Фз об общих принципах организации местного самоуправления: основные положения и суть закона

В данной статье будет рассмотрена тема принципов местного самоуправления (МСУ) как основного признака демократического государства.

Права граждан по регулированию территориальной организации закреплены, прежде всего, в Конституции, а также в Европейской хартии.

Основные принципы обозначены в законе № 131-ФЗ, регулирующем предмет организации самоуправления муниципалитетов. Данные нормативные документы являются правовой основой местного самоуправления.

Обозначение понятия

Что представляет собой российское местное самоуправление? Это некая деятельность граждан поселений или городов РФ по решению задач местного значения, которая реализуется под их ответственностью.

Данные права являются конституционно-установленными.

Осуществляется местное самоуправление напрямую гражданами или через местные органы управления, в соответствии с историческими, культурными и другими местными традициями и нормами.

Вопросы, которые решаются путем МСУ

ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления: основные положения и суть закона

Какие вопросы решаются в масштабе территориального управления? К ним относят проблемы жизнедеятельности населенного пункта, или как его еще можно обозначить — муниципального образования. Проще говоря, это решение вопросов, которые улучшают или способствуют повышению уровня жизни населения, устраняют его проблемы.

Что может быть причиной обращения граждан в органы местного самоуправления? Это может быть, допустим: отключение горячего или холодного водоснабжения; во дворе нет детской площадки; на стене жилого многоквартирного дома обнаружилась огромная трещина; на улице полно мусора; незакрытые люки перед подъездом — все эти и многие другие вопросы решаются путем местного самоуправления. Перечень таких вопросов указывается в Уставе муниципального образования, который является основным правовым актом местного самоуправления.

Что такое муниципальное образование?

ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления: основные положения и суть закона

Российская Федерация, исходя из наименования, — это государство федеративное. В состав РФ входят многие субъекты — края, республики, автономные округа, также насчитывается три федеральных города, которые являются отдельными субъектами — помимо Москвы и Санкт-Петербурга, с 2014 года в их состав также включен Севастополь. Всего в России на 2018 год действует 85 субъектов.

Вертикаль управления по догмам Конституции осуществляется по трем ступеням — федеральной, субъектной (государственной) и местной (муниципальной). Если на уровне федерации или субъекта осуществляется государственная власть, то на муниципалитетах отдельная ветвь — местное управление. В этом основное их различие.

Муниципальным образованием можно назвать территориальную единицу, в которой присутствует некая автономия, где жители самостоятельно решают свои вопросы или обращаются в местные административные органы. Неотъемлемыми атрибутами муниципальных образований являются выборные органы, бюджет муниципалитета и муниципальная собственность.

Виды муниципальных образований в России

Как было сказано выше, вертикаль управления делится на федеральную, в компетенции отдельного субъекта и местную. Законом 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления…», принятого 6 октября 2003 года, на муниципальном уровне выделяется несколько видов образований (МО). Всего их пять:

  • Сельские поселения включают одно или несколько сгруппированных поселков, деревень и прочих небольших территориальных единиц. Эти поселения являются, как правило, частью муниципальных районов. Однако в них реализуются все основные формы местного самоуправления — напрямую жителями или опосредованно, через выборные органы. Во времена Советского Союза эквивалентами таких местных органов власти являлись сельсоветы.
  • Городские поселения — этот вид образований включает некрупный город или промежуточные единицы между селом и городом (ПГТ). Поселения городов, которые не являются городскими округами, являются частью районов муниципалитета.
  • Районы муниципалитета (муниципальные районы) включают несколько населенных пунктов — городские и сельские, плюс территории между ними, то есть пространства, которые не включены в состав какого-либо поселения. Муниципальный район объединяет несколько населенных пунктов, чтобы решать вопросы общего, межпоселенческого направления. Обсуждения проводятся самими жителями или через деятельность органов местного самоуправления — администрацией, например. Они могут выполнять некоторые полномочия на государственном уровне, которыми наделяются через федеральные законы или законодательные акты субъекта. По данным на 1 января 2016 года, в России насчитывается 1788 муниципальных районов.
  • Городские округа — объединяют несколько территорий, которые не являются образованиями муниципалитетов. Они могут, как и муниципальные районы, наделяться отдельными полномочиями на государственном уровне на основании соответствующих нормативных актов. Какие городские округа есть в России? К примеру, в составе субъекта Республики Карелия находится два городских округа — Костомукшский и Петрозаводский. В состав Костомукшского городского округа включено 7 населенных пунктов — пять деревень, поселок и административный центр — город Костомукша.
  • Территория внутри федерального города — это некая территория крупного города — мегаполиса, в пределах которой решаются вопросы местного значения через избираемые органы или через жителей.
  • ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления: основные положения и суть закона

    Определенные поправки были введены федеральным законом № 136-ФЗ в 2014 году, а точнее — были установлены новые виды муниципалитетов:

  • Внутригородской район — небольшие административно-территориальные единицы, которые образовываются в случае, когда внутри городских округов формируются отдельные районы, являющиеся отдельными МО.
  • Городской округ с так называемым внутригородским делением — это соответственно округа, в которых сформированы внутригородские районы. К таким городам относится, например, Челябинск — в городе действует семь внутригородских районов — Ленинский, Металлургический, Советский и другие. Также к таким городским округам относят Нижний Тагил и Екатеринбург.
  • Положения МСУ, закрепленные Конституцией

    Принципы управления «на местах» определяются конституционно, а также законом федерации № 131-ФЗ. В Основном законе российского государства — Конституции — аспектам по организации МСУ выделена отдельная глава номер 8. Это значит, для прав и принципов местного самоуправления в Российской Федерации признан общеобязательный и нормативный характер.

    В статье 12 Конституции регламентировано, что в России гарантируется и признается власть на муниципальном уровне. Также муниципалитетам предоставлена инициатива самим решать некоторые вопросы в пределах их компетенции. Органы власти на муниципальном уровне не входят в общую вертикаль государственной власти.

    Источник: https://ideiforbiz.ru/principy-mestnogo-samoypravleniia-federalnyi-zakon-ob-obshih-principah-organizacii-mestnogo-samoypravleniia-v-rossiiskoi-federacii-ot-06-10-2003-n-131-fz.html

    Фз об общих принципах организации местного самоуправления

    • Указанный федеральный закон принят Государственной Думой РФ 16 сентября 2003 года и одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года.
    • Официальная публикация закона состоялась 6 октября 2003 года.
    • Закон вступил в силу с 1 января 2009 года, после чего начался переходный период, когда еще действовали некоторые нормативно-правовые акты по вопросам организации местного самоуправления, принятые ранее.
    • Указанный Федеральный закон состоит из 12 глав, содержание которых регулирует вопросы организации местного самоуправления.
    • В первой главе представлены общие положения, раскрывающие сущность понятия местного самоуправления, а также иных терминов и понятий, связанных с ним; перечень прав населения Российской Федерации в сфере осуществления муниципального управления, характеристика правовых основ местного самоуправления, полномочия органов государственного управления федерального и регионального уровня в сфере местного самоуправления, характеристику муниципальных правовых актов, особенности межмуниципального сотрудничества и официальной символики муниципальных образований.

    ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления: основные положения и суть закона

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    1. Вторая глава закона характеризует принципиальные основы территориальной организации местного самоуправления, раскрывая вопросы определения территорий муниципальных образований, их границ, возможности их изменения, преобразования и упразднения, а также порядок создания новых муниципальных образований.
    2. В третьей главе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представлен перечень вопросов, имеющих местную значимость для населения различных типов муниципальных образований, включая содержание прав органов муниципального управления на решение таких вопросов.
    3. Четвертая глава Федерального закона регулирует порядок наделения органов муниципального управления определенными государственными полномочиями, включая вопросы осуществления контроля за реализацией этих полномочий со стороны органов государственного управления.
    4. В пятой главе рассматриваемого закона представлены характеристики форм непосредственного осуществления гражданами муниципальных образований права на осуществление местного самоуправления и порядок участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
    5. Глава 6 указанного закона содержит перечень органов и должностных лиц муниципального управления, с описанием порядка их формирования и прекращение деятельности.
    6. Седьмая глава Федерального закона дает характеристику муниципальных правовых актов, в восьмой главе представлены экономические основы местного самоуправления, девятая глава регулирует порядок осуществления межмуниципального сотрудничества.
    7. Десятая глава указанного закона регулирует вопросы ответственности органов муниципального управления и должностных лиц, а также порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности за их действиями.
    8. Одиннадцатая глава указанного закона характеризует вопросы организации местного самоуправления, двенадцатая – переходные положения, определяющие порядок вступления в силу данного закона и особенности осуществления муниципального управления в переходный период.

    Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    Статья 1 указанного закона характеризует местное самоуправление как конституционную основу российского государства, признаваемую и гарантированную к осуществлению на территории всей страны.

    Определение 1

    Под местным самоуправлением понимают форму народовластия, обеспечивающую в рамках законодательства самостоятельное ответственное решение гражданами муниципальных образований вопросов, имеющих местную значимость, через непосредственное участие или органы муниципального управления.

    При осуществлении местного самоуправления следует учитывать исторические и местные традиции.

    Закон определяет такие термины в сфере муниципального управления как собственно муниципальное образование, а также его разновидности, в том числе:

    • городские и сельские поселения,
    • муниципальные районы,
    • городские округа, в том числе с внутригородским делением,
    • внутригородские районы,
    • внутригородские территории городов федерального значения и так далее.

    Закон закрепляет право российских граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, а также предусматривает формы такого участия непосредственного характера – референдумы, муниципальные выборы и иные формы прямого волеизъявления, и форму опосредованного участия через органы муниципального управления.

    Закон определяет правовые основы осуществления местного самоуправления, включая в систему нормативных актов международные документы, регулирующие порядок осуществления местного самоуправления, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и иные законы, иные нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровня.

    Закон устанавливает запрет на вмешательство органов государственного управления федерального и регионального уровня в порядок осуществления местного самоуправления. Закон ограничивает полномочия органов государственного управления в сфере муниципального управления правовым регулированием основ и принципов его осуществления.

    Закон наделяет органы муниципального управления правом законотворческой деятельности на муниципальном уровне. Закон утверждает обязательность к применению муниципальных правовых актов на территории всего муниципального образования.

    Закон закрепляет подчиненность муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству, которым эти нормативные акты не должны противоречить.

    Закон провозглашает всеобщность распространения местного самоуправления по территории России, порядок наделения муниципальных образований различными статусами и особенности определения их границ.

    Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mestnoe_samoupravlenie/fz_ob_obschih_principah_organizacii_mestnogo_samoupravleniya/

    Понятие и сущность местного самоуправлении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

    МС – рассматривается в следующих аспектах:

    1. МС как право граждан на самостоятельное заведывание местными делами. КРФ признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов местного значения, запрещает ограничение законодательно установленных прав местного самоуправления.

    Предусматривает возможность их судебной защиты. КРФ так же определяет, что граждане осуществляют МС непосредственно и (или) через органы МС.

    Право граждан на осуществление МС находит свое выражение в праве избирать и быть избранными в органы МС, в праве обращаться в органы МС, в праве определять структуру органов МС,

    2. МС как один из принципов государственного устройства. Источником власти в РФ является народ, который осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно и через органы через органы государственного управления. КРФ определяет статус ораны МС в пределах своей компетенции самостоятельны, они не входят государственных органов.

    Фактически это означает наличие двух относительных систем власти: государственной и МС. Государственное воздействие ограничено правом МС на самостоятельное решение вопросов местного значения.

    Таким образом, МС есть закономерное и объективно существующая форма осуществления власти, без которой невозможно осуществления управления страной и обществом.

    Читайте также:  Налог на домашних животных в россии 2020: будет или нет, как будут взыскивать

    3. МС одна из форм организации публичной власти и управления.

    Европейская хартия о МС, исходя из того, что право граждан участвовать в управлении публичными делами непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне провозгласило МС одной из основ любого демократического строя.

    В РФ МС как одна из основ конституционного строя признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. МС одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

    Федеральный закон носит комплексный характер и играет роль своеобразных основ законодательства о местном самоуправлении.

    Федеральный закон обладает приоритетом по отношению к законам, регулирующим отношения местного самоуправления, в части закрепления принципиальных территориальных, организационных и правовых форм местного самоуправления (территория и границы муниципальных образований, структура органов местного самоуправления, порядок их деятельности, акты органов местного самоуправления и порядок их принятия). При регулировании иных отношений местного самоуправления приоритет может принадлежать и другим актам федерального законодательства.

    Федеральный закон также предусматривает принятие законов, регулирующих наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, государственные минимальные социальные стандарты, порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и т.п.

    Особенностью Федерального закона является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е.

    вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.

    Важным является также то, что различные муниципальные образования имеют различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

    Федеральный закон, впрочем, как и законодательство о местном самоуправлении в целом, не является статичным.

    В этой связи мониторинг изменений, которые вносятся в законодательство о местном самоуправлении (прежде всего в Федеральный закон) на уровне Российской Федерации, а также на уровне субъектов Российской Федерации становится незаменимым инструментом обеспечения законности нормативных правовых актов муниципальных образований. Работа по совершенствованию Федерального закона ведется постоянно. Причем эта работа имеет как положительный, так и некоторый отрицательный эффекты.

    Очевидно, что положительный эффект от внесения изменений в Федеральный закон состоит в том, что в ходе выявления практических проблем (в том числе некоторых пробелов федерального законодательства) он может быть изменен именно таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективную организацию местного самоуправления в Российской Федерации.

    Отрицательный эффект от внесения изменений в Федеральный закон состоит в том, что значительная часть вносимых изменений требует внесения изменений в уставы муниципальных образований, поскольку в силу требований самого Федерального закона некоторые нормы Федерального закона должны найти отражение и в уставе конкретного муниципального образования.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник: https://studopedia.ru/10_211879_ponyatie-i-sushchnost-mestnogo-samoupravlenii-federalniy-zakon-ob-obshchih-printsipah-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii.html

    Реферат: Анализ законов

    * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    Введение.

    Федеральный
    Закон «Об общих принципах организации
    местного самоуправления в Российской
    Федерации» (№ 154-ФЗ) от 12 августа 1995 и
    пришедший ему на смену ФЗ «Об общих
    принципах организации местного
    самоуправления в Российской Федерации»
    от 6 октября 2003 могут являтся олицетворением
    важного, значительного исторического
    события в истории России конца 20-го —
    начала 21 века – реформы местной власти.
    Принятие законодательства «Об общих
    принципах…» регламентировало в
    дополнение к управлению на уровнях
    федерации и субъектов федерации принципы
    функционирования местного самоуправления,
    которые по мнению многих ученых в
    совокупности составляют единую публичную
    власть.

    Эффективная
    организация местного самоуправления
    обеспечивает участие населения в решении
    местных вопросов, включая вопросы
    управления муниципальной собственностью,
    удовлетворение потребностей, общественный
    порядок.

    Подходы к обеспечению этих
    функций в Законе «Об общих принципах…»
    1995 г. и в в Законе «Об общих принципах…»
    от 2003 г. различаются, что обусловлено
    различной ситуацией в правовой сфере
    в Российской Федерации: к 2005 г.

    наша
    страна ратифицировала Европейскую
    Хартию местного самоуправления, что
    повлияло, в частности, на систему
    гарантий.

    С
    точки зрения развития муниципального
    законодательства России представляет
    интерес провести его анализ.

    Анализ
    Федеральных Законов «Об общих принципах
    организации местного самоуправления
    в Российской Федерации» от 28 августа
    1995 г. и от 6 октября 2003 г.

    12
    августа 1995 года Государственной Думой
    был принят Федеральный Закон «Об
    общих принципах организации местного
    самоуправления в Российской Федерации»
    (№ 154-ФЗ). 28 августа он был подписан
    Президентом и вступил в силу.

    Этот Федеральный закон в соответствии
    с Конституцией Российской Федерации
    определял «роль местного самоуправления
    в осуществлении народовластия, правовые,
    экономические и финансовые основы
    местного самоуправления и государственные
    гарантии его осуществления, устанавливает
    общие принципы организации местного
    самоуправления в Российской Федерации.»
    1

    В
    определённом соответствии с Федеральным
    Законом в этом же 1995 году субъекты
    Российской Федерации начинают принимать
    собственные законы о местном самоуправлении,
    местном референдуме и выборах.

    В
    Федеральном Законе было закреплено
    само понятие муниципального образования,
    понятия вопросов местного значения,
    местного референдума, органов местного
    самоуправления, представительного
    органа местного самоуправления, выборного
    должностного лица местного самоуправления,
    понятие муниципальной собственности,
    местных налоговых сборов и муниципальной
    службы (п.1 ст.1).2

    Принятый
    в 1995 году Федеральный Закон открыл новый
    этап в развитии местного самоуправления
    и его регулировании.3

    Правовое
    установление общих принципов организации
    местного самоуправления отнесено
    Конституцией Российской Федерации,
    Федеративным договором, отдельными договорами между Российской Федерацией и некоторыми субъектами в ее составе
    Федерации4
    к общему ведению федеральных органов
    и органов местного самоуправления.
    Поэтому и Федеральный закон получил
    название «Об общих принципах…».

    Именно
    местным органам самоуправления на
    основе определённых в Федеральном
    законе общих принципов предстояло
    разработать свою законодательную базу,
    с учётом своих национальных и
    культурно-исторических местных условий
    и традиций. Им же отводится важная роль
    в плане правового регулирования (в
    пределах своей компетенции). В первую
    очередь, конечно же, это касается вопросов
    местного значения.

    Закон исходил из необходимости преемственности в главном — всестороннего укрепления и
    совершенствования организации местного самоуправления в самых различных формах и на различных уровнях, упрочения материально-финансовой базы, гарантии прав и свобод граждан
    на участие в решении вопросов местной
    жизни.

    Эти
    идеи наглядно проявились, в частности,
    в процессе правового регулирования финансово-экономической основы местного самоуправления, естественно с учетом определенных уточнений и
    дополнений, базирующихся на накопленном опыте функционирования органов
    самоуправления.

    Так, если по Закону о
    местном самоуправлении 1991 года экономическую базу местного самоуправления составляли природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса,
    растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения потребностей населения соответствующей территории5, то новый Закон сделал весьма важные уточнения, включив, например, природные
    ресурсы в структуру муниципальной
    собственности.

    • Бюджетные
      и имущественные права, предоставленные
      Федеральным законом от 12 августа 1995 года муниципальным образованиям и их
      органам, давали возможность составлять,
      рассматривать, утверждать и исполнять
      местные бюджеты, распоряжаться муниципальными предприятиями и получать
      от них доходы.6
    • Федеральный закон от 12 августа 1995 года закреплял в финансовой сфере местного самоуправления ряд принципиально важных
      положений:
    • а) наличие местного бюджета как составной
      части самого понятия муниципального образования наряду с выборными органами самоуправления и муниципальной
      собственностью; кроме того, местные
      финансы — необходимый компонент экономической основы местного
      самоуправления;
    • б) самостоятельность формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, контроля за их исполнением органами местного самоуправления;
    • в) определение основных источников
      формирования доходной части местных
      бюджетов;
    • г)
      самостоятельность в распоряжении
      средствами местных бюджетов органами
      местного самоуправления;
    • д) невозможность изъятия вышестоящими
      органами остатков сумм превышения
      доходов над расходами местных бюджетов
      на конец отчетного года;
    • е) установление раздельного регулирования
      в местных бюджетах финансирования
      решений по вопросам местного значения
      и осуществления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов
      Федерации, если таковые переданы в
      ведение муниципального образования;
    • ж) закрепление обязанностей государства обеспечивать муниципальные образования
      минимальными местными бюджетами для
      покрытия минимально необходимых расходов, которые определяются
      законодательством субъектов Федерации на основе нормативов минимальной
      бюджетной обеспеченности:
    • з) гарантирование государством наполнения доходной части местных бюджетов путем
      закрепления данным законом, законом
      субъекта Федерации на долговременной
      основе доходных источников;
    • и) гарантирование государством обеспечения удовлетворения жизненных
      потребностей населения по предметам
      ведения муниципального образования на
      уровне не ниже минимальных государственных
      социальных стандартов;
    • к) компенсация государственными органами убытков (в виде уменьшения доходов или увеличения расходов муниципальных
      органов), вызванных выполнением решений
      государственных органов;
    • л) самостоятельность установления представительными органами местного
      самоуправления видов и размеров местных
      налогов и сборов, а также льгот по их
      уплате;
    • м) сохранение института самообложения населения и самостоятельности расходования этих средств для решения
      вопросов местного значения;
    • н) распространение на органы местного самоуправления права получения на основе закона платы, в том числе в
      натуральной форме, от пользователей
      добываемых на территории муниципального
      образования природных ресурсов;
    • о) предоставление представительным органам местного самоуправления
      права образовывать в соответствии с
      законодательством Российской Федерации
      целевые внебюджетные фонды;
    • п) установление мер по расширению участия органов местного самоуправления в кредитных отношениях (право выпуска
      муниципальных займов и лотерей, получения и выдачи кредитов, создания
      муниципальных банков и иных
      финансово-кредитных учреждений).7
    • Федеральный закон лишь в общих чертах закреплял
      полномочия органов местного самоуправления в бюджетном процессе,
      передавая конкретное регулирование
      этого вопроса в ведение субъектов
      Федерации и на нижестоящий уровень.8

    Несмотря
    на все позитивные моменты принятия
    Федерального Закона «Об общих принципах
    организации местного самоуправления
    в Российской Федерации» от 12 августа
    1995 года, в нём содержались определённые
    просчёты федеральных органов исполнительной
    власти. В частности, закон содержал в
    ряде статей нормы, противоречащие
    Конституции.

    1. Через
      восемь лет, 6 октября 2003 года, был подписан
      новый Федеральный Закон «Об общих
      принципах организации местного
      самоуправления в Российской Федерации».
    2. Сфера
      правового регулирования данного закона
      полностью идентична действовавшему до
      него закону от 12 августа 1995 года.
    3. Практически
      так же как и предшественник, Закон
      «устанавливает общие правовые,
      теоретические, организационные и
      экономические принципы организации
      местного самоуправления в Российской
      Федерации, определяет государственные
      гарантии его осуществления».9

    Укрепления
    экономического, финансового и
    управленческого потенциала низового
    уровня власти предполагается достичь
    путем проведения территориальной и
    функциональной муниципальной реформы.

    Читайте также:  Признание завещания недействительным: как признать, основания и порядок, судебная практика

    Территориальная реформа связана с
    установлением оптимальных границ
    муниципальных образований в соответствии
    с задачами и объемом ответственности,
    тогда как функциональная – с изменением
    самого объема задач и ответственности
    муниципалитетов в зависимости от их
    типа.10

    Закон
    подробно регламентирует отношения
    федеральной власти и местного
    самоуправления. Ограничение
    исполнительно-распорядительных и
    контрольных полномочий федеральных и
    региональных органов власти является
    гарантией независимости местного
    самоуправления. Однако, закреплён и
    перечень случаев, в которых полномочия
    местных органов власти переходят к
    федеральным.

    Также
    Закон регламентирует и уточняет
    компетенцию самих органов местной
    власти.

    Основное
    отличие Закона 2003 года от Закона 1995 года
    касается территориального устройства
    самоуправления. Новым Законом вводится
    двухуровневая система самоуправления. Территория субъекта разграничивается
    между поселениями. Это не касается
    только территорий с низкой плотностью
    населения.

    Территории поселений, кроме
    территорий городских округов и возникающих
    на территориях с низкой плотностью
    населения межселенные территорий входят
    в состав муниципальных районов. В
    границах городского поселения может
    находится один город или посёлок с
    прилегающей территорией, а также
    населённые пункты не являющиеся
    муниципальным образованием.

    Сельский
    населенный пункт с численностью населения
    менее 1000 человек, как правило, входит в
    состав городского или сельского
    поселения.

    • Закон
      устанавливает обязательное наличие в
      структуре местного самоуправления
      представительного органа муниципального
      образования, главы муниципального
      образования, местной администрации
      (исполнительно-распорядительного
      органа).
    • Ограничивается
      пятью годами срок полномочий должностных
      лиц муниципального образования.
    • Финансирование
      местных органов самоуправления
      производится исключительно из доходов
      бюджетов самих муниципальных образований.
    • Определяется
      количество депутатов представительного
      органа поселения в зависимости от
      численности населения и определяется
      минимальный состав.

    Контроль
    за исполнением местного бюджета,
    управлением муниципальным имуществом
    возложен на специальные органы местного
    самоуправления — контрольно-счетные
    палаты, ревизионные комиссии и т.п.

    Закон
    устанавливает и новые формулы осуществления
    местного самоуправления: публичные
    слушания, собрание, конференцию и опрос
    граждан.

    Низовой
    уровень публичной власти получил
    разностороннюю программу своего
    реформирования. По размаху преобразований,
    реформу можно отнести к наиболее сложным.
    Эта реформа стала частью общего
    преобразования федеративных отношений,
    административной реформе, реформе
    бюджетной и налоговой системы Российской
    Федерации.

    Таким
    образом, новеллы Федерального закона
    о местном самоуправлении следует
    воспринимать комплексно – с учетом
    изменений и дополнений Федерального
    закона об органах государственной
    власти субъектов Российской Федерации,
    предпринятых мер по функциональному
    анализу в рамках административной
    реформы, а также положений обсуждаемых
    ныне проектов – федерального закона
    «О внесении изменений и дополнений в
    Бюджетный кодекс Российской Федерации
    в части регулирования межбюджетных
    отношений», федерального закона «О
    внесении изменений и дополнений в
    Налоговый кодекс Российской Федерации
    и признании утратившим силу Закона
    Российской Федерации «Об основах
    налоговой системы в Российской Федерации»,
    внесенных Правительством РФ в
    Государственную Думу 4 сентября 2003 года
    и принятых в первом чтении 18 ноября 2003
    года11.

    В
    целом предпринимаемые законодателем
    шаги направлены на повышение эффективности
    и ответственности каждого уровня власти,
    обеспечение сочетания в рамках одной
    системы органов полномочий и расходных
    обязательств по их исполнению. Указанные
    программные цели должны быть достигнуты
    и в ходе реформы низового уровня публичной
    власти – местного самоуправления.12

    Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/40769/referat-analiz-zakonov-obschih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravleniya.html

    Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ

    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

    Российская федерация

    Федеральный закон

    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

    Принят Государственной Думой                              16 сентября 2003 года

    Одобрен Советом Федерации                              24 сентября 2003 года

    (В редакции федеральных законов от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 12.08.2004 № 99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 30.12.2004 № 211-ФЗ, от 18.04.2005 № 34-ФЗ, от 29.06.2005 № 69-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 21.07.2005 № 97-ФЗ, от 12.10.2005 № 129-ФЗ, от 27.12.2005 № 198-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 15.02.2006 № 24-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 18.07.2006 № 120-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 01.12.2006 № 198-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 15.06.2007 № 100-ФЗ, от 18.06.2007 № 101-ФЗ, от 21.07.2007 № 187-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 04.11.2007 № 253-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 08.11.2007 № 260-ФЗ, от 10.06.2008 № 77-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2008 № 222-ФЗ, от 03.12.2008 № 246-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 07.05.2009 № 90-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 28.11.2009 № 283-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 05.04.2010 № 40-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 27.07.2010 № 237-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 03.11.2010 № 286-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 29.11.2010 № 315-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 20.03.2011 № 38-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 03.05.2011 № 88-ФЗ, от 11.07.2011 № 192-ФЗ, от 18.07.2011 № 224-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 19.07.2011 № 247-ФЗ, от 25.07.2011 № 263-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 361-ФЗ, от 03.12.2011 № 392-ФЗ, от 06.12.2011 № 411-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 25.06.2012 № 91-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 10.07.2012 № 110-ФЗ, от 28.07.2012 № 137-ФЗ, от 16.10.2012 № 173-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 25.12.2012 № 271-ФЗ, от 30.12.2012 № 289-ФЗ, от 05.04.2013 № 55-ФЗ, от 07.05.2013 № 98-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 02.07.2013 № 176-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 22.10.2013 № 284-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 02.11.2013 № 303-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 21.12.2013 № 370-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 416-ФЗ, от 28.12.2013 № 443-ФЗ, от 02.04.2014 № 70-ФЗ, от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 23.06.2014 № 165-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ, от 21.07.2014 № 234-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ, от 04.10.2014 № 290-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 22.12.2014 № 431-ФЗ, от 22.12.2014 № 447-ФЗ, от 29.12.2014 № 454-ФЗ, от 29.12.2014 № 456-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 03.02.2015 № 8-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 30.03.2015 № 63-ФЗ, от 30.03.2015 № 64-ФЗ, от 29.06.2015 № 187-ФЗ, от 29.06.2015 № 204-ФЗ, от 05.10.2015 № 288-ФЗ, от 03.11.2015 № 303-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 446-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ, от 15.02.2016 № 17-ФЗ, от 02.06.2016 № 171-ФЗ, от 23.06.2016 № 197-ФЗ, от 03.07.2016 № 298-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 28.12.2016 № 494-ФЗ, от 28.12.2016 № 501-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 03.04.2017 № 62-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 07.06.2017 № 107-ФЗ, от 18.07.2017 № 171-ФЗ, от 26.07.2017 № 202-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 30.10.2017 № 299-ФЗ, от 05.12.2017 № 380-ФЗ, от 05.12.2017 № 389-ФЗ, от 05.12.2017 № 392-ФЗ, от 29.12.2017 № 443-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 29.12.2017 № 463-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 05.02.2018 № 15-ФЗ, от 19.02.2018 № 17-ФЗ, от 18.04.2018 № 83-ФЗ, от 03.07.2018 № 181-ФЗ, от 03.07.2018 № 189-ФЗ, от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 30.10.2018 № 382-ФЗ, от 30.10.2018 № 384-ФЗ, от 30.10.2018 № 387-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ, от 27.12.2018 № 556-ФЗ, от 06.02.2019 № 3-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ, от 26.07.2019 № 226-ФЗ, от 26.07.2019 № 228-ФЗ, от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 02.08.2019 № 313-ФЗ, от 16.12.2019 № 432-ФЗ, от 27.12.2019 № 521-ФЗ)

    • Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
    • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Местное самоуправление

    1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    2.

     Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Статья 2. Основные термины и понятия

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

    сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ)

    городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ)

    поселение — городское или сельское поселение;

    муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ) 

    городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

    городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; (Абзац введен — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

    внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением; (Абзац введен — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

    внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ)

    муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;  (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

    межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ) 

    1. вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
    2. вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
    3. органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

    депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;  (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

    должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

    Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035

    Общая характеристика ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

    Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения ор­ганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их орга­низационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления», законы субъектов Российской Федерации о местном са­моуправлении наделяют представительные органы местного самоуправ­ления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

    Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушаю­щих права местного самоуправления актов органов государственной вла­сти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

    С принятием нового Федерального закона существенно изменилась сама система законодательства о местном самоуправлении, а если учитывать предусмотренное Законом расширение нормотворческих возможностей муниципальных органов, — система всех правовых актов о местном самоуправлении. Эти изменения отнюдь не самоцель.

    Они служат правовым средством перестройки муниципального уровня публичной власти, его обновления и упорядочения, приближения к населению.

    Читайте также:  Запрет увольнения работника с ипотекой: законодательная база

    Их смысл в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с общественной практикой.

    Принципиально новым является подход к территориальной организации местного самоуправления (глава 2 Закона, статьи 10 — 13).

    Если прежний Закон обозначал лишь возможность существования в границах одного муниципального образования других муниципальных образований, то теперь четко определена необходимость создания различных типов муниципальных образований, в том числе сложносоставных, включающих в себя другие муниципальные образования. Определено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах. Таким образом, местное самоуправление должно развиваться не только в городских центрах и поселках, как это по преимуществу было до сих пор, но и на всех сельских территориях, и не только в крупных и средних, но и в небольших населенных пунктах.

    Установление и изменение границ муниципальных образований, как и прежде, относится к компетенции субъектов РФ. Но теперь это будет делаться в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом.

    Причем главное обстоятельство, с учетом которого будут определяться размеры территорий сельских и городских поселений, — это численность их населения, а также возможность для жителей сельских поселений и муниципальных районов в короткий срок добираться до центра муниципальных образований. Территории всех поселений, за исключением городских округов, а также возникающие на малонаселенных территориях межселенные территории включаются в границы муниципальных районов. «Бесхозных» территорий теперь не будет. Городскими округами должны становиться относительно крупные города и поселки с развитой инфраструктурой.

    Муниципальное образование каждого типа — поселение, муниципальный район, городской округ — решает свой круг вопросов местного значения. Если прежде предметы ведения муниципальных образований различных уровней должны были разграничиваться законами субъектов РФ (чего на практике почти не было), то теперь их исчерпывающие перечни закреплены Федеральным законом.

    В определении круга вопросов местного значения Закон исходит из принципа субсидиарности — в ведение муниципальных образований разных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно, с оптимальным результатом.

    Поэтому объем дел, которыми теперь будут заниматься поселенческие муниципалитеты, меньше возложенного на муниципальные районы и городские округа. Более того, с учетом реальных условий и возможностей решение некоторых вопросов, входивших в круг обязанностей органов местного самоуправления, передается органам государственной власти субъектов РФ.

    Это, прежде всего, касается сферы образования. В старом Законе была закреплена довольно расплывчатая общая обязанность муниципальных образований организовывать, содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования.

    Ныне из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными районами и городскими округами, организация профессионального образования исключена.

    Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, но за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса (зарплата учителям), отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

    Признана неприемлемой формула старого Закона о том, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законами субъектов РФ к вопросам местного значения. Участие субъектов РФ в определении этих вопросов, по сути, исключено.

    Их перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в новый Федеральный закон.

    Тем самым установлена еще одна федеральная гарантия оптимального наполнения функционального содержания местного самоуправления, связанного с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения.

    Решение всего перечня вопросов местного значения обязательно для муниципального образования. Это своеобразные «правообязанности» муниципалитетов, реализация которых должна происходить в рамках местных бюджетов.

    Правда, органы местного самоуправления вправе решать и другие вопросы, коль скоро они не отнесены к компетенции иных муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Однако теперь это право по сравнению с прежним ограничено — решение таких вопросов возможно только при наличии собственно материальных ресурсов и финансовых средств. При этом исключается использование субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

    Закон вносит относительную ясность в разграничение полномочий органов местного самоуправления и государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления (глава 4, статьи 19 – 21 Закона).

    Теперь полномочия органов местного самоуправления, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Этим правилом ставится заслон так называемым федеральным и региональным мандатам, то есть устанавливаемым «сверху» социальным обязательствам, не обеспеченным соответствующими финансовыми и материальными ресурсами.

    Возможность наделения отдельными государственными полномочиями предусмотрена, как правило, для муниципальных районов и городских округов.

    Сельские и городские поселения в принципе освобождаются от обязанности выполнения этих полномочий с учетом их ограниченных возможностей.

    Восполняя правовой пробел, Закон определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, обязательный как для федеральных, так и для региональных органов государственной власти.

    Защищая органы местного самоуправления от возможного произвола федеральных и региональных органов государственной власти, Закон указывает, что несоблюдение порядка наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, признанное в судебном порядке, является основанием для отказа от их исполнения.

    Источник: https://infopedia.su/10x7efb.html

    5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения

    Федеральный
    закон в соответствии с Конституцией
    Российской Федерации устанавливает
    общие правовые, территориальные,
    организационные и экономические принципы
    организации местного самоуправления
    в Российской Федерации, определяет
    государственные гарантии его осуществления.

    Закон
    регулирует целый ряд вопросов, ранее
    не находивших отражения в федеральном
    законодательстве, что, безусловно,
    является положительным моментом. В
    первую очередь это касается главы,
    регулирующей порядок наделения органов
    местного самоуправления отдельными
    государственными полномочиями.

    Глава
    1. Общие положения.

    В ней даются основные
    понятия в сфере местного самоуправления,
    рассмотрены права граждан Российской
    Федерации на осуществление местного
    самоуправления; приведена правовая
    основа местного самоуправления;
    Полномочия федеральных органов
    государственной власти и органов
    государственной власти субъектов в
    области местного самоуправления.
    Приведены основы применения муниципальных
    правовых актов. Рассмотрено Межмуниципальное
    сотрудничество и требования к официальным
    символам муниципальных образований.

    Глава
    2. Принципы территориальной организации
    местного самоуправления. Здесь рассмотрены
    основы территорий и границ муниципальных
    образований, изменение границ
    муниципального образования и преобразование
    муниципальных образований, упразднение
    поселений, создание вновь образованных
    поселений на межселенных территориях.

    Глава
    3. Вопросы местного значения. Рассмотрены
    вопросы местного значения городского,
    сельского поселения, муниципального
    образования.

    Приведены права органов
    местного самоуправления городского,
    сельского поселения на решение вопросов,
    не отнесенных к вопросам местного
    значения поселений и права органов
    муниципального района на решение
    вопросов, не отнесенных к вопросам
    местного значения муниципальных районов.
    Вопросы местного значения городского
    округа и права органов местного
    самоуправления городского округа,
    городского округа с внутригородским
    делением, внутригородского района на
    решение вопросов, не отнесенных к
    вопросам местного значения городского
    округа, городского округа с внутригородским
    делением, внутригородского района;
    Полномочия органов местного самоуправления
    по решению вопросов местного значения.

    Рассмотрены
    положения муниципального контроля,
    Принципы правового регулирования
    полномочий органов местного самоуправления
    и Оценка эффективности деятельности
    органов местного самоуправления.

    Глава
    4. Наделение органов местного самоуправления
    отдельными государственными полномочиями.

    Приведен Порядок наделения органов
    местного самоуправления отдельными
    государственными полномочиями;
    Осуществление органами местного
    самоуправления отдельных государственных
    полномочий и положения государственного
    контроля за осуществлением органами
    местного самоуправления отдельных
    государственных полномочий.

    Источник: https://studfile.net/preview/6210570/page:58/

    Федеральный закон 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» с изменениями

    ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.

    Муниципальное образование (далее – МО) — это населенный пункт, управление которым осуществляется непосредственно народом и с помощью местных властей. Управляющие органы  формируются в соответствии и обычаями проживающего народа.

    В структуре власти должны быть представлены как коллегиальный представительный орган, так и орган, управляемый по принципу единоначалия (Администрация МО).

    Краткое содержание

    В Российской Федерации существует несколько видов населенных пунктов, и каждый вид имеет свои полномочия и круг решаемых вопросов. Границы земель и их статус изменяются по правилам, установленным в данном законе.

    Федеральный закон №131 устанавливает:

    • официальные наименования видов МО и их характеристики;
    • перечень предметов, находящихся в компетенции местных властей;
    • порядок учреждения и компетенцию органов МСУ;
    • правила составления муниципальных актов;
    • основы экономической деятельности МО.

    Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

    Федеральный закон определяет местное самоуправление как  участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и  депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти. 

    Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

    Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

    МСУ осуществляется местными органами и населением самостоятельно.

    Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

    К таким предметам относят бюджетный процесс в МО, утверждение налогов и сборов, социальная поддержка, управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом, обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, функционирование транспортной системы и т.д.

    Муниципальные органы имеют право:

    • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
    • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
    •  учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
    • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
    • проведение выборов.

    В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

    Представительный орган создает устав, бюджетный проект, устанавливает налоги, распоряжается имуществом, учреждает и ликвидирует муниципальные предприятия. Он формируется в соответствии с уставом населенного пункта. Его членами являются главы поселений или избранные депутаты.

    В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные  государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

    Источник: http://zakonmaster.ru/fz-131-ob-obshhih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravlenija/

    Ссылка на основную публикацию