Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Подписанная государствами ООН Конвенция о правах ребенка, определяет законные права и интересы маленьких граждан и закрепляет обязательства стран по их обеспечению через соответствующее законодательство, органы и процедуры.

С какого времени ребенок обладает правами?

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Текст документа регламентирует обязанность государства, в лице его служб и специальных органов, а также непосредственно родителей или лиц, на которых возложено осуществление функций опекуна, признавать и способствовать реализации отраженных в конвенции прав и интересов несовершеннолетнего, с момента его появления на свет и вплоть до того, как наступит совершеннолетие.

Период совершеннолетия, который зафиксирован в документе — 18 лет, но при этом делается поясняющая оговорка. Она закрепляет приоритет внутреннего законодательства страны гражданства несовершеннолетнего по этому вопросу — так согласно ему, момент приобретения полной право- и дееспособности может наступать в отдельных странах на несколько лет раньше или позже.

Дата принятия Международной Конвенции ООН о правах ребенка

Начиная с 1946 года, по линии различных органов ООН принималось множество документов, так или иначе затрагивавших вопросы защиты малолетних и охраны их интересов. Положения были отражены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека и, заключенных в 70-ти, конкретизирующих Пактах.

Условия гуманного обращения с детьми и защиты их от насилия в период ведения военных действий также закреплялись нормами гуманитарного права в Женевских конвенциях и соответствующих протоколах.

Весь массив положений был объединен в единый акт и принят двадцатого ноября 1989 года на Генеральной Ассамблее (рез. 4425). В силу Конвенция вступила через шесть месяцев — в сентябре 1990 года.

В каких странах ратифицирована?

Зарегистрировав конвенцию в секретариате ООН в 1989 году, первыми ее подписали 20 стран, которые разрабатывали проекта статей. На ее основе был создан специализированный орган ООН по правам ребенка.

За прошедшие десятилетия к конвенции присоединились практически все страны и ряд международных организаций — всего 196 участников. Соединенные Штаты Америки конвенцию не ратифицировали.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
  • +7 (499) 288-73-46;
    8 (800) 600-36-19
  • Это быстро и бесплатно!

Сколько статей содержит?

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Во второй раскрывается структура, полномочия международного механизма по мониторингу практики государств-участниц конвенции, относительно реализации взятых на себя обязательств.

Таким механизмом выступает созданный при ООН специализированный комитет по правам несовершеннолетних. В третьей части содержатся заключительные положения, регламентирующие различные процедурные и административные вопросы, связанные с конвенцией.

Какие принципы устанавливает Конвенция о правах ребенка?

К базовым тезисам, на которые опирается данный международный документ, относятся:

  1. равноправие. Все участники обязуются стремиться к предоставлению равных прав всем маленьким гражданам в пределах территорий их стран;
  2. приоритет интересов. Во всех ситуациях, касающихся несовершеннолетних, государственные органы должны, прежде всего, исходить из соблюдения их прав, реализации их интересов и безопасности;
  3. идентичность. Родившийся младенец автоматически становится вправе получить имя и подданство;
  4. признание за несовершеннолетним базовых прав человека и их обеспечение;
  5. участие в собственной судьбе. Во всех случаях, которые касаются ребенка, его интересов и личности, он имеет право выражать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание;
  6. забота о больных детях. Главная характеристика принципа: никакая дискриминационная практики не должна распространяться на детей-инвалидов, неполноценных физически или психически. Государству и обществу следует предусмотреть отдельные программы государственного обеспечения таких детей образованием и заботой;
  7. родительская опека. Государству следует позаботиться, чтобы во всех возможных обстоятельствах ребенок рос под защитой родителей, ближайших родственников или любящего его и заботящегося о нем лица. Детей нельзя разлучать с матерью, если только для этого не сложились обстоятельства особой исключительности. Общество и государство несут особую ответственность за малолетних, оставшихся без семейного попечительства;
  8. социальное и культурное обеспечение. Приоритет государства — образование, здоровье и социокультурное развития детей, которое способствует приспособлению к изменениям окружающего их мира и осознанию своей позиции. К таковым относится возможность получения образования: общедоступного хотя бы на начальном уровне, и высококачественной, современной медицины и т.д.;
  9. родительская ответственность. На родителей ложится наибольшая ответственность за обеспечение, воспитание, адаптацию в обществе и реализацию иных интересов несовершеннолетних;
  10. защита от жестокостей и эксплуатации. Государства-участники выступают гарантами прав ребенка и должны защищать его от недобросовестного, жестокого и незаконного обращения. Законодательство и правоприменительная практика призваны пресекать любые возможности насильственных действий и посягательств на честь и достоинство малолетних, трудовую эксплуатацию или торговлю ими.

Краткое содержание основных положений

По статьям Конвенции содержание распределяется следующим образом:

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

  1. в первой статье определяется кто такой ребенок;
  2. в 2-12-ой закреплены перечисленные выше принципы;
  3. в 13-31-ой указываются права и позитивные свободы, а именно свобода выражения мнения, вероисповедания и ассоциаций.
  1. Среди перечисленных статей выделяют две: 22 и 23, которые касаются обязанности общества и государства обеспечить особую заботу детям-беженцам и детям-инвалидам.
  2. Далее статьи 32-37 — в них классифицируются государственные гарантии, дающиеся детям: защита от принудительного и опасного труда, сексуального насилия, работорговли и экономической эксплуатации, похищения и пыток, а также недопущение употребления несовершеннолетними нелегальных наркотических веществ.
  3. Также частично 37 и 40-41 статьи регламентирует применения мер уголовного преследования и лишения свободы несовершеннолетних за совершенные правонарушения, а статья 39 гарантирует ребенку, перенесшему указанное обращение, необходимый восстановительный период повышенного внимания и ухода, для лечения, социальной и психологической адаптации.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Наконец, еще один раздел документа (представленный с 46 по 54 статьи) — это заключительные административно-технические положения.

Европейская Конвенция об осуществлении прав детей в кратком изложении

В 1996 году под эгидой Совета Европы была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей. После периода присоединений и обсуждения поправок она вошла в силу в июле 2000 года. Конвенция имеет своей целью предоставить несовершеннолетнему процессуальные права или обеспечить ему иные возможности участия в судебных делах, которые касаются его «прав и наилучших интересов».

Перед ратификацией или передачей ратификационных грамот, государство-участник, согласно тексту само называет не менее 3 категорий судебных дел, затрагивающих интересы ребенка и семьи, при решении которых судьи будут обязаны опираться на положения данной конвенции.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципыК рекомендуемым относятся 3 категории:

К 2018 году конвенцию ратифицировали 20 государств. Российская Федерация является участником договора с февраля 2001 года.

Защита прав несовершеннолетних в Конституционном суде России

Обеспечением соблюдения органами государственной власти положений международных договоров в Российской Федерации, согласно основному закону страны, занимается Конституционный Суд.

Относительно предоставления охраны прав несовершеннолетних на территории РФ, исходя из текстов Конвенции ООН, Конституции Российской Федерации, Семейного и Трудового Кодекса, и иных кодифицированных и специализированных законодательных актов, судом были сформулированы правовые позиции по нескольким актуальным сферам общественных отношений и институтам права:

  • алиментные взаимоотношения родителей до совершеннолетия их детей;
  • трудовые взаимоотношения между работодателем и сотрудником, воспитывающим несовершеннолетнего — включая сохранение места работы, компенсации и т.п.;
  • жилищно-коммунальные отношения и обеспечение детей достойным жильем;
  • личные имущественные и неимущественные права несовершеннолетних;
  • регулирование вопросов проживания (временного или постоянного) на территории России лиц, участвующих в воспитании проживающего там ребенка.

В целом отличий относительно дел с участием детей-заявителей или уполномоченных ими лиц, Конституционные суды регионов или Конституционный суд РФ не предусматривают. В отношении таких дел будет действовать общий порядок подачи обращения и процессуального рассмотрения, независимо от возраста граждан-участников.

Таким образом, признанная важность и значимость международной Конвенции по правам ребенка не подлежит сомнению. С этим согласны практически все участники, которые подписали и ратифицировали документ, а его положения являются универсальными правилами, которые лежат в основе современного «детского» законодательства большинства государств мира.

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/zashhita-prav/konventsiya.html

Основные положения конвенции ООН по правам ребенкам

Активным действиям по защите прав несовершеннолетних положила начало Декларация о правах ребенка, принятая в 1959 году. Основанием для её создания стало положение о том, что дети нуждаются в дополнительной заботе и защите, названное в числе прочих положений Всеобщей декларации о правах человека. Спустя три десятилетия состоялось подписание Конвенции ООН о правах ребенка.

Работа над проектом началась в 1979 году и продолжалась в течение десятилетия. Документ был завершен и принят Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, однако начал действовать только по завершению ратификации двадцатью странами, входящими в состав ООН. Таким образом, Конвенция о правах ребенка вступила в силу только 02.09.1990 года.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Цель международного документа

Основная цель Конвенции – а именно обеспечение максимальной защиты прав, свобод и интересов детей – неоднократно была названа в документах, предопределивших её создание. В числе таких документов можно назвать Женевскую декларацию прав ребенка, которая была принята в 1924 году; Декларацию о правах ребенка, Декларацию прав человека и прочие.

Кроме того, целью создания Конвенции как международного документа является признание его всеми странами, входящими в состав Организации объединенных наций. Для стран, подписавших Конвенцию, она имеет статус закона.

Структура Конвенции

Конвенция состоит из предваряющей части или преамбулы, которая перечисляет основания к созданию документа, и пятидесяти четырех статей, определяющих права, которые приобретают дети, обязанности государства по отношению к ним, процедуру реализации положений, принимаемых данной Конвенцией, а также регламентирует работу Комитета по правам ребенка.

Основные положения Конвенции

Конвенция разделена на три содержательно различные части. К первой относятся статьи с 1-й по 41-ю, в которых определяются положенные детям права, а также обязанности государства относительно них. Принципы, устанавливаемые в этой части документа, идейно продолжают и развивают принципы, ранее поднятые в Декларации.

Вторая часть содержит указания по организации работы Комитета, определяет его обязанности и полномочия и устанавливает, что государство обязано проводить политику по популяризации принципов, определяемых соглашением, среди населения.

Третья часть содержит положения о процедуре принятия и ратификации соглашения, а также процедуре внесения поправок в текст документа.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Часть 1

Положения первой части договора можно разделить на три значимые группы: права, которые гарантируются каждому человеку, не достигшему совершеннолетия, обязанности государства относительно детей, регулирование отношений детей и лиц, несущих за них ответственность. Исключение составляют пункты 1 и 41.

Читайте также:  Аттестация рабочих мест: сроки и порядок в 2019 году, условия и суть

Статья 1 устанавливает, что ребенком считается человек, не достигший возраста 18 лет, в том случае, если он не был признан совершеннолетним ранее.

Статья 41 утверждает, что национальные законы или иные положения международного права имеют приоритет перед Конвенцией в том случае, если обеспечивают лучшую защиту интересов детей.

К положениям, определяющим права детей, относятся статьи 6-10, 12-16, 20-21, 23-31, 37, 40.

Эти положения признают за несовершеннолетними следующие права: на жизнь, на получение индивидуального имени, получение гражданства по рождению или по крови, право на индивидуальность; возможность выступать в суде с разрешения родителей или представителей, право на свободу слова, на получение образования, на получение социальной и медицинской помощи. То есть большую часть привилегий, которыми наделяют несовершеннолетних, имеет любой гражданин.

Обязанности государства очерчивают статьи 2-4, 11, 17, 19, 32-36.

В число задач, возлагаемых на государство, входит обязательство действовать в интересах несовершеннолетнего, защищать его от эксплуатации в любых её формах, унижения, насилия; препятствовать похищению детей и вывозу их за пределы страны; обеспечивать возможность получения общего и профессионального образования и социальной помощи и так далее.

Что касается взаимодействия детей и родителей, опекунов или социальных служб, то в основе его лежит следующий принцип: интересы несовершеннолетнего члена семьи должны быть в приоритете.

Кроме того, родители обязаны нести равную ответственность за детей, а также имеют равные права относительно них, в том числе на общение и на возможность воссоединения семьи, если только это не несет опасности для несовершеннолетнего её члена.

Часть 2

Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета.

Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.

Часть 3

Статьи 46-54 утверждают возможность подписания документа любой страной, в том числе не входящей в состав ООН. Также оговаривается процесс внесения поправок в текст соглашения, процедура ратификации и возможность отказа от применения договора.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Право на образование

Доступность образования для несовершеннолетних определяется в статье 28. Согласно положениям статьи, возможность получения образования должен иметь каждый, а обязанность государства заключается в обеспечении равного доступа к образованию и возможности свободного получения необходимой информации.

Чтобы реализовать это, государство должно обеспечить доступность и обязательность начального и среднего образования, а также возможность получения высшего образования для всех в зависимости от проявляемых способностей.

Воспитание ребенка

Основные обязанности, связанные с воспитанием, обучением и развитием, государство передает родителям или законным представителям при посильной помощи государства, включая создание сети специализированных детских учреждений.

Принадлежность человека к определенной этнической или культурной группе должна учитываться в ходе его воспитания, которое должно быть ориентировано на развитие его талантов, способностей и качеств личности, а также на формирование уважения к правам человека и основным свободам, к национальным, политическим, культурным и историческим особенностям, и ценностям как своей страны, так и других государств.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Действие документа в России и дата вступления в законную силу

15 сентября 1990 года в СССР начала действовать Конвенция, получившая статус закона. Как правопреемник СССР, Россия признает это соглашение, сохраняет за ним статус закона и обязуется обеспечивать реализацию принципов и положений, определяемых договором.

  • Российская Федерация регулярно направляет Комитету обязательные доклады о процессе реализации положений, определенных Конвенцией.
  • Таким образом, Конвенция не утратила своего первоначального значения для общества, а, напротив, сохранила и увеличила его.
  • Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/konventsiya-oon-po-pravam-rebenka

Принципы, на которых построена Конвенция

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Принципы, на которых построена Конвенция, следующие:

  • Первый принцип – равные права всех детей. Страна, вступившая в Конвенцию, не должна допускать дискриминации прав, независимо от расы, национальности, религии и т.д.
  • Государство должно в первую очередь защищать интересы ребенка.
  • Третий принцип устанавливает права детей на жизнь, рост и развитие. Ни одно государство не имеет права осуждать детей пожизненно или на смертную казнь.
  • Мнение ребенка должно приниматься во внимание в любых ситуациях и действиях, касающихся его интересов.

Об основных гарантиях прав ребенка

Комитет по правам ребенка, который следит за соблюдением КПР, проводит расследования нарушений, контролирует исполнение распоряжений, располагается Женеве. Каждая страна, ставшая участницей Конвенции, должна один раз в 5 лет представить в Комитет доклад, в котором освещаются вопросы использования прав в данной стране, их нарушения, меры по исправлению положения для защиты прав детей.

В статьях 42-45 КПР установлены требования по представлению докладов странами, а так же о том, что:

  • участники Конвенции должны информировать население о правах детей;
  • утвердить состав Комитета по контролю над соблюдением и защитой детских прав;
  • предпринимать шаги по международному сотрудничеству в реализации КПР.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

В нашем законодательстве права ребенка охраняются Конституцией РФ, а так же Семейным кодексом и Федеральным законом, принятым Госдумой в июле 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с поправками, введенными в 2013 году ФЗ №58.

Федеральный закон устанавливает цели, которых придерживается государственная политика нашей страны, действующая в интересах подрастающего поколения (ст.1):

  • осуществлять права, укреплять защиту прав детей и их интересов, восстанавливать права, если они нарушены;
  • содействовать воспитанию у детей патриотизма, всестороннего развития, реализации его личности через традиции народа, достижения культуры и искусства;
  • защищать детей от негативных факторов, которые могут повлиять на их нормальное развитие.

В законе отмечено (ст.2), что защита детей, охрана их прав, воспитание и обучение являются главным направлением политики нашего государства, и строится на следующих принципах:

  • права детей должны обеспечиваться законом;
  • для того, чтобы дети могли полноценно развиваться, учиться, отдыхать, оздоравливаться, государство оказывают поддержку семьям, имеющим детей;
  • за нарушение прав или нанесение вреда ребенку, все виновные лица должны нести ответственность;
  • организации, созданные для защиты прав детей, пользуются поддержкой государства.

Закон РФ «Об образовании» (ст.5), гарантирует детям бесплатное образование в рамках среднего и профессионального. Высшее образование получить бесплатно могут дети, прошедшие конкурс.

Закон РФ об охране здоровья (ст.24)гарантирует детям бесплатное лечение, консультации, реабилитацию, оздоровление и другие услуги, связанные с сохранением или восстановлением здоровья.

Образование, лечение, досуг детей организуется лицами, отвечающими за данные направления, не ущемляя прав и интересов детей.

Конвенция о правах ребенка: основные положения и принципы

Они занимаются расследованием действий государства, судов, административных нарушений, в которых, так или иначе, участвуют дети.

Уполномоченный может вместе с родителями или опекунами ребенка принимать участие в разбирательствах в суде, как гражданских, так и уголовных, защищать интересы детей, критиковать и предавать огласке нарушения, препятствующие выполнению основных принципов и статей Конвенции.

Уполномоченный по правам ребенка в России при Президенте РФ контролирует деятельность таких же уполномоченных, назначенных работать в субъектах РФ. Они занимаются вопросами медицинского обеспечения детей России, следят за соблюдением законов в образовании и воспитании, физическом развитии, защите детской психики.

  • Уполномоченные посещают центры реабилитации детей, помогают работе благотворительных фондов, расследуют случаи массовых заболеваний, занимаются вопросами обучения детей, которые не могут посещать школу и многое другое.
  • Все данные о соблюдении и нарушении Конвенции и Российского законодательства в области детских прав поступают к уполномоченному при Президенте.
  • Конвенция о правах ребенка и ее принципы в докладе уполномоченного в Комитет ООН должны соблюдаться, в противном случае государства – участники КПР отказывают виновнику в помощи, что может ухудшить положение детей в стране.

Источник: https://tvoiyapravda.ru/for-deti/convencia/principy.html

Конвенция о правах ребенка: краткое содержание — Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята  20 ноября 1989 года.

 Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика.

Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание. Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии , семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Читайте также:  Фз 217 о садоводческих товариществах: основные положения и суть закона

 Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

 Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

 Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=N4BWNOTvP50

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор- мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

 Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

 Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

 Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

 Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

 Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

 Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

 Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Источник:

Конвенция о правах детей: определение, краткое содержание и характеристика

Главная > Государство и право > Краткое содержание Конвенции о Правах детей

Ребенок, как и любой человек, является личностью. Это значит, что он имеет свои права и обязанности, которые должны быть беспрекословно соблюдены. Именно о правах детей пойдет речь в этой статье. Конвенция о правах несовершеннолетних является основным документом, удостоверяющим эти права.

Источник: https://abmrsk.ru/nalogi-fizicheskih-lits/konventsiya-o-pravah-rebenka-kratkoe-soderzhanie.html

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.

  • Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.
  • Статья 1
  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
  • Статья 2

Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

  1. Статья 3
  2. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
  3. Статья 4
  4. Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
  5. Статья 5
  6. Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.
  7. Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.

  • Статья 7
  • Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
  • Статья 8
  • Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
  • Статья 9

Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

  1. Статья 10
  2. Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
  3. Статья 12-15

Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.

  • Статья 16
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
  • Статья 17
  • Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:
  • а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;
  • б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
  • в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;
  • г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
  • Статья 18
Читайте также:  ​​международные водительские права: как выглядят и как получить, страны, срок

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

  1. Статья 19
  2. Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
  3. Статья 20 и 21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

  • Статья 22
  • Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.
  • Статья 23
  • Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
  • Статья 24

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

  1. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
  2. Статья 26
  3. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
  4. Статья 27
  5. Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
  6. Статья 28

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

  • Статья 29
  • Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
  • Статья 31

Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

  1. Статья 32
  2. Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
  3. Статья 33
  4. Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
  5. Статья 34
  6. Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
  7. Статья 35
  8. Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
  9. Статья 36
  10. Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
  11. Статья 37
  12. Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  13. Статья 38
  14. Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
  15. Статья 39
  16. Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
  17. Статья 40
  18. Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.
  19. Статья 41
  20. Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.
  21. Статья 42
  22. Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.
  23. Статья 43-45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46-54

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Источник: https://www.samregion.ru/uncategorized/kratkaya-redaktsiya-konventsii-o-pravah-rebenka/

Основные положения международной Конвенции по защите прав ребенка и ее значение

Вторая мировая война взбудоражила строй государства, и потребовала соответствующего законодательства в области прав человека. Свой вклад сделала и Организация Объединенных Наций. Они приняли ряд нужных законодательных бумаг, трактующих права человека. Утвержденные права составляли основу комфортного пребывания в пределах страны.

История принятия Конвенции по защите прав ребенка

Определение 1

Конвенция защиты прав ребенка – это универсальный перечень специальных законов, открытый для свободного принятия всеми странами. Документ обеспечивает гарантии четкого соблюдения прав детей.

Этому вопросу уделялось особое внимание, из-за чего и был создан ЮНИСЕФ – детский фонд ООН. Дети являются объектом наибольшей защиты – это фрагмент Всеобщей декларации прав человека. Заявление было озвучено и принято Генеральной Ассамблеей в 1948 году.

Следующим этапом формирования законодательной базы по защите прав детей стал шаг ООН в 1959 году, когда был принят нормативный акт с перечнем принципов для обеспечения счастливого детства под названием Декларация прав ребенка. Это стало отличным подспорьем в продвижении охраны прав детей.

Но Декларацию на тот момент нельзя было признать совершенной, поэтому было ясно, что она требует тотальной доработки.

1979 год отпечатался в истории как Международный год ребенка. В этот период было проведено множество социальных мероприятий и рассмотрена предложенная правовая инициатива.

Решения принимались в кругу Комиссии по правам человека в контексте проекта польского профессора Адама Лопатки – Конвенции о правах ребенка.

В течении 10 лет собирались совещания среди представителей власти и различных социальных организаций, чтобы уделялось больше внимания разработке соответствующих документов.

После этапа проработки проекта, Конвенция была подписана 26 января 1990 года. Реакция на него была положительная, ведь в первый же день документ подписали представители 61 страны. Это дало повод утвердить его в срочном порядке. Этот важнейший элемент международного права полноценно действовал уже 2 сентября 1990 года.

Такой мощный законодательный прорыв стал поводом присоединения многих государств. Из-за чего к 1997 году участниками Конвенции стало 191 государство. Исходя из многих факторов истории принятия закона, 20 ноября было провозглашено ежегодным Днем прав ребенка.

Основные положения Конвенции

Суть положения заключается в невозможности ребенком самостоятельно отстаивать собственные права из-за его физической и умственной незрелости. Ребенок – индивид, который является субъектом права, ему необходима охрана, забота и правовая защита.

Это распространяется на период до и после его рождения вплоть до достижения восемнадцатилетнего возраста. Это утверждено в статье под номером один. Последующая статья твердит, что государства Конвенции должны уважать и обеспечивать соблюдения прав детей.

Исключение всевозможных дискриминаций также входит в перечень. Это дискриминации по:

  • Расовому признаку
  • Половому признаку
  • Языковому признаку и др.

Конвенция предусматривает обеспечение интересов детей в лучшем виде. Это одна из основных задач, которая должна быть реализована. Лица, несущие ответственность за ребёнка по закону, также должны быть услышаны, их мнения и права должны быть учтены.

Одной из важнейших статей Конвенции является раздел под номером шесть, где указано, что каждый ребенок имеет право на жизнь, которое никто не может оспорить. За этим следует обеспечение его базовыми вещами для выживания и развития как личности. Таким образом происходит подготовка ко взрослой самостоятельной жизни в социуме.

Чтобы ребенок вырос сознательным человеком, должно быть обеспечено соблюдения прав не базовые вещи: от здравой семейной и школьной жизни, возможности своевременного лечения, права на жилье и др. Каждый в силах выбирать как и о чем ему думать, какую выбрать религию и т.д. Это подкреплено соответствующими статьями в законодательстве.

Соблюдены и гражданские права и свободы:

  • Право на имя и гражданство
  • Защиту личной и семейной жизни
  • Неприкосновенность жилища
  • Конфиденциальность
  • Защиту посягательств на честь и репутацию

Логичным является утверждение о том, что ребенок не может подвергаться жестоким способам наказания и проявлению насилия в любом виде.

Большая ответственность лежит и на семейном окружении. За родителями закрепляется право руководить ребенком, содержать его, нести ответственность за воспитание и развитие его как личности.

Статья 28 делает акцент на нобходимости образования, чтобы искоренять безграмотность и развивать новое молодое поколение. В этот аспект входит и профессиональная подготовка.

Право на любой творческий досуг, искусство, участие в мероприятиях также закреплено за каждым человеком в обязательном порядке.

Для выхода из чрезвычайных ситуаций действуют особые меры. Это относится к экономической эксплуатации, к незаконному употреблению наркотиков, к сексуальной эксплуатации, похищению, торговле и к прочим непредвиденным вещам.

Значение Конвенции в мире

Определение 2

Конвенция по защите прав детей – это собрание общепринятого минимума прав каждого ребенка, соблюдения которого является необходимым для общества.

На международном уровне документ был воспринят положительно. Это стало образцом гуманистического права в мире. Конвенция несёт в себе закрепленные нормы, которые утверждают, что ребенок – это часть человечества, требующая чрезмерной опеки в силу собственной беспомощности во многих аспектах жизни.

Это стало первым упоминанием о ребенке, как о полноценной личности с равными правами и обязанностями. После выделения особого перечня прав детей, ООН вводит и механизмы контроля с высокими полномочиями – это Комитет ООН по правам ребенка.

Вывод 1

Документ заключает в себе 54 статьи, которые свидетельствуют о полноправии ребенка. Все это сосредоточено вокруг трех главных факторов: подтверждения прав детей, сосредоточенных в других правовых документах, укрепления особого статуса ребенка в обществе и закрепления норм по защите и охране прав. Конвенция является уникальной по полноте охвата возможных проблем, связанных с детьми.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/konventsija-po-zaschite-prav-rebenka/

Ссылка на основную публикацию