Закон о сми: основные положения фз, структура и ключевые понятия, текст

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст

Допустимая деятельность

Не подлежат ограничениям:

  1. Получение, распространение, поиск массовой информации.
  2. Владение, распоряжение, учреждение и пользование СМИ.
  3. Приобретение, изготовление, эксплуатация и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначены для распространения и производства медиа-продуктов.

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст

Ключевые понятия

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере. Среди них:

  1. Массовая информация. Она включает в себя аудио-, печатные, аудиовизуальные и прочие материалы и сообщения, которые предназначены для неопределенного количества лиц. Соответственно, в качестве СМИ выступает периодическое издание, видео-, теле-, радио- или кинохроникальная программа либо иная форма распространения информации.
  2. Продуктом является тираж (его часть) отдельного номера газеты/журнала либо видео-, аудиозаписи, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы.
  3. Распространением продукции называют продажу (раздачу, подписку, доставку) информационных материалов и сообщений.
  4. Специализированным СМИ именуется такое медиа-средство, в отношении которого действуют особые правила. Они касаются, в частности, его регистрации и распространения его продукции.
  5. Редакция СМИ — это учреждение, предприятие, гражданин или объединение нескольких лиц, которые осуществляют изготовление и выпуск медиа-продукта. Руководителем выступает главный редактор.
  6. Журналист — лицо, осуществляющее создание, редактирование, подготовку, сбор материалов и сообщений для редакции зарегистрированного СМИ и связанное с ней договорными (трудовыми) отношениями (или занимающееся указанной деятельностью по предоставленным полномочиям).

Недопустимость цензуры

Закон о СМИ (последняя редакция) запрещает должностным лицам, государственным органам, учреждениям, организациям, общественным объединениям требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений. Не допускается наложение запретов на распространение медиа-продукции или отдельных их частей.

Закон о СМИ, однако, устанавливает одно исключение. Цензура может иметь место в том случае, если автором или интервьюируемым выступает должностное лицо.

Нормативный акт запрещает финансирование и создание учреждений, органов, организаций, привлечение служащих, которые будут требовать от медиа-компаний предварительного согласования материалов и сообщений.

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст

Ограничения

Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации.

Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст

Спорный момент

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав.

В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ.

«Ревизорро» — одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

В настоящее время юристы и представители разных ведомств ведут споры о правомерности деятельности журналистов. Некоторые специалисты говорят о том, что ведущие программы нарушают права собственника, другие, напротив, высказываются положительно о действиях.

Если опираться на закон о СМИ, то в нем не установлено каких-либо прямых запретов.

Однако действия журналистов можно рассматривать в рамках иных нормативных актов, и в этих случаях можно установить ряд нарушений, которые повлекут разного рода ответственность (вплоть до уголовной).

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст

Сбор сведений при контртеррористической операции

Порядок пребывания журналистов на объекте или территории проведения КТО устанавливается ее руководителем.

Закон о СМИ запрещает освещение данных о специальных средствах, тактике, технических приемах ведения операции, если это может создать серьезные препятствия для нее или поставить под угрозу здоровье и жизнь людей.

Информация о служащих подразделений и лицах, содействующих КТО, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию теракта, а также об их родственниках может быть предана публичной огласке в соответствии с действующими нормативными актами о гостайне и персональных сведениях.

Законы, регулирующие СМИ

Нормативная база, регламентирующая медиа-средства и продукты, состоит из рассматриваемого правового документа, а также актов, принимаемых в соответствии с ним. Если в межгосударственном договоре, который заключен РФ, предусматриваются другие правила, нежели те, которые устанавливают законы о СМИ в России, применяются положения международных соглашений.

Применение нормативного документа

Закон о СМИ распространяется на медиа-средства, учреждаемые в РФ.

Что касается деятельности компаний, созданных за пределами государства, то положения нормативного акта применяются только в части, которая касается распространения их продукции на территории страны.

Иностранцы, лица без гражданства, а также зарубежные организации реализуют права и исполняют обязанности наравне с предприятиями и гражданами РФ, если другое не установлено в законодательстве.

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст

Регистрация медиа-средства

Редакция СМИ вправе осуществлять свою деятельность после прохождения соответствующей процедуры. Для регистрации учредитель медиа-средства подает заявление. Это необходимо в том случае, если продукция предназначается для распространения преимущественно:

  1. По всей территории РФ, за ее границами, в пределах некоторых субъектов страны. Заявление в этом случае направляется в службу, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охраны культурного наследия.
  2. На территории определенного региона или муниципального образования. Заявление в этом случае учредитель подает в территориальные структуры указанной выше службы.

СМИ будет считаться зарегистрированным после получения соответствующего свидетельства.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zakon-o-smi-prostymi-slovami-osnovnye-polozheniya.html

Закон РФ о средствах массовой информации: структура закона, права журналистов, требования к СМИ | Правоведус

Закон о СМИ: основные положения ФЗ, структура и ключевые понятия, текст Федеральный закон РФ о средствах массовой информации провозглашает СМИ свободу. В документе указано, что деятельность компаний не подлежит ограничению. Также акт формирует основные понятия в данной сфере и порядок распространения сведений. Рассмотрим основные понятия и изменения закона о СМИ в данной статье более подробно.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Основной нормативно-правовой акт о СМИ регулирует отношения между участниками в данной сфере на территории Российской Федерации, а также отношения между СМИ и государством, обществом, между редакцией и автором, между издателем, учредителем и редакцией, между СМИ и гражданином РФ, и другое. Закон устанавливает запрет цензуры и создание определенных юридических возможностей для учреждения и регистрации газет, журналов, радио- и телепередач, не зависящих от государства и политических партий.   

Скачать Федеральный закон о средствах массовой информации с последними изменениями

Так, согласно закону ограничению не могут подлежать: 

  • получение, поиск и распространение массовой информации;
  • владение, распоряжение и пользование средствами массовой информации;
  • изготовление, приобретение и эксплуатации технического оборудования, материалов и сырья, необходимых для производства и распространения массовой информации.

Структура закона о СМИ

Законодательный акт включает в себя 7 глав и 62 статьи: 

Глава 1 документа статьями 1-6.1 раскрывает основные понятия СМИ, устанавливает запрет на цензуру и упоминает о запрете злоупотребления массовой информации.

Так, в соответствии со статьей 4 закона не допускается использование СМИ в целях уголовно наказуемого деяния, при разглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих публичный призыв к осуществлению террористической деятельности, равно, как и оправдывающих терроризм материалов. 

Закон запрещает использование в теле-, радио-, видеопрограммах, художественных и документальных фильмах, а также в информационных файлах и компьютерных программах текстов, скрытых вставок и других приемов и способов распространения информации, которая оказывает воздействие на подсознание людей и/или оказывает вредное влияние на их здоровье. Кроме того, законодательный документ устанавливает запрет на распространение в СМИ сведений о способах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ, равно, как и информации, содержащей инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.  В СМИ запрещено распространять сведения о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, включая их фото-видеоизображения, фамилии, имени и отчества его и его родителей или иных законных представителей. Распространение информации, содержащей предложение о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и иной спиртосодержащей продукции, также подлежит запрету. 

Глава 2  Закона статьями 7-24 собрала в себе сведения о статусе и правах учредителя, а также регистрации СМИ. 

Так, статья 7 Закона устанавливает, что учредителем СМИ может быть, как гражданин, так и организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. При этом учредителем не может выступать: 

  1. гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
  2. организация, предприятие, объединение, деятельность которых запрещена по закону;
  3. гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает на территории РФ постоянно. 

Правила регистрации СМИ и освобождения от регистрации регламентируются статьями 8-12 Закона. Например, законодательный документ формулирует правила в отношении заявления для регистрации СМИ, в нем должно быть указано: 

  1. сведения об учредителе (соучредителях);
  2. наименование (название) средства массовой информации;
  3. язык (языки);
  4. адрес редакции и предполагаемая территория распространения продукции;
  5. форма периодического распространения массовой информации;
  6. примерная тематика и (или) специализация;
  7. предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
  8. источники финансирования;
  9. сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  10. доменное имя сайта в сети «Интернет» для сетевого издания;
  11. информация об оплате государственной пошлины. 

Источник: https://pravovedus.ru/library/laws/zakon-rf-o-sredstvakh-massovoy-informatsii/

Закон о СМИ РФ, основные положения



Модно рассмотреть основные понятия цели и задачи указанные в главе 1 Закона о СМИ (1991 г.):

  1. Свобода массовой информации в Российской Федерации:
  • -поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
  • -учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
  • -изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации;
  • -не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.
  • 2.      К основным понятиям СМИ, для целей настоящего Закона относятся:
  • массовой информацией — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; —СМИ — периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; —периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • продукция СМИ — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания; -под распространением продукции СМИ понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий; —специализированное СМИ — такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила; —редакцией СМИ — организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; —главный редактор — лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации; — журналистом — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; — издателем — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
  • распространителем — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
  • Цензура массовой информации — требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым)
  • Не допускается:
  • -наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;
  • -создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации;
  1. Недопустимость злоупотребления СМИ
  1. Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
  2. Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
  3. Запрещаются распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в СМИ, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Читайте также:  Охрана окружающей среды в 2020 году: изменения, штрафы, категории объектов

Законодательство РФ о СМИ состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о СМИ республик в составе РФ. Если межгосударственным договором, заключенным РФ, предусмотрены для организации и деятельности СМИ иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.

Настоящий Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ.

Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.



Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://gumfak.ru/izdat_shtml/bilet/bilet05.shtml

Закон о СМИ: простыми словами основные положения

Согласно закону о СМИ запрещается ограничивать им следующую деятельность:

  • осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
  • регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
  • покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.

В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.

Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.

  • Продукция СМИ – это тираж или часть тиража периодического печатного издания, аудио- и видеозаписи, а также отдельные выпуски радио, телевизионных и кинопрограмм.
  • Распространение продукции СМИ – это ее продажа в различных ее формах, в том числе подписку, раздачу и доставку.
  • Специализированными средствами массовой информации признаются такие СМИ, в отношении которых законодательство предусмотрело особенные правила их регистрации, деятельности, распространения сведений.

Редакция – это орган, непосредственно изготовляющий и выпускающий медийные продукты. Редакцией признается как учреждение или предприятие, так и отдельное лицо или ряд лиц. Главный редактор – руководитель редакции.

Журналист – отдельное лицо, самостоятельно или с помощью кого-либо поиск, получение, редактирование и создание материалов, предназначенных для редакции. Журналист обязательно должен быть связан с редакцией трудовыми или договорными отношениями либо заниматься своей деятельностью по особым, предоставленным редакцией полномочиям.

  1. В законе о СМИ сказано, что ни одно лицо, организация, общественное объединение, государственный орган или должностное лицо не вправе требовать от СМИ какого-либо согласования их продукции.
  2. Запрещается каким-либо образом ограничивать распространение продукции СМИ, материалов, сообщений и их частей.
  3. Запрещается создавать, финансировать любые организации, привлекать отдельных лиц и группы лиц с целью цензурирования средств массовой информации.

Однако есть и исключения. Если автором аудиовидеоматериала, печатного издания выступает должностное лицо либо если это лицо дает интервью.

Законодательство РФ запрещает средствам массовой информации злоупотреблять свободой слова, свободой СМИ. Это значит, что информационная продукция не должна:

  • использоваться для совершения уголовных преступлений;
  • разглашать охраняемые законодательством секреты и тайны;
  • призывать граждан к террористической деятельности;
  • поощрять терроризм и экстремизм в любых его проявлениях;
  • пропагандировать насилие, жестокость и порнографию.

Запрещается использование любых технических способов воздействия на сознание граждан и негативного влияния на их здоровье. Среди них: скрытые вставки в телерадиопрограммах, видео- и кинофильмах, специальные компьютерные файлы, программы по обработке текстов.

  • Запрещено распространять информацию о способах приготовления и использования наркотических и психотропных средств (и их аналогов), освещать места их распространения.
  • Запрещается распространять и другую информацию, не подлежащую раскрытию согласно законам РФ.
  • В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу.

Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов.

Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Средствам печати предписывается указывать в каждом экземпляре печатного издания указывать наименование издания, список учредителей, Ф. И. О. главного редактора, номер выпуска и дату его выхода из печати. Сверх того, газеты обязаны указывать время подписания номера в печать, индекс издания, тираж, стоимость одного экземпляра и адрес редакции.

В печатных изданиях запрещается вести пропаганду или рекламу:

  • табакокурения;
  • распития спиртных напитков;
  • медицинских услуг, предлагающих аборты.

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей.

Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким.

При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.

Читайте также:  Закон о вывозе мусора: суть фз об утилизации мусора, особенности мусорной реформы

В 2017 году в статью 35 закона о СМИ была введена поправка, касающаяся обязательных сообщений.

Во-первых, редакция обязана бесплатно и в срок публиковать сообщения согласно решению суда. Во-вторых, государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения вышестоящих федеральных и государственных органов.

Как и в предыдущей версии, редакция любого СМИ обязана бесплатно и в кратчайшие сроки подавать сигналы оповещения об опасности, экстренную информацию ввиду возникшей опасности для населения. В том числе СМИ обязаны публиковать сведения о порядке действий населения, публиковать сообщения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-943901-zakon-o-smi-prostymi-slovami-osnovnye-polozheniya—

4. Основные положения и понятия Закона РК о СМИ

К оглавлению

Если Конституция определяет основные положения т.н. массово-информационного права, то Закон «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 уже детально регламентирует эту область.

И поскольку этот закон является специальным, то нормативные акты более низкого уровня не могут отклоняться от его смысла и духа.

Во многом этому способствует то, что в законе расписаны базовые понятия медийного права.

Большинство из тех терминов, которыми оперирует медийное право, заключены именно в законе, хотя некоторые разбросаны по иным нормативным актам. Ниже следуют ключевые термины. Конечно, в законе дается их расшифровка, однако, на наш взгляд, некоторые требуют более детального теоретического осмысления. В частности, это касается понятия массовой информации.

Массовая информация – это печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц[1]. Следует отметить, что перечень форм, в которых массовая  информация может распространяться является открытым.

Закон не дает разъяснения, в чем отличие сообщений от материалов. В неофициальном постатейном комментарии к казахстанскому Закон о СМИ сделана попытка разделить значение двух понятий:

—        сообщение должно носить более информационный характер, нежели материал, даже скорее характер объявления, целью которого является информирование общественности о том или ином событии или факте;-        материал – это сведения, содержащие как фактологическую информацию (сведения о лицах, событиях, фактах, явлениях и процессах), так и информацию оценочного характера; аналитические, систематизированные и иные сведения[2].

Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Ученый Б. А. Грушин указывает, что массовая информация – это «любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла…оперировала (оперирует) масса»[3]. При этом он считает, что масса:

—        состоит из множества рассредоточенных в пространстве индивидов;-        вхождение в нее каждого индивида случайно;-        эта общность – открытая.

В связи с возможностью и случайностью вхождения в нее каждого конкретного индивида в тот или иной момент ее величина непостоянна, вероятностна;-        она ситуативна, образуется по конкретному поводу (аудитория данной телепередачи или посетители магазина в данный момент);

—        ее отличает гетерогенность, то есть разнообразие, неоднородность состава по разным характеристикам, прежде всего – социальным (по должностному и квалификационному уровню, роду занятий), но также зачастую – и по полу, возрасту, образованию, семейному положению. Читатели «Московского комсомольца», например, – люди относящиеся к разным возрастным и образовательным, доходным и квалификационным группам[4];

—        эта общность анонимна для того, кто производит информацию/товары/услуги, и для каждого из входящих в нее – также;

—        несмотря на неустойчивость, ситуативность и иные свойства, в силу которых масса кажется эфемерной, она обладает целостностью, будучи связана общими причинами, поводами, по которым люди оказались причастными к ней. Эта целостность создается совпадением во времени той деятельности, которой занимаются не договаривающиеся об этом, свободно выбравшие ее люди.

Средство массовой информации согласно п. 2 ст.

1 Закон о СМИ это «периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы».

Таким образом, СМИ – это то, в чем содержатся сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает шесть видов СМИ:

1)      периодические печатные издания;2)      радиопрограммы;3)      телепрограммы;4)      видеопрограммы;5)      кинохроникальные программы;

6)      интернет-ресурсы и иные формы.

Формулировка «иные формы» предполагает, что список не окончателен. Зачастую такие открытые формулировки даются для того, чтобы НПА как можно дольше был актуален – вне зависимости от изменений в обществе. Скажем, если появится новая форма периодического распространения информации, то в закон не нужно будет вносить существенных поправок.

Исходя из определения, следует заключить, что СМИ это форма. И тут возникает сложность юридического толкования этого определения. Дело в том, что в других случаях СМИ рассматривается законодательством не как форма, а как субъект. Например, в ст.

682 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) говорится, что «соответствующие средства массовой информации обязаны в течение одного месяца сделать об этом необходимое сообщение».

Если СМИ это форма, то как ее можно обязать что-то сделать? И как, собственно, форма должна сделать сообщение?

Периодичность выхода зависит от формы. Так, печатные издания (газета[5], журнал[6], альманах[7], бюллетень[8], приложения к ним), имеющие постоянное название, текущий номер, должны выпускаться не реже одного раза в три месяца.

Если в Казахстане печатное издание должно выходить как минимум раз в три месяца, то в России разрешается периодичность раз в год.

Согласно ГОСТу 7.60-90 «Издания. Основные виды.

Термины и определения» под периодическим изданием понимается «сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие»[9].

  • Выходные данные[10] (ст. 15) предполагают указание в печатном издании помимо постоянного названия[11], текущего (порядкового) номера еще несколько пунктов:
  • —        собственник средства массовой информации;-        фамилия и инициалы главного редактора (редактора);-        номер и дата свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа;-        периодичность издания;-        дата выхода в свет средства массовой информации;-        тираж;
  • —        наименование типографии, ее адрес и адрес редакции.

Если же мы говорим о теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программе (п.4 ст. 1), то имеем в виду совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих полное название, которые выходят в эфир не реже одного раза в полугодие.

Интересно, что не совсем понятно, с какой периодичностью должны выходить такие СМИ, как интернет-ресурсы, а также какими выходными данными они должны обладать.

Вопросов о периодичности не возникает, если интернет-ресурс обновляется постоянно, но если это интернет-журнал или блог, которые не обязательно обновляются в постоянном режиме? Здесь же уместно будет отметить, что в законе с поправками на 6 февраля 2009 года в п. 15 ст.

1 было прописано определение WEB-сайт, под которым понималась «подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения». Впоследствии оно было исключено.

Что такое интернет-ресурс, мы можем найти в законе «Об информатизации», где говорится, что это электронный информационный ресурс, технология его ведения и (или) использования, функционирующие в открытой информационно-коммуникационной сети, а также организационная структура, обеспечивающая информационное взаимодействие[12].

Понятно, почему законодатель изменил формулировку.

Согласно старой версии к интернет-СМИ можно было отнести только представительские страницы, но информацию в Сети можно распространять множеством способом – через форумы, социальные сети, торрент-трекеры, аудио- и видеоподкасты, твиттер, через комментарии к статьям и так далее. Поскольку информация может быть и противоправной, то законодатель посчитал необходимым распространить ответственность и на них.

Главный редактор. Основным свойством должности главного редактора (независимо от её точного наименования) в соответствии со ст. 7 ЗоСМИ является то, что занимающее её лицо принимает окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Главным редактором (редактором) не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;3) иностранцы либо лица без гражданства;

4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

Редакция средства массовой информации – физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации.

Таким образом, редакция никоим образом не может выступать в качестве юридического лица, если, конечно, собственник СМИ сам не является редакцией.

Соответственно, редакция не может самостоятельного вести хозяйственную деятельность, бухгалтерский учет, открывать расчетные счета, выступать стороной в сделках (и, соответственно, в судебных спорах).

Невозможность вести самостоятельно хозяйственную деятельность причиняет неудобства, но иногда выгоды перевешивают неудобства. Адвокат Генри Резник рассказывает об одной российской газете[13]: «Секрет смелости “Завтра” заключается в том, что газета грамотно использовала прорехи действующего законодательства.

“Завтра” не является юридическим лицом, не имеет ни собственной печати, ни счета в банке…

Финансирует ее “ТОО редакция газеты “День”, но по закону материальную ответственность может нести лишь ее учредитель, в данном случае частное лицо, некто господин Худорожков, у которого, как выяснилось, нет даже твердого заработка…»[14]

Журналист (представитель средства массовой информации), как указано в п. 11 ст. 1, представляет собой физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений.

Читайте также:  ​​дробление бизнеса: признаки и схема, способы, судебная практика

Единственное условие, которое ставится перед лицом для признания его в качестве журналиста, – это договорные отношения с редакцией. Это может быть трудовой договор, гражданско-правовые отношения (например, авторский договор, по договору подряда и т. д.) или же редакция на основании соглашения дает уполномочивает человека вести журналистскую деятельность.

Других ограничений нет – ни по возрасту, ни по образованию, ни по какому-либо еще критерию. Некоторые эксперты считают, что даже при отсутствии договора (внештатный корреспондент) журналист может доказать свой статус документальным подтверждением своих отношений с редакцией, например, указав на ссылку в выходных данных издания, удостоверение, выданное редакцией, и т.п.

Важно четко понимать, кто является журналистом, так как за ним признаются права и обязанности, указанные в ст. 20 и 21 Закон о СМИ.

Интересно, что по смыслу статьи журналистом может признаваться не только корреспондент, но и верстальщик, корректор, оператор и другие лица, которые занимаются сбором, обработкой или подготовкой сообщений[15]. Этот нюанс важен не только с точки зрения теории, но и практики. Более подробно в главе об уставе редакции.

Издатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором.

В конце отметим, что чрезвычайно важно использовать одни и те же термины при изучении той или иной сферы. Кто как не журналист должен понимать, сколь многозначным может быть слово.

Какие последствия могут быть, если у журналиста и читателя разное понимание того или иного слова.

Именно для того, чтобы избежать непонимания в сфере медийного права, следует стараться пользоваться не словарными определениями, а толкованием, который дает закон.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками:

  1. Каким образом законодательство (не обязательно казахстанское) регулирует работу торрент-трекера? Может ли система P2P выступать в качестве способа распространения продукции СМИ?
  2. Главным редактором не может быть лицо без гражданства. Что такое гражданство и в каких случаях оно может отсутствовать?
  3. Что такое авторский договор и договор подряда?
  4. Что входит в функции издателя? Какой конкретно деятельностью он занимается?

Источник: https://www.sabitov.kz/pravo-zhurnalistiki/4-osnovnye-polozheniya-i-ponyatiya-zakona-rk-o-smi

Краткая характеристика ФЗ «О СМИ»

Рассматривая закон «О СМИ», нужно отметить, что в главе I. представлены ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ закона, а именно в статье №2. Средства массовой информации, представлены основные понятия ФЗ.

Таким образом, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, иная форма периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания.

Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий. Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

  • Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
  • Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
  • Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Сфера применения данного закона закреплена за статьей №6. Применение Закона. Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

В главе № II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ дается характеристика таким понятиям как: учредитель (Ст.7); регистрация средства массовой информации (Ст. 9); устав редакции (Ст. 20);

статус издателя (Ст. 21) и другие.

Глава III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ регламентирует порядок распространения информации (Ст. 25) и гласит: Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов — не допускается.

Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом.

Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц.

В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (Ст. 26). Каждый выпуск периодического печатного издания в соответствии со статьей №27. «Выходные данные», должен содержать следующие сведения:

  • 1) название издания;
  • 2) учредитель (соучредители);
  • 3) фамилия, инициалы главного редактора;
  • 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
  • 5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • 6) тираж;
  • 7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
  • 8) адреса редакции, издателя, типографии.

Статья №28 касается такого понятия, как тираж периодического печатного издания, который определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

  1. Статья №36 гласит о возможности распространения рекламы с помощью средств массовой информации.
  2. Таким образом, распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
  3. Глава № VII касается возложения ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (Ст. 56).

Источник: https://studwood.ru/1803030/marketing/kratkaya_harakteristika

Закон о сми основные положения кратко

Закон о средствах массовой информации в Российской Федерации

Содержание Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  1. СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  2. Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.

Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи.

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г.

См. Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г.

N 16

«О практике применения судами Закона Российской Федерации «

О средствах массовой информации» См. комментарии к настоящему Закону Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Дом Советов России 27 декабря 1991 года

Раздел 1.2. Закон рф «о средствах массовой информации» и его роль

специальная (при особом режиме мероприятия).

Определение видов аккредитации не противоречит Конституции РФ и Закону

«О СМИ, но видимо нет необходимости в одноразовой аккредитации.На практике некоторые руководители пресс-служб, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса и критической оценки деятельности своих организаций со стороны СМИ, возражают против введения у себя аккредитации, чинят разные препятствия на пути доступа к информации, вводят цензуру на выбор субъектов»

для предоставления информации.

Оформившийся в России институт аккредитации является своеобразным цензором для журналистов и специалистов в области PR. В российском законодательстве недостаточно разработана сфера отношений субъектов коммуникации с аудиторией.Таким

Закон о СМИ: простыми словами основные положения

  • .
  • Федеральный закон о СМИ провозглашает свободу массовой информации.
  • Не подлежат ограничениям:
  • Приобретение, изготовление, эксплуатация и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначены для распространения и производства медиа-продуктов.
  • Владение, распоряжение, учреждение и пользование СМИ.
  • Получение, распространение, поиск массовой информации.

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере.

Закон о СМИ: простыми словами основные положения

Автор КакПросто!

Чем может помочь личный юрист

  1. Подробнее Содействие в переговорах

Источник: http://zem-vopros.ru/zakon-o-smi-osnovnye-polozhenija-kratko-31956/

Ссылка на основную публикацию