Защита прав и интересов по административным искам — ВАШ КОЗЫРЬ

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска
и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

  • 1. Оспаривание нормативного правового акта
  • Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
  • 2. Общая форма административного иска
    об оспаривании решений, действий (бездействия)

  • органов власти, должностных лиц
  • Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
    Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих
  • 3. Оспаривание постановления, действий,
    бездействия судебного пристава-исполнителя
  • Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
    Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
    Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
    Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
    Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
    Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
    Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
    Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств
  • 4. Оспаривание кадастровой стоимости
  • Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
    Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
    Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
    Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости
  • 5. Оспаривание отказа в согласовании
    перепланировки, переустройства
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
    Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
  • 6. Изъятие земельного участка
    для муниципальных (государственных) нужд
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
    Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
  • 7. Перевод жилого помещения в нежилое
  • Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое
  • 8. Оспаривание отказа в госрегистрации права
  • Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права
  • 9. Оспаривание решения об отказе
    в выдаче разрешения на строительство
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство
  • 10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии
  • Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания
  • 11. Компенсация за нарушение права
    на судопроизводство в разумный срок
  • Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
  • 12. Административный надзор
  • Административное исковое заявление об установлении административного надзора
    Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
    Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
    Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений
  • 13. Защита избирательных прав
  • Административное исковое заявление о защите избирательных прав
    Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
    Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии
  • 14. Оспаривание решения призывной комиссии
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
    Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
    Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
  • 15. Обжалование действий органа,
    осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
  • Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
  • 16. Оспаривание решения налогового органа
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

К вопросу об административном иске как форме защиты права

Яковлева А.П.

ORCID: 0000-0002-9869-0411, Кандидат юридических наук, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС при Президенте РФ в г. Саратове

К вопросу об административном иске как форме защиты права

Аннотация

Рассматриваются вопросы административного иска как новой процессуальной формы защиты права в публичных правоотношениях.

Приводятся основные точки зрения на природу искового производства в гражданском судопроизводстве и возможность их применения в административном процессе.

Поднимается вопрос существования и применения административного иска как самостоятельной формы защиты права, рассматриваются материально-правовая и процессуально-правовая стороны административного иска, наличие спора о праве в данном судопроизводстве.

Ключевые слова: иск, административный иск, административное судопроизводство, публичные правоотношения, субъективные права, административный истец.

Yakovleva A.P.

ORCID: 0000-0002-9869-0411, PhD in Jurisprudence, The Volga Institute of management named P. A. Stolypin — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Ranepa) under the President of the Russian Federation in Saratov

TO THE ISSUE OF AN ADMINISTRATIVE CLAIM AS A FORM OF PROTECTION OF THE RIGHT

Abstract

Discusses issues administrative claim as new procedural forms of protection of rights in public legal relations.

The main point of view on the nature of action proceedings in civil proceedings and the possibility of their application in the administrative process.

It raises the question of the existence and application of administrative action as an independent form of rights protection, considers the substantive and procedural law by administrative action, the existence of a dispute on the law in this proceedings.

Keywords: lawsuit, administrative lawsuit, administrative legal proceedings, public legal relations, subjective rights, administrative plaintiff.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное право может быть реализовано путем административного судопроизводства, которое предусмотрено ст. 118 Конституции РФ.

Несмотря на то, что данное судопроизводство нашло конституционное закрепление с 1993 года, говорить о нем в полной мере можно только с принятием и ведением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Читайте также:  Налоговый вычет на лечение в 2021 году: как получить, максимальный размер, примеры расчета

Публично-правовое производство, которое регламентировалось Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ), устанавливало порядок обжалования решений, действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих.

Данный вид гражданского судопроизводства не являлся административным судопроизводством.

В литературе высказывались мнения о необходимости становления административной юрисдикции, которая должна включать в себя дела по жалобам на органы государственной власти и местного самоуправления, привлечение в административной ответственности и наложение мер административного принуждения [1, С. 16].

Но законодатель пошел по иному пути.

КАС РФ предусматривает спектр дел, которые поделены на две большие группы: а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; б) административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ст. 1 КАС РФ). Таким образом, новым процессуальным кодексом предусмотрены обжалование (в широком смысле этого слова) действия государственных органов и органов местного самоуправления и судебный контроль при реализации публичных и властных полномочий в отношении граждан и юридических лиц.

В этой связи возникает вопрос, в какой форме реализуются данные процессуальные гарантии?

Современное административное судопроизводство соединяет в себе два глобальных процессуальных института, синтез которых до недавнего времени (по крайней мере, законодательно) не допускался. Речь идет о соединении исковой формы защиты с публично-правовым производством.

Гражданское процессуальное законодательство разделяло исковое производство, как производство по защите гражданских, семейных, трудовых, жилищных и т.д. прав, и не исковые: публично-правовое и особое производства, которые не являются исковыми.

В настоящее же время в соответствии с действующим КАС РФ защита интересов в сфере публичных правоотношений возможна путем предъявления административного иска.

В науке гражданского процессуального права, включая историю ее  развития, достаточно распространена точка зрения о том, что посредством иска защищаются только субъективные гражданские права. Например, К.Д.

Кавелин говорил в свое время, что формальная сторона исков основывается на гражданском праве, и подразделял иски на вещные, обязательственные и личные [2, С. 420]. С.Н. Абрамов связывал иск с защитой субъективных гражданских прав или законных интересов [3, С. 422]. М.А.

Гурвич отмечал, что предъявить иск – значит обратиться в суд за защитой гражданского права или охраняемого законом интереса [4, С. 451].

Так же есть и иная точка зрения, которая основывается на том, что иск является защитой не только субъективного гражданского права, но и также и других субъективных прав, включая административные правоотношения [5, С. 708]. Г.Л.

Осокина говорит о том, что защита права или законного интереса против его нарушения – вот то, что позволяет рассматривать гражданский, уголовный (обвинение) и административный иски как одноплановые процессуальные явления, как разновидности единого родового понятия иска, выступающего в качестве универсального правового инструмента по приведению в движение судебной машины с целью защиты нарушенных или оспоренных прав либо законных интересов [6].

Исходя из сущности иска, основанной на том, что иск не возможен без наличия требования к суду о защите нарушенного или оспоренного права, нельзя не отметить, что данное требование и обращения к суду возможно не только при нарушении субъективных гражданских прав в широком смысле.

Обращение к суду возможно и при нарушении или угрозе нарушения в сфере публичных правоотношений. Административный истец обращается в суд за защитой не субъективных гражданских прав, а за защитой прав, затрагиваемых в публичных правоотношениях.

Поэтому совершенно очевидно, что иск выступает здесь как универсальное средство защиты не только в сфере гражданских, но и публичных интересов.

Еще одна специфика иска заключается в том, что он является многоплановой категорией, которая содержит в себе не только процессуальную (обращение к суду), но и материально-правовую сторону.

Эта многоплановость поднимает вопрос о наличии спора между истцом и ответчиком, и в первую очередь наличие спора в сфере защиты публичных  правоотношений.

 Вопрос о наличии спора о праве давно является дискуссионным.

Существует точка зрения о том, что спор о праве является общей чертой, характеризующей дела как искового производства, так и возникающие из публичных правоотношений [7, С. 310].

До принятия и введения в действие КАС РФ в ч. 3 ст.

247 ГПК РФ было четко обозначено, что если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, то заявление должно быть оставлено без движения, а заявителю разъяснялось право обратиться в суд с исковым заявлением. Таким образом, законодатель напрямую связывал понятие спора с исковым производством и отрицал его существование в публичных правоотношениях.

Безусловно, гражданско-правовой спор по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, отсутствует, но все ли бесспорно? Или же мы должны говорить о некоем конфликте интересов, не называя его спором?

В соответствии с Логическим словарем-справочником конфликт – это столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений, стремлений, интересов, сил; разногласие, серьезный спор, чреватый далеко идущими осложнениями.

Спор согласно тому же источнику – доказательство истинности чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника [8, С. 263, 565].

Таким образом, и конфликт, и спор близки по значению, речь идет о противоположных взглядах, мнениях, отстаивании своей позиции. Мы полагаем, что в административном судопроизводстве имеется конфликт и противоположность интересов сторон, вызывающие спор и обращение в суд.

Поэтому можно говорить о специфической черте иска – наличии спора о праве в отношении административного иска, которому присущи те же черты.

Это подтверждается и действующим законодательством, где нет четкого разграничения по признаку наличия спора. В соответствии со ст.

128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, либо арбитражным судом.

Следовательно, в административном исковом заявлении может присутствовать спор, однако он должен подлежать рассмотрению в порядке административного судопроизводства, т.е. затрагивать сферу публичных правоотношений.

Таким образом полагаем, что административный иск является формой защиты права в сфере нарушенных или оспариваемых публичных прав, обладающий отличительными признаками иска как универсального средства защиты права.

Список литературы / References

  1. Панова И.В. Административно-процессуальное право России: монография / И.В. Панова. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 336 с.
  2. Кавелин К.Д. Основные начала гражданского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от уложения до учреждения о губерниях. М., 1844 / К.Д. Кавелин // Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Издательский дом «Городец», 2005. — С. 419-421.
  3. Абрамов С.Н. Советский гражданский процесс. М., 1952 / С.Н. Абрамов // Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова.— М.: Издательский дом «Городец», 2005. — С. 422-423.
  4. Гурвич М.А. Избранные труды / М.А. Гурвич. — Краснодар: Совет. Кубань, 2006. — 544 с. — (Классика российской процессуальной науки. — Т. 2).
  5. Клейман А.Ф. Избранные труды / А.Ф. Клейман. — Краснодар: Совет. Кубань, 2008. — 512 с.
  6. Осокина Г.Л. Иск (теория и практика) [Электронный ресурс] / Г.Л. Осокина. — М.: Городец, 2000. — 192 с. — URL: http://www.studmed.ru/osokina-gl-isk-teoriya-i-praktika_4c8d39cefe6.html (дата обращения: 30.10.2016).
  7. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян / С.А. Алехина, В.В. Блажеев, А.Т. Боннер. — М.: ТК Велби, Изво-Проспект, 2004. — 584 с.
  8. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. — М.: Наука, 1975. — 720 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Panova I.V. Administrativno-protsessualnoe pravo Rossii: monografiya [Administrtive Procedural Law in Russia: monograph] / I.V. Panova. — Norma, Infra-M, 2012. — 336 p. [in Russian]
  2. Kavelin K.D. Osnovnye nachala grazhdanskogo sudoustrojstva i grazhdanskogo sudoproizvodstva v period vremeni ot ulozheniya do uchrezhdeniya o guberniyah [Basics of civil judicial system and civil legal proceedings from its emergence to establishment in the provinces]. M, 1844. / K.D. Kavelin // Grazhdanskij process: Hrestomatiya [Civil Process: The Chrestomathy] / edited by M.K. Treushnikov — M.: Izdatel’skij dom «Gorodets», 2006. — p. 219-421 [in Russian]
  3. Abramov S.N. Sovetskij grazhdanskij process [Civil Process in the USSR] M., 1952 / S.N. Abramov // Grazhdanskij process: Hrestomatiya [Civil Process: The Chrestomathy] / edited by M.K. Treushnikov — M.: Izdatel’skij dom «Gorodets», 2006. — p. 422-423 [in Russian]
  4. Gurvich M.A. Izbrannye trudy [The Selected Works] / M.A. Gurvich. — Krasnodar: Sovet. Kuban, 2006. — 544 p. — (Klassika rossijskoj processual’noj nauki [The Classics of Russian Procedural Science] — T. 2) [in Russian]
  5. Kleyman A.F. Izbrannye trudy [The Selected Works] / A.F. Kleyman. — Krasnodar: Sovet. Kuban, 2008. — 512 p. [in Russian]
  6. Osokina G.L. Isk (teoriya i praktika) [The Lawsuit (Theory and Practice)] [Electronic resource]/ G.L. Osokina. — M.: Gorodets, 2000. — 192 p. — URL: http://www.studmed.ru/osokina-gl-isk-teoriya-i-prakti (accessed: 30.10.2016). [in Russian]
  7. Grazhdanskoe processual’noe pravo: Uchebnik [Civil Procedural Law: Textbook] / edited by M.S. Shakaryan / S.A. Alekhina, V.V. Blazheev, A.T. Bonner. — M.: TK Velbi, Izvo-Prospekt, 2004. —584 p. [in Russian]
  8. Kondakov N.I. Logicheskij slovar’-spravochnik [Logical Dictionary-Directory] / N.I. Kondakov. — M.: Nauka, 1975. —720 p. [in Russian]
Читайте также:  Кто круче судья или прокурор

Административное право | 33 Юриста

Юристы, практикующие административное право и услуги, связанные с административными правонарушениями, решают вопросы касательно отношений граждан с публичной властью. Консультация по административному праву поможет вам разораться в тонкостях оформления дорожно-транспортных происшествий и правильного составления исковых заявлений и жалоб.

Услуги юристов по административному праву

Опытный юрист по административным делам поможет решить проблемы путем официальной переписки с другой стороной. Все нарушения имеют документальную фиксацию и правовая поддержка необходима. В большинстве случаев, благодаря квалификации специалиста можно доказать невиновность обвиняемого лица.

Вам не придётся платить штраф, если по истечении установленного законом срока не будет вынесено решение по вашему вопросу. Вас не смогут подвергнуть административному наказанию.

Консультация при ДТП

В разделах КоАП (Кодекс об административных правонарушениях), касающихся прав водителей, есть противоречивая принципу презумпции невиновности информация. Лицо, которому предъявили обвинение, не обязано приводить доказательства собственной невиновности.

На практике же правовая помощь автоюриста после ДТП необходима, поскольку при аварии ему приходится доказывать отсутствие его вины (ч.2 ст. 26 КоАП).

Бесплатная юридическая консультация наших специалистов поможет вам на всех этапах от опротестования штрафа до лишения прав.

Помощь при угрозе лишения водительских прав

Каждый обладает правом подачи апелляции при лишении водительских прав, и около 80% обжалованных дел выигрывают. Ст. 26.2 КоАП приводит доказательства невиновности водителя, но закон стоит не на стороне человека, управляющего транспортным средством, если он нарушил одно из следующих правил:

  1. Управление в нетрезвом виде
  2. Отказ от медицинского освидетельствования
  3. Выезд на встречную полосу
  4. ДТП с пострадавшими
  5. Превышение скорости
  6. Превышение грузовых габаритов или перегруз ТС без соответствующего разрешения

Чтобы обжаловать судебное решение предоставляется 10 дней, после чего адвокат вряд ли поможет.

Подготовка исковых заявлений, жалоб, другой документации

Как правило, это касается следующих категорий дел:

  1. Посягательства на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие
  2. Охрана окружающей среды, пользования ресурсами
  3. Промышленные, энергетические вопросы, а также строительство
  4. Правонарушения в области предпринимательства и пр

Юрист по административным правонарушениям установит правомерность деятельности разрешительных и контролирующих органов. Изучит составленные протоколы, постановления, акты и составит правовой анализ ситуации. Оценка законности действий чиновников без глубоких знаний действующего законодательства невозможна.

Грамотная подготовка разрешительной документации (для получения лицензий, разрешений, согласований) в обязательном порядке нуждается в опытном специалисте.

Помощь при обжаловании решений, вынесенных судом

Обжалование постановлений об административных правонарушениях проводится в вышестоящей инстанции. Согласно ст. 30.1 — 30.3 КоАП РФ постановление суда можно обжаловать в вышестоящий суд на протяжении 10 дней с момента вручения его копии.

Порядок обжалования следующий:

Жалобу подают в вынесший постановление орган, который обязан в течение 3-х дней направить ее и соответствующие материалы дела в компетентную инстанцию.

Консультация юриста по административным делам – гарантия удачного завершения дела

Вовремя заданный вопрос юристу поможет разработать стратегически правильную защиту и составить необходимую документацию для обжалования административного правонарушения. Но все же эффективное представление интересов в суде — это прерогатива профессионала, знакомого не только с нормативно-правовыми актами, но и с судебной практикой.

Обжалование протокола об административном правонарушении в тандеме с квалифицированной юридической помощью способно прекратить дело на стадии рассмотрения.

Обращайтесь к нам — специалисты окажут помощь по административным делам и помогут защитить законные права и интересы клиентов онлайн на сайте 33urista.ru.

  • Несоблюдение предписаний, куда обратиться с жалобой Вопрос На 1 этаже жилого многоквартирного дома располагается организация Областное бюро судебно-медицинской экспертизы. По их инициативе были спилены молодые деревца на прилегающей дворовой территории,…
  • Как выкупить здание у администрации города предпринимателю Вопрос Здравствуйте! Я арендую здание Бани в Лен. обл. у совхоза, в договоре аренды прописано, что здание принадлежит с/х на праве собственности на основании…
  • Пришел штраф с камеры о котором не знала, как обжаловать Вопрос Здравствуйте! У меня возникла такая ситуация. Вчера на работу пришло письмо от судебных приставов о взыскании по штрафу о котором я даже не…
  • Жалоба на финансового управляющего, образец Вопрос Добрый день, скажите пожалуйста как правильно подать жалобу на финансового управляющего, мой номер телефона 89821796359 (Позвониете пожалиуйста 11:00 — 13:00)
  • Обязательно ли платить штраф за работу без патента Вопрос Здравствуйте. Я гражданка Украины, работала в РФ без патента. Наложили штраф в размере 5000т.р Сейчас хочу покинуть РФ и снова въехать, чтоб оформить…
  • Как правильно составить письмо жалобу на главного архитектора Вопрос Здравствуйте, мне нужна помощь составить жалобу на главного архитектора целинского района, так как она не даёт многодетной семье взять землю под ЛПХ.
  • Обмен паспорта в 20 лет, как не платить штраф Вопрос Здравствуйте, я подал заявку на гос услуги о замене паспорта в связи с 20-летием сразу после дня рождения. Мне назначили день и время,…
  • Как правильно отозвать жалобу президенту Вопрос Написала жалобу президенту на больницу, на работе тяжелая обстановка, главврач все время вызывает, нервотрепка. Как теперь отступить?
  • Административный штраф за курение в общественных местах Вопрос Штраф за курение в общественном месте, оспаривание?
  • Сколько действителен просроченный паспорт Вопрос 3 августа исполнилось 20, билеты покупались заранее, а про замену паспорта просто забыли. Поменять паспорт до поездки уже не успеваем. Пропустят ли в…

Административный иск следует поддержать

23 марта 2021 г. 14:49

Адвокат АП Ярославской области оспаривает запрет проносить телефон на территорию ИВС

Адвокат АП Ярославской области Олег Крупочкин обратился в Верховный Суд РФ с административным иском, в котором просит признать незаконными ряд положений приказов МВД России, запрещающих защитникам проносить на территорию ИВС технические средства связи. Все документы имеются у «АГ».

В иске он указал, что представитель потерпевшего может проходить в ИВС с телефоном, а адвокат, участвующий в качестве защитника в следственном действии, – нет. Олег Крупочкин отметил, что в случае отказа в удовлетворении административного иска на основании ст.

18 Закона о содержании под стражей он обратится в апелляцию и надзор, а после – обжалует ст. 18 Закона о содержании под стражей в КС РФ.

По мнению советника ФПА РФ Нвера Гаспаряна, административный иск следует поддержать, поскольку его удовлетворение создаст адвокатам дополнительные возможности по реализации права на защиту с использованием технических средств.

Недопуск в ИВС

В производстве старшего следователя отдела № 4 СЧ СУ УМВД России по Ярославской области Юлии Гурьевой находится уголовное дело по обвинению Г. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ, и трех эпизодов по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ. 23 октября 2020 г. Кировский районный суд г. Ярославля избрал в отношении Г. меру пресечения в виде заключения под стражу.

Далее следователь уведомила его защитника Олега Крупочкина о том, что 4 декабря 2020 г. планирует ознакомить обвиняемого с заключениями фоноскопических экспертиз в помещении ИВС УМВД России по Ярославской области.

Когда адвокат прибыл в ИВС, полицейский попросил его сдать телефон, однако Олег Крупочкин ответил, что тот необходим для осуществления защиты, в том числе потому, что он обеспечен видео- и фотокамерой, диктофоном и другими необходимыми функциями. При этом сим-карта в нем отсутствовала.

Адвокат сослался на Постановление КС РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П, которым положения Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусматривающие, что правила посещения адвокатом подзащитных могут быть урегулированы внутренними правилами, были признаны не соответствующими Конституции.

Отметил он и то, что согласно Решению ВС РФ от 10 ноября 2017 г. № АКПИ17-867 признан недействительным п.

77 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в части, допускающей распространение положений о запрещении адвокатам проносить и использовать при свиданиях с осужденными фотоаппараты, видео-, аудиотехнику, электронные накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие работу адвокатов.

Полицейский пригласил дежурного, который также отказал защитнику в проходе с телефоном.

На довод Олега Крупочкина о том, что Постановление КС РФ № 14-П/2001 обязательно во всех аналогичных ситуациях, тем более что внутренние правила ИВС основаны на положении Закона о содержании под стражей, признанном не соответствующим Конституции, дежурный сказал, что выполняет Правила, утвержденные Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950.

Адвокат составил заявление, в котором попросил разрешить участвовать в следственных и иных процессуальных действиях без сдачи мобильного телефона. К этому моменту следователь покинула ИВС.

Когда защитник все-таки прошел к доверителю, тот подтвердил надлежащее выполнение им обязанностей в соответствии с условиями соглашения, а также поручил выполнять эти действия и впредь с тем, чтобы не нарушалось его право на защиту.

В последующем Олега Крупочкина дважды не пустили в ИВС с телефоном.

Дисциплинарное производство

18 декабря 2020 г. УМВД России по Ярославской области направило в Управление Минюста России по Ярославской области письмо, в котором указало, что защитник дождался убытия следователя, потом сдал телефон и прошел к доверителю, чем умышленно сорвал следственное действие. Кроме того, он нарушил положения п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 13 и п. 1 ст. 14 КПЭА.

В письме указывается, что в СУ УМВД России по Ярославской области неоднократно поступали обращения Олега Крупочкина по обвинению должностных лиц в личной заинтересованности, которые, по мнению ведомства, содержали недостоверные сведения. Адвокат был предупрежден о недопустимости злоупотребления правом на обращение. УМВД России по Ярославской области попросило рассмотреть обращение на квалификационной комиссии АП Ярославской области.

В последующем Управление Минюста России по Ярославской области направило представление в АП Ярославской области. Помимо прочего ведомство указало, что адвокату было отказано в соответствии с п.

Читайте также:  Отпуск праздничные дни совпадают как продлить

135 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, п.

118 Наставления по служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп. Указанные Правила и Наставление приняты во исполнение ст.

18 Закона о содержании под стражей, согласно которой защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись.

На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.

В объяснениях Олег Крупочкин вновь сослался на Постановление КС РФ № 14-П/2001, а также сообщил, что подал заявления на имя начальника ИВС, жалобы в прокуратуру Ярославской области и административный иск в Верховный Суд РФ.

В заявлениях на имя начальника ИВС адвокат попросил незамедлительно устранить допущенные нарушения.

При этом он заметил, что принятие следователем и руководителем следственного органа мер по устранению правонарушений со стороны полицейских ИВС могло бы привести и к проведению следственных действий, и к отсутствию необходимости обжаловать ведомственные правовые акты и действия сотрудников изолятора.

Олег Крупочкин указал, что следователь не стала проводить следственные действия в отсутствие адвоката, а значит, права подзащитного нарушены не были.

Он обратил внимание, что сведения о свидании адвоката с доверителем составляют адвокатскую тайну, в связи с чем сбор и предоставление таких сведений являются превышением должностных полномочий, то есть содержат признаки должностного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Защитник отметил, что доводы письма о том, что в СУ УМВД России по Ярославской области неоднократно поступали обращения по обвинению должностных лиц в личной заинтересованности, не подкреплены конкретными данными об обращениях или приложением таких обращений.

Олег Крупочкин попросил АП Ярославской области дать автору письма ответ об отсутствии поводов для возбуждения дисциплинарного производства.

Между тем Квалификационная комиссия АП Ярославской области заключила, что отказом сдать телефон и пройти на следственные действия адвокат нарушил требования ст. 7 Закона об адвокатуре и ст. 8 КПЭА.

Административный иск в Верховный Суд

Олег Крупочкин обратился в Верховный Суд РФ с административным иском. Он пояснил, что ст.

19 Конституции РФ предусматривает, что все равны перед законом и судом и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Эта статья является одной из основополагающих статей главы «Права и свободы человека и гражданина», в соответствии с которой и должны толковаться содержания прав и свобод человека и гражданина.

Адвокат указал, что если законы, регулирующие осуществление права на получение квалифицированной юридической помощи, нарушают равенство всех перед законом и судом, то по отношению к лицам, чье право умалено в сравнении с другими лицами, такие законы нарушают, ограничивают данное право – в нарушение ч. 3 ст. 56 Конституции РФ.

Например, продолжил он, если следователю, адвокату – представителю потерпевшего, адвокату, участвующему в качестве защитника в следственном действии в помещении УМВД России по Ярославской области (как равному с адвокатом, участвующим в качестве защитника в следственном действии в помещении ИВС УМВД России по Ярославской области – п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре), разрешено использовать при проведении следственного действия мобильный телефон, в том числе такие его функции, как фотоаппарат, сканер, диктофон, а адвокату, участвующему в качестве защитника в следственном действии в помещении ИВС УМВД России по Ярославской области, это запрещено, то в последнем случае соответствующие положения закона ограничивают право на получение квалифицированной юридической помощи в нарушение ч. 3 ст. 56 Конституции.

Олег Крупочкин отметил, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, подп. 6 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат, защитник вправе фиксировать обстоятельства дела, по которому он оказывает юридическую помощь, в том числе делать копии с материалов дела.

Копии с письменных материалов можно сделать с помощью фотоаппарата и сканера, которыми оборудован мобильный телефон, копии с аудиозаписей – с помощью диктофона.

Данным правом обладает любой адвокат-защитник, кроме того, который участвует в следственном действии в помещении ИВС или помещении СИЗО, несмотря на то что это могут быть одни и те же следственные действия, а также данным правом обладает следователь, адвокат – представитель потерпевшего. Соответственно, указал он, положение ст.

18 Закона о содержании под стражей, запрещающее защитнику проносить технические средства мобильной связи, оборудованные фотоаппаратом, сканером, диктофоном, необходимыми для фиксирования (копирования) материалов уголовного дела и использующимися только для указанных целей, противоречит Конституции.

Административный истец попросил признать незаконными, недействительными положение п. 135 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России № 950 и положения п.

118 Наставления по служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России № 140дсп, запрещающие защитникам проносить на территорию ИВС технические средства связи, в том числе мобильные телефоны, оборудованные функциями фото- и сканкопирования, видео- и аудиозаписи (видео- и аудиокопирования), необходимыми для осуществления защиты.

Иск адвоката стоит поддержать

В комментарии «АГ» Олег Крупочкин высказал мнение, что Верховный Суд РФ не должен отказать в удовлетворении административного иска, поскольку положения приказов МВД нарушают конституционные принципы равноправия сторон (ст. 19, ч. 3 ст. 123), на которых основаны ч. 4 ст. 15 УПК РФ и п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре.

Адвокат напомнил, что сторонами уголовного судопроизводства являются не только следователь, гособвинитель, обвиняемый и защитник, но и потерпевший, его представитель (адвокат), обвиняемый и защитник.

«Представителю потерпевшего не запрещено проносить технические средства в ИВС, притом что он вправе проходить туда, например, чтобы решить вопрос о примирении, возмещении ущерба», – указал Олег Крупочкин, подчеркнув, что защитнику обвиняемого технические средства нужны в большей степени.

Олег Крупочкин обратил внимание, что если адвокату, участвующему в следственном действии в ОМВД, можно пользоваться техническими средствами, то и адвокату, участвующему в таком же следственном действии в ИВС, должно быть разрешено использование технических средств, а адвокатская палата, рассматривая жалобы на того или другого адвоката, должна исходить из их равноправия. «Из этого должен исходить и суд, независимо от того, рассматривает ли он иск адвоката к палате об оспаривании дисциплинарного взыскания или административный иск адвоката к МВД об оспаривании положений приказов», – посчитал он.

Адвокат отметил, что в случае отказа в удовлетворении административного иска на основании ст. 18 Закона о содержании под стражей он обратится в апелляцию и надзор, а после – обжалует ст. 18 Закона о содержании под стражей в КС РФ.

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян посчитал, что административный иск следует поддержать, поскольку его удовлетворение создаст адвокатам дополнительные возможности по реализации права на защиту с использованием технических средств.

«Не вижу никаких проблем для следователя, если адвокат сможет зайти в ИВС с телефоном без сим-карты, но оборудованным средствами видео- и фотофиксации. Если следователь не собирается в ходе следственного действия нарушать закон, то ему и нечего бояться.

В этом и реализуется конституционный принцип равноправия и состязательности сторон», – подчеркнул он.

Президент АП Ярославской области Татьяна Смирнова прокомментировала ситуацию с возбуждением дисциплинарного производства в отношении Олега Крупочкина: «В адрес Адвокатской палаты Ярославской области поступило представление Управления Министерства юстиции России по Ярославской области в отношении адвоката Крупочкина О.В. о неоднократном срыве следственных действий с участием его доверителя. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 20 КПЭА по данному представлению было возбуждено дисциплинарное производство. В рамках рассмотрения дисциплинарного дела Квалификационной комиссией была дана правовая оценка доводам адвоката Крупочкина О.В. и вынесено заключение о нарушении им законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Дисциплинарное производство вместе с заключением Квалификационной комиссии поступило в Совет АП Ярославской области».

Марина Нагорная

Ссылка на основную публикацию