Что делать заказчику, если победитель уклонился

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по сопровождению торгов разъяснит Вам и другие вопросы, которые не были озвучены в настоящем материале

Условия признания победителя запроса котировок уклонившимся

   Условия признания победителя проведенных электронных торгов уклонившимися от заключения контракта являются обстоятельства в зависимости от вида проведенных закупок. Законодатель по каждому виду закупок определил закрытый перечень условий при которых победителя закупки могут признать уклонившимся от заключения контракта:

  1. Если победитель конкурентного способа определения поставщика не направил подписанный контракт или протокол разногласий в течение двадцатидневного срока заказчику. В данном случае, заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта. Заказчик направляет в ОИВ информацию о победителе уклонившемся от заключения договора
  2. Если поставщик опубликовал стоимость поставки в заявке превышающую десять миллионов рублей или стоимость установленную региональным законодательством, если закупка производства для нужд региона. Основание предусмотрено для закупки лекарственных препаратов
  3. Заказчика могут признать уклонившимся, если он не предоставит в течение установленного срока информацию после получения контракта от заказчика
  4. Признать победителя запроса котировок уклонившимся от заключении контракта можно случае, если он не предоставил подписанный контакт заказчику, а также выписку из ЕГРЮЛ, документы о государственной регистрации юридического лица с наличием перевода на русский язык. Срок предоставления документов определяется организатором и публикуется в извещении о проведении запроса котировок
  5. При проведении запроса предложений, в случае если победитель не предоставить в течение семидневного срока с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола обеспечение исполнение контракта – победитель может быть признан уклонившимся от заключения договора

   Таким образом, в зависимости от вида конкурентного способа определения поставщика, заказчик может быть признан уклонившимся от заключения контракта.

ПОЛЕЗНО: любую спорную ситуацию можно решать через обжалование в ФАС с помощью нашего адвоката, смотрите подробнее видео-инструкцию

Порядок признания победителя уклонившимся от заключения контракта

Порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора представляет собой следующую процедуру:

  1. Организатор проведения закупки в случае пропуска срока предоставления победителем подписанного контракта или протокола разногласий, непредставления обеспечения закупки собирает комиссию по осуществлению закупки.
  2. Комиссия принимает решение о признании или непризнании победителя закупки на электронной площадке уклонившимся от заключения договора. Решение формируется в виде протокола о признании победителя уклонившимся от заключения договора с обоснованием причин уклонения. В протоколе также указывается рекомендации по заключении контракта с лицом, занявшим второе место по результатам проведенной закупки. Протокол подписывается, публикуется в ЕИС в течение 3 дней.
  3. Комиссия также формирует протокол отказа от заключения контракта с победителем процедуры закупки. Протокол создается на основании протокола признания победителя уклонившимся, и далее прикладывается к протоколу отказа от заключения контракта. В протоколе публикуется сведения о проведенной закупке, идентификационные данные, заказчик, также указывается сведения о протоколе, дата, место составления, поставщик. Указываются причины послужившие основанием для отказа от заключения контракта. Протокол подписывается с ЭЦП и публикуется в ЕИС.
  4. В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик направляет сведения в уполномоченный орган о таком поставщике. Уполномоченный орган вносит такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Как уклониться от заключения контракта?

Что делать заказчику, если победитель уклонился

  1. Проигнорировать направленный договор на подписание заказчиком
  2. Не предоставить в срок протокол разногласий или подписанный контракт заказчику или предоставить их по истечении установленного срока
  3. Не предоставить дополнительные документы (сведения из ЕГРЮЛ, документы государственной регистрации лица с наличием русского перевода, если компания является иностранным контрагентом)

ВАЖНО: указанные обстоятельства повлекут для заказчика негативные последствия.

Для сохранения своей деловой репутации, избежания включения поставщика в РНП, возможны следующие варианты развития взаимоотношений с контрагентом:

  1. проверить наличие ошибок в самой заявке на организацию закупки (торгов), в случае обнаружения нарушений законодательства о закупках, можно обжаловать проведенные торги в антимонопольный орган. Данную процедуру лучше возбудить не победителю торгов, а например лицу занявшему второе место. В таком случае торги признают несостоявшимися и Вам не придется уклоняться от заключения договора
  2. Второй из возможных вариантов, это все же заключить контракт с заказчиком. Но после подписания договора, заключить соглашение о расторжении договорных отношений
  3. Третий вариант, в случае если ФАС не оказал должного содействия, контрагент отказался расторгать заключенный контракт, можно признать незаключенным договор, торги недействительными или оспорить решение ФАС в судебном порядке, при условии наличия оснований для такого обжалования

   Законом не предусмотрены послабления по уклонению от заключения договора с организатором торгов. Все остальные случаи приведут к негативным последствиям.

   Однако в отдельных случаях законодатель предусмотрел вариант уклонения от заключения договора поставщиком, но речь идет, когда победителя признали уклонившимся и заказчик принял решение заключить контракт с лицом, занявшим второе место.

Так, не признается уклонением поставщика, занявшим второе место от заключения контракта, если он не предоставляет в срок подписанного контракта, обеспечения исполнения контракта заказчику. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

Как составить протокол признания победителя уклонившимся?

   Протокол признания победителя процедуры закупки уклонившимся от заключения контракта формируется комиссией создаваемой заказчиком, организатором проведения процедуры закупки.

Протокол должен содержать следующие сведения:

  1. Дату, реквизиты документа, номер, место заключения, время
  2. Указывается состав комиссии, председатель, заместитель, секретарь. Комиссия должна быть правомочна, должен быть соблюден кворум
  3. Указывается наименование участника (победителя закупки), его реквизиты
  4. В протоколе указывается протокол рассмотрения признания победителя, указываются основания признания поставщика победителем
  5. Указываются сроки заключения контракта и направления его поставщиком заказчику или иных документов предоставление которых интерпретировано законом
  6. Указываются основания (правовое нормативное основание со ссылкой на нормативный акт) нарушения поставщиком сроков или иных нарушений закона заключения контракта. Уточняется решение о признании поставщика (победителя занявшего первое место) уклонившимся от заключения контракта
  7. Указывается рекомендации заказчику заключить контракт с лицом, занявшим второе место по результату проведенной процедуры закупки

   Далее протокол подписывается всем составом комиссии и публикуется в течение трех дней в ЕИС.

Оспаривание признания победителя аукциона уклонившимся

   Оспорить протокол признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта можно в случае нарушения организатором торгов законодательства о закупках. В случае нарушения организатором торгов процедуры проведения аукциона.

   Обжаловать решение комиссии организатора аукциона можно в уполномоченный орган указав на причины нарушения организатором законодательства о закупках (например, если организатор заключил договор с лицом, который являлся единственным участником проведенного аукциона. В данном случае аукцион должен быть признан несостоявшимся).

В жалобе необходимо указать следующие обстоятельства:

  1. Наименование государственного органа, наименование, реквизиты заявителя, наименование в отношении кого направлена жалоба.
  2. В описательной части указать на фактические нарушения организатором аукциона. Указать нормативное обоснование своей позиции, ссылки на электронную площадку;
  3. В просительной части указать требования в отношении организатора аукциона.

   Обжалование решение антимонопольного органа или действия организатора аукциона, признание недействительными протокола, процедуры аукциона можно обжаловать в судебном порядке.

В Арбитражный суд подается заявление или жалоба по следующим правилам:

  1. Обязательно указывается суд, стороны (наименование, адрес, реквизиты, контактная информация), размер государственной пошлины
  2. В описательной части необходимо указать какие права нарушены тем или иным лицом, нормативное обоснование своих доводов на законодательные акты
  3. В просительной части необходимо указать соответствующие требования в зависимости от предмета заявления
  4. К заявлению необходимо приложить доказательства, на которые Заявитель ссылается, затем документ подтверждающий оплату госпошлины, отправку сторонам заявления, свидетельство о государственной регистрации лица, выписки из ЕГРЮЛ на сторон, диплом о высшем юридическом образовании представителя, доверенность

ПОЛЕЗНО: смотрите также видео про споры в сфере закупок

Адвокат по признанию победителя уклонившимся в Екатеринбурге

  •    Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.
  •    В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке  жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.
  •    Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.
  •    В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

Отзыв о нашем адвокате в сфере бизнеса

Что делать заказчику, если победитель уклонился

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

  1. Отзыв по гражданским делам
  2. Отзыв по банкротству физических лиц
  3. Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

  • остановка транспорта Гагарина
  • Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
  • Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
  • Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Уклонение от заключения контракта – практика ФАС, судебная практика, законодательное регулирование

По итогам проведенной закупки  победитель закупки и заказчик должны подписать контракт на условиях, которые определены закупочной документацией и заявкой такого участника, не нарушая при этом нормы действующего законодательства.

            Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
Читайте также:  Академический отпуск: 35 вопросов и ответов

            При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии со ст. 83.

2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

и (или)

— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

            В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий.

При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал  в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика.

На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП.

(Решение УФАС по Челябинской области по делу  № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск.

На основании этого неблагоприятные последствия  недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта)  участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

             В антимонопольный орган обратился организатор процедуры с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заправке и восстановлению картриджей для принтеров.

Комиссия УФАС установила, что после направления победителю закупки проекта  контракта, последний разместил к нему  на ЭТП протокол разногласий. Однако, победитель закупки в установленный срок не подписал доработанный проект контракта и не предоставил его обеспечение .

Победитель процедуры пояснил, что по не независящим от него обстоятельств его заявка на получение банковской гарантии была временно приостановлена, в связи с чем не представлялось возможным получить обеспечение контракта в регламентированный срок.

Комиссия УФАС  в своем решении о включении данного участника в РНП на 2 года указала, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий  (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019 г)

  • Протокол разногласий к контракту

            Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.

Согласно ст. 83.

2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС  проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный  протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.              

  • При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:
  • — не соответствующим документации и (или) извещению о закупке
  • — своей заявке на участие в электронной процедуре
  •  — с указанием соответствующих положений данных документов (к примеру, неверное указание расчетного счета в банке )[2].

В дальнейшем, организатор закупки публикует в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. В течение следующих трех рабочих дней победитель процедуры должен подписать окончательный вариант проекта контракта .

[2] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

            По результатам проведения аукциона на поставку запасных частей победителем признан участник, предложивший цену, которая ниже НМЦК  более чем на 25%.

После получения проекта контракта, поставщик направил в адрес заказчика  протокол разногласий, в котором указал на необходимость изменения реквизитов счета организатора процедуры в связи с невозможностью перечислить обеспечение исполнения контракта.

  Исправив необходимые данные, заказчик повторно направил проект контракта победителю, который перечислил денежные средства в размере 57 498,69 руб.

в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, однако оператором ЭТП  адрес заказчика направлено уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта, а денежные средства возвращены победителю. В дальнейшем организатор процедуры подписал контракт  с иным участником аукциона.

Не согласившись с решением заказчика, победитель обратился с жалобой в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной, поскольку  решение о признании участника  уклонившимся от заключения контракта принято с нарушением требований ч. 2 ст. 37 N 44-ФЗ.

Оспаривая данное решение, заказчик направил заявление о незаконности принятого акта в арбитражный суд, который поддержал антимонопольный орган.  В дальнейшем апелляционная инстанция признала решение нижестоящего суда и антимонопольной службы незаконными, посчитав, что обеспечение исполнения контракта представляется заказчику до заключения контракта (победитель закупки не представил своевременно заказчику платежное поручение о перечислении денежных средств), а включение в проект контракта одного способа обеспечения исполнения контракта не нарушают прав участника закупки  и не противоречат положениям части 2 статьи 37 N 44-ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17)

            Многие заказчики при формировании закупочной документации  прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3].

Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст.

104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка»  по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания  контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность  его подписание.

  1.             Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].
  2. [3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  3. * Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Читайте также:  Хочу развестись с женой с чего начать - Всё о разводе

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

            В УФАС от организатора закупки  поступили материалы, свидетельствующие о признании участника электронного аукциона, уклонившемся от заключения контракта  на содержание дорог общего пользования.

Комиссия УФАС установила, что победителем процедуры  в регламентированный  срок не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контакта, также не был направлен протокол разногласий.

  Данный участник закупки пояснил, что у него не было умысла уклониться от подписания контракта, который не был подписан  в связи с поломкой компьютера. Также победитель закупки представил документы, подтверждающие проведение ремонта ноутбука и оформление БГ.

Однако, комиссия УФАС установила несоответствие такого обеспечения нормам 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение о включении сведений об участнике в РНП сроком на 2 года. (Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019)

            РНП служит механизмом защиты не только  для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки  согласно ФЗ № 223[5].

            1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением  от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов .

Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи  с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске.

По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении  и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче  заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)

            2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования.

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено.

Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе.

В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ в 2021 году: основания и последствия, что делать дальше

Если закупка не состоялась, это не означает, что она недействительна. Расскажем, когда торги признают несостоявшимися, и что делать победителю закупки, которую признали несостоявшейся.

Что такое несостоявшиеся торги

Закупку признают несостоявшейся, если в ней не было конкурентных состязаний между поставщиками.

По мониторингу Минфина, в 2019 году 40 % всех проведенных закупок не состоялись — это 1,2 млн тендеров на сумму 5,8 трлн рублей. Из них в 77 % случаев заключили госконтракт. 

Три частые причины, по которым торги в 2019 году не состоялись:

  1. Поступила только одна заявка, соответствующая условиям — 733 347 тендеров (61 %). 
  2. Не пришло ни одного предложения — 229 861 тендер (19 %).
  3. Во время электронного аукциона подано единственное предложение цены — 126 803 тендера (11 %).

По итогам первых трех кварталов 2020 года не состоялось 693 тыс. закупок — это 45% от общего количества извещений с общим объемом 3,8 трлн рублей. Из них по результатам 481 тыс. тендеров (31 %) заключен контракт.

Несостоявшуюся процедуру не следует путать с отмененной и недействительной.

Отменить тендер может госзаказчик на любом этапе по своему желанию или по решению органа контроля. В этом случае договор не заключают.

Недействительной признают процедуру, в которой было нарушение закона со стороны заказчика. Если к этому моменту контракт уже заключили, то его могут расторгнуть по решению ФАС или суда.

Например, по статистике за 2019 год, 55 240 закупок на общую сумму 502 млрд рублей были отменены, что составляет 1,9 % опубликованных тендеров. Из них отменены:

  • по решению заказчика — 52 272 тендера;
  • по предписанию ФАС — 2 935 тендеров;
  • по решению суда — 32 тендера;
  • без указания причины — 1 тендер.

По итогам трех кварталов 2020 года было отменено 39 тыс. закупок (3%) на общую сумму 520,2 млрд рублей, что почти в 2 раза больше аналогичных показателей 2019 года.

ФАС по республике Бурятия предписала аннулировать электронный аукцион на основании поступившей жалобы от компании, чью заявку отклонили из-за недостаточности данных в его лицензии. ФАС признала жалобу необоснованной, но провела проверку действий заказчика и нашла несколько нарушений. В итоге заказчика признали нарушителем 44-ФЗ, а аукцион отменили.

Когда закупки будут признаны несостоявшимися по 44-ФЗ

Случаи признания торгов несостоявшимися различаются в зависимости от способа их проведения. Рассмотрим такие случаи на каждом этапе.

1. Этап подачи заявок

Для всех способов закупок:

  • На участие в тендере не поступило ни одного предложения.
  • Поступила только одна заявка.

Электронный аукцион на поставку реагентов для биохимического анализатора признали несостоявшимся, так как поступило только одно предложение от организации, которая соответствует условиям 44-ФЗ и аукциона. С компанией заключат договор.

А этот запрос котировок не состоялся, потому что на него не поступило ни одного предложения.

2. Этап рассмотрения заявок

Для всех способов закупок:

  • Всех участников отклонили.
  • Допустили только одну заявку.

Три компании подали заявки на открытый конкурс на оказание услуг по аудиту бухгалтерской отчетности. Их предложения не соответствовали условиям конкурсной документации, и заказчик отклонил все заявки. Конкурс не состоялся.

На аукцион по выполнению работ по ремонту помещений поступило пять заявок. После рассмотрения первых частей комиссия допустила к участию одну организацию. Остальных участников отклонила — они указали технические характеристики товара, которые не соответствуют техзаданию. С допущенной компанией заключили договор.

Для конкурса:

  • В результате предквалификационного отбора ни одна компания не соответствует условиям.
  • Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.

На конкурс с ограниченным участием поступило две заявки. В результате предквалификационного отбора одну организацию отклонили — он не предоставил нужных документов. Вторая компания была допущена к участию. Ее заявку рассмотрели, допустили и подписали с ним договор.

Для электронного аукциона:

  • В течение 10 минут торгов на площадке не подано ни одного предложения цены.

В электронном аукционе на монтаж систем охранно-пожарной сигнализации в течение 10 минут после начала торговой сессии на электронной торговой площадке никто не сделал ценовое предложение.

Заказчик рассмотрел вторые части и признал победителем компанию, заявка которой поступила раньше остальных. Победитель не подписал договор.

Его признали уклонившимся, а контракт заключили со вторым участником — его заявка поступила следующей по времени.

3. Этап заключения договора

Для всех способов закупок:

  • Победитель уклонился от заключения договора, а следующий участник отказался его заключать.

Компания «Старт-А» победила в аукционе по ремонту дорожного покрытия, но не подписала контракт. Компанию признали уклонившейся и внесли в РНП. Заказчик предложил заключить договор второму участнику «Волгаинерт», но тот отказался от договора — он имеет право без последствий не подписывать контракт. Аукцион признали несостоявшимся.

Важно.

Если вам присвоили второй номер и предлагают заключить договор, потому что первый поставщик уклонился от подписания, будьте осторожны: если вы направите госзаказчику протокол разъяснений, то автоматически становитесь победителем и отказаться от госконтракта без последствий уже не сможете. После того, как вам пришлют доработанный госконтракт, вы должны его подписать и предоставить обеспечение. Откажетесь — вас признают уклонившимся и включат в РНП.

Что происходит с несостоявшейся закупкой дальше

Если торги не состоялись, то в зависимости от ситуаций у госзаказчика есть два варианта действий: провести процедуру заново или подписать контракт с единственным подрядчиком. Рассмотрим последствия признания торгов несостоявшимися во всех способах проведения торгов по 44-ФЗ.

Читайте также:  Можно ли брать отпуск на выходные дни

Конкурсные процедуры

Госзаказчик проводит повторный конкурс, когда:

  • не поступило ни одной заявки;
  • всех участников отклонили;
  • победителя признали уклонившимся от подписания договора, а второй участник отказался от контракта;
  • после предквалификационного отбора в двухэтапном конкурсе допущен только один подрядчик.

Госзаказчик публикует в ЕИС новое извещение, в котором продлевает срок подачи заявок на 10 дней и увеличивает срок исполнения договора на время проведения повторного конкурса. Также он может поднять начальную цену контракта на 10 %.

Предмет закупки, количество товара, объем работы, требования к участникам и условия госконтракта в повторной процедуре менять нельзя. Если госзаказчик меняет эти характеристики, то вносит изменения в план-график и проводит новую закупку.

Если повторный конкурс не состоялся по таким же причинам, что и первоначальный, то проводят запрос предложений.

Если в конкурсе определился единственный поставщик, и он соответствует всем условиям, то с ним заключают договор по цене, которую он предложил. При этом госзаказчик должен получить согласование ФАС (п. 25 ч. 1 ст.  93).

Электронный аукцион

При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:

  • заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
  • проводит торги заново, если победителя нет.

Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.

Запрос котировок

Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.

Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.

Запрос предложений

Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.

Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.

Что делать победителю, если закупка не состоялась

Если по результатам процедуры вы стали единственным допущенным участником, с вами заключают госконтракт:

  • по начальной цене, если ваше предложение было единственным или никто не предложил цену в аукционном зале;
  • по предложенной вами цене, если остальных поставщиков отклонили по вторым частям заявок.

Единственный участник обязан подписать договор, иначе его признают уклонившимся и внесут в реестр недобросовестных поставщиков на два года. В этом случае госзаказчик публикует новый тендер.

Поставщик подал заявку на электронный аукцион на приобретение жилого помещения и стал единственным участником, который соответствует условиям аукциона и законодательства. Поставщик не подписал вовремя вовремя госконтракт и не предоставил обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся, а ФАС включила данные о нем в РНП.

Уклонившийся от заключения договора

Под уклонением от заключения контракта подразумевается непредоставление в положенные по закону сроки необходимого пакета документов, либо самого контракта, заверенного подписью участником, признанным победителем, или заказчиком аукциона. Чаще всего в роли уклоняющихся выступают исполнители, которые испытывают трудности при сборе требуемых документов, таких, как банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта.

В срок до 10 дней победитель должен подготовить все бумаги либо перечислить средства на обеспечение контракта, а также завизировать согласованный бланк договора.

Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта.

Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией.
    Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее).

Когда победителя признают уклонившимся

Аукцион состоялся, победитель определен. Но он совершает ряд действий или, наоборот, бездействует, что дает заказчику повод усомниться в реальном намерении победителя заключить контракт.

Победителя электронного аукциона, уклонившегося от заключения контракта, можно признать таковым по ряду оснований, в соответствии со ст. 70, ст. 37 и ст. 96 Закона № 44- ФЗ, а именно:

  • Если участник-победитель не направил подписанный проект контракта или протокол разногласий в течение 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона;
  • Если участник-победитель аукциона существенно занизил цену (ниже НМЦК на 25%) и не предоставил обеспечение исполнения контракта в соответствии с антидемпинговыми мерами по ст. 37 Закона № 44-ФЗ;
  • Если участник-победитель аукциона существенно занизил цену (ниже НМЦК на 25%) и предоставил недостоверную информацию о добросовестности;
  • Если участник-победитель не предоставил .

Уклонение от заключения контракта влечет за собой ряд последствий для участника, среди которых:

  • Уклонившийся от заключения контракта участник попадает в РНП, что не позволит ему в течение двух лет участвовать в закупках, где установлено требование об отсутствии участника в реестре;
  • С такого участника заказчик может взыскать сумму убытков, которую не покрывает размер обеспечения заявки;
  • Сумма обеспечения заявки на лицевом счете участника блокируется и направляется заказчику.

Что же теперь остается делать заказчику, если победитель отказался от заключения контракта?

Если победитель аукциона уклонился от заключения контракта, то заказчику можно заключить контракт со вторым после победителя участником, в течение 10 дней с момента признания победителя уклонившимся. Второй участник вправе согласиться заключить контракт, но отказ не повлечет за собой никаких последствий, в том числе, касающихся уклонения от заключения контракта.

Поскольку ч. 14 ст. 70 говорит о том, что второй участник имеет право, а не обязанность заключать контракт, в случае если победитель уклонился от заключения. Информацию об уклонившемся участнике заказчик должен направить в ФАС, ФАС принимает решение . Участник, которого решили внести в РНП, вправе оспаривать решение ФАС.

Статья 70. заключение контракта по результатам электронного аукциона

Уклонение участника закупки В первую очередь хотелось бы отметить, что в соответствии с 44-ФЗ победителю, уклонившемуся от заключения контракта, не возвращаются деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки, что означает наступление для участника закупки немаленьких убытков.

Более того, при уклонении участника закупки от заключения контракта заказчик имеет право обратиться в суд с иском о возмещении причинённых убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки.

Кроме того, если победитель уклонился от заключения контракта, сведения о нем могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Предлагаем ознакомиться:  Договор дарения как односторонняя сделка

Чем грозит эта санкция? Как правило, заказчики устанавливают в документации о закупке требование об отсутствии в этом черном списке госзакупок сведений об участнике.

Что делать заказчику, если победитель уклонился

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

Как избежать занесения в РНП? В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения.

Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах. Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски. Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта.

Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.

Как оттянуть подписание контракта? Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта.

Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Победитель уклонился от подписания контракта

Однако жизнь изменчива, и стороны могут прийти к мнению, что им выгоднее не заключать контракт. Уклониться от заключения контракта может как заказчик, так и участник закупки.

В такой ситуации перед ними неизбежно возникнет вопрос: а каковы последствия уклонения от заключения контракта? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Уклонение от заключения контракта Для начала определимся с тем, какие действия признаются уклонением от

  • победитель не направил заказчику в установленный срок проект контракта;
  • победитель направил протокол разногласий после допустимого срока;
  • победитель не предоставил обеспечение контракта;
  • заказчик не подписал и не предоставил проект контракта.

Предлагаем ознакомиться:  Ходатайство о назначении медицинской экспертизы

Уклонение от заключения контракта может повлечь за собой ряд негативных последствий как для заказчика, так и для участника закупки.

Ссылка на основную публикацию