Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

Нормативность в виде наличия правил поведения свойственна человеческому обществу, поскольку без обеспечения определённого порядка, стабильности общества и согласованности действий отдельных личностей и социальных групп, общество обречено на хаос и отсутствие всякого прогресса.

Начальной составляющей любого права, в частности и административного, является норма права. В теории права под нормой права понимают общеобязательное правило поведения, которое установлено или санкционировано государством и за нарушение которого государство применяет государственное принуждение.

Характеристике содержания понятия «административно-правовая норма» уделяется большое внимание практически во всех учебных пособиях и монографиях, посвященных административному праву. Но, не смотря на большое количество материалов и разработок по данной тематике, проблема административно – правового нормотворчества до сих пор не потеряла своей актуальности.

Вместе с тем в теории административного права остаются не урегулированными и нуждаются в последующем исследовании некоторые положения указанной проблематики. Предложенная тема является актуальной и злободневной на сегодняшний день.

  • Объектом данного исследования  являются общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами.
  • Данная тема является интересной для многих ученых и правоведов, что обуславливает хорошую разработанность темы.
  • Целью курсовой работы является комплексное исследование административно-правовых норм.
  • Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
  • раскрыть понятие и виды административно-правовых норм
  • подробно изучить особенности административно-правовых норм
  • раскрыть административно-правовую регламентацию деятельности органов внутренних дел

Методологическую основу составляют общенаучные методы познания: диалектический метод, метод системного анализа, логический метод и др.

; а также частно-научные: формально-юридический метод, историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения.

В данной работе будут использованы различные источники, включая в себя нормативные акты, монографии и научные статьи, учебная литература и различные сборники.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка литературы.

1. Общие теоретические положения об административно-правовых нормах

1.1. Понятие и структура административно-правовых норм

Социальными нормами являются общепризнанные правила, образцы поведения и стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Как видно из определения, социальные нормы имеют общий характер, поскольку они регулируют не отдельные случаи, а типичные и многократно повторяющиеся жизненные обстоятельства, факты и события.

Наиболее распространённым видом социальных норм являются правовые нормы. Они являются общеобязательными, устанавливаются (или санкционируются) государством и обеспечиваются его принудительной силой в лице правоохранительных органов.

Правовые нормы являются наиболее формальными в силу их закрепления в нормативно-правовых актах государства и чёткого определения ими юридических прав и обязанностей всех субъектов правоотношений.

С их помощью регулируются наиболее значимые и потому заслуживающие правовой защиты общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др.

Комплекс существующих в государстве взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений, составляет отрасль права. Одной из таких отраслей является административное право.

«Административно-правовой нормой является норма права, регулирующая общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Сфера общественных отношений, которые регулируются административно-правовыми нормами, составляет предмет отрасли административного права, а указанные отношения часто называют управленческими»[1].

При этом эти отношения можно разделить на три группы — отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления своих задач, функций и полномочий вовне; внутриорганизационные отношения (отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности и прохождением в них государственной службы); отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Основными видами административно-правовых норм являются материальные и процессуальные.

Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, их ответственность и их административно-правовой статус, определяют правовой режим, в рамках которого должна функционировать система государственного управления.

Поэтому подобные нормы часто называют статичными. К примеру, это нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти или обязанность соответствующих должностных лиц выдать в установленный срок документ.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений, а их исполнение, применение и соблюдение обеспечиваются в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза как часть административно-правовой нормы устанавливает фактические условия реализации последней, условия применения предусмотренного нормой правила поведения.

Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие и реализации её диспозиции (например, условия привлечения к административно-правовой ответственности), однако нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определённого возраста).

Таким образом, гипотеза может быть как абстрактной (определять условия действия нормы и указывать на общие признаки её реализации), так и казуистической (связывать реализацию юридической нормы со строго определёнными частными случаями).

Диспозиция как элемент административно-правовой нормы определяет само правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности субъектов правоотношений. В зависимости от варианта поведения диспозиции административно-правовых норм делятся на предписывающие, управомочивающие и запрещающие.

Предписывающие диспозиции указывают субъектам тот или иной вариант должного поведения и возлагают на них обязанность совершения определённых действий. Например, согласно п.

132 Правил организации теплоснабжения, после регистрации обращения потребителя в журнале регистрации обращений, должностное лицо органа местного самоуправления обязано определить организацию, обеспечивающую теплоснабжение данного потребителя.

Управомочивающие диспозиции определяют функции и правомочия субъектов государственного управления, их возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению.

Например, в порядке осуществления государственного экологического контроля соответствующие должностные лица вправе потребовать устранения выявленных недостатков, принять решение об ограничении, приостановлении или прекращении работы предприятия и т.п.

При этом применяются не все предусмотренные меры административного воздействия, а лишь те, которые по мнению уполномоченного должностного лица являются наиболее эффективными.

Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение тех или иных действий или бездействия, которые законом считаются правонарушением. Например, согласно п. 15.

3 Правил дорожного движения, запрещается выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

Санкция как элемент административно-правовой нормы определяет неблагоприятные последствия, которые наступают за неисполнение правила поведения, содержит указания на меры административного воздействия, применяемые к нарушителю, на возможные виды наказаний и их размеры.

Санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях. Например, согласно статье 5.

62 данного Кодекса санкцией за дискриминацию является наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Все административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм КоАП, перечислены в статье 3.2. В их числе предупреждение, административный штраф, дисквалификация, административный арест и т.д.

Правовая норма может выполнять свои регулятивные функции лишь при наличии всех её структурных элементов. При отсутствии гипотезы норма будет безжизненной (ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом). При отсутствии диспозиции норма теряет качество нормы вообще.

При отсутствии санкции норма теряет регулирующее воздействие, поскольку важнейшим признаком правовой нормы является её охрана государством.

Таким образом, правовая норма может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех её структурных элементов.

Читайте также:  Порядок увольнения военнослужащего по предельному возрасту

Таким образом, как следует из вышесказанного, административно-правовые нормы являются разновидностью правовых (и в целом социальных) норм, возникающих в сфере реализации исполнительной власти и определяющих основные параметры государственно-управленческой деятельности.

Как и любые правовые нормы, они являются полностью формальными — для них характерна закреплённость в нормативных актах, наличие определённой процедуры их принятия и отмены, а также ясно обозначенные санкции, применяющиеся уполномоченными органами и должностными лицами.

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определённый порядок взаимосвязи её составных частей и элементов.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, она мысленно воссоздаётся из целого ряда нормативных предписаний различных источников и не сводится к единственной статье какого-либо определённого нормативно-правового акта. Таким образом, структура административно-правовой нормы традиционна.

1.2. Виды административно-правовых норм

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процедуру реализации материальных норм, т.е. процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Поэтому подобные нормы можно назвать динамичными.

Например, эти нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях или по жалобам граждан.

Они определяют порядок реализации в рамках регулируемых управленческих отношений юридических прав и обязанностей, установленных материальными административно-правовыми нормами.

По методу воздействия на поведение субъектов и по характеру предусмотренных правил поведения административно-правовые нормы делятся на предписывающие, управомочивающие и запретительные. Они по-разному воздействуют на поведение участников правоотношений. Для примера можно рассмотреть статью 30.

2 КоАП РФ, в которой говорится о порядке подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях.

Предписывающей нормой является часть 2 данной статьи, где говорится, что жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (предписывает совершить действие).

Управомочивающей нормой будет считаться часть 3 статьи, где говорится, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу, уполномоченному её рассматривать (управомочивает совершить действие по выбору). Запретительной нормой является статья 29.

2 КоАП, в которой перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа либо должностным лицом (запрет совершать действие).

По форме предписания административно-правовые нормы делятся на императивные, рекомендательные и диспозитивные. Императивные нормы содержат правила, которые однозначно определяют поведение субъектов при наступлении описанных в норме условий, при этом другие правила поведения по усмотрению сторон правоотношения возникать не должны.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, но в административном законодательстве из-за специфики государственного управления они встречаются редко.

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие деятельность государственных органов, предприятий и организаций, регулирующие поведение граждан, регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций и регулирующие деятельность государственных служащих. При этом административно-правовые нормы распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории РФ.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее установленным сроком действия) и бессрочные. В качестве примера срочных норм можно привести акты о чрезвычайном положении, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами (стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.

), в качестве примера бессрочных — любые нормы, действующие вплоть до своего официального изменения или отмены (например, Правила дорожного движения). Административно-правовые нормы приобретают юридическую силу с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в предусмотренный для их вступления в силу срок.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные, вне зависимости от их срочности или бессрочности.

По действию в пространстве административно-правовые нормы делятся на нормы, предусмотренные многосторонними соглашениями и действующие на территории нескольких государств (например, нормы СНГ), нормы федерального законодательства (действующие на всей территории РФ) и нормы субъектов РФ (действующие на территории субъектов РФ).

По объёму регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые и отраслевые. Действие общих норм распространяется на все сферы и отрасли государственного управления.

Они регламентируют наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти и обычно содержатся в законодательстве, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.

Межотраслевые нормы регламентируют общие для всех или многих отраслей государственного управления аспекты управленческой деятельности и имеют при этом специальный характер. В качестве примера можно привести антимонопольное или экологическое законодательство.

Отраслевые нормы регулируют управленческие отношения, возникающие в пределах сферы, закреплённой за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерствами).

Таким образом, административно-правовые нормы классифицируются на определённые виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет их классификация по определенным основаниям.

Презентация на тему: Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

1

Первый слайд презентации: Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения

Изображение слайда

2

Слайд 2: КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
по юридической силе
по содержанию
по целевому назначению
по объему регулирования
по территории действия
по предмету регулирования
по методу воздействия на
поведение субъектов
по предмету действия
(кругу лиц)
по форме предписания
по сроку действия
по уровню обобщенности
диспозиции

Изображение слайда

3

Слайд 3: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ

Виды административно-правовых норм
Законодательные
акты
Подзаконные
нормы
Отраслевые
(ведомственные)
нормы
Локальные
нормы

Изображение слайда

4

Слайд 4: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Виды административно-правовых норм
Регулятивные нормы
Охранительные нормы

Изображение слайда

5

Слайд 5: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ПРЕДМЕТУ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Виды административно-правовых норм
материальные нормы
процессуальные нормы

Изображение слайда

6

Слайд 6: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО МЕТОДУ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Виды административно-правовых норм
Обязывающие
нормы
Поощрительные
нормы
Запрещающие
нормы
Уполномочивающие
нормы

Изображение слайда

7

Слайд 7: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ФОРМЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Виды административно-правовых норм
Императивные (категорические)
рекомендательные

Изображение слайда

8

Слайд 8: КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО СОДЕРЖАНИЮ

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан
Нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов
Нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов МСУ, которые
осуществляют исполнительно-распорядительные функции (местной администрации)
и административно-правовой статус муниципальных служащих
Нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной
власти и административно-правовой статус государственных служащих
Нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных
и муниципальных предприятий и учреждений
Рассмотрение дел об
административных правонарушениях
Рассмотрение жалоб на неправомерные
действия и решения государственных
органов, органов МСУ, должностных лиц
Нормы, регламентирующие организацию и деятельность общественных объединений
Требования к Уставу
общественного объединения
Нормы, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности
негосударственных (частных) структур
Вопросы создания и ликвидации
общественных объединений
Отдельные вопросы деятельности
общественных объединений

Изображение слайда

9

Слайд 9: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ПРЕДЕЛУ ДЕЙСТВИЯ (КРУГУ ЛИЦ)

Виды административно-правовых норм
Общеобязательные нормы
Внутриаппаратные нормы

Читайте также:  Можно ли продлить декретный отпуск? — Оперсонале

Изображение слайда

10

Слайд 10: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ТЕРРИТОРИИ ДЕЙСТВИЯ

Виды административно-правовых норм
Общероссийские
нормы
Нормы субъектов
Федерации
Местные
нормы
Межтерриториальные
нормы

Изображение слайда

11

Слайд 11: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ОБЪЕМУ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Виды административно-правовых норм
Общие
Межотраслевые
Отраслевые
(ведомственные)
Локальные

Изображение слайда

12

Слайд 12: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО СРОКУ ДЕЙСТВИЯ

Виды административно-правовых норм
Срочные нормы
Постоянные (бессрочные)
нормы
Чрезвычайные
нормы

Изображение слайда

13

Слайд 13: КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО УРОВНЮ ОБОБЩЕННОСТИ ДИСПОЗИЦИИ

Виды административно-правовых норм
Общие нормы
Специальные нормы

Изображение слайда

14

Слайд 14: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Нормативные акты
Российской Федерации
Нормативные акты республик
в составе Российской
Федерации
Нормативные акты
других субъектов Федерации
Нормативные акты органов
местного самоуправления
Нормативные акты органов
бывшего СССР,
продолжающие действовать
в России
Международные акты
Административно-правовые
договоры
Нормативные акты
организаций

Изображение слайда

15

Слайд 15: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Нормативные акты Российской Федерации
Федеральные
конституционные
законы
Федеральные
законы
Указы Президента
Российской
Федерации
Нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти
Постановления
Государственной Думы
и постановления
Совета Федерации
Постановления
Правительства РФ
Конституция
Российской Федерации

Изображение слайда

16

Слайд 16: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Нормативные акты республик в составе Российской Федерации
Конституции республик
в составе Российской
Федерации
Законы республик в составе
Российской Федерации
Указы президентов республик
в составе Российской
Федерации
Нормативные акты органов
исполнительной власти в составе
Российской Федерации
Нормативные акты органов
законодательной власти в составе
Российской Федерации
Постановления правительств
республик в составе
Российской Федерации

Изображение слайда

17

Слайд 17: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Нормативные акты других субъектов Федерации
Уставы субъектов
Федерации
Законы субъектов
Федерации
Постановления
правительств и
администраций
субъектов Федерации
Нормативные акты
органов
законодательной власти
субъектов Федерации
Нормативные акты
органов
исполнительной власти
субъектов Федерации

Изображение слайда

18

Слайд 18: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Нормативные акты органов местного самоуправления
Уставы
муниципальных
образований
Нормативные
акты глав
муниципальных
образований
Нормативные
акты органов
местного
самоуправления,
выполняющих
исполнительно-
распорядительные
функции (местной
администрации)
Нормативные
акты
представительных
органов
местного
самоуправления

Изображение слайда

19

Слайд 19: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Нормативные акты организации
Административно-правовые
договоры
Нормативные акты
руководителей
организаций
Нормативные акты
коллективных органов
управления организаций
Уставы муниципальных
образований
Нормативные акты глав
муниципальных
образований
Нормативные акты органов
местного самоуправления,
выполняющих
исполнительно-
распорядительные функции
(местной администрации)

Изображение слайда

20

Слайд 20: ВРЕМЯ ВСТУПДЕНИЯ В СИЛУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ АКТАХ

Нормы, содержащиеся
в федеральных
законодательных актах
Нормы,
содержащиеся в
актах Президента
РФ
Нормы,
содержащиеся в постановлениях
Правительства РФ
НОРМЫ ВСТУПАЮТ В СИЛУ
если срок
вступления
установлен
если срок
вступления
не установлен
через 10 дней
после
официального
опубликования
со дня
установленного
срока
если срок
вступления
установлен
если срок
вступления
не установлен
со дня
установленного
срока
через 7 дней
после
официального
опубликования
Постановления,
затрагивающие
права,
свободы и
обязанности
человека
и гражданина
Другие
постановления
Правительства
РФ
если
постановлением
предусмотрен
особый порядок
вступления
если
постановлением
не предусмотрен
особый порядок
вступления
со дня
предусмотренного
срока
со дня
подписания
не ранее дня
официального
опубликования

Изображение слайда

21

Слайд 21: ВРЕМЯ ВСТУПДЕНИЯ В СИЛУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ АКТАХ

НОРМЫ ВСТУПАЮТ В СИЛУ
Нормы, содержащиеся в актах федеральных органов исполнительной власти
Акты, проходящие государственную
регистрацию в Минюсте России
Иные акты
затрагивающие
права, свободы и
обязанности
человека и
гражданина
устанавливающие
правовой статус
организаций
Имеющие
межведомственный
характер
если срок
вступления
установлен
если срок
вступления
не установлен
со дня
установленного
срока
через 10 дней после
официального
опубликования
если срок не
установлен
если срок
установлен
со дня
установленного
срока
немедленно
после
подписания

Изображение слайда

22

Слайд 22: РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

ВИДЫ (ФОРМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Исполнение
Совершение субъектами
действий,
предписанных
нормой
Использование
Совершение
предусмотренных
правилом действий по
реализации
субъективных прав
Издание
индивидуального
юридического акта по
конкретному делу
воздержание от
совершения действий,
запрещенных нормой
Применение
Соблюдение

Изображение слайда

23

Слайд 23: ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

НОРМЫ ПРЕКРАЩАЮТ ДЕЙСТВИЕ
С окончанием срока, на который
принимались
С принятием любой нормы,
отменяющей действующую норму
Срочные нормы
Постоянные (бессрочные) нормы
Прямая отмена
Косвенная отмена
в новой форме прямо
указывается, что
действующая
отменяется
Автоматическая (без
указания этого) отмена
действующей нормы,
если она противоречит
вновь принятой норме

Изображение слайда

24

Последний слайд презентации: Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения: СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
ОТНОШЕНИЯ
Субъекты
Содержание
правового
отношения
Юридические
факты
Объекты
участники
правового
отношения
по поводу чего
возникло
правовое
отношение
Обстоятельства, при
которых возникает
правовое отношение
материальная
сторона
поведение
субъектов
Юридическая
сторона
субъективные
юридические
права и
обязанности
Правомерные
действия
Неправомерные
действия
События

Изображение слайда

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

Определение 1

Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Пример 1

Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами.

Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание.

Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих.

Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права.

Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения.

Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности.

И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Виды административно-правовых отношений

  • Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
  • Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
  • На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.
Читайте также:  Возможен ли отпуск при сокращении? — Оперсонале

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Определение 2

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Субъекты административно-правовых отношений

Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.

Замечание 1

В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правовых отношений

В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:

  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;

Замечание 2

Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Юридические факты

В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.

Определение 3

Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.

Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью.

В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта.

Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Тема 2. Нормы и источники административного права. Система административного законодательства. Административно-правовые отношения

Механизм административно-правового регулирования, включающий административно-правовые нормы, административно-правовые отношения и защиту административно-правовых отношений. Понятие и признаки административно-правовых норм. Императивный, организующий характер норм административного права. Виды норм административного права. Особенности структуры норм административного права.

Основания и виды систематизации норм административного права. Источники административного права и их систематизация. Классификация источников административного права. Виды систематизации источников административного права.

Административно-правовые отношения: понятие, виды, структура. Особенности административных правоотношений. Способы защиты административных правоотношений.

Тема 3. Административно-правовой статус человека

И гражданина как субъекта административного права

Понятие и структура административно-правового статуса гражданина. Административная правосубъектность гражданина: понятие и структура. Административная правоспособность гражданина.

Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления. Административная дееспособность гражданина.

Административная деликтоспособность гражданина.

Особенности и виды административно-правового статуса гражданина. Общий, особенный и специальный статусы гражданина. Обеспечение административно-правовыми нормами прав, свобод и законных интересов граждан и механизма их реализации.

Административно-правовое регулирование порядка рассмотрения обращений граждан. Понятие и виды обращений граждан. Жалоба как вид обращения граждан: понятие и виды. Право общей жалобы. Право специальной жалобы. Административное и судебное обжалование действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Порядок реализации общей административной жалобы.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Административная правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенности правового положения иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Тема 4. Административно-правовой статус

Объединений граждан как субъектов административного права

Право граждан на объединение. Понятие общественного объединения. Виды общественных объединений по организационно-правовой форме и территориальному масштабу деятельности. Особенности административно-правового статуса политической партии как субъекта административного права.

Особенности административно-правового статуса профессионального союза как субъекта административного права. Административно-процессуальный порядок создания, регистрации, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимодействии с государством.

Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан.

Понятие и виды религиозных объединений. Основы их административного статуса. Административно-процессуальный порядок создания, регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений.

Реализация административно-правового статуса религиозных объединений граждан во взаимодействии с государством.

Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью религиозных объединений.

Тема 5. Административно-правовой статус предприятий

И учреждений как субъектов административного права

Понятие и виды предприятий. Основы организационно-правового положения предприятий по действующему законодательству. Понятие и виды учреждений. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками.

Тема 6. Правовой статус Президента Российской Федерации

И его Администрации в системе исполнительной власти

Президентура как специфический орган государственной власти. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Правовой статус и структура Администрации Президента Российской Федерации.

Основные функции структурных подразделений и должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Координационные и контрольные полномочия полномочных представителей главы государства в федеральных округах.

Ссылка на основную публикацию