Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

Основное понятие этого документа было введено еще в 1992 году. Описывается оно федеральным законом № 2202-1 «О прокуратуре».

С технической точки зрения, представление прокурора это:

  1. Результат проверки;
  2. Конечный документ полученный в порядке надзора;
  3. Сводка для прокуратуры и некий аналог заключения.

Существует ошибочное мнение о том, что же такое представление прокурора. Некоторые юристы трактуют этот документ неправильно, утверждая то, что:

  1. Это рекомендация прокуратуры;
  2. Документ равен юр. консультации.

И вся суть представления настойчиво сводится к рекомендательному характеру. Это в корне неверная позиция. Фактически, представление это отдельный акт, зафиксировавший реагирование прокурора. Он должен не только побуждать и принуждать к какому-либо действию, но и защищаться санкциями. В случае, если кто-то решит отказаться от исполнения.

Санкции по неисполнению предусмотрены кодексом административных правонарушений. В частности, это разбирается статьей 17.7 КоАП, которая описывает ответственность лица за действия, классифицируемые как преднамеренный отказ от выполнения требований органа осуществляющего надзор.

Более того, фундаментальный ФЗ (О прокуратуре) также дает свое определение представлению. Это законные полномочия надзорного органа. Описывается это в статье № 22.

Что указывается в представлении прокурора?

В самом документе указывается следующая информация:

  1. Сведения о прокуроре;
  2. Категоризация и наименование организации;
  3. Время и дата проверки;
  4. Основания;
  5. Деятельность (подвергнутая проверки);
  6. Недостатки и их функциональный характер;
  7. Нарушенные нормы (с точки зрения законодательства);
  8. Причины, по которым нарушитель допустил подобную ситуацию;
  9. Конструктивное предложение (их может быть несколько);
  10. Подпись и номер.

Помимо представления, есть и несколько других инструментов для реагирования. Все действия и документы, составленные прокурором в процессе проверки должны повлиять на конечную ситуацию. А именно, вынудить нарушителей устранить недостатки.

Это регулируется ст. 24 ФЗ № 2202-1. И конечным результатом проверки как мы уже сказали выше, является представление.

Один интересный момент: традиционно, представление вносит прокурор самостоятельно. Но в некоторых ситуациях это может сделать и заместитель прокурора.

В независимости от того, кем внесено представление, документ должен быть рассмотрен уполномоченными сотрудниками ведомства или инстанции, в которую было внесено представление.

Если речь идет еще и о сопроводительной надзорной жалобе, то вместе с этим указывают:

  1. Суд и его наименование;
  2. Данные прокурора вносящего представление;
  3. Информация о третьих лицах;
  4. Данные и персональная информация участников дела.

Помимо того, указываются все примечания, сноски и другие моменты нарушений, которые были допущены судебной системой.

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

«Безграничные» возможности прокурора

Но прежде чем рассмотреть процесс оспаривания, нужно разобраться с тем, как все это работает.

Согласно действующему законодательству, общая идея существования прокурора в том, чтобы он занимался следующей деятельностью:

  1. Надзор за соблюдением закона;
  2. Защита прав и свобод человека;
  3. Проведение ОРМ;
  4. Участие в предварительном следствии и дознании;
  5. Надзор за деятельностью органов исполнительной власти.

Это очень объемный набор задач, который кажется непомерно большим для одной должности (даже с заместителем). Но техническое содержание быстро раскрывает всю суть — это проведение полномасштабных проверок. При этом, прокурор может проводить их по какому-то конкретному плану или спонтанно.

Возможности и полномочия прокурора при проведении проверок

Как раз для того, чтобы проводить плановые проверки и составлять представления, законодательство описывает широкий круг полномочий прокурора или его помощника. Точной классификации по рангам и должностям делать не будем, поэтому рассмотрим все возможности прокурора. Он может:

  1. Потребовать доступ на территорию организации которую проверяют;
  2. Получить информацию и документацию проверяемого юр. лица;
  3. Требовать информации от руководства;
  4. Использовать помощь экспертов и специалистов;
  5. Проводить ревизии по требованию;
  6. Брать документы и материалы по предыдущим проверкам.

Что до беспрепятственного доступа на территорию, то он должен быть предоставлен прокурору при предъявлении служебного удостоверения. О том, что получится, если отказать, справедливо умолчим. Кроме того, прокурор может проверять законность действий, связанных с поступающей к нему информацией о существовании каких-то нарушений.

Информация для проверки должна предоставляться руководством или должностными лицами. Более того, прокурор может потребовать выдачу не только копий, но и оригинальных документов. В этом плане, законодательство его практически никак не ограничивает. А, чтобы разобраться в специфике и сложностях проверяемой компании, прокурор имеет право привлечь квалифицированный персонал или даже экспертов.

Рассмотрим на простом примере:

  1. Местные жители засыпают жалобами производственный комбинат;
  2. Прокурор может предполагать, что выбросы нарушают действующее законодательство;
  3. Он проводит проверку и получает доступ не только на сам завод, но и в архив к технической документации;
  4. Разобраться в специфике (допустим на предприятии ведется работа с химикатами) достаточно сложно;
  5. Следующим шагом будет привлечение соответствующего эксперта и специалистов;
  6. Они проводят собственное исследование и передают данные прокурору;
  7. Он уже основываясь на экспертном заключении будет принимать конечное решение.

Вот именно так и используются эксперты при прокурорской проверке. Более того, подобная схема работы часто используется и в полноценных расследованиях.

Так как прокурор сильно перегружается ответственностью и юридической базой, за исполнение которой он и отвечает. А проверять приходится не только горнодобывающие комбинаты или хим.

производства, но и вообще все, в отношении которых появляются подозрения о нарушениях.

Кроме того, на примере завода рассмотрим и дальнейшие пункты полномочий. С проведением ревизий все и так в общем то понятно. Они инициируются прокурором, которому поступает масса жадоб и различных обращений от простых граждан.

Что до вызова должностных лиц, то на том же примере с хим. заводом нужно понимать, что прокурорской проверке в любом случае будут противостоять различные силы.

Например, фактическое руководство предприятия. Они могут путать документы, устраивать полноценные «диверсии» и всячески вредить работе прокуратуры и ее сотрудников.

Ведь зачастую, нарушения обнаруживаются и очень серьезного характера.

Кроме того, часто руководство пытается свалить всю ответственность на одного-двух сотрудников.

Для того, чтобы разобраться в ситуации детально и окончательно, прокурор имеет право в процессе проверки вызывать граждан или должностных лиц (с этого же комбината) для проведения разговора и получения соответствующих объяснений.

Это очень важный момент, ведь люди порой раскрывают истинную суть происходящего на объекте проверки. Чем сильно помогают выявлению нарушений.

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

Что происходит дальше?

После того как представление отправляется в организацию, оно регистрируется в отдельной БД и рассматривается. Обычно этим занимается непосредственное руководство организации на совещании. Дальнейшие события развиваются следующим образом:

  1. Обсуждают содержание представления;
  2. Рассматривают предложения и требования прокурора;
  3. Издается соответствующий приказ руководителя.

Естественно, в процессе рассмотрения будут выслушаны не только виновные, но и все причастные к представлению и сложившейся ситуации сотрудники. После чего руководство примет какие-либо меры по устранению выявленных нарушений.

При этом, действовать придется максимально грамотно и оперативно. Если же руководство проигнорирует представление прокурора, то наказанием будет серьезным. Это регламентировано статьей 17.7 КоАП РФ.

Наказание за игнорирование представления прокурора и его требований следующее:

  1. Обычным гражданам: штраф до 1.5 тыс. руб.;
  2. Должностным лицам: дисквалификация (от полугода до года) или штраф до 3 000 руб.;
  3. В отношении компании: штраф до 100 000 руб.

Кроме того, на организацию может быть наложен запрет. Он приостанавливает деятельность на срок до 3 месяцев (90 дней).

Как оспорить представление прокурора после проверки?

Сам предмет представления прокурора мы уже рассмотрели. Сложившаяся практика показывает, что помимо общей информации в этом документе указывают следующую информацию:

  1. Аналитические данные по нарушению;
  2. Правовой аспект нарушений;
  3. Предъявленные требования;
  4. Сроки исполнения.

И тут нужно понимать один очень важный момент. Рекомендации прокурора распространяются не только на правовые вопросы, но и на некоторые административно-хозяйственные факторы и нюансы. И вот как раз тут открывается простор для юристов предприятия, в отношении которого и было вынесено представление.

Требования, которые выносятся, могут быть базированы на технических нормах и регламенте. Но сделать это, как мы уже выяснили, можно только на базе заключения эксперта или консультации специалиста. Который должен хорошо разбираться в самом предмете и специфике той или иной деятельности.

Более того, в указаниях прокурора содержатся и требования о наказании ответственных.

Это означает, что фактически, руководство вынуждено наказать кого-либо за то, что прокуратура сумела найти нарушения и правовой конфликт в действиях сотрудников и производства в целом.

Тем не менее, все это ограничивается действующим законодательством РФ. Никаких противоречий с нормативно правовыми актами здесь не допускается.

И подобные ситуации случаются нередко. В случае возникновения конфликтной ситуации, лицо может обжаловать прокурорское представление через суд. Это обосновано двумя прецедентами:

  1. В 2016 году прокуратура вносив представление, вторглась в сами гражданско-правовые отношения. При этом, были нарушены права субъекта хозяйствования. Представление было отменено.
  2. Верховный суд России вынес определение № 88-КГ16-2, которое автоматически отменил представление. При этом, конечная ситуация сыграла не в пользу нарушителя. Так как суд обнаружил отсутствующие нарушения и отсутствие постановки вопроса прокурором, о привлечении нарушителя к ответственности.
Читайте также:  АРЕСТ ИМУЩЕСТВА НАХОДЯЩЕЕСЯ В ЗАЛОГЕ В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬИХ ЛИЦ

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

Вопрос обжалования и правовой направленности

Здесь нельзя не учитывать позицию Конституционного суда. Согласно еще одному решению, органы прокуратуры не могут выполнять деятельность других государственных органов, заменяя их. Это распространяется и на непосредственный надзор.

Несмотря на то, что представление прокурора не может иметь характер абсолюта, оно несет цель вынудить нарушителя устранить выявленные проблемы в добровольном порядке.

Если этого не сделано, то будут применены нормы, описанные в законе № 2202-1 (ст. 21 пункт 1). А вот требования, которые будут подлежать неукоснительному и безусловному исполнению должны налагаться уже судом.

Прокурор имеет отстроенный механизм взаимодействия.

Соответственно, обжаловать прокурорское представление в конечном счете можно. Но сделать это можно только через суд и только в процессе признания представления прокурора незаконным. Никаких других способов обжалования просто не существует.

Регламентируется это еще и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В частности, бремя доказательства наличия нарушений и неправомерности действий, в отношении проверяемого объекта, ложится исключительно на прокурора.

Это означает, что:

  1. Выявлять нарушения придется прокуратуре самостоятельно;
  2. Привлекаются сторонние эксперты.

Что до самого факта оспаривания, то в случае нарушения прав предпринимателей или граждан, последние имеют возможность оспаривать акт нормативного или ненормативного характера через судебные инстанции. Порядок обжалования предусматривается:

  1. гл. 24 АПК РФ;
  2. гл. 22 КАС РФ.

Обжалование со стороны прокуратуры

Если судебная структура первой инстанции вынесла приговор, то со стороны прокурора может поступить повторное представление. Это возможно в следующих ситуациях:

  1. Имеет место нарушение закона;
  2. Не вызывались свидетели;
  3. Весомые ходатайства (имеющие большое значения) были отклонены.

При этом, сам предмет рассмотрения никакой роли не сыграет. Апелляционное представление затрагивает нарушение процессуальных норм. Естественно, у суда здесь тоже ряд правил, которые защищают его от злоупотреблений со стороны прокуратуры. Так, свидетели и доказательная база принимаются повторно только в тех случаях, если они не были приняты, но заявлялись прокуратурой ранее.

Более того, у прокурора здесь есть широкий простор для действий. Фактически, он может подавать апелляцию на решение любого судебного органа, даже если речь идет о ВС РФ. Чтобы вынести это представление у прокурора есть не больше 10 дней с момента оглашения приговора. Но срок может быть восстановлен соответствующим ходатайством, в котором будут описаны причины (из-за чего срок упустили).

После того как апелляция подана, на ее рассмотрение выделяется еще 2 недели.

Кроме того, не стоит путать апелляцию с кассацией. Хотя основные мотивы и главное — предмет, остаются прежними, кассация затрагивает все судебные инстанции. А апелляция отправляется только для решений мирового судьи.

Еще один механизм реакции на представление

После того как представление вынесено, у нарушителя есть всего два варианта: это исполнение требований или обжалование.

Согласно действующему законодательству, вступать в спор с прокуратурой на предмет обоснованности действий, нарушитель не сможет. Увы, но у прокурора здесь явный перевес сил.

Однако, если в представлении не совсем понятны требования и претензии, то можно составить ответ.

После того, как ответ будет получен, прокурор должен дать четкое разъяснение по всем вопросам, возникшим у нарушителя.

Более того, оценка законности требований будет рассматриваться только судом. Тут интересен следующий момент: доказывать незаконность действий нарушителя, и законность вынесения собственного представителя будет доказывать как раз прокурор.

Что несколько неправильно с нашей точки зрения, так как отсутствует вопрос конфликта интересов (а он может быть). Но увы, действующее законодательство не позволяет развернуть полноценное и объективное обжалование в ответ на представления прокурора. А возможность ответа на представление оставляет шанс на то, что стороны смогут избежать обжалования через суд и решат проблему мирным путем.

  • Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  • Звоните 8-800-777-32-16.
  • Бесплатная горячая юридическая линия.

Представление прокурора об устранении нарушений

Здравствуйте друзья! Есть такая форма прокурорского реагирования на нарушение закона, как представление прокурора об устранении нарушений закона.

Порядок вынесения представления урегулирован законом о прокуратуре. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению.

Установлен срок, в течение которого должны быть приняты какие-то конкретные меры по устранению нарушений законодательства. О результатах принятых мер лицо, исполняющее представление, должно сообщить прокурору.

Идея вынесения представления прокурора заключается в том, чтобы в ускоренном порядке отреагировать на нарушение закона, восстановить режим законности.

Звучит хорошо, а как на самом деле всё происходит. Я скажу честно, что с такой формой прокурорского реагирования как представление прокурора я сталкивался не часто. Поэтому у меня могло сложиться превратное мнение относительно эффективности и нужности такой формы реагирования на нарушение закона.

Рассказываю случай из недавней практики: ООО «Краснодар Водоканал» выдал технические условия на подключение третьего лица к коммуникационным сетям, которые находятся в общей долевой собственности нескольких частных лиц, и водоканалу не принадлежат.

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

Частные лица обратились в прокуратуру за защитой своих прав. Прокуратура вынесла представление водоканалу об устранении нарушений закона.

Прокурор указал мотивировано, что водоканал нарушил закон и подзаконный акт, что при выдаче технических условий на подключение третьих лиц необходимо получать согласие собственников коммуникационных систем. Все логично и понятно.

Водоканал ознакомился с представлением, подумал, выждал месяц и ответил мотивировано, что считает, что прокурор не прав и что водоканал действовал в рамках закона.

Конечно речь идет не о водоканале или коммуникационных сетях. Дело в вопросе, который я хочу задать: и это всё?! Вот так просто водоканал ответил мотивировано на представление прокурора, не согласился с представлением прокурора и точка?

Так что это за инструмент такой прокурорского реагирования, который можно не исполнять?

Давайте разберёмся обстоятельно.

Что такое представление прокурора об устранении нарушений? 

В самой статье закона о прокуратуре, в которой речь идет о представлении прокурора (ст. 24) сказано, что представление должно быть рассмотрено, но не сказано, что оно должно быть исполнено.

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокуроруТаким образом, можно подумать, что представление прокурора – это ни к чему не обязывающая настоятельная рекомендация органа прокуратуры исполнять законы. Эту рекомендацию не надо исполнять, её надо просто рассмотреть. Другими словами представление прокурора – это грамотная юридическая консультация. Но это мнение не полное. Ведь акт прокурорского реагирования должен побуждать к действию и иметь санкцию за неисполнение. 

И санкция есть! В Кодексе об административных правонарушениях (ст. 17.7) предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований надзорного органа. Диспозиция статьи гласит, что преднамеренное невыполнение требований надзорного органа, которые исходят из предусмотренных законом полномочий, влечет административную ответственность.

Закон о прокуратуре содержит статью (ст. 22), которая так и называется – «Полномочия прокурора». Там указанно, что к законным полномочиям надзорного органа относиться вынесение представления.

Таким образом, если нарушитель не исполнит представление прокурора, его необходимо привлечь к административной ответственности, поскольку вынесение представления — это один из способов реализации полномочий прокурора. Санкция статьи предусматривает штраф до 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности.

Так как же быть нарушителю? Что делать если прокурор на самом деле ошибается и представление прокурора незаконно? В этом случае необходимо обращаться в судебные органы в порядке, предусмотренном законодательством о судебном делопроизводстве. Если кто еще не в курсе, то у нас с середины 2015 года введен в действие новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства.

Надеюсь, что мы с вами уяснили, что есть представление прокурора, как его рассматривать, исполнять, как с ним бороться, в том случае, если оно вынесено не законно. Сразу оговорюсь, что в вопрос я сильно не погружался и освятил только те обстоятельства, которые мне показались лежащими на поверхности.

Всем до встречи!

Обжалование решения прокурора вышестоящему должностному лицу

Отечественная прокуратура является органом общего надзора за законностью во всех сферах жизни. Всеобъемлющая компетенция и безотказность сделала ее главной жалобной инстанцией страны. Искушенные предпочитают прокуратуру суду:

  • не нужно платить пошлину;
  • нет необходимости доказывать фактаж (прокурор сам все проверит);
  • писать можно в произвольной форме.

Такая ситуация не может не иметь «побочных эффектов»:

  • прокуратура перегружена жалобами, ее предписания нередко выносятся на основании поверхностного одностороннего анализа ситуации;
  • акты прокурорского реагирования часто не учитывают специфики правоотношений, которых касаются.
Читайте также:  Как написать докладную записку на сотрудника (образец): об отсутствии на рабочем месте, о некорректном поведении, о невыполнении должностных обязанностей и т.д.

Игнорировать предписания прокуратуры нельзя. Согласно ст.17.7 КоАП РФ умышленное неисполнение требований прокурора может обернуться штрафами в размере:

  • до 1.500 руб. для физических лиц;
  • до 3.000 – для должностных;
  • до 100.000 – для организаций.

Линия поведения

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

Логика действий должностного лица, которому адресованы предписания прокурора: идти путем наименьшего сопротивления. Стоит придерживаться такой последовательности:

  • обращение к прокурору, вынесшему предписание;
  • жалоба по подведомственности: оспаривание акта вышестоящему по иерархии прокурору;
  • заявление о незаконности действий (бездействия, предписания) в суд.

Некоторые юристы считают нецелесообразным обращение к прокурору, подписавшему акт. Они подчеркивают, что ФЗ №2202 от 17.01.1992 не оговаривает возможности вести полемику. Это так. Однако этот же ФЗ ни слова не содержит о процедуре или хотя бы возможности заинтересованного лица обжаловать протест прокурора. Но делается это повсеместно.

Надзорные акты часто содержат общие фразы: «безотлагательно принять меры», «устранить упущения», «изжить причины и условия, способствующие деликтам».

Поэтому не грех обратиться к прокурору за разъяснением порядка выполнения предписания, в мягкой форме обратив его внимание на изъяны документа.

Не исключено, что по результатам диалога перечень требуемых действий будет сведен к рапорту-отписке о «принятии, устранении, изживании».

Читать также:  Как составляется жалоба в прокуратуру города Москвы

Обжалование по подведомственности

Прокуратура – иерархичная государственная структура, построенная на принципах субординации и подчинения. Например, согласно ст.18 ФЗ №2202, прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью городских и райпрокуратур; издают относительно них обязательные для исполнения приказы и указания.

Таким образом, суть и содержание действий и решений нижестоящего прокурора может стать предметом обжалования вышестоящему. Это особенно эффективно, когда позиция конкретного прокурора идет вразрез с административной практикой этого органа.

ФЗ №2202 не содержит требований или обязательных реквизитов актов прокурорского реагирования. При их обжаловании следует руководствоваться общими требованиями к индивидуально-правовым актам: законность, обоснованность, справедливость. При обжаловании представления прокурора следует акцентировать внимание на неопределенности предписания относительно:

  • должностного лица, которому оно адресовано;
  • источника сведений о произошедших нарушениях;
  • анализа причин и сопутствующих условий правонарушения;
  • сформулированных требований.

Оспаривание законности надзорного акта в суд

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

В большинстве случаев в судебном порядке происходит обжалование представления прокурора. Согласно ФЗ №2202, оно:

  • может касаться устранения допущенных нарушений закона;
  • подлежит немедленному рассмотрению адресатом;
  • предполагает письменное уведомление подписанта о результатах рассмотрения в месячный срок.

Законодательством не установлена специальная процедура оспаривания правомерности действий прокуратуры. Однако, гл.25 ГПК предполагает право заинтересованных лиц обжаловать в суд общей юрисдикции предписания, действия или бездействие органов госвласти и их должностных лиц. Согласно ст.256 ГПК РФ, заинтересованным лицам предоставляется 3-месячный строк на обжалование.

Обжалование действий прокурора

Для многих граждан РФ обращение в прокуратуру является спасительным решением. Нередко права и интересы россиян ущемляются или нарушаются со стороны должностных лиц, представителей органов власти, государственных учреждений и организаций.

Обжалование противоправных действий можно провести в отделении прокуратуры. Эта государственная структура выполняет надзорные функции за соблюдением законности и правопорядка во всех отраслях. Отказать гражданам в приеме жалобы по причине не подведомственности здесь не могут.

Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

Юридические услуги в интернете существенно экономят гражданам силы, средства и время. Специалист изучит ситуацию и предложит оперативно и эффективное решение, на основе индивидуальных обстоятельств.

Особенности и значение представления прокурора

Предписания прокурора всегда выносятся по сведениям и данным, полученным в результате проверки. На исполнение прокурорского представления отводится срок не более месяца.

В указанный период необходимо устранить все существующие нарушения и принять профилактические меры, направленные на недопущение реализации аналогичных действий.

Прокурору необходимо в письменном формате сообщить о проделанной работе.

Если должностное лицо или организация не признает за собой противоправных действий и несогласна с требованиями прокурорского предписания, она может подать иск в суд или вышестоящему органу и провести обжалование протеста прокурора. Процедура обжалования довольно сложная и длительная, поэтому лучше всего заручиться поддержкой профессионального юриста. Эксперт в правовой отрасли продуманно и обоснованно подойдет к процессу и сумеет обойти «острые углы» законодательства.

Предписания органов прокуратуры сегодня не имеют строгого формата. Достаточно, чтобы документ был мотивированным и содержал ссылки на определенные законодательные нормы, которые были нарушены должностным лицом или организацией в целом. Рекомендации прокурора должны иметь целевую правовую направленность, но не вторгаться в сферу деятельности учреждения.

Если обвиняемая сторона не выполняет прокурорские предписания, дело будет передано в суд, где примет более серьезный оборот и перейдет в другую юридическую плоскость.

Обжалование предписания сотрудников прокуратуры

Чтобы избежать серьезного конфликта с прокуратурой, специалисты рекомендуют изначально попытаться урегулировать лояльными методами. Например, если ответчику по делу непонятны некоторые пункты предписания, необходимо уточнить их у должностного лица, вынесшего определение. Также для получения развернутой информации можно обратиться к вышестоящему сотруднику прокуратуры.

Для этого надо составить жалобу на представления прокурора, образец которой можно скачать у нас:

Если мотивация и обоснованность предписания все же вызывает сомнения, необходимо обжаловать представление в судебном порядке. Дело будет рассмотрено по всем правилам и установленным нормам гражданско-процессуального кодекса. Требования к заявлению являются стандартными для гражданского судопроизводства. В иске на обжалование действий прокурора должно быть указано:

  • наименование суда, куда подается жалоба;
  • контактные данные заявителя;
  • сведения о прокуроре;
  • информация по представлению прокурорской проверки;
  • суть конфликта;
  • требования по устранению источника спора;
  • дата и подпись.

К иску следует приложить все имеющиеся бумаги по делу и копию представления. Подать жалобу могут физические и юридические лица.

  • Во время судебного разбирательства обязанность доказать факт нарушения законодательства со стороны должностного лица или организации и правомерность своих требований лежит на прокуроре.
  • На нашем сайте вы можете получить бесплатную юридическую консультацию онлайн.
  • Сохранить
  • Сохранить

Можно ли обжаловать представление прокурора вышестоящему прокурору

  • Норма статьи
  • Суть нарушения
  • Наказание
  • Статья 17.7 КоАП РФ
  • невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Порядок обжалования представления прокурора

В случае несогласия с представлением его можно обжаловать в суд. Такой же порядок обжалования предусмотрен и для обжалования протестов прокурора.

Справочно. Возможность обжалования представления прокуратуры предусмотрена статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), а также судебной практикой Верховного суда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 (вопрос 19), указано, что само по себе представление прокуратуры не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут обжаловаться в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Таким образом, для обжалования прокурора необходимо обращаться в арбитражный суд по месту нахождения прокуратуры с письменным исковым заявлением .

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий:

  1. их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  2. нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Таким образом, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 АПК РФ.

Читайте также:  Куда пожаловаться на уборку снега на дорогах и во дворах и кто за это отвечает, не чистят дворы куда жаловаться.

Поэтому, если орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, считают, что это представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 АПК РФ.

При подаче искового заявления следует обратить внимание на требование прокурора о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Данное требование очень важно для прокуратуры, поскольку от количества привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности оценивается эффективность внесенных представлений.

По данному вопросу неоднократно высказывал свою позицию Верховный Суд РФ.

  1. Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
  2. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
  3. Однако требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, излагаемое в представлении, не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре и противоречит положениям Трудового кодекса РФ.
  4. Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
  5. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Таким образом, содержащееся в представлении императивное требование о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.

Обжаловать представление прокурора в суд или дать ответ на него?

Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.

Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.

Пунктом 1 ст.

24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:

«… безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;

или «…

незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».

  • Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.
  • Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.
  • Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.

Какие предъявляются требования к прокурорскому представлению?

  1. В законе «О прокуратуре РФ» четких требований к содержанию представления прокурора не содержится.

  2. Это, однако, не означает, что допускается вносить представление не мотивированное, не содержащее ссылок на конкретные нормы закона или подзаконного акта, нарушения которых прокурор усмотрел в действиях лица, которому представление адресовано.

  3. В представлении прокурора должны быть отражены:
  • орган, должностное лицо, которому оно вносится;
  • источники информации об имевших место нарушениях закона;
  • характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий;
  • требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;
  • указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную.

Например, в адрес председателя одного из ТСЖ внесено представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства.

Что именно следовало предпринять ТСЖ для устранения якобы имевших место быть нарушений ЖК РФ из представления не следовало. Более того, представление прокурора, формально содержащее ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены должностными лицами ТСЖ.

Кроме того, требования прокурорского представления фактически были направлены на обязание ТСЖ предпринять меры по оформлению договорных отношений с третьими лицами, размещающими рекламу на жилом доме, либо на принятие мер по обращению в суд с иском о демонтаже рекламных конструкций, что можно квалифицировать как вторжение в хозяйственную деятельность ТСЖ.

Ответ на представление прокурора

В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд.

Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.

В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: «… для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа …

об устранении нарушений жилищного законодательства от … года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «…»: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «…

» нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «…»…

Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.

Признание судом незаконным представления прокурора

Представление прокурора может быть обжаловано в суд.

Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.

Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса).

При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).

Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.

Ссылка на основную публикацию