объекта к той или иной категории.

Для нужд компаний и отдельных физических лиц предоставляются участки ЗНП, сельскохозяйственного и промышленного назначения. Правоустанавливающими бумагами, подтверждающими факт обладания конкретным наделом, могут являться:

  • Договор купли-продажи.
  • Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
  • Договор мены
  • Дарственная
  • Решение суда.

В указанных, а также градостроительных документах, оформляемых картографической службой при измерении и составлении планировки участка, указывается категория земли и вид ее разрешенного использования. Последний выбирается правообладателем самостоятельно из следующих допустимых форм:

  • ИЖС (территория под строительство жилой недвижимости).
  • ЛПХ (под личное подсобное хозяйство).
  • Для организации огородничества или дачной деятельности.
  • КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости.

Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию.

Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

Перевод земель из одной категории в другую исполняется компетентной службой в зависимости от собственности и типа участка. Если рассматриваемый надел является особо охраняемой, стратегической или природозащитной зоной, вопрос об изменении его статуса находится в компетенции федерального правительства или правительств отдельных регионов по запросу Минэкономразвития РФ.

Обсуждение вопросов по землям общедоступного пользования происходит в наделенном соответствующими полномочиями исполнительном органе региональной власти или ее представителями по отдельным муниципалитетам.

Документы для перевода земель из одной категории в другую

Перевод земли в другую категорию 2017 года осуществляется компетентной службой по факту предъявления ходатайства и приложения к нему нужных бумаг. Точная форма документов утверждается ведомством, в которое они подаются. При этом в основном законе – ФЗ № 172 от 21.12.04

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/procedura-perevoda-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu/

Порядок перевода земель из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую происходит по правилам, закрепленным законодателем. Так, обратившись к нормативным актам, можно узнать, какие бумаги нужно собрать для начала перевода земель из одной категории в другую, куда их сдавать, и сколько времени придется ждать ответа. 

В Земельном кодексе РФ есть градация земель по категориям. В основу разделения положено целевое назначение участков. Отсюда следует, что есть территории, где строятся города, ведется сельское хозяйство, располагаются промышленные комплексы и т. д. Часть земель вообще законсервирована.

В рамках каждой категории существуют различные режимы разрешенного использования. Так, на землях сельхозназначения можно заниматься растениеводством или животноводством. А в населенном пункте есть многоэтажные и среднеэтажные застройки, а также частный сектор. Поэтому перевод земель из одной категории в другую влечет за собой и появление новых вариантов их применения.

Ход перевода земель из одной категории в другую расписан в федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

Процедура заключается в подаче прошения вместе с подтверждающими написанное в нём документами в соответствующий орган.

Строгой формы прошения нет, озаглавливается оно как ходатайство, которое составляется для инициирования перевода земли из одной категории в другую, но в нём должна быть следующая информация:

  1. категория, которая уже присвоена участку, и та, что должна ее заменить;
  2. кадастровый номер участка;
  3. обоснование обращения о переводе земли из одной категории в другую;
  4. указание на то, как заявитель связан с объектом.

Это заявление рассматривается ответственным органом, и в случае принятия положительного решения им издается акт о переводе земли из одной категории в другую. Передача информации в Росреестр для внесения соответствующих изменений в реестр недвижимости возлагается на орган, издающий акт перевода.

Темой перевода земель из одной категории в другую занимаются различные органы. Куда именно обращаться, зависит от собственника земли:

  1. Если собственником выступает государство, то обращаться надо только в Правительство РФ.
  2. Если собственником является субъект федерации, то обращаются в орган этого субъекта; тут же принимаются решения по землям сельхозназначения, находящимся в муниципальной и частной собственности.
  3. Если участок находится в муниципальной или частной собственности и не относится к землям сельхозназначения, тогда надо обращаться в орган местного самоуправления.

Если заявитель просит присвоить участку категорию земель населенного пункта или, наоборот, хочет вывести участок из этой категории, то этот вопрос нужно согласовываться с муниципалитетом, потому что будут передвигаться границы города или поселка.

При формировании пакета документов, необходимых для перевода земли из одной категории в другую, следует обратиться к условию об обязательном содержании ходатайства. К документам, при помощи которых можно подтвердить нужную информацию, относятся:

  1. кадастровый паспорт или выписка из кадастра недвижимости (подтверждается кадастровый номер);
  2. копия паспорта, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ — всё зависит от того, является заявитель физлицом, юрлицом или ИП (подтверждается личность заявителя);
  3. выписка из Единого реестра прав на недвижимость — подтверждается правовая связь заявителя с участком (если заявитель не собственник, необходимо еще представить доказательство того, что владелец поддерживает перевод земли из одной категории в другую);
  4. заключение экологической госэкспертизы (если это прямо предусмотрено правилами для конкретного случая, может использоваться как обоснование просьбы о переводе земли из одной категории в другую; если госэкспертиза необязательна, то можно к ходатайству прикладывать экспертное мнение специалиста, например, в аграрной сфере или эколога, о целесообразности смены категории земли).

Причем в обязательном порядке нужно подавать только документы, подтверждающие личность заявителя, и согласие от правообладателя. Все остальные документы орган, рассматривающий ходатайство, может получить самостоятельно в рамках межведомственного обмена.

Перевод земель из одной категории в другую относительно участков сельхозназначения происходит только в исключительных случаях, прямо предусмотренных в законе. Если владелец или арендатор земли сельхозназначения хочет построить на ней дом, то лучше всего подойдет условие о переводе земель из одной категории в другую из-за того, что населенный пункт расширяет свои границы, и теперь участок будет, например, в городской черте. После этого на участке можно будет построить дом, оформить на него все положенные документы и прописаться. Мало шансов, что дадут разрешение на перевод тех участков, где действительно плодородная почва. А вот если для сельского хозяйства земля не представляет большого интереса, тогда шансы многократно возрастают.

Перевод земель из одной категории в другую должен быть целесообразен и не наносить ущерба окружающей среде. Нельзя просто построить дом в понравившемся месте в лесу или в заповеднике. Разграничение для этого и существует, чтобы все земли использовались по назначению.

Участок, относительно которого инициируется смена категории, не должен представлять большого интереса в рамках своего целевого назначения — только при этом условии можно осуществить перевод земли из одной категории в другую.

Весь процесс занимает 2 месяца, кроме случаев, когда за перевод отвечает Правительство РФ — оно рассматривает вопрос 3 месяца.

Источник: https://pravobez.ru/articles/poryadok-perevoda-zemel-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu.html

Ссылка на основную публикацию