Закон о вывозе мусора: суть фз об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы1 января 2019 года в России вступил в силу Федеральный закон о вывозе мусора и стартовала так называемая Мусорная реформа, в корне поменявшая процесс сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов. Законопроект был разработан ещё в 2014 году, однако ввести его в действие не получилось из-за слишком больших масштабов изменений, что потребовало проведения длительных подготовительных работ. В соответствии с новым законом, процессом сбора, хранения и утилизации ТБО могут заниматься только специально уполномоченные организации, поменялась система сбора платежей, введена процедура сортировки мусора. Цель Мусорной реформы — охрана окружающей среды путём снижения выбросов токсичных веществ в воздух и почву в результате ненадлежащего сбора и утилизации отходов.

Изменения в законодательстве с 1 января 2019 года

Закон о вывозе мусора с 2020 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

При этом, если в доме или квартире никто не проживает, а нежилое помещение не используется по назначению, платить за услугу их собственникам всё равно придётся. Кроме того, Законом изменён порядок борьбы со стихийными свалками. Обязанность по устранению стихийной свалки возложена на собственника земельного участка, а при его отсутствии — на местный муниципалитет.

Новый закон оперирует понятиями ТБО (твёрдые бытовые отходы) и ТКО (твёрдые коммунальные отходы).

1. ТБО — это отходы, образующиеся от повседневной жизнедеятельности человека:

  • Продукты питания, пришедшие в негодность.
  • Макулатура (бумага и картон)
  • Пластик и полимеры (упаковка, пришедшие в негодность бытовые вещи).
  • Стеклотара и стеклобой.
  • Металлолом.

2. ТКО — это отходы из жилых помещений, образующиеся в результате процесса потребления их жильцами:

  • Отходы от уборки или ремонта.
  • Пришедшая в негодность техника или мебель.
  • Растительные отходы (трава, листва, ветки деревьев).

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2020 года и вывоз мусора.

Таким образом, организацией установки контейнеров для отходов на придомовой территории, а также процесса сбора и хранения ТБО должна заниматься УК (или ТСЖ), а закон о региональном операторе по вывозу мусора возлагает на него ответственность за сбор ТБО из контейнеров, его транспортировку к месту хранения и накопления, а также последующую утилизацию.

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:

  • На сбор, хранение и утилизацию мусора;
  • На устранение негативного влияния на окружающую среду;
  • На обеспечение административной деятельности оператора;
  • НДС.

С учётом этого, тарифы на вывоз мусора различаются для каждого региона и существенно превышают ранее существовавшие. Расчёт тарифа производится согласно нормативам с учётом экономических и статистических данных каждого конкретного региона. Для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТБО и ТКО рассчитывается по количеству проживающих жильцов, а не исходя из площади квартиры, как раньше.

Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

Порядок совершения платы за вывоз мусора

Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.

Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:

  1. Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
  2. Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
  3. Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
  4. Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.

Льготные категории плательщиков

В целях повышения социальной защищённости граждан, отдельные категории жильцов могут воспользоваться правом денежной компенсации из бюджета за произведённую оплату услуг по вывозу ТБО:

  1. Инвалиды.
  2. Ветераны труда.
  3. Участники ВОВ и родственники погибших.
  4. Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
  5. Жители блокадного Ленинграда.
  6. Принимавшие участие в боевых действиях.
  7. Незаконно репрессированные граждане.
  8. Многодетные семьи.
  9. Семьи, в которых воспитывается ребёнок с инвалидностью.
  • В некоторых регионах по инициативе местных властей список льготников может быть расширен.
  • Как было сказано выше, тариф на вывоз мусора устанавливается региональным оператором и согласовывается с местным органом власти.
  • В сумму, уплачиваемую за эту коммунальную услугу, входят следующие статьи расходов оператора:
  1. Транспортировка ТБО и ТКО — 61%.
  2. Обработка и утилизация мусора — 28%.
  3. Расходы на заключение договоров — 10%.
  4. Прочие сопутствующие расходы — 1%.

Каждый региональный оператор устанавливает свой локальный тариф на эти услуги. В среднем по стране тариф колеблется от 100 до 150 рублей с человека.

  1. Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:
  2. Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.
  3. Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.
  4. Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).
  5. Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Ещё один способ экономии — это раздельный сбор мусора.

Если на общем собрании жильцов многоквартирного дома будет принято решение о раздельном сборе мусора и будут созданы для этого необходимые условия, то в договоре с оператором можно предусмотреть оплату не за количество проживающих человек, а за фактический объём вывезенного мусора в тоннах или кубических метрах. В результате применения такого подхода экономия может составить до 50%. Однако ещё не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура для переработки отсортированного мусора.

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Какие изменения произошли для россиян

  1. Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.

  2. В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
  3. Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора.

    Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.

  4. Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.

  5. Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
  6. Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.

  7. Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Большинство регионов оказалось не готово к столь масштабным изменениям. Не везде была проведена соответствующая подготовительная работа в правовом и техническом аспектах, что в ряде городов привело к масштабным накоплениям мусора в первые месяцы 2020 года.

Не везде своевременно были определены региональные операторы и утверждены тарифы на их услуги.

Тем не менее позже ситуация стабилизировалась, однако до сих пор, в частности, не решён вопрос сортировки мусора, хотя раздельные контейнеры для различных его видов в ряде регионов внедрены.

Текущие итоги Мусорной реформы

С точки зрения рядовых граждан изменений практически не произошло, за исключением возросшей платы за вывоз мусора и расширения категорий плательщиков.

С точки зрения охраны окружающей среды изменения пока не слишком заметны, поскольку процедура раздельного сбора и утилизации мусора до сих пор не реализована в полной мере. Ведь органические остатки должны быть возвращены в почву, стекло, полимеры, металл, макулатура — повторно переработаны, прочие ТБО — утилизированы на мусоросжигательных заводах.

К сожалению, новые, высокотехнологичные мусоросжигательные заводы пока отсутствуют, а сжигание мусора по устаревшим технологиям, равно как и его захоронение, приводит к попаданию в воздух и грунтовые воды токсичных веществ в заметных концентрациях. Поэтому можно говорить, что полная реализация Мусорной реформы ещё далека от завершения.

Следующая

Источник: https://fms21.ru/zakonodatelstvo/zakon-o-vyvoze-musora.html

Закон о мусорной реформе: суть и особенности вывоза отходов в сельской местности

Рост объёмов бытовых отходов, возникновение стихийных свалок и потребность в быстрой утилизации мусора привели к необходимости создания единой службы, которая была бы способна быстро и качественно решать эти проблемы.

Суть реформы

Ещё в 1998 году в России был принят Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», который ввёл правила вывоза, складирования и переработки бытовых и промышленных отходов.

Закон преследовал цель минимизировать влияние мусора на человека и природу, предлагал использовать его в виде дополнительного сырья в хозяйственном обороте. Однако со временем сложилась ситуация, когда поставленные законом цели перестали реализовываться в полном объёме. Необходима была реформа.

Решено было объединить в одних руках вывоз, складирование и переработку. Стране нужен был единый, отвечающий за чистоту и порядок, оператор.

С 1 января 2019 года в России началась «мусорная реформа». Каждый субъект РФ должен был:

  • создать схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) на своей территории в электронном виде;
  • разработать и утвердить программу и нормативы накопления ТКО;
  • отобрать регионального оператора, который должен организовать полный цикл работы с отходами.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года поставил перед страной задачу:

  • ликвидировать 30 самых крупных свалок в российских городах до конца 2020 года;
  • ликвидировать все мусорные свалки до конца 2027 года.

Обязательным условием проведения реформы Президент назвал наличие структур, которые будут не только получать деньги с населения.

Кто должен заниматься вывозом и утилизацией мусора

Статья 24.6 ФЗ №89 определила, что собирать, вывозить, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и захоранивать твёрдые коммунальные отходы (ТКО) на территории краёв, республик, областей, городов, автономных округов и автономных областей должен один или несколько региональных операторов.

Региональный оператор – это юридическое лицо, которое заключает договор оказания услуг по обращению с отходами с их собственником и имеет право работать только в своём регионе (абзац 25 ст. 1 ФЗ №89).

Региональный оператор (РО):

Какой мусор и откуда вывозится

Твёрдые коммунальные отходы делятся на следующие виды:

  • бытовые отходы;
  • крупногабаритные отходы;
  • отходы от уборки территории;
  • растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, деревьями и кустарниками.

По виду утилизации делятся на следующие виды:

  • компостируемые ТКО (разлагающиеся): пищевые; канализационные; тканевые; деревянно-целлюлозные;
  • некомпостируемые ТКО: высокоопасные (аккумуляторы, градусники, ртутно-кварцевые, энергосберегающие лампочки, автомобильные шины, краски, бытовая химия и др.); неопасные (стекло, пластик, алюминиевые и железные банки).

Для сбора коммунальных отходов применяются контейнеры разных типов и размеров:

  • мусорный бак – железная ёмкость на колёсах объёмом до 0,7 м3;
  • евроконтейнер – пластиковый, ёмкостью 1-1,3 м3;
  • «колокол» – тара для сбора раздельного мусора;
  • «лодка» – контейнеры для сбора крупногабаритного мусора объёмом до 15м3.

Переработка отходов и мусора – основное направление экологии в борьбе за чистоту планеты

Читать

Утилизируем отходы, а получаем… энергоресурсы. Эффективные методы переработки мусора

Подробнее

Как собирают и сортируют бытовой мусор в мире и России

Смотреть

Перспектива экологической безопасности России – вторичное использование ТБО

Далее

Площадки для сбора и вывоза мусора

Эти площадки должны отвечать требованиям Санитарных норм и правил. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий насёленных мест» предусматривает:

  • на территории домовладений должны иметься площадки для размещения мусорных контейнеров с удобными подъездами для транспорта, площадка должна быть с водонепроницаемым покрытием;
  • срок хранения коммунальных отходов в контейнерах в холодное время года при -5 °С и ниже – не больше трёх суток, в тёплое время при +5 °С и выше – не больше одних суток;
  • сбор твёрдых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде осуществляется в стандартные металлические контейнеры;
  • минимальное расстояние от жилого дома, детской или спортивной площадок, места отдыха жителей до площадки сбора и вывоза мусора – 20 метров, но не дальше 100 метров, размер площадок рассчитывается на установку не более 5 контейнеров.

Размещение малообъёмных контейнеров на площадках не решает проблему крупногабаритного мусора, а большие контейнеры не позволяют на месте производить его раздельный сбор.

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

Договор с региональным оператором

Пункт 5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ говорит о необходимости заключения договора собственником жилого помещения с региональным оператором на вывоз ТКО. Об этом же говорится в п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89.

Для заключения письменного договора нужны документы:

  • заявление в двух экземплярах в произвольной форме, подаётся лично или по почте заказным письмом: содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию паспорта, когда и кем выдан, номер телефона, домашний адрес, общую площадь помещений, число постоянно проживающих, название услуги – обращение с ТКО, меры социальной поддержки (скидки пенсионерам и инвалидам), сведения о необходимом количестве мусорных контейнеров для домовладения;
  • документ о праве собственности на домовладение – копия свидетельства или выписка ЕГРН;
  • копия паспорта.

В течение 10 рабочих дней после получения заявления региональный оператор выдаст или направит заказным письмом два экземпляра договора на вывоз мусора. Их нужно подписать, один экземпляр вернуть оператору.

Плата за вывоз мусора

Источник: https://greenologia.ru/othody/musornay-reforma.html

Вывоз мусора (новый закон) с 2019 года: тарифы, договор, раздельный сбор ТБО и ТКО | Юридические Советы

Последнее обновление: 31.01.2020

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности.

Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети.

В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Вопрос:
Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так.

Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.

Источник: http://juresovet.ru/zakon-vyvoz-musora/

Закон о Мусорной реформе с 1 января | Вывоз мусора "по закону" в 2020

С 1 января 2019 года на всей территории России была проведена мусорная реформа. В каждом регионе должен был быть выбран оператор, отвечающий за вывоз мусора, его переработку и утилизацию. Также в каждом регионе страны должен был быть пересмотрен тариф на вывоз мусорных отходов.

О необходимости изменения законодательства

Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.

Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки.

Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране.

Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

Для таких регионов дана отсрочка. Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора.

Суть закона

Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.

Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.

Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».

Важные моменты Закона

В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы.

Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования.

К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.

Закон о вывозе мусора: суть ФЗ об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

Договор

Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах.

Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.

Уборка свалок

В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.

Мусоропровод

В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.

контейнеров и площадок

С 1 января 2019 года в каждом регионе будет введен реестр всех контейнерных площадок, расположенных на муниципальных территориях, за этим будут следить местные власти. Также ними нужно будут согласовывать размещение площадок для сбора мусора. А ответственность за содержание таких площадок остается в ведомстве управляющих организаций.

О тарифах и их формировании

Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:

  • По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
  • Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.

В том случае, если жильцы выбрали вариант по раздельному сбору мусора, то и в тарификации это должно быть прописано.

Для этого дополнительно должны быть обустроены специальные площадки с определенными контейнерами, позволяющими осуществлять раздельный вывоз ТКО. Такой вариант будет более экономным для жильцов, так как расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из общих объемов вывезенного мусора.

Также реформа коснулась жителей сельской местности, но платить они должны только в том случае, если для вывоза мусора созданы все необходимые условия.

То есть установлено необходимое количество контейнеров, отходы вывозятся в соответствии с определенным графиком.

Например, в Томской области для сельских жителей с 1 апреля 2019 года был пересмотрен тариф, который начал действовать с января, так как для многих сельчан он оказался непомерным, и его пришлось регулировать местным властям.

Кому платить

После определения регионального оператора плату за вывоз мусора жильцы также будут вносить в организацию, занимающуюся управлением дома.

В том случае, если жильцы не выбрали для себя форму управления или по каким-то причинам расторгли договор с управляющей или иной компанией, деньги нужно будет отдавать уже непосредственно самому региональному оператору.

В том случае, если это дачный или садовый участок, людям придется платить и за вывоз мусора на этой территории.

Если вы прописаны на даче, то расчет будет производиться согласно определенным нормам. В том случае, если на даче никто не прописан, сумма оплаты будет рассчитываться, исходя из общего объема вывезенного мусора.

Что будет если не платить/не заключать договор

В том случае, если договор так и не был заключен, то он считается заключенным автоматически в рамках типового договора.

Если жильцы не будут оплачивать квитанции, выставленные им за вывоз мусора, то здесь будет действовать общее правило — накопление пени и образование задолженности. При неоплате услуги региональный оператор вправе подать в суд на собственников жилья.

При этом все льготы, которые действуют на оплату других коммунальных услуг, будут сохранены в обычном порядке, согласно условиям предоставления льготы.

Источник: https://xn—-7sbbt6addhepdce1ax6o.xn--p1ai/zakon/

"Мусорная афера" Президента №8

Мусор становится «золотым». С этим я вас искренне поздравляю.

И это я не про мусорную реформу, не про новые тарифы, которые по сравнению с прошлым годом выросли. Это ерунда.

Тут готовится гораздо более масштабное …

Сейчас как обычно по пунктам и по полочкам.

Указ Президента №8 от 14 января 2019 года

Сам указ по ссылке можете почитать.

Есть в России федеральные законы, и есть указы президента. Президент подписывает и то, и другое, но именно в своих указах он волен писать что душенька его захочет. Конечно, его указы должны соответствовать законам, но как-то уже повелось, что нынешнего президента это старомодное правило не касается.

Есть закон «Об отходах производства и потребления», по которому вся страна с 2019 года окончательно перешла на новый порядок обращения с отходами. Мусор стал называться гордым сочетанием «твердые коммунальные отходы (ТКО)», а услуга по вывозу ТКО стала коммунальной, как газ, вода, свет и отопление.

Еще по этому закону во всех регионах выбрали региональных операторов по обращению с ТКО, которые на своей территории получили монополию на сбор денег за мусор. По нему же утверждаются единые тарифы на вывоз мусора.

В прошлом году эта система со скрипом начала работать в отдельных регионах, а с января 2019 года она прям по всей стране заработала, и хоть она не без недостатков, но кажется весьма толковой затеей… сравнительно толковой затеей… сейчас сами поймете.

Теперь же на фоне этого федерального закона и «мусорной реформы», а точнее под шумок, президент родил и подписал указ о создании компании «Российский экологический оператор». Не путайте его с «региональным оператором» и с мусорной реформой тоже не путайте.

Ну, не могут президент, правительство и отдельно взятые министры спокойно смотреть на большие деньги. Сразу возникает непреодолимое желание эти деньги оприходовать.

Вот «Российский экологический оператор» для этих целей и создается.

По пунктам

  • В Указе №8 для вида один пунктик написали про то, что этот РЭО будет «готовить предложения по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами и проводить экспертизу региональных схем обращения с отходами».
  • В остальном же этот указ не про мусор, не про экологию, а про деньги.
  • Смотрим пункт 5 Указа:

Компания при осуществлении своей деятельности имеет право:а) инвестировать временно свободные средства;б) выпускать облигации;в) предоставлять взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц;г) осуществлять иную приносящую доход деятельность, направленную на достижение целей, установленных настоящим указом.

На этом права, как говориться, всё… закончились. С вашей экологией можете идти лесом, тут только про деньги и про «приносящую доход деятельность».

То есть с подготовкой этого указа вообще решили не заморачиваться, прямым текстом всё написали. Даже устав какого-нибудь инвестиционного или «благотворительного» коммерческого фонда выглядит более озабоченным гуманитарными ценностями, чем этот президентский указ.

Еще пару слов о создании финансового монстра

Изображение с сайта film.ru; к статье отношения не имеет, из-за названия вставил

Прежде чем перейти к описанию самой схемы, еще пару пунктов этого Указа приведу. Ну, о том, за чей счет банкет, и куда доход от этого РЭО девать?

Пункт 6:

Имущество компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации,… добровольных имущественных взносов от публично-правовых образований, доходов, полученных компанией от осуществления своей деятельности.

..

То есть из бюджета Российской Федерации этой компании выделят много лярдов бюджетных рублей (или иной валюты). Очень много бюджетных лярдов, учитывая масштаб аферы (или государственной программы; кому-как удобнее).

В довесок к прямым вкладам из бюджета РФ добровольно вложиться в этого экологического финансового монстра должны будут региональные и местные бюджеты.

А потом это РЭО не должно пропасть, в том смысле, что себе на жизнь заработать сможет. Оно ведь для получения дохода создается; Указ я чуть выше цитировал — сами видели.

В следующих пунктах Указа говорится про то, что имущество компании является её собственностью, про органы управления компании, а также поручение Правительству начать расходовать бюджетные средства в 2019 году и к январю 2020 года подготовить системы учета отходов (видимо, систему учета потраченных за 2019 год средств тоже к 2020 году подготовить, но это не точно).

Про доходы компании, которые она куда-то там должна бы отчислять (обратно в бюджет, например), ни слова. По своему усмотрению может тратить.

А теперь собственно к работе этого Экологического оператора

Идея отличная, и эффект от нее ожидается как обычно…

Вы ведь наверняка слышали про недобросовестные управляющие компании, которые брали на управление дома, собирали с жителей деньги и, ничего при этом не делая, спустя какое-то время исчезали. В некоторых регионах мошенники в связке с местными чиновниками умудрялись сетью своих управляющих компании целые города под себя подминать и доить-доить-доить…

Это была репетиция, проба пера и тренировка перед созданием Экологического оператора. По-другому и не скажешь.

Большое видится издалека, поэтому приведу вначале принцип работы будущего Российского экологического оператора на его миниатюрной копии.

В каком-нибудь российском городе Н-ске есть некий предприимчивый человек, который знакомому чиновнику из регионального ЖКХ предлагает навести порядок во всем городском или даже региональном коммунальном хозяйстве. Говорит, мол готов инвестировать средства, обслуживать дома, нести людям добро.

Чиновнику такая идея от товарища нравится и вскоре нескольким управляющим компаниям нашего предпринимателя на обслуживание уже отданы все лучшие дома города. Управляющие компании собирают с горожан деньги за услуги ЖКХ, горожане жалуются, что никаких услуг не получают, но платят — куда деватьбся?!.

Время от времени одна «своя» управляющая компания сменяет другую, одни управляшки банкротят, другие просто остаются висеть, третьи даже удается официально закрывать. А самое главное, деньги горожан, которые те платят за услуги ЖКХ, идут в нужном направлении — на улучшение жилищных условий собственно предпринимателя, чиновника и прочих вовлеченных в эту схему.

Где-то за границей покупаются дома, яхты и прочие самолеты, а в городе Н-ске год за годом растут долги по ЖКХ перед Горгазом, Водоканалом, Электросетью и Теплосетью. Ну, предприниматель же обещал инвестиции, вот он и инвестировал средства граждан в свою недвижимость, а управляющие компании он вовремя банкротил.

Картина эта, я думаю, многим знакома. Во многих регионах России она с успехом применялась годами.

Наконец, вот он — наш финансово-экологический монстр

А теперь представьте, что такую «управляющую компанию» сделали одну на всю страну. Одну большую инвестиционную управляющую компанию, которая в одиночку всю страну будет стричь и доить …

При этом в создание такой всероссийской «управляющей компании» предпринимателям даже не пришлось своих денег вкладывать, ведь ее создали из бюджетных средств.

Российскому экологическому оператору дадут много бюджетных денег и скажут: «Крутись как хочешь». Не «крутись как хочешь, но деньги с процентами верни», а просто «крутись как хочешь». И он начнет крутиться…

Наш РЭО имеет достаточно средств и возможностей, чтобы войти в любой регион и стать там монополистом в сфере обращения с отходами. Он даже может во все регионы таким образом зайти. Причем местных региональных операторов он сможет просто за копейки скупать, выживать, устранять, ведь если кто-то не хочет по сходной цене его условия выполнять, то в дело пойдет административный ресурс.

Спустя какое-то непродолжительное время нашему РЭО уже принадлежат все денежные регионы страны — те регионы, где есть возможность собирать деньги за ТКО. Проблемные регионы ему не интересны, ведь там сложнее получать доход; их можно и местным оставить.

Ну, делят они рынок между собой, нам-то что от этого?

Как вы уже наверное догадались, денег от такого передела нам — простым гражданам — не перепадет. С экологией вроде бы тоже улучшений не предвидится, если только попутно что получится, но не факт.

А так, загибайте пальцы:

Экологический сбор вероятно отдадут этому РЭО. Там пока не весть какие деньги — десятки миллиардов рублей, но это пока экологический сбор в Налоговый кодекс не включили.

Законопроект об изменении первой и второй частей НК РФ и включении в него экологического налога уже готов. Прошлым летом его даже на суд публике представили. Ждемс… В виде налога его сумма прилично подрастет, к гадалке не ходи.

100500 лярдов из бюджета вынут да положат.

Из бюджета, в котором «денег нет, но вы держитесь», на создание этого оператора пару сотен миллиардов найдется. Точных цифр еще нет, но учитывая масштаб затеи, минимальные организационные расходы на создание РЭО это 100 000 000 000 рублей.

К ним еще нужно добавить расходы на разработку всякого программного обеспечения — специального, экологического и высокотехнологического.

Указом предусмотрены сразу несколько таких систем, и сложно себе даже представить сумму, которую под это дело спишут. Если пятистраничный сайт обходится бюджету в 20 000 000 рублей… то эти экологические базы …

ну, если экономно и не наглеть, то еще в сто миллиардов уложиться можно.

Вырастет тариф на вывоз мусора. Тут сходу две причины на ум приходят.

Первая — это сам факт создания федерального монополиста. Региональные монополии в прошлом году добавили к тарифам минимум 20% (где-то и больше), а уж монополист общероссийский точно прожорливее будет. Впрочем, не будем терять оптимизма и допустим, что это добавит к тарифу лишь четверть (ну хотя бы в первый год можно и этим обделаться).

Вторая причина — это региональные операторы, которым такую свинью подложили.

Лет пять назад им обещали гарантии стабильности, 20 лет планомерной инвестиционной деятельности и всё такое прочее, а тут бац! и Российский экологический оператор (⊙_⊙) .

В общем, региональным операторам придется как-то по-быстрому свои вложения вернуть и валить из этой отрасли, пока их не свалили оттуда принудительно.

Расходы на социальную сферу, образование, медицину и прочее вырастут, но мы этого не заметим. Вот тут вообще железно. Дайте новому Российскому оператору освоиться и мусор для бюджетов всех уровней станет золотым.

Если какая-нибудь условная больница или школа сегодня может с региональным оператором найти общий язык и платить за вывоз мусора столько, сколько может себе позволить, то с Всероссийским оператором этот номер не пройдет — будут платить по нормативу.

Для бюджетных учреждений разница между фактическим и нормативным объемом отходов порой огромна — в десятки раз. То есть у больницы мусора будет столько же, а вот денег после оплаты за вывоз ТКО будет оставаться гораздо меньше. Как следствие, в больницах будет меньше лекарств, бинтов и клизм.

Всяким паркам культуры и отдыха проще будет вообще закрыться, ведь у них норматив от площади рассчитывается…

Понятно, что эти возросшие расходы компенсируют, подправив бюджеты, но нам от этого перекладывания средств лучше не станет. Разве только в телевизоре вновь расскажут об увеличении расходов на медицину, образование, культуру… в общем, вы поняли.

Могу и дальше перечислять все «выгоды» для простого россиянина от этой экологической затеи, но не вижу в этом смысла. Скоро сами всё увидите.

Наверное, стоило еще рассказать, как и зачем в этого Российского экологического оператора будут вкладываться публично-правовые образования и крупный бизнес. Это действительно интересно, но там без имен не обойтись, а это долго и нудно — на любителя, короче.

Итого:

В 2019 году в России станет на один Роснефтегаз больше. Кто смотрел отчетность этой конторы и ее перепалки с Правительством, тот поймет.

Остальных хочу поздравить с новым поводом для национальной гордости, с еще одним национальным достоянием. Совсем скоро к экспорту нефти и газа должен добавиться экспорт российского мусора, который планируется поставлять в Швецию (!) ¯(°_o)/¯

Эх, заживем! Только карман шире держите…

Другие заметки можете прочитать на канале и на сайте: buro26.ru.Подписывайтесь в Телеграме, чтобы получать уведомления о новых заметках

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59db0dfb8c8be3ef72c1d43d/5c3dd23ef622cf00a99c081d

Вывоз бытовых отходов по правилам 2019-2020

Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках.

Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.

Кто теперь вывозит мусор?

С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст.

24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

Как работает региональный оператор?

Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):

  • прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
  • транспортировка мусора;
  • обработка, обезвреживание и захоронение отходов.

Откуда вывозится мусор?

Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).

Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения. Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора.

Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).

Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ.

Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке.

В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).

Когда вывозится?

Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00.

В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).

Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

Должны ли вывозиться листья?

Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89).

В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату.

Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.

Должен ли вывозиться строительный мусор?

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора.

Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку.

Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89).

Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ.

Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Как теперь платить?

С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м3 отходов.

В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м2 жилой площади).

Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля.

Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Источник: https://pravoved.ru/journal/federalnyi-zakon-o-vyvoze-musora/

Ссылка на основную публикацию