Ненормативный правовой акт это

Ненормативный правовой акт этоПравовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные. Это правотворческая документация, которая оформляется определенным государственным структурным органом – наивысшем органом законодательной власти, исполнительного назначения либо ведомственным учреждением.

В законную силу они вступают после принятия. Действия всех правовых актов обязывают к подчинению всех лиц государства вне зависимости от их статуса или занимаемых должностей.

Нормативный правовой акт – документ, содержащий обязательные правила для граждан и рассчитанный на многократное применение. Такая документация имеет широкое применение и использование во всех сферах жизнедеятельности общества.

Общие сведения

Среди преимуществ нормативных актов нужно выделить повышение функции государственной координации и контроля на постоянно изменяющиеся процессы, происходящие в жизни общества, возможность быстрого доведения населению основных идей на законодательном уровне детализированным методом. Нормативные акты можно разграничить по группам, исходя из того, каким субъектом управления они приняты (федеральным, региональным либо местным).

  • К документам, принимаемым высшими органами власти, на федеральном уровне относятся:
  • Ненормативный правовой акт это— Конституция страны, принимаемая народом, населяющим государство;
  • — Законы, в обсуждении и принятии которых участвует Государственная дума;
  • — Указы, которые принимает президент страны;
  • — Постановления, принимаемые правительством государства;
  • — Инструкции, разрабатываемые министерствами государства;
  • — Международные правовые акты, ратифицированные государством, которыми руководствуются международные организации.
  1. К документам, принимаемым региональными законодательными собраниями на региональном уровне, относятся:
  2. — решения, разрабатываемые органами местного управления;
  3. — корпоративные акты, которые принимают специальные организации местного значения.

Подробности

Нормативные документы служат отражением воли государства

Ими регулируются все сферы жизни: политическая, экономическая, социальная, финансовая и т.д. Очень важно, чтобы граждане были своевременно проинформированы о принятии новых документов.

Ненормативный правовой акт – документ, обладающий правоприменительными свойствами, принимаемый для урегулирования определенного отношения. Действие его направлено на конкретный субъект (либо группу лиц, объединенных каким-либо образом).

Ненормативные акты формируются о определенному образцу для однократного использования. Предназначены они для установления правотворческих норм в связи с конкретными обстоятельствами. Ненормативные документы являются односторонними, так как подготавливаются инициативным способом. Они могут иметь форму предписания, указа, решения.

Стоит отметить, что эти документы могут быть опровержены стороной, чьи права им нарушаются.

Эти виды правовой документации имеют общие правила:

  1. Ненормативный правовой акт этоИмеют правотворческие признаки, их утверждают, меняют, могут отменить.
  2. Документальное оформление актов, включающее в себя: тип, название документа, наименование организации, издавшей акт, местонахождения, дата и номер.
  3. Акты нормативного характера составляются в соответствии с уже действующими нормативными документами, а также с положениями Конституции.
  4. Содержание документа должно быть понятно с четкими определениями для наилучшего восприятия и понимания его гражданами.

Государство может требовать от граждан исполнения положений нормативно-правовых актов если они составлены надлежащим образом с применением выше представленных факторов.

В чем разница

Основными различиями между этими документами являются:

  1. Нормативные документы вступают в силу после их принятия органами законодательной власти, а ненормативные подготавливаются представителями исполнительной власти.
  2. Нормативными документами регулируются важные сферы общественной жизни; ненормативная — является вспомогательной, конкретизирующей, то есть она нуждается в юридическом сопровождении.
  3. Нормативные акты являются более значимыми в юридическом смысле, чем ненормативные.
  4. Нормативные акты принимаются высшими органами власти коллективно, ненормативные – индивидуально или коллегиально уполномоченными лицами.
  5. Нормативные акты более структурированы, имеют четкое содержание.
  6. Нормативные акты применяются многократно, их юридическая сила постоянна, а ненормативная документация используется однократно, это, скорее уточнения, актуальные в определенные моменты.
  • И нормативные и ненормативные документы принимаются для возможности регулирования различные сферы общественной жизни и именно четкое их исполнение может гарантировать порядок и благополучие.

Кс – о последствиях применения не соответствующих закону актов

6 июля 2018 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 29-П по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 3 ст.

311 АПК РФ (далее – постановление), согласно которому новым обстоятельством для целей пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по правилам гл.

37 Кодекса является в том числе отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу.

КС напомнил судам об обязанности не применять подзаконные акты, противоречащие законуКонституционный Суд разъяснил, что пересмотр арбитражного дела по новым обстоятельствам в связи с признанием НПА недействующим не зависит от момента принятия соответствующего решения

В постановлении есть несколько тезисов, которые представляется оптимальным рассмотреть последовательно. 

1.

Признание судом нормативного акта не подлежащим применению в конкретном деле как противоречащего акту большей юридической силы, оценка арбитражными судами нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы являются способами защиты нарушенного права – в Постановлении от 6 декабря 2017 г. № 37-П Конституционный Суд уже обосновал этот тезис, указав, что в случае установления противоречия суд должен вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В комментируемом постановлении КС РФ сослался  на упомянутое Постановление № 37-П.

Этот вывод сделан на основе вытекающей из ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязанности суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии. 

Данный вроде бы очевидный тезис и аргументирующее его постановление появились потому, что в конкретном деле арбитражный суд применил нормативный правовой акт, ссылаясь на то, что недействующим он не признан, причем компетенцией по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов обладают суды общей юрисдикции (единственное исключение – Суд по интеллектуальным правам). 

Ранее общим правилом являлось то, что нормативный правовой акт не должен обязательно быть оспорен в отдельном судебном процессе, так как у суда есть возможность оценить его в том же деле, в котором заявлен иной способ защиты права.

Это правило существовало независимо от того, что для арбитражных судов длительное время нормоконтроль был доступен лишь в узком перечне случаев, то есть арбитражные суды могли признавать нормативные акты недействующими, только если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом было отнесено к компетенции арбитражного суда.

Впоследствии предпринимались попытки расширить компетенцию арбитражных судов в этой сфере, но с упразднением ВАС РФ такие полномочия остались только у Суда по интеллектуальным правам. 

На этот аспект обращалось внимание, к примеру, в п. 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31 мая 2011 г. № 145). 

Таким образом, граждане и организации должны руководствоваться тем, что отдельный процесс по оспариванию нормативного правового акта для того, чтобы не применить его в конкретном деле, не требуется; самостоятельное судебное дело по заявлению о признании нормативного акта недействующим – это дополнительная опция по защите их прав.

2. Комментируемое постановление посвящено вопросу о том, как быть, если суд все-таки применил тот нормативный правовой акт, который не соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы, но в другом судебном процессе примененный судом нормативный правовой акт (меньшей юридической силы) был признан недействующим.

Соотношение результатов этих двух судебных процессов таково, что судебные акты по одному делу зависят от другого, так как приняты на основе нормативного правового акта, который признан недействующим, то есть не подлежащим применению, по итогам рассмотрения другого судебного дела.

Последствия признания нормативного правового акта судом недействующим КС РФ обозначил как «исключение из системы правового регулирования», указав, что таким решением суда удовлетворяется не только индивидуальный интерес заявителя, но и «общественный интерес в поддержании законности и правопорядка в целом».

Каковы же должны быть последствия исключения нормативного правового акта из системы правового регулирования для судебных актов, принятых на его основе? Обычно правовым механизмом пересмотра вступивших в законную силу судебных актов при исчерпании обращений в вышестоящие судебные инстанции (или истечении сроков на такое обращение) служит пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Отметим попутно, что для такого пересмотра в любом случае нужен второй судебный процесс по признанию нормативного акта недействующим – то есть из дополнительного способа защиты права он в случае игнорирования судами иерархии нормативных правовых актов превращается в необходимый.

  • На данном этапе возникает новая проблема, а именно: с какого момента нормативный правовой акт был признан недействующим.
  • Рассмотрим второй тезис, обозначенный КС РФ в комментируемом постановлении, –  со ссылкой на ранее высказанные правовые позиции подчеркнута недопустимость произвольного вторжения в сферу действия принципа стабильности вступивших в законную силу судебных актов.
  • Конституционный Суд утверждает, что разъяснение ВАС РФ, которое послужило в конкретном деле препятствием для пересмотра судебных актов арбитражных судов по новым обстоятельствам, – оно гласит, что такой пересмотр возможен только в случае, если нормативный правовой акт признан недействующим с момента его принятия,1 – соответствует правовым позициям КС РФ и ЕСПЧ, ориентирующим на уважение принципа правовой определенности.
  • При этом в постановлении указаны мотивы такого толкования: суды осторожны в признании нормативных правовых актов недействующими с момента принятия, так как это автоматически предоставляет возможность пересмотра основанных на них решений арбитражных судов, при этом круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о таком пересмотре, не ограничен. 
  • Полагаем, из изложенного в комментируемом постановлении тезиса следует, что КС РФ поддерживает суды в таком подходе.
Читайте также:  ABROADZ: США: другие налоги и другие зарплаты

3.

Налицо коллизия, когда, с одной стороны, суды должны при разрешении споров применять нормативные правовые акты в их иерархии, и не нужен отдельный судебный процесс по признанию того или иного акта недействующим, с другой – даже признание нормативного правового акта в другом судебном деле недействующим не с момента принятия не повлечет пересмотра судебных актов, которые приняты на его основе. 

  1. С учетом сказанного следующие два тезиса, которыми КС РФ обозначает конфликт правовых норм и способ его разрешения, целесообразно рассмотреть вместе.
  2. Во-первых, проблемный аспект КС РФ усматривает в неэффективности средств правовой защиты для конкретного лица, которое использовало эти средства в комплексе, то есть лица, которое «одновременно выступает и участником гражданского дела, и административным истцом», а именно: инициировало два судебных разбирательства плюс пересмотр по новым обстоятельствам, но безуспешно для совокупного результата (для защиты своих прав).
  3. Отметим, что для «дополнительного» средства правовой защиты в виде административного иска, который в итоге был удовлетворен, КС РФ использует оборот «подтвердило посредством правосудия правоту своей позиции» (о противоречии одного нормативного правового акта другому).
  4. Негативный для этого лица исход использования указанных средств защиты расценивается не просто как несправедливый, к примеру, но как «подрыв доверия к судебной системе и правосудию в целом». 

Во-вторых, вывод, к которому пришел КС РФ, чтобы не допустить такого подрыва, – позволить пересмотр гражданского дела лица, права которого были нарушены, и только этого лица, независимо от того, с какого момента нормативный правовой акт в административном деле по заявлению этого же лица признан судом недействующим. Совпадение лица в двух судебных процессах, таким образом, критично. Мотивировка вывода опирается на аналогию с самим КС РФ, который исходит из необходимости пересмотра конкретного дела, по крайней мере, лица, обратившегося в КС РФ, и конституционные ценности, в числе которых принципы правовой определенности, стабильности гражданского оборота, справедливого судебного разбирательства, точнее, баланс между ними. Впрочем, вскользь упомянуто, что применительно к конституционному правосудию не исключается «при соблюдении некоторых условий пересмотр и других ранее вынесенных судебных решений».

Подробный анализ возможностей и условий пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в связи с признанием судом в другом деле нормативного правового акта, послужившего основой для их принятия, недействующим существенно превосходит по объему рамки настоящей публикации, сам же КС РФ адресует этот вопрос федеральному законодателю.

Тем не менее позиция, озвученная в комментируемом постановлении, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, если ранее возможность пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам вследствие признания нормативного правового акта недействующим зависела от суда, рассматривающего соответствующее требование в административном деле (а именно: сочтет ли суд возможным признать этот акт недействующим с момента принятия), то теперь формулировка резолютивной части решения суда в части указания на дату («со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты») не имеет значения для лица, обратившегося в суд с таким требованием. Тем самым инициатор судебного процесса об оспаривании нормативного правового акта исключается из сферы применения разъяснения ВАС РФ об условии пересмотра по новым обстоятельствам. Возможно, это было сделано потому, что суды признают нормативные правовые акты недействующими со дня принятия крайне неохотно, нередко только этот вывод суда выступает самостоятельным и единственным предметом обжалования (см., напр., апелляционные определения ВС РФ от 31 мая 2017 г. № 56-АПГ17-8, от 20 марта 2017 г. № 9-АПГ17-1).

Таким образом, признание нормативного правового акта недействующим по заявлению конкретного лица открывает неограниченные возможности по пересмотру судебных решений, принятых на основе этого акта, хотя и только по делам с участием того же лица.

Во избежание усиления вследствие этого правовой неопределенности КС РФ указал законодателю на возможность определить сроки обращения с таким заявлением, влияющие на возможность последующего пересмотра уже вступивших в законную силу судебных актов.

Однако, как следует из текста постановления, содержащееся в нем конституционно-судебное толкование следует применять уже сейчас в целях обеспечения надлежащего уровня гарантий на судебную защиту.

Учитывая потенциально значительный разрыв во времени между принятием судебных актов на основе нормативного правового акта и признанием этого акта недействующим, пересмотр ранее принятых судебных актов может оказаться для другой стороны полной неожиданностью, тем более что в судебном процессе об оспаривании нормативного правового акта она может не участвовать (и даже не знать о нем). В судебном деле, которое стало поводом для обращения в КС РФ, другой стороной выступали государственные органы, которые не могут считаться в такой ситуации ущемленными. Поэтому сформулированное в постановлении решение проблемы, скорее всего, сможет послужить защите частных интересов и применяться для различных категорий дел (в том числе о возмещении вреда, причиненного государственными органами, к примеру). Однако и споры между частными субъектами разрешаются на основании нормативных правовых актов, поэтому для них тоже возникают риски непредвиденного пересмотра.

Во-вторых, комментируемое постановление заставляет вновь задуматься о том, каким должен быть надлежащий баланс между правовой определенностью и исправлением судебных ошибок.

Если акт незаконный, то есть не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, – именно это является условием удовлетворения судом требования о признании его недействующим – то как быть с периодом времени, который прошел с момента принятия государственным органом этого акта и до констатации судом его незаконности? В этот период все субъекты, отношения которых подпадали под действие такого акта, руководствовались незаконным нормативным правовым актом, и это изменению не подлежит? Должны быть веские, на наш взгляд, основания, чтобы не признавать акт недействующим со дня его принятия, и суд должен при рассмотрении дела тщательно исследовать этот вопрос.

В старом разъяснении по делам об оспаривании нормативных правовых актов, принятом еще во время действия соответствующих положений ГПК РФ, то есть до принятия КАС РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г.

№ 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), есть указание в том числе на то, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (выдержка из этого разъяснения приведена и в комментируемом постановлении КС РФ).

Такое полномочие суда не должно приводить к признанию нормативных правовых актов недействующими только на будущее время по умолчанию – суд должен учитывать характер и содержание конкретного нормативного правового акта.

Например, если он представляет собой запрет для граждан и организаций, о какой реализации их прав может идти речь? В свою очередь, опасения рассматривающих такие дела судов о том, что придание обратной силы их судебным решениям может породить пробел в правовом регулировании и/или лишить кого-то предоставленных на основании такого акта прав, не должны превращаться в презумпцию. В противном случае КС РФ с задачей по восстановлению доверия к правосудию может не справиться.

1 Абзац 3 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г.

№ 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам», положение полностью дублирует более раннее разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г.

№ 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» (подготовка нового постановления Пленума ВАС РФ была обусловлена появлением в АПК РФ понятия «новые обстоятельства»).

Читайте также:  Требование кредитора при ликвидации в 2021 году - образец, должника, заявления юридического лица

Ненормативный правовой акт это

Подборка наиболее важных документов по запросу Ненормативный правовой акт это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Ненормативный правовой акт это

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 143 «Обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу» АПК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Общество обратилось в суд с заявлением к инспекции о возврате излишне уплаченного налога. Налоговый орган просил приостановить производство по делу, поскольку спорные суммы уплачены во исполнение решения, вынесенного по итогам налоговой проверки, которое оспаривается обществом в рамках другого судебного разбирательства. Приостанавливая производство до рассмотрения указанного дела, суд отметил, что спорные суммы действительно уплачены обществом не в результате самостоятельного исчисления налога, а во исполнение решения инспекции о привлечении к ответственности, так как ссылка на данное решение содержится в платежном поручении. В таком случае суд должен оценить законность ненормативного правового акта, однако этот вопрос уже рассматривается в рамках другого судебного разбирательства. При этом общество в настоящем деле не привело аргументов о незаконности принятого решения, настаивая на независимости двух процессов. Учитывая позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16551/11, суд пришел к выводу о наличии оснований для приостановления производства по делу.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ненормативный правовой акт это

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

Согласно позиции ФАС Поволжского округа, изложенной в Постановлении от 21 августа 2003 г.

N А65-16521/2002-СГ3-25, ненормативный правовой акт — это разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающего реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающего возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей, точно определенных субъектов права. Это конкретные предписания, применяемые в управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности.

Нормативные акты: Ненормативный правовой акт это

Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации»(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.

Нормативные правовые акты (НПА) — что это такое, их виды и примеры НПА в РФ

Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.

Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями. Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия.

В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки.

Данные виды законодательных актов – это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия.

Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.

Разница

Чем отличается нормативно-правовой акт от ненормативного?

Разница между ними есть, причем на практике она достаточно существенна. Очень важно учитывать отличия и понятия нормативных актов и ненормативных актов. Их действие распространяется на важнейшей сферы общественной, социальной и экономической жизни населения.

  Способы оформления регистрации в Краснодаре для россиян

Первое отличие состоит в высшей законной полноправности нормативных актов по сравнению с ненормативными с юридической точки зрения. Первый вид документов вступает в силу посредством принятия представителями органов законодательной власти. Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.

Второе отличие свидетельствует о том, что нормативные документы предназначены для регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, а ненормативная документация регулирует другие виды общественных связей и операций. Они нуждаются в юридическом сопровождении. Документы ненормативного характера дополняют, конкретизируют, служат в качестве вспомогательных актов.

Также разница между нормативными актами и ненормативными актами состоит в разности юридической увесистости. Первые обладают наивысшей юридической силой и весом. А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.

Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально. Создаются они соответствующими уполномоченными или юридически задействованными в деле лицами.

Пятое отличие нормативного акта от ненормативного гласит о разности их состава и структурированности. Акты нормативных видов по своей структуре разветвленные, обширные и детализированные, а документы второго типа не имеют четкого составного содержания.

Почему важно их разграничивать?

Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены.

Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного.

Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.

Какое же главное отличие нормативного акта от ненормативного?

Разграничение этих правовых документов дает возможность правильно осуществлять деятельные законотворческие правила, надлежащим образом разбираться в различных правовых ситуациях, оценивать правильно правовые последствия и причины юридических разбирательств и действий.

Благодаря усвоению разности этих правовых актов в гражданском обществе общественные отношения устанавливаются на основе законности и порядка.

Поскольку эти разграничения хорошо проясняют, какие органы исполнительной или законодательной власти имеют право издавать те или иные акты, а также в какой конкретной правовой ситуации нужно использовать тот или иной акт для достижения конечной или промежуточной цели в деле.

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

  • Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
  • Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
  • Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
  • Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
  • Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
  • Рассмотрим названные группы более подробно.

Назначения

Трудность понимания этих двух видов правовых документов состоит не столько в их отличиях, а по большей мере в их общих признаках. Основоположное общее правило нормативных и ненормативных актов состоит в сфере распространения, поскольку их действия обязывает к подчинению со стороны всех гражданских лиц, государственных или общественных органов.

Читайте также:  Агентский договор образец бесплатно

Главное отличие состоит в структуре и органах, которые их издают. Эти отличия возникают на законотворческом этапе, а на последующем этапе действий они практически одинаково работают (ведь на то они и законы), за исключением того, что нормативные акты используются многократно, а ненормативные – однократно.

Нормативные акты регламентируют обобщенные правила и нормы общественных отношений между людьми. Они применяются ко всем участникам правовых отношений или затрагивают определенную группу. Их юридическая сила действует на постоянной основе.

Они применяются многократно, но в силу динамичности и появления трансформаций общественной, социальной, экономической жизни могут претерпевать дополнительные уточнения, предписания.

В таком случаи эти предписания – это нормативные или ненормативные акты?

Именно форму вспомогательных законных приложений и уточнений, предписаний приобретают ненормативные акты. Они устанавливают не общие и основоположные поведенческие аспекты субъектов правовых отношений, а выражают скорее конкретные распоряжения, актуальные в определенный момент предписания.

Сфера их распространения касается определенного юридического лица или индивидуума, применение является однократным, а их сила прекращает действовать после определенных действий в рамках этого же предписания. Также разница между двумя видами акта состоит еще и в их форме выражения содержания.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса.

Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию.

Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Общие правила нормативных актов и ненормативных актов

Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого.

Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления.

Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:

  1. Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
  2. Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
  3. Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
  4. Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.

Государство имеет право требовать от граждан неукоснительного соблюдения правил и норм нормативно-правовых актов только в случае строгого и надлежащего соблюдении вышеизложенных принципов.

Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • — образцы деловых бумаг;
  • — комментарии законодательства;
  • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
  • Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

    www.consultant.ru

    Виды

    1. Нормативно-правовой акт широко и повсеместно используется во многих современных общественно-правовых системах.

    2. К преимуществам категории нормативных актов следует отнести повышении роли государственного регулирования и координации, адекватную и быструю реакцию на быстротечные и переменчивые процессы в обществе, возможность моментального донесения гражданам главных идей и законов в документальной форме детализованным способом.

    3. Виды нормативно-правовых актов можно сгруппировать, отталкиваясь от субъектов управления, которых их принимают на своем уровне (федеральном, региональном или местном).
    4. На федеральном уровне они принимаются высшими органами власти и порядка.

      К их видам относятся:

      Переоформление участка земли на другого собственника

    • Конституция государства, которая принимается непосредственно народом страны.
    • Законы государства, в принятии которых берет участь высший орган законодательной власти – Государственная дума.
    • Указы, принимающиеся президентом государства.
    • Постановления, над которыми работает правительство страны.
    • Инструкции, которые разрабатывают и детализируют министерства.
    • Международные правовые акты, на которых специализируются соответственно международные организации, и которые ратифицированные государством.

    На региональном уровне законы принимаются региональными законодательными собраниями, а указы и постановления — областными губернаторами и администрациями.

    На местном уровне принимаются такие виды актов:

    1. Решения над которыми работают органы местного самоуправления.
    2. Корпоративные акты, которые разрабатывают местные специальные организации.

    Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

    Признаки нормативного правового акта:

    1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

    2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

    3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.

    4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

    5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

    Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

    • Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.
    • Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
    • Юридическая сила нормативного правового акта выражается:
    • — в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;
    • — в строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;

    — в признании соподчиненности между видами актов — Конституция, закон, указ и т.д.

    — в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

    — в определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;

    — в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.

    Виды нормативных правовых актов

    В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

    Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

    Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

    В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

    Ссылка на основную публикацию