Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Право собственности и другие вещные права на землю и на жилые помещения.

Виды объектов —

  1. Вещи, включая деньги и ценные бумаги

  2. Имущественные права

  3. Работы и услуги

  4. Информация

  5. Результаты интеллектуальной деятельности

  6. Исключительные права на них (интеллектуальная собственность)

  7. Нематериальные блага.

Вещь-это предмет природы или продукт
труда, обладающий физическими, химическими,
биологическими, и т.п. свойствами т.е.
натуральной формой . Веши подвержены
износу т.е. амортизации. Веши это
материальные (телесные объекты). Они

делятся на виды.

  • По их возможности отчуждаться (статья
    129 ГК РФ):
  • Оборотоспособные (могут свободно отчуждаться, переходить в порядке простого «только право» и универсальногоправопреемства.
  • Необороноспособные (изъятые из оборота вещи).
  • Ограниченно оборотоспособные. ( В обороте по специальному разрешению )«например оружие».

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

Полезный материал:Оценка рыночной стоимости квартиры.

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо выписки из ЕГРП не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.

Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ).

Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст.

296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление.

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено.

 При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Объекты Гражданских прав

Когда принято решение о передачи недвижимого имущества в оперативное управление, необходимо следовать определенным правилам, чтобы все было оформлено по закону. Рассмотрим пошаговую инструкцию такой передачи.

  1. Первое это достижение предварительной договоренности о передаче и принятии недвижимого имущества в оперативное управление. Она достигается между двумя юридическими лицами (муниципалитетом), ИП. По желанию объект может быть осмотрен, проведена его предварительная оценка.
  2. После того, как такая договоренность достигнута, стороны проверяют наличие арестов и других запретов на действия с имуществом, и, если таковых нет, готовят договор. О его обязательных реквизитах будет рассказано ниже.
  3. Следующий шаг — это подписание соглашения. Оно должно быть письменным, нотариальная регистрация не обязательна. В нем прописываются все права и обязанности сторон, порядок расторжения договора.
  4. После подписания соглашения, сторона передавшая имущество в оперативное управление, снимает его со своего баланса, а принявшая ставит на свой учет. Именно с этого момента нужно уведомить налоговую инспекцию, чтобы тому лицу, кто передал, не насчитывались налоги.
  5. Последний шаг состоит в том, что сторона принявшая объект в оперативное управление, обязана взять оригинал договора и отвезти его в специальную регистрационную службу, чтобы соглашение попало в специальный государственный реестр.

Когда следует подписывать дополнительное соглашение к договору аренды, ответ находится здесь.

Договор об оперативном управлении имуществом, должен иметь обязательные реквизиты, о которых и пойдет речь.

  1. Предмет соглашения. Это конкретный объект недвижимого имущества, который имеет индивидуальные признаки (материал, из которого он сооружен, квадратуру, а также находящиеся в нем пристройки, подсобные помещения и оборудование). Это в обязательном порядке нужно описать, и приложить техническую документацию.
  2. Цена договора. Как было указано выше, это безвозмездная передача имущества, поэтому никакой цены указано не будет.
  3. Права лица, которое передает имущество. В этих пунктах нужно четко прописать что, без его разрешения управителю запрещается передавать имущество в аренду, продавать, дарить, а также совершать с ним иные действия, кроме использования по назначению в своей хозяйственной деятельности. Также следует указать, что представители владельца имеют право доступа к имуществу в любое время, без каких-либо ограничений, для проверки технического состояния. Последнее, это пункты, содержащие возможность ремонта, и улучшения помещения.
  4. Права управителя. Эти пункты предусматривают использование помещения по назначению, проведение некоторого ремонта, в случае необходимости, а также иные действия по согласованию с владельцем.
  5. Обязанности собственника. Он обязан передать помещение на условиях договора, а также в том техническом состоянии, которое выявлено при проведении предварительного осмотра. Кроме этого он не должен препятствовать хозяйственной деятельности в этом помещении.
  6. Обязанности управителя. Такой субъект хозяйственной деятельности обязан содержать объект недвижимого имущества в надлежащем состоянии, умышленно не портить его товарную стоимость, уплачивать все обязательные налоги и взносы. Без разрешения собственника не передавать его в пользование и собственность третьих лиц.
  7. Форс мажорные обстоятельства. В принципе во всех договорах они стандартные, это отсутствие вины в случае повреждения имущества при стихийных бедствиях, а также иных непредвиденных обстоятельствах.

Как правильно расторгнуть договор купли-продажи, узнаете по ссылке.

Важно запомнить, что по всем возникшим разногласиям, стороны должны подписывать дополнительные соглашения.

Договор оперативного управления.

Процедура передачи имущества

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Документы, требуемые для регистрации

Порядок регистрации права на управление объектами недвижимости. Фото № 3

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.
Читайте также:  Коллективная жалоба на соседей (образец): Бесплатная помощь юристов

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности.

Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Предлагаем ознакомиться:  Ипотека под материнский капитал в Ростове-на-Дону

Кто может обратиться в ЕГРП?

Обратиться в госорган с заявлением о регистрации права могут исключительно определённые категории лиц, а именно:

  • правообладатель;
  • законный представитель владельца помещения;
  • нотариус, занимающийся нотариальным удостоверением сделки, на основании которой образовалось данное право;
  • юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

5 Ноября 1996 года

Движимые и недвижимые вещи . Движимость
и недвижимость. Перемещаемые и

неперемещаемые. Критерий :

  • Естественная природа вещей ( их возможность к передвижению илиневозможность передвигать эту вещь )
  • Юридический критерий (вещь подвижна , а в законе недвижна).

Сделки и права на недвижимость — более
строго формализованы. По этим соображениям
— подвижное имущество признается
недвижимым . Статья 143, 130 ГК. К недвижимым
вещам( недвижимому имуществу,

недвижимости ) относятся :

  1. Земельные участки

  2. Участки недр

  3. Обособленные водные объекты

  4. Все , что прочно связано с землей , т.е. объекты , перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В том числе леса, многолетние

    насаждения, здания и сооружения.

По юридическому критерию к недвижимым
вещам относятся так же подлежащие
государственной регистрации воздушные
и морские суда, суда внутреннего плавания,

космические объекты и т.п.

По кодексу к движимым вещам отнесены
все вещи не относящиеся к недвижимости.
Движимые — деньги и ценные бумаги. В
статье 130 ГК указанно только на одно
важное различие . Оно связано с регистрацией
прав на эти вещи. Права на движимые вещи
не регистрируются , кроме случаев
указанных в законе. Право не недвижимость
подлежит государственной регистрации

(статья 131 ГК).

Сегодня регистрируют разные органы.
Земельные участки — местные органы
комитета Рос Ком Зем. Права на квартиры
— Департамент муниципального жилья .
Сделки с недвижимостью более формализованы
— требуется нотариальное удостоверение
и регистрация. Будет скоро без нотариального
удостоверения, его оттеснит государственная

  1. регистрация.
  2. По статье 131 — права на недвижимость
    должны регистрироваться в едином
    государственном реестре учреждениями
  3. юстиции. Какие права подлежат регистрации:
  • Право собственности
  • Право хозяйственного ведения
  • Право оперативного управления
  • Право пожизненного наследуемого владения
  • Все виды вещных прав на землю:
  • право постоянного пользования
  • ипотека,
  • сервитуты

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Право собственности и другие вещные права на землю и на жилые помещения.

Статья 131 — говорит, что при такой системе
орган осуществляющий регистрацию обязан
удостоверить регистрацию путем выдачи
документа о зарегистрированном праве
или совершить запись на договоре по
требованию. Информация о регистрации
прав на недвижимость должна быть доступна
любому лицу. Возможна лишь плата за


подготовку документов.

Объект недвижимости — предприятие. Оно
нередко выступает как субъект и объект
права. Предприятие — как объект гражданских
прав ( если его рассматривать не как
субъект правоотношений) , это имущественный
комплекс используемый для предпринимательской

деятельности. Статья 132.

  • Делимые и неделимые вещи.
  • Возможность раздела вещи на части , доли
    без изменения ее назначения. Если можно
    разделить , то делимое , нельзя — то
  • неделимое.

Сложные вещи .

Наборы коллекционные и другие. Общие
правила об имуществе.

Правовой режим денег . Характеристика
объектов гражданских прав идет не в
такой последовательности. Валютные
ценности — иностранная валюта, деньги
иностранных государств. Правовой режим
определяется законом «О валютном
регулировании и валютном контроле» от

9/10/1992 года. Иностранная валюта .

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Право собственности и другие вещные права на землю и на жилые помещения.

Право

Цель лекции: определение структуры, видов гражданских правоотношений, анализ юридических фактов в гражданском праве.

План лекции

1. Понятие и структура гражданского правоотношения.

2. Субъекты гражданских правоотношений.

3. Объекты гражданских правоотношений.

4. Классификация гражданских правоотношений.

5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве).

1. Понятие и структура гражданского правоотношения. Гражданское правоотношение — это урегулированное нормами граждан­ского права фактическое общественное отношение, участники кото­рого являются юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей.

  • В гражданском правоотношении получают свое конкретное выражение абстрактные нормы гражданского права.
  • Особенности гражданского правоотношения:
  • 1. самостоятельность, имущественная обособленность и юридическое ра­венство субъектов гражданского правоотношения;
  • 2. основные юридические факты, ведущие к возникновению гражданско­го правоотношения, — это сделки, то есть акты свободного волеизъяв­ления участников правоотношения;
  • 3. возможность самостоятельного определения содержания правоотноше­ния его участниками (свобода договора);
  • 4. имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей;

5. преимущественно судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав.

Структура гражданского правоотношения: субъекты, объекты и содержаниеправоотношения.

2. Субъекты гражданских правоотношений.

Субъекты гражданского правоотношения — это лица, обладающие граж­данскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с учас­тием в конкретном гражданском правоотношении.

Ими могут быть лю­бые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муници­пальные образования.

Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, назы­вается управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обя­занности, — обязанным лицом (должником).

Обычно каждый участник гражданского правоотношения является од­новременно и должником и кредитором (например, продавец по дого­вору купли-продажи несет обязанность по передаче вещи и в то же вре­мя имеет право на получение платы за нее).

Содержание гражданского правоотношения — это субъективные граждан­ские права и обязанности субъектов гражданского правоотношения.

Субъективные права и обязанности тесно связаны между собой, и каж­дому субъективному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица.

Так, в договоре займа праву заимодавца получить назад данные в заем деньги соответствует обязан­ность заемщика вернуть долг.

  1. Субъективное право — это предусмотренная правовыми нормами мера возможного поведения управомоченного лица. Эта возможность обыч­но включает в себя три правомочия:
  2. •  возможность собственного поведения (например, использование вещи лицом, в собственности которого она находится);
  3. •  право требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц (например, право собственника требовать от третьих лиц не мешать ему использовать вещь по собственному усмотрению);
  4. • право на защиту субъективного права путем:      
  5. •  самозащиты (например, установка сигнализации);

•  применения мер оперативного воздействия (то есть применение опре­деленных мер к обязанному лицу без обращения в компетентные госу­дарственные органы: удержание вещи за неуплату долга, отключение электроэнергии и т. п.);

• применения мер государственного принуждения, в том числе и мер юридической ответственности (неустойка, возмещение убытков, ком­пенсация морального вреда и т. п.).

  • Субъективная обязанность — установленная правовыми нормами мера должного поведения обязанного лица, которая, как и субъективное право, состоит из трех элементов:
  • • непрепятствие законным действиям управомоченного лица;
  • • обязанность выполнять законные требования управомоченного лица;
  • • обязанность претерпевать меры, которые законно применяет управомоченное лицо.

3. Объекты гражданских правоотношений. Объект правоотношения – это то, на чем сосредоточен интерес участников правоотношений, то, на что направлена их деятельность. Круг объектов подвижен.

Основная часть – объекты материального мира (вещи, ценные бумаги, деньги). Объектами могут быть не только существующие блага, но и процесс их создания, то, что именуется работами или услугами.

Объектами также могут быть:

— имущественные права (право на наследство),

— информация;

— результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, т.е. интеллектуальная собственность;

— нематериальные блага: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, право на имя и т.д.

  1. Вещи – это объекты материального мира, создаваемые природой или человеком, удовлетворяющие определенные человеческие потребности.
  2. Классификация вещей
  3. 1) связана с возможностью их обращения:
  4. — свободно обращающиеся;
  5. — ограниченные в обороте (наркотические средства);
  6. — вещи, изъятые из оборота (отдельные виды вооружения).

2) — делимые. Они поддаются разделу на отдельные части без ущерба для их назначения (земля).

    — неделимые: их деление невозможно без ущерба для их назначения (квартира, животные).

3) движимые и недвижимые. Если вещь является недвижимой, то все сделки по поводу данной вещи подлежат государственной регистрации. Недвижимость – то, что неразрывно связано с землей.  

4) — потребляемые вещи: уничтожаются или существенно видоизменяются в результате однократного использования (топливо).

      — непотребляемые вещи: сохраняют в течение длительного срока свое качество. Юридическое значение: потребляемые и не потребляемые вещи становятся объектами различных по содержанию договоров.

  • 5) — индивидуально – определенные вещи: стороны интересует конкретная вещь со своими индивидуальными признаками.
  •      — вещи, определяемые родовыми признаками.
  • 6) сложные вещи: состоят из нескольких разнородных частей  и используются по единому назначению.
  • 7) главная вещь и принадлежность.
  • Некоторые вещи имеют особые характеристики.
Читайте также:  Могут ли отобрать права за неуплату алиментов - Справочник автомобилиста

1)    предприятие: рассматривается как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. В целом этот комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия входят: земельные участки, здания, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, права и требования, фирменные наименования, знаки обслуживания, товарные знаки и другие способы индивидуализации.

  1. 2)    домашние животные.
  2. Деньги и ценные бумаги
  3. С учетом особой роли денег и ценных бумаг в обороте правовое регулирование в их отношении имеет свои особенности.
  4. Ценная бумага это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
  5. Классификация ценных бумаг
  • Именные: указано имя владельца (чеки, сертификаты);
  • Предъявительские (акции, облигации): субъектом считается предъявитель;
  • Ордерные: должник должен использовать обязательства в отношении лица, который указан в документе. Индоссамент – передаточная надпись, посредством которой передаются права по ценной бумаге.[1]

4. Классификация гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:

  • а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного субъекта: абсолютные (когда управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов (собственник и третьи лица)) и относительные(когда управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо);
  • б) по объекту: имущественные (объектом правоотношения являются материальные блага (имущество)) и неимущественные (объектом выступают результаты интеллектуальной деятельности и другие нематериальные блага);
  • в) по способу удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные (закрепляют за управомоченным лицом возможность непосредственного воздействия на вещь с правом отражения посягательств на нее третьих лиц) и обязательственные (имущественные отношения по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг);
  • г) корпоративные (основаны на участии субъекта в организационно-правовых образованиях (корпорациях) и состоят в праве по управлению корпорацией и ее имуществом);
  • д) преимущественные права (например, преимущественное право на приобретение продаваемой доли в общей долевой собственности).

5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве). Основанием возникновения гражданских правоотношений являются жизненные обстоятельства, именуемые юридическими фактами.

Юридические факты – факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений.

По признаку зависимости от воли субъекта они подразделяются на действия и события.

Юридические факты – действия. В действиях всегда проявляется воля субъектов (физических или юридических лиц). По признаку дозволенности законом таких действий бывают правомерные и неправомерные.

Правомерные – это действия, соответствующие требованиям закона, иных нормативных правовых актов и принципов права.

В свою очередь делятся на юридические акты (правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений) и юридические поступки (правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения определенного правового результата).

Юридические акты – а) сделки (волевые действия юридических или физических лиц, направленные на достижение определенного правового результата); б) административные акты государственных органов и органов местного самоуправления (ненормативные и непосредственно направленные на возникновение гражданских прав и обязанностей у конкретного адресата (субъекта)); в) государственная регистрация юридических действий и событий; г) судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности.

Юридические поступки – находка потерянной вещи, обнаружение клада, создание произведений литературы (культуры, искусства).

Неправомерные – это действия, нарушающие предписания законов, иных нормативных правовых актов и принципов права.

К их числу относятся: причинение вреда или ущерба (деликты); нарушение договорных обязательств; неосновательное обогащение (приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований); злоупотребление правом; действия, совершенные в виде сделок, признанных недействительными; действия, нарушающие исключительные права авторов произведений науки, литературы, искусства и др.

Юридические факты — события – это явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека (сильное землетрясение, смерть человека и т.д.). События подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные события – такие явления, возникновение и развитие которых не связано с волевой деятельностью субъектов (стихийные бедствия и другие природные явления).

Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли (смерть убитого).

Близки к относительным событиям такие юридические факты как сроки. Сроки по происхождению зависят от воли субъектов или законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам времени.

Сроки играют самостоятельную и многогранную функцию в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Они порождают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности; порождают гражданско-правовые последствия.

Возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или юридическим составом, т.е. совокупностью юридических фактов.

В юридический состав могут входить в различных комбинациях действия и события (возникновение права на страховое возмещение – юридический факт-событие (землетрясение) плюс юридический факт-действие (договор страхования, заключенный страхователем).

Юридические составы могут порождать правовые последствия: а) при условии возникновения их составляющих юридических фактов в строгом определенном порядке или наличия их совокупности в нужное время (сложные юридические составы – стать наследником: завещание, открытие наследства, принятие наследства); б) при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов, независимо от их последовательности (простые юридические составы – приостановление срока исковой давности: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение Вооруженных Сил на военное положение).

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое гражданское правоотношение?

2. Что относится к объектам гражданских правоотношений?

3. Перечислить основания возникновения и прекращения гражданских                             правоотношений.

4. Привести классификацию гражданских правоотношений.

Литература

  1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч.1. М., 2002 г.
  2. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958.
  3. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1981.
  4. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
  5. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.

[1] Барабанова С.В. Учебно-методический комплекс по гражданскому праву. Казань, 2006 г.

Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону.

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.

Основы правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления закреплены в главе 19 ГК Республики Беларусь.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к числу прав, не являющихся собственниками принадлежащего им имущества (ст.217 ГК).

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст.113 ГК).

Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст.113 ГК). Согласно ч.1 п.2 ст.

276 ГК Республики Беларусь, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности предприятия, при этом наделяет его в определенных пределах правомочиями по распоряжению имуществом; назначает руководителя предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества переданного предприятию. Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия. Он не отвечает по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев установленных в законодательстве.

В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует отметить, что пределы распоряжения определяются в зависимости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому.

Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Согласие должно быть получено на совершение любых сделок с недвижимым имуществом.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев установленных законодательством или собственником (ч.2.п.3 ст.276 ГК).

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003г.

Читайте также:  Как правильно вернуть ошибочно перечисленный платеж

№118 «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом», по решению Президента Республики Беларусь производится отчуждение, включая безвозмездное из республиканской собственности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч базовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами. По согласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению имуществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в установленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества (исключая залог в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта), а также залог находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числе не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин [73]. Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также «Положением о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2003г. №1226 [102].

Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.15 ГК) и учреждения (ст.120 ГК).

Собственником имущества находящегося в оперативном управлении может быть только Республика Беларусь, а учреждения – Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица (ст.114 ГК).

Имущество может также принадлежать супругам, на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства.

Правомочия собственника по распоряжению имуществом, переданным предприятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения.

Пределы правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом предприятия осуществляются в соответствии с законодательством, целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества, имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; может предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.

Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев предусмотренных Гражданским кодексом.

Ст.ст.

278 и 279 ГК Республики Беларусь, определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприятия: оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпринимательской деятельности, разрешенной собственником имущества.

Записи по теме

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Нестерова Алеся АлександровнаУральский государственный экономический университет

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Право хозяйственного ведения и оперативного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16315 (дата обращения: 12.04.2021).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления, зависят от прав собственника, и не могут существовать отдельно от основного права.

Субъектом таких прав выступают юридические лица, а если быть точнее унитарные предприятия и учреждения.
Объектами являются имущественные комплексы, которые закрепляются за юридическими лицами и остаются в собственности учредителей унитарных учреждений.

В комплекс имущества переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление входят не только объекты недвижимого имущества, но и движимое имущество.
За унитарным предприятием закрепляется не только здание, например, котельной, но и остальное оборудование, котлы, насосы и т.д.

  • В гражданском кодексе, закреплено, что вещный характер прав хозяйственного ведения проявляется в сохранении их действия даже при смене собственника. [1]
  • Право хозяйственного ведения – это право государственных или муниципальных предприятий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности у публичного органа власти, в рамках законов или других нормативно-правовых актов.
  • Унитарные предприятия и организации создаются решением уполномоченных на то органов государственного или муниципального управления.

Унитарные предприятия, распоряжаясь муниципальной собственностью не вправе продавать имущество, находящееся у них на основании хозяйственно ведения или оперативного управления.

Так же унитарное предприятие не имеет право без согласия собственника сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить как вклад в уставной капитал.

Любым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарные предприятия должны осуществлять деятельность цели и виды, которой определены уставом. Любые сделки совершенные предприятием с нарушением этого требования, признаются ничтожными.

Государственные предприятия не имеют право совершать сделки поручительства, займов, банковских гарантий или иных сделок с обременениями без согласования с собственником муниципальной собственности.

Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Правом оперативного управления могут обладать только специальные субъекты, которые финансирует сам собственник имущества. Правомочия оперативного управления имеют целевой характер.

Собственник имеет право изъять из оперативного управления часть имущества казенного учреждения излишки, которые не используются или используются не по назначению.

Стоит заметить, что и казенное предприятие и учреждение наделяются правом оперативного управления, но вот права по распоряжению муниципальным имуществом имеют разные.
Муниципальные казенные учреждения имеют право отчуждать или иными способами распоряжаться муниципальной собственностью только с согласия органов местного самоуправления.

Казенное предприятие имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом в пределах деятельности, предмет и цели которой определены уставом предприятия. Вся деятельность казенного учреждения определяется сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества.

В случае если в учредительных документах учреждения прописана возможность осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное на этот доход, остается в собственности учреждения.
Рассмотрим, что собой представляет понятие унитарного предприятия.
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарное предприятие характеризуется:

  • Созданием юридического лица, путем выделения собственником части имущества;
  • Право собственности сохраняется за учредителем;
  • Имущество закрепляется за лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • Имущество не подлежит разделу;
  • Единый орган управления.

Цель деятельность унитарных предприятий, заключается в решении государственных или муниципальных задач на коммерческой основе.

Согласно законодательству, унитарные предприятия могут быть созданы только в государственной или муниципальной форме, и формируются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, могут пользоваться, распоряжаться и владеть имуществом в пределах определенных Гражданским Кодексом РФ.

Такие предприятия не имеют право продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или любым иным способом распоряжаться муниципальной собственностью без согласования с собственником.

Собственник имущества, решает вопросы о создании предприятия, устанавливает цель и предмет деятельности, принимает решение о ликвидации или реорганизации предприятия, осуществляет контроль за деятельностью предприятия, а так же имеет право на часть дохода от использования имущества муниципальным образованием.
Унитарные предприятия, созданные на праве оперативного управления, они же казенные предприятия, создается и ликвидируется указом правительства Российской федерации.

Казенные учреждения вправе осуществлять деятельность с имуществом в рамках определенных собственником имущества, и цели деятельности определены уставом.

Порядок распределения и использования доходов казенного учреждения так же определяется собственником, и закрепляется в его уставе.

Избрание на должность руководителя казенного учреждения происходит федеральными органами правительства, которые утвердили устав. Деятельность казенного предприятия определяется сметой доходов и расходов собственника имущества.

Собственник имущества переданного на праве оперативного управления казенному учреждению, имеет право изъять излишки, а так же не используемое или используемое не по назначению имущество.
Казенные учреждения отвечают по обязательствам, принадлежащим им имуществом, в случае если этого имущества не хватает, собственник имущества принимает на себя субсидиарную ответственность.

Библиографический список

  1. Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.
  2. Муниципальное право: Учебник/Шугрина Е.С. – 2 изд. – М.: Дело, 2000. – 496 с.
Ссылка на основную публикацию