Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда

В
соответствии со ст. 2 ФЗ «Об
оперативно‑розыскной деятельности»
к задачам ОРД относится осуществление
розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, лиц,
уклоняющихся от уголовного наказания,
а также розыска без вести пропавших.
Так, розыскная деятельность является
составляющей частью ОРД.

Данные
мероприятия представляют собой систему
организационных, процессуальных,
оперативно‑розыскных и иных специальных
мероприятий, при комплексном проведении
которых велика возможность быстрого
обнаружения ро‑зыскиваемых,
установления негативных факторов,
наличие которых позволяет им достаточно
длительно проживать на нелегальном
положении, а также способствует
укрывательству преступников. Специфика
данной задачи ОРД заключается и в том,
что розыскная работа должна иметь
структурно‑организационное обеспечение
практически на всех уровнях системы
уполномоченных органов, в частности
МВД РФ.

Розыск
лиц, скрывающихся от органов дознания,
суда и следствия, уклоняющихся от
уголовного наказания, производится по
уже известным фактам в случае, когда не
обнаружено лицо, совершившее преступление.
Согласно п.

38 ст 5 УПК РФ розыскные меры
– это меры, принимаемые дознавателем,
следователем, а также органом дознания
по поручению дознавателя или следователя
для установления лица, подозреваемого
в совершении преступления.

  • В
    зависимости от процессуального положения
    розыскиваемого лица, скрывающегося от
    правоохранительных органов, поисковые
    мероприятия делятся на:
  • 1) розыск
    подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК
    РФ);
  • 2) розыск
    подсудимого (ст. 253 УПК РФ);
  • 3) розыск
    осужденного (условно, освободившегося
    условно‑досрочно).

4) розыск
потерпевшего, свидетеля совершения
преступления, когда без установления
жертвы, ее идентификации невозможно
установить факт и признаки преступления
или его отсутствие либо доказать
виновность или снять подозрение с лица,
подозреваемого в исчезновении (убийстве)
розыскиваемого. Согласно ст. 157 УПК РФ
розыск производится по поручению и
указанию следователя, при этом его
обязаны уведомлять о результатах
принимаемых им розыскных мер.
Уполномоченными органами в зависимости
от ситуации и опасности преступления
могут объявляться:

1) местный
розыск, т. е. розыск на территории
одного субъекта РФ;

2) всероссийский
розыск, т. е. розыск на территории
нескольких регионов или на всей территории
РФ;

3) международный
розыск, т. е. розыск с применением
возможностей Интерпола. Розыск без
вести пропавшего проводится без
возбуждения уголовного дела, на основании
волеизъявления заинтересованных лиц
либо администраций учреждений опеки
граждан.

10 Возбуждение уголовного дела как основание оперативно‑розыскных мероприятий

В
соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «Об
оперативно‑розыскной деятельности»
наличие возбужденного уголовного дела
является основанием для ОРД.

Возбуждение
уголовного дела является наиболее общим
основанием для проведения ОРМ. При этом
неважно, кем (органом дознания или
следователем) возбуждено дело и в чьем
производстве оно находится. Возбуждение
уголовного дела представляет собой
начальную стадию уголовного
судопроизводства.

Сам
же факт возбуждения уголовного дела
доказывает установление достаточных
данных для его возбуждения (совокупности
повода и основания, свидетельствующих
о совершении или подготовке преступления)
и соответственно начала предварительного
расследования. Процессуально это
отражается в постановлении о возбуждении
уголовного дела. В противном случае
принимается решение об отказе в его
возбуждении. Основания отказа в
возбуждении уголовного дела установлены
ст. 24 УПК РФ.

Факт
отказа в возбуждении уголовного дела
не исключает других оснований для
проведения ОРМ. Отказ в возбуждении
уголовного дела является лишь
процессуальным решением по конкретному
случаю.

Оперативно‑розыскные
мероприятия по возбужденным уголовным
делам могут проводиться по поручению
следователя, в производстве которого
находится данное дело, либо без такого
поручения.

Если
уголовное дело возбуждено по факту
неочевидного преступления, то в
соответствии с требованиями УПК РФ
оперативный аппарат обязан принять
необходимые оперативно‑розыскные
меры для установления преступника.

Это
обусловлено тем, что оперативный аппарат
является одновременно и органом дознания.
При этом если нет поручения следователя,
в производстве которого находится
нераскрытое дело, то это не должно
сковывать инициативы и активности
оперативных работников.

О результатах
проводимых ОРМ по возбужденному
уголовному делу оперативные аппараты
должны ставить следователя в известность.

Таким образом, ОРО обязаны принимать
все исчерпывающие меры, направленные
на обнаружение преступлений и лиц, их
совершивших, быстрое и полное раскрытие
преступлений, изобличение виновных,
установление события преступления и
иных обстоятельств, подлежащих доказыванию
по уголовному делу.

Установление
факта совершения конкретным лицом
умышленного преступления является
достаточным основанием для подозрения
его в причастности к другим преступлениям.

Это позволяет проводить ОРМ с целью
получения необходимой проверочной
информации.

Возложенная на оперативный
аппарат органов внутренних дел задача
раскрывать преступления не снимается
с них после установления лица, совершившего
преступление.

Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда

Произошедший за последние 4 года двукратный рост регистрируемой преступности в результате наведения порядка в учете преступлений, а также комплекс мер по повышению эффективности работы аппаратов следствия и дознания повлекли и увеличение числа объявленных в розыск преступников.

Обращает на себя внимание тот факт, что из года в год процент неразысканных лиц остается приблизительно на одном уровне (20 — 25%). Просчеты в организации розыска со стороны сотрудников правоохранительных органов и недостатки прокурорского надзора на этом направлении, безусловно, влияют на конечный результат.

В то же время анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что главная причина сложившегося положения — ограниченность средств, предоставленных законодателем органам, осуществляющим розыск скрывшихся преступников.

— отсутствие документов, подтверждающих, что следователем (дознавателем) принимались меры к установлению местонахождения подозреваемого (обвиняемого) и доставлению его для производства следственных действий (корешки повесток, постановление о приводе, рапорты сотрудников органа внутренних дел, которые исполняли принудительный привод, и т. п.);Клюев С., заместитель начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики.

Розыск лиц, скрывшихся от дознания следствия и суда, как мера по устранению причин, послуживших основанием для приостановления предварительного следствия Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В статье рассматривается значение института розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда для расследования и раскрытия преступлений, анализируются нормы УПК РФ, научная литература, касаемая розыска и проблем, связанных с данным институтом.

Бондарева М. В. Тактика розыска скрывшегося обвиняемого: дис. канд. юрид. наук. -Омск, 2002 — 24 с.

Семцов В. А. Концептуальные основы системы следственных действий в досудебном производстве: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2006. — 27 с. В. Боголюбская, Р. С. Белкин, А. А. Закатов и др.

Однако в основном эти научные труды написаны в то время, когда качественно иными были преступность и условия борьбы с ней, а в теоретическом аспекте проблемы розыска, по мнению Б. Сроки дознания и предварительного следствия порядок их проведения? А.

Большакова, сводились к дискуссиям о его понятии, которое предлагалось закрепить в УПК РСФСР, о полномочиях следователя и его взаимодействии с органами дознания [2, с. 105-106].

В статье рассматривается значение института розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда для расследования и раскрытия преступлений, анализируются нормы УПК РФ, научная литература, касаемая розыска и проблем, связанных с данным институтом.

9 Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания

В зависимости от процессуального положения розыскиваемого лица, скрывающегося от правоохранительных органов, поисковые мероприятия делятся на:

Факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает других оснований для проведения ОРМ. Отказ в возбуждении уголовного дела является лишь процессуальным решением по конкретному случаю.

Оперативно‑розыскные мероприятия по возбужденным уголовным делам могут проводиться по поручению следователя, в производстве которого находится данное дело, либо без такого поручения.3) международный розыск, т. е. розыск с применением возможностей Интерпола.

Розыск без вести пропавшего проводится без возбуждения уголовного дела, на основании волеизъявления заинтересованных лиц либо администраций учреждений опеки граждан. В соответствии со ст.

2 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности к задачам ОРД относится осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

Во всех перечисленных операциях при оценке результатов учитывается количество разысканных лиц.

Оперативно-розыскная деятельность

Если первоначальные мероприятия не дачи должного результата, не позднее 10 суток с момента поступления постановления о розыске обвиняемого, кроме случаев, не терпящих отлагательства, сотрудником розыскного подразделения принимается решение о заведении РД.

Задачами оперативно-профилактической операции «Розыск являются: активизация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, лиц, без вести пропавших, установление личности по неопознанным трупам, личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

В случаях побега арестованных и осужденных первоначальные розыскные мероприятия осуществляются подразделениями учреждений исполнения наказания ФСИН.

Розыскные подразделения ОВД оказывают им содействие по заранее разработанным совместным планам и руководствуются документами, представленными для наибольшей эффективности розыскной работы.

  • меняют место жительства;
  • выезжают за пределы России;
  • подделывают документы, удостоверяющие личность;
  • изменяют внешность (меняют прическу, отращивают бороду, усы, используют грим и др.);
  • совершают в другом регионе менее тяжкое преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать розыска;
  • укрываются у родственников, знакомых, в специально оборудованных тайниках и др.
Читайте также:  Можно ли уйти в декрет с декретного места

В практике розыскной работы нередко возникают ситуации, когда ощущается дефицит информации, позволяющей установить личность и местонахождение лица, совершившего убийство, кражу, грабеж, разбой, дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях для получения исходной информации о лице используются публикация или объявление специального информационного сообщения в СМИ.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя.

Розыск лиц скрывающихся от суда

Обычно он поручается органам дознания. По делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, розыском скрывшихся обвиняемых, подсудимых и осужденных занимаются специально выделенные оперативные работники аппарата уголовного розыска.

Это же слово означало и установление правды при расследовании обстоятельств совершенного преступления или доказывание вины, которое осуществлялось путем получения собственного признания обвиняемого под пыткой, заслушивания свидетельских показаний, проведения очных ставок и других методов. Под розыском, кроме того, подразумевались действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию известных преступников.

Для этого он производит действия, направленные на истребование следующих докумен­тов: сведения из Бюро регистрации несчастных случаев, созданных в УВД крупных российских городов; сведения из военкомата; сведения из лечеб­ных учреждений (психиатрических, наркологических и т. д.

); сведения из органа службы занятости населения; сведения из ГИАЦ МВД России о воз­можном содержании разыскиваемого в местах лишения свободы (СИЗО, УИН ) Согласно п. 38 ст 5 УПК РФ розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

В отношении каждого такого лица вы носится постановление об объявлении розыска. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознание по уголовным делам производится по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. В основном к ним относятся преступления небольшой тяжести.

При возбуждении уголовного дела и в ходе дальнейшего его расследования дознавателем принимается решение об избирании меры процессуального принуждения – обязательство о явке.

В редких случаях избираются меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей. Как правило, это подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Из всего перечня ОРМ следует выделить те виды, которые непосредственно затрагивают конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, тайну телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений, получение компьютерной информации.

Проведение ОРМ этих видов требует судебного разрешения. ОРМ, ограничивающие в целях розыска и идентификации лиц конституционные права граждан, могут проводиться только в рамках дел оперативного учета (далее – ДОУ) при наличии оснований, предусмотренных ФЗ Об ОРД.

Розыскные ориентировки направляются именно в те ОВД, на территории обслуживания которых вероятно появление скрывшегося лица, но не известны конкретные связи и адреса.

Содержание ориентировок доводится до сведения всех сотрудников данного органа, и впоследствии они могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации.

Одновременно с заведением розыскного дела заполняются розыскные карточки и сторожевой листок, которые затем направляются в региональный информационный центр и помещаются в соответствующие картотеки.

О розыске скрывшегося лица сотрудник органа дознания информирует территориальный ОВД по месту получения им паспорта и орган ЗАГС по месту рождения разыскиваемого. Это нужно для приобщения к имеющимся материалам сторожевого листка на случай обращения данного лица с просьбой о повторной выдаче ему документов.

Во-первых, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Во-вторых, в случае признания подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, а также если он не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела. И в-третьих, при отсутствии предусмотренных статьей 226.

2 указанного Кодекса обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме.- окончание дознания обвинительным постановлением (ст. 226 7 УПК РФ); Основные средства и методы добывания информации.

Предупреждение, выявление и пресечение преступлений с помощью специальных сил и средств. Понятие, задачи, принципы и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и органов, ее осуществляющих. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Взаимодействие с органами предварительного следствия и органами дознания по раскрытию и расследованию преступлений.

Принципы использования результатов оперативно-розыскной деятельности. В отношении каждого такого лица вы носится постановление об объявлении розыска. Обычно он поручается органам дознания.

По делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, розыском скрывшихся обвиняемых, подсудимых и осужденных занимаются специально выделенные оперативные работники аппарата уголовного розыска.

Отличие дознания от следствия и оперативно розыскной деятельностью? Подразделение, которому поручен розыск, заводит на каждого разыскиваемого дело. Если местный розыск не дал результата, объявляется федеральный розыск.

Преступники, сбежавшие на предварительном следствии из-под стражи и сознающие, что им грозит дополнительное наказание за побег, предпочитают переехать в другую местность, где можно проживать легально.

Те же, кто совершил побег, будучи осужденными, как правило, переходят на нелегальное положение, часто меняют фамилию, внешность и род занятий. Некоторые ухитряются по поддельным документам перебраться за рубеж.

5) постановление о приостановлении расследования (в случае, если предварительное расследование приостановлено); Подозреваемый (обвиняемый) уклоняется.

Он проживает по месту жительства, однако по вызовам следователя не является; Если следователю в ходе производства вышеназванных следственных действий установить местонахождение обвиняемого не удалось, необходимо вынести постановление об объявлении его розыска (ст.

210 УПК), в котором указываются мотивы принятия такого решения, следственные действия, направленные на установление места пребывания обвиняемого, когда и какая мера пресечения ему избрана.5) обеспечена ли сохранность документов и вещественных доказательств по делу.

опросить членов его семьи и соседей о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого,

Приостанавливать производство предварительного расследования по вышеуказанному основанию, из-за неустановления местопребывания обвиняемого, следует и тогда, когда следователь не может точно установить, что обвиняемый скрывается от следствия и суда, т. е.

не может собрать доказательства умышленных действий обвиняемого, направленных на то, чтобы избежать предусмотренной законом ответственности.

Оба случая фактически являются разновидностью одного основания для приостановления дела, но каждый из них имеет самостоятельное значение.

По этому основанию предварительное следствие может быть приостановлено как в том случае, когда обвинение было уже предъявлено, так и в том, когда лицо скрылось еще до вынесения постановления о привлечении этого лица в качестве обвиняемого. Основание, предусмотренное п. 2 ст.

208 УПК РФ предусматривает два варианта действий обвиняемого исходя из его умысла: Приостановление предварительного следствия связано с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст. 208 УПК РФ).

«Приостановление предварительного следствия — это временный перерыв в производстве следственных и иных процессуальных действий, обуслов-ленный невозможностью их проведения в отсутствие обвиняемого Репкин Л. М.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю.

Шумилова. — М.: ИНФРА-М., 2006. — С. 514..

Не всякое дело удается рассмотреть в одном непрерывном процессе. Нередко возникает необходимость временной остановки его вследствие перерыва судебного заседания, отложения разбирательства дела или приостановления производства по нему.

Возможности получения следователем фактических данных по приостановленному уголовному делу регламентируется ст. 209, ч. 2 УПК. Приостановив предварительное следствие, следователь осуществляет розыск, используя помощь общественности.

Производство предварительного расследования заканчивается с соблюдением различных процессуальных форм.

Чаще всего составляется обвинительное заключение следователем или лицом, производившим дознание.

Читайте другие статьи на сайте:

Оперативно-розыскная деятельность

  • Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из изолятора временного содержания, из-под конвоя полиции, из исправительных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, а также уклоняющиеся от исправительных работ.
  • Первоначальная информация о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и совершивших побег, поступает в ОВД, и оперативно-розыскные факты регистрируются дежурными частями городских и районных ОВД по месту их поступления.
  • Регистрации подлежат:
  1. постановление органа дознания, следователя, прокурора, определение суда об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;
  2. копия приговора в отношении осужденного к исправительным работам, отбыванию наказания в колонии-поселении и определение суда о замене неотбытого срока исправительных работ и отбывания в колонии-поселении лишением свободы;
  3. определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение органов уголовно- исполнительной системы о его побеге.
Читайте также:  Законопроект о правилах оформления ценников в 2020 году

Для эффективного осуществления первоначальных поисковых мероприятий сотрудники розыскных подразделений должны располагать как можно большим объемом информации о разыскиваемом лице, его связях, наклонностях, об особенностях психики, поведения, о приемах маскировки и т.п. Еще в первых нормативных актах НКВД РСФСР относительно розыскной работы указывалось: «Розыск не может иметь место, если нет всех требуемых данных о личности разыскиваемого».

В розыске скрывшихся от следствия обвиняемых, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы (подписка о невыезде, личное поручительство, залог и др.), активное участие принимают дознаватели и следователи, в производстве которых находится уголовное дело.

До начала розыскных действий следователь оформляет: 1) постановление об объявлении в розыск; 2) копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и избрании меры пресечения; 3) справки о личности разыскиваемого.

Указанные документы передаются в розыскное подразделение и являются основанием для проведения первоначальных поисковых мероприятий скрывшихся лиц.

В целях уклонении от розыска обвиняемые:

  • меняют место жительства;
  • выезжают за пределы России;
  • подделывают документы, удостоверяющие личность;
  • изменяют внешность (меняют прическу, отращивают бороду, усы, используют грим и др.);
  • совершают в другом регионе менее тяжкое преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать розыска;
  • укрываются у родственников, знакомых, в специально оборудованных тайниках и др.

Первоначальные розыскные мероприятия направлены на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц.

С этой целью организуются преследование бежавших по горячим следам, проведение поисковых мероприятий на местности, выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых, ориентирование личного состава других подразделений ОВД на розыск лица по приметам, использование в процессе розыска возможностей печати, радио, телевидения.

В целях информирования населения у зданий ОВД в доступных местах оборудуются стенды «Их разыскивает полиция», используются телепередачи «Петровка, 38», «Криминал», «Дежурная часть» и др.

Периодические издания также имеют криминальные разделы, рубрики («Уголовная хроника», «Обзор происшествий», «Внимание, розыск», «Следователь просит помочь» и др.), где помещаются информация о разыскиваемом лице и его фотографии.

Публикации и телевизионные сообщения сопровождаются контактными телефонами дежурной части, сотрудников следственно-оперативной группы.

В практике розыскной работы нередко возникают ситуации, когда ощущается дефицит информации, позволяющей установить личность и местонахождение лица, совершившего убийство, кражу, грабеж, разбой, дорожно-транспортное происшествие. В этих случаях для получения исходной информации о лице используются публикация или объявление специального информационного сообщения в СМИ.

Если первоначальные мероприятия не дачи должного результата, не позднее 10 суток с момента поступления постановления о розыске обвиняемого, кроме случаев, не терпящих отлагательства, сотрудником розыскного подразделения принимается решение о заведении РД.

В случае побега общественно опасных преступников, совершивших умышленные убийства, разбойные нападения, террористические акты, вооруженных огнестрельным оружием, особо опасных рецидивистов, руководитель ОВД может вводить в действие специальный план по розыску «Сирена».

Данный план позволяет скоординировать действия различных подразделений по расстановке личного состава, выставлению постов и засад. Им определяются функциональные обязанности участников операции, система экстренной связи, численность и состав поисковых групп и групп захвата и др.

План позволяет надежно блокировать определенную территорию, контролировать транспортные коммуникации (станции, вокзалы, аэропорты), проводить проверки в целях установления разыскиваемых лиц по ориентировке.

В необходимых случаях план может вводиться не территории нескольких административных образований или территорий субъекта РФ.

Около 70% преступников после совершения побега из-под стражи или из исправительного учреждения переходят на нелегальное положение, восстанавливают преступные связи с сообщниками, лицами, находящимися на свободе, и продолжают свою преступную деятельность. При этом они могут использовать поддельные документы, подвергаться хирургическим операциям по изменению внешности.

Организация розыскной деятельности скрывшихся преступников включает в себя комплекс поисковых, информационных и иных мероприятий, проводимых субъектами розыскной работы и направленных на обнаружение и физическое задержание преступника.

К основным мероприятиям по розыску преступников относятся:

  • проведение опроса родственников, соседей, сослуживцев, знакомых в целях установления места нахождения, связей, маршрутов движения разыскиваемого лица;
  • получение фотографий, видеосюжетов, образцов почерка, группы крови разыскиваемого;
  • направление розыскных ориентировок на территории других ОВД, где может появиться разыскиваемый;
  • проверка возможности нахождения разыскиваемого лица среди задержанных и арестованных;
  • информирование других подразделений ОВД (патрульно-постовых нарядов, ГИБДД, паспортно-визовой службы) о приметах разыскиваемого;
  • информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения, военкоматов, ЖЭУ, финансово-кредитных структур, куда разыскиваемый может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о снятии с воинского учета, продаже квартиры, снятии денежных средств;
  • истребование в информационном центре дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук и иной идентификационной информацией;
  • обращение через СМИ с просьбой о помощи в обнаружении разыскиваемого лица;
  • в необходимых случаях наложение ареста следователем на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, и др.

В процессе выполнения основных мероприятий может быть получена дополнительная ориентирующая информация о разыскиваемом лице, на основе которой выдвигаются версии и может формироваться план дополнительных мероприятий.

Наиболее эффективными и распространенными организационными формами розыска являются совместное планирование с привлекаемыми к розыскной работе подразделениями, взаимное направление розыскных заданий, ориентировок, систематическое совместное проведение ОРМ (рейдов, комплексных операций).

Поскольку розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, — это комплексный процесс, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной степени проявляется при проведении комплексных операций. Наиболее распространенными комплексными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Розыск» и др. Во всех перечисленных операциях при оценке результатов учитывается количество разысканных лиц.

Задачами оперативно-профилактической операции «Розыск» являются: активизация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, лиц, без вести пропавших, установление личности по неопознанным трупам, личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

Для розыска лиц, которые обвиняются в совершении преступлений, вызывающих широкий общественный резонанс, операция «Розыск» может проводиться на межгосударственном масштабе.

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания.

К ним относятся арестованные, находящиеся в СИЗО, и осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег.

При этом побег из мест лишения свободы и уклонение от отбывания лишения свободы являются самостоятельными составами преступлений, за которые предусмотрена ответственность по ст. 313, 314 УК РФ.

В случаях побега арестованных и осужденных первоначальные розыскные мероприятия осуществляются подразделениями учреждений исполнения наказания ФСИН. Розыскные подразделения ОВД оказывают им содействие по заранее разработанным совместным планам и руководствуются документами, представленными для наибольшей эффективности розыскной работы.

При совершении побега лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества (исправительные, обязательные работы), первоначальные мероприятия проводит инспекция, на учете в которой они состоят.

Если в течение 30 дней в результате данных мероприятий местонахождение лица не будет установлено, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных и исправительных работ более строгим видом наказания.

Розыск скрывшихся преступников

Розыск скрывшихся преступников – это самостоятельное направление оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Под розыском скрывшихся преступников понимается система организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение привлекаемых к уголовной ответственности лиц и принятие в отношении их предусмотренных законом мер. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Основанием для начала розыска скрывшегося преступника являются постановление органа дознания, следователя, определение суда, постановление судьи об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого и материалы проверки по учетам бюро регистрации несчастных случаев, больниц, моргов, определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение администрации о его побеге. При этом должностным лицом, подготовившим постановление, должны быть представлены копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, процессуальный документ об избрании меры пресечения, справка со сведениями о разыскиваемом, фотография, справка о принятых мерах по розыску (отдельное поручение органу дознания, допросы, обыски и т.д.).

При поступлении вышеуказанных документов сотрудники уголовного розыска обязаны не позднее 10 суток, кроме случаев, не терпящих отлагательства, завести розыскное дело. Процедура заведения розыскного дела включает в себя вынесение постановления о заведении розыскного дела и составление плана оперативно-розыскных мероприятий.

Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документынаразыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок.

Читайте также:  Статья 28.7 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2021 год

Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УМВД субъекта Федерации, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро.

При заведении розыскного дела особое внимание должно уделяться плану мероприятий, являющемуся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы по розыскному делу должны быть сформулированы розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указаны необходимые общерозыскные мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии.

При организации розыска необходимо всесторонне учитывать условия, в которых он проводится, а также конкретные обстоятельства совершения преступления. Чтобы правильно организовать розыск конкретного лица, необходимо прежде всего знать особенности его личности и поведения.

Отсутствие достаточно полной информации о скрывшемся преступнике затрудняет выдвижение розыскных версий и проведение эффективных мероприятий по их проверке.

При выдвижении версии о местонахождении разыскиваемого лица помимо личности скрывшегося лица в обязательном порядке следует учитывать характер его взаимоотношений с близкими, круг связей, преступный опыт, авторитет в преступной среде и ряд других аспектов.

По скрывшимся преступникам могут быть выдвинуты следующие основные версии: разыскиваемый поддерживает контакты со своими близкими связями и прежде всего из числа родственников; будет предпринимать попытки легализоваться или уже легализовался, устроившись на работу; ведет аморальный образ жизни и находится в местах концентрации лиц антиобщественного поведения; задержан за ведение аморального, паразитического образа жизни и помещен в приемник-распределитель, кожно-венерологический диспансер, нар-кологическое отделение и т.п.; скрывается в регионе с благоприятными климатическими условиями; находится в местности, где он имеет возможность устроиться на сезонную работу без регистрации и предъявления документов, удостоверяющих личность; занимается совершением противоправных деяний характерным для него способом; гастролирует по стране с целью совершения преступлений; живет на преступно нажитое, разъезжая по стране, или находится по месту жительства своих близких связей; арестован или осужден за совершение других преступлений; легально либо нелегально выехал за пределы страны с целью совершения преступлений. Кроме того, нельзя исключать и версию, что разыскиваемый умер или погиб.

Следующим разделом плана являются общерозыскные мероприятия. Сюда, как правило, включаются типовые мероприятия, осуществляемые независимо от личности разыскиваемого. В свою очередь они могут быть разделены на первоначальные и последующие.

К первоначальным розыскным мероприятиям относятся: мероприятия по сбору оперативно значимой информации, информирование личного состава ОВД; информирование ОВД, на территории которых может находиться разыскиваемый; поиск по маршруту предполагаемого движения и в местах вероятного появления; опрос связей разыскиваемого о его местонахождении; получение фотографий, образцов почерка; проверка по учетам специальных приемников, приемников-распределителей, медицинских вытрезвителей, военкоматов, учреждений по использованию трудовых ресурсов, больниц, моргов, а также бюро регистрации несчастных случаев; информирование отдела кадров по месту последней работы разыскиваемого; оповещение населения через средства массовой информации, направление запросов в организации и учреждения для получения информации.

К последующим розыскным мероприятиям относятся такие, как направление ориентировок и заданий в ОВД, на территории которых проживают родственники или знакомые разыскиваемого; повторная проверка учреждений по использованию трудовых ресурсов, моргов, загсов, больниц, военкоматов; истребование копии дактилоскопической карты; проверка по учетам ИЦ МВД, УМВД ГУ МВД России; проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом об ОРД; проверка лиц в местах лесоразработок, геологоразведочных партий, сезонных и подрядных бригад в сельской местности.

Местный розыск начинается после проведения первоначальной проверки. Все мероприятия розыска осуществляются в рамках розыскных дел.

При организации местного розыска необходимо всесторонне учитывать региональные условия, в которых он проводится, а также конкретные обстоятельства совершения преступления.

Чтобы правильно организовать розыск конкретного лица, необходимо, прежде всего, знать особенности его личности и поведения. Отсутствие достаточно полной информации о скрывшемся преступнике затрудняет выдвижение розыскных версий и проведение эффективных мероприятий по их проверке.

Кроме того, необходимо учитывать, скрылся преступник непосредственно с места происшествия либо из дома в период проведения следственных действий.

Если преступники скрываются непосредственно после совершения преступления, то, как правило, не осуществляют подготовки к укрывательству от органов внутренних дел, а лица, скрывающиеся во время проведения следственных действий, нередко обеспечивают себя необходимыми документами, деньгами, одеждой, подыскивают места, куда они предполагают скрыться, и т.д.

При розыске преступников, скрывшихся с места преступления, особое значение имеют физические розыскные мероприятия, осуществляемые по «горячим следам». Крайне важная роль в организации таких мероприятий принадлежит дежурной части органа внутренних дел.

Прежде всего должно быть организовано преследование скрывшегося преступника поисковой группой. В то же время необходимо организовать осмотр места, откуда скрылся разыскиваемый. В ходе его проведения особое внимание следует обращать на выявление лиц, от которых можно получить сведения о разыскиваемом.

При наличии данных об использовании преступником транспортных средств, необходимо ввести в действие оперативный план «Перехват».

Наряду с изложенным, в местах возможного появления преступника, особенно у известных родственных и иных близких связей, исходя из имеющейся информации, должны быть выставлены засады. Важным условием правильной организации перечисленных мероприятий является своевременный обмен информацией всех задействованных в розыске сотрудников.

Первоначальные мероприятия по розыску лиц, скрывшихся в период проведения предварительного следствия, имеют несколько иную направленность.

Как правило, такие разыскиваемые стремятся использовать родственные и иные близкие связи. Их помощь может выражаться в предоставлении денежных средств, одежды, мест укрытия, приобретении документов и т.п.

Необходимо также определить места, которые наиболее часто посещал разыскиваемый и где вероятно его появление.

В тех случаях, когда перечисленные мероприятия не дают результата, возникает необходимость проведения дополнительных мероприятий. Особое внимание при этом следует обращать на сбор информации о личности разыскиваемого, выявление его намерений.

В обязательном порядке необходимо навести справки о судимости.

Если разыскиваемый был ранее судим, целесообразно выяснить, где он отбывал наказание, и запросить из этих учреждений сведения о его связях в местах лишения свободы, где эти связи находятся сейчас; о поведении разыскиваемого в период отбывания наказания; с кем вел переписку.

В случае объявления в розыск преступника, ранее разыскивавшегося органами внутренних дел, целесообразно запросить из архива розыскное дело и изучить его для получения сведений о его связях, месте, где он был обнаружен и задержан, способах укрытия и т.д.

Когда меры местного розыска исчерпаны, а разыскиваемые лица не обнаружены, они объявляются в федеральный розыск.

Немедленному объявлению в федеральный розыск, с момента принятия процессуального решения о производстве розыска, подлежат лица, привлеченные к уголовной ответственности, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления; вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью; а также при наличии информации о выезде разыскиваемых обвиняемых, осужденных за пределы Российской Федерации, одновременно с международным розыском.

Решение об объявлении в федеральный розыск ранее установленных сроков может принять начальник органа внутренних дел, если есть достаточные основания полагать, что меры местного розыска исчерпаны.

Межгосударственный розыск аналогичен существующей системе федерального розыска и не подменяет собой международный розыск. Он объявляется, когда меры розыска внутри одного из государств – участников СНГ исчерпаны и имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны.

Органы внутренних дел России осуществляют международный розыск в случаях наличия информации: получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами страны; получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из страны с деловой или другой целью.

Международный розыск скрывшихся лиц в целях их выдачи для уголовного преследования или исполнения приговора объявляется на основании постановления следователя (дознавателя) и осуществляется только при избрании в отношении их меры пресечения в виде заключения под стражу. Международный розыск лиц на территории Российской Федерации осуществляется на основании официальных обращений компетентных органов зарубежных государств, поступивших в компетентные органы Российской Федерации в установленном порядке.

Ссылка на основную публикацию